реферат скачать
 

Декабристы: тайные общества, журналы, особенности мировоззрения и поведения

Декабристы: тайные общества, журналы, особенности мировоззрения и поведения

Министерство образования РФ

Кемеровский государственный университет

Кафедра журналистики и русской литературы ХХ века

Декабристы: тайные общества, журналы, особенности мировоззрения и

поведения.

Реферат по истории отечественной журналистики XIX века.

Выполнила:

студентка гр. Л – 015

Климова О.В.

Проверила:

КЕМЕРОВО, 2003 г.

Введение.

Декабризм как историческое явление чрезвычайно многогранен. Он включает

в себя идеологию дворянских революционеров, оказавшую значительное влияние

на общественное сознание передовой России первой половины XIX века.

Родоначальники идейно осознанной и организованной политической борьбы

против самодержавия и крепостного права, декабристы навечно вошли в историю

России.

Исторические и социально-политические закономерности выступления

декабристов ни в коем случае не должны затушевывать исключительность,

своеобразие их движения в целом, ту печать избранничества, которая легла на

их судьбы. Нельзя забывать о том, что с протестом против крепостничества,

феодальных институтов и произвола самодержавия выступила небольшая часть

передового дворянства. В целом же русское дворянство осталось

крепостнически настроенным и верным престолу консервативным сословием.

Великая заслуга декабристов заключалась в том, что они смогли подняться

выше своих классовых интересов, презреть сословные привилегии и пойти

сознательно на явную гибель, во имя высоких и благородных идеалов.

Русская культура, в самом широком смысле этого понятия, не только была

нравственной и духовной почвой для декабристов, но она непосредственно

воплощалась в них и ими была возведена на новую ступень. Репутация

образованнейших людей своего времени, закрепленная за декабристами, не

легенда и не поздний приговор потомков. Эта репутация сложилась при них и

была естественным началом того авторитета и влияния, которыми они обладали

среди своих современников. Многие из декабристов учились в Московском и

Петербургском университетах, Царскосельском лицее – лучших учебных

заведениях того времени, в чьих стенах царил дух вольномыслия; слушали

частные курсы у передовых профессоров.

С историей декабристского движения неразрывно связаны имена Пушкина и

Грибоедова, среди самих декабристов было немало известных писателей,

поэтов, ученых, художников (К.Ф.Рылеев, А.И.Одоевский, А.А.Бестужев-

Марлинский, Н.А.Бестужев, Ф.П.Толстой).

Формирование революционного мировоззрения декабристов.

Декабристы выросли и сформировались в условиях русской

действительности, в их мировоззрении отразились назревшие в русском

историческом процессе очередные, коренные по значению исторические задачи –

уничтожение крепостного права и ликвидация самодержавия. Принадлежа в

большинстве своем к поколению, родившемуся на рубеже XVIII и XIX веков, они

наблюдали сложную и полную социальных противоречий русскую

действительность, где ярко выражались классовые контрасты, борьба старого с

новым; в их среде постоянно обсуждалась деятельность самодержавия и сложные

международные столкновения начала века. Многие из будущих декабристов стали

задумываться над положением дел в родной стране еще на школьной скамье.

Такие передовые русские учебные заведения, как Московский университет,

«школа колонновожатых» (будущая академия Генерального штаба) и

Царскосельский лицей явились «питомниками» декабристов. Тут, под

воздействием русской революционной традиции, лекций передовых русских

ученых, а также вдумываясь в произведения западноевропейских политических

писателей и философов (Вольтер, Руссо, Монтескье), сыгравших немалую роль в

подготовке французской революции, работала над русской действительностью

пытливая молодая мысль будущих русских революционеров. Мысли о

несправедливости дворянских привилегий, о вреде крепостничества, о

деспотизме царя зародились у многих декабристов еще до войны 1812г.

Отечественная война была воспринята декабристами как народная война и

заставила их размышлять над тяжелым положением закрепощенного русского

народа, доблестно боровшегося за родину. Вернувшись на родину, покрытые

славой победой, будущие декабристы стали еще глубже вдумываться в

угнетенное положение горячо любимой родины. Всюду царило крепостное право,

произвол самодержавия ничем не был ограничен, сословный суд угнетал простой

народ, чиновники-дворяне занимались взяточничеством и казнокрадством,

угнетенные массы коснели в темноте. С каждым днем усиливалась реакция,

свирепствовала «аракчеевщина». В этой атмосфере и возникло первое тайное

общество декабристов.

Сопоставление нравственных идеалов декабристов и Пушкина.

Петербургский период жизни и творчества Пушкина отличается его

стремлением к содружеству, сообществу, братскому единению. В этом сказалась

не только инерция привычки к лицейскому братскому союзу, но особенная черта

тех лет в русской истории вообще. Счастливое окончание войн с Наполеоном

разбудило в обществе чувство собственной силы, право на общественную

активность, именно в те послевоенные годы возникают «вечера» у Жуковского,

«русские завтраки» у Рылеева, где сообща думали, спорили, пили, обсуждали

новости, даже чтение книг — занятие традиционно связанное с уединением —

становится формой дружеского общения. Именно в это время возникло и активно

жило «арзамасское братство», в которое Пушкин-лицеист был принят заочно, а

летом 1817г., оказавшись в Петербурге, «Сверчок» стал его реальным

участником.

К тому времени в «Арзамасе» вместе с новыми членами (Н.Тургеневым,

М.Орловым, Н.Муравьёвым) появились политические идеи, которые вскоре

привели к распаду литературного общества. Однако это не помешало Пушкину

сблизиться с Н.Тургеневым и М.Орловым — их облик проповедников свободы

оказался для Пушкина теперь более привлекательным, чем облик «беспечного

ленивца» в духе героев Батюшкова или «усталого селянина» в духе Жуковского.

Пушкина привлёк декабристский тип человека: бескомпромиссность, резкость в

речах, категоричность, суровые нравственные требования и глубокая

религиозность Николая Тургенева, исключительная храбрость и человеколюбие

Фёдора Глинки, высокий «градус» патриотизма и гражданственности Никиты

Муравьёва, Михаила Лунина, Якушкина и др. Увлёкшись нравственным идеалом

декабристов, Пушкин, тем не менее, имел собственные этические

представления.

Нравственный идеал декабристов был окрашен в тона героического

аскетизма. Истинный гражданин представлялся как суровый герой, отказавшийся

ради общего блага от счастья, веселья, дружеских пиров, любви; гражданин

противопоставлялся поэту, герой — любовнику, свобода — счастью. Однако

Пушкин, в отличие от декабристов, проповедовал другие нравственные идеи.

Просвещение XVIII века (века в значительной мере атеистического, во всём

сомневающегося) в борьбе с христианским аскетизмом создало концепцию

свободы, не противопоставленной счастью, а совпадающей с ним. Истинно

свободный человек — это человек страстей, раскрепощённых внутренних сил,

это — любовник, поэт, гражданин. Пушкин был глубоко связан с XVIII веком и

усвоил такое понимание свободы — она не может строиться на самоограничении

личности, наоборот, именно расцвет и полнота жизни каждой личности есть

путь к свободе. Именно такое понимание свободы отразилось, например, в

известном послании «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…», 1818; I –

С.307), или в мадригале княгине Е.И.Голицыной (1817; I – С.281):

Краёв чужих неопытный любитель// И своего всегдашний обвинитель,

Я говорил: в отечестве моём// Где верный ум, где гений мы найдём?

Где гражданин с душою благородной,//Возвышенной и пламенно свободной?

Где женщина – не с хладной красотой,//Но с пламенной, пленительной,

живой?

Где разговор найду непринужденный,//Блистательный, весёлый,

просвещённый?

С кем можно быть не хладным, не пустым?// Отечество почти я ненавидел

Но я вчера Голицыну увидел// И примирён с отечеством моим.

В этом стихотворении Пушкин фактически сформулировал свой нравственный

идеал, он провозглашает установку жить в постоянном горении, «пламени»,

напряжении страстей (любви, шалости, патриотизма и т.д.).

Такая установка на азартное веселье и страстность, казалось бы,

сближала Пушкина с поэтами-«арзамасцами», но это было внешним сходством.

Для арзамасцев и поэтов их круга веселье и лень были лишь литературной

позой: Жуковский, известный самоотреченными поэтическими мечтаниями, в быту

был уравновешеннее и жизнерадостнее; Батюшков, трагически больной в жизни,

прославился в поэзии как певец любви и наслаждений; Баратынский, меланхолик

в жизни, написал поэму «Пиры», прославлявшую беззаботное веселье. Пушкин

одинаков в стихах и в жизни. Взяв от «арзамасцев» идеи радости земной

жизни, а у декабристов гражданско-патриотический пафос и стремление перейти

от слов к поступкам, Пушкин создал новый этический идеал, лишённый

крайностей: счастье — это свободное развитие личности, которой доступны и

высокие гражданские поступки, и религиозные чувства, и любовные страсти, и

просто шалости, веселье, лень. Пушкин обладал удивительной способностью

сохранять «золотую середину», обладая совершенным чувством меры.

Пушкин прокладывал новый и свой путь в жизни и поэзии, но окружающие

его не могли понять, им казалось, что он сбился с пути, они хотели

направить его на путь «истинный», причём это пытались делать и «арзамасцы»,

и декабристы. Уставая от нравоучений, от того, что его всё ещё считают

мальчиком, Пушкин порой назло всем демонстрировал мальчишество своего

поведения. Но чем больше позволял себе шалостей и чем больше укреплялась

его репутация «незрелого» юноши, тем более Пушкину не позволяли войти в

круг участников тайных декабристских обществ. Назойливые поучения

наставников, с одной стороны, а с другой - недоверие друзей - стали

причиной лихорадочной нервозности, напряжённости душевного состояния

Пушкина тех лет; в любую минуту он ждёт обид и всегда готов ответить

вызовом на дуэль. Летом 1817 года он по ничтожному поводу вызвал на дуэль

старика дядю С.И.Ганнибала, вызывал Н.Тургенева, однокурсника по Лицею

М.Корфа, майора Денисевича и мн. других. Многие дуэли удавалось «погасить»,

но не все — осенью 1819г. Пушкин стрелялся с Кюхельбекером (оба выстрелили

в воздух), серьёзная дуэль была, вероятно, с К.Ф.Рылеевым (точно не

установлено).

Тайные общества декабристов.

Союз Спасения или Общество истинных и верных сынов отечества.

Первое тайное общество декабристов возникло в 1816г. Оно называлось

Союзом Спасения, а позже, после принятия Устава, - Обществом истинных и

верных сынов отечества. Основателем был молодой полковник генерального

штаба Александр Муравьев, членами – С.Трубецкой, Сергей и Матвей Муравьевы-

Апостолы, Никита Муравьев, М.Лунин, П.И.Пестель, И.И.Пущин и другие. Это

была дворянская военная молодежь, связанная узами тесной личной дружбы и

сблизившаяся на почве передовых идей времени. Всего насчитывалось 30

членов.

Это Общество имело писаный «статут», в котором были объединены и

программа и устав общества. Первое время целью считалось лишь освобождение

крестьян от крепостной зависимости, но вскоре к этой цели добавилась и

другая – введение в России конституционной монархии. Но как осуществить эти

цели? Иногда у декабристов возникали планы цареубийства, но после

обсуждения они отвергались; в обществе еще не было полного политического

единодушия; группа более радикальных членов боролась с более умеренными.

Внутренняя идейная борьба и неясность тактики заставили декабристов

ликвидировать первое тайное общество и организовать в 1818 году второе –

под названием Союз Благоденствия.

Союз Благоденствия.

Союз Благоденствия, как и Союз Спасения, был тайным революционным

обществом. Члены его также ставили перед собой целью борьбу с крепостным

правом и самодержавием. Но, в отличие от первой, узкой и малочисленной,

заговорщицкой организации они хотели значительно расширить ее численный

состав и активно воздействовать на создание в стране передового

«общественного» мнения, которое, по мысли декабристов, могло явиться

решающей силой в подготовке будущего переворота. Организация численно

увеличилась до 200 человек.

Был написан устав нового общества, по цвету переплета названный

«Зеленой книгой». Его первая часть излагала общие правила и цели общества,

она содержала формулировку основных политических целей, известных только

руководящим членам. Обществом руководила так называемая «Коренная управа».

Согласно уставу в члены Союза могли быть приняты не только дворяне, но и

купцы, мещане, духовенство и свободные крестьяне. Члены Союза благоденствия

обязывались постоянно развивать и поддерживать повсюду передовые мнения,

осуждать крепостное право, деспотизм власти, угнетение народа.

Но, вместе с ростом недовольства угнетенных масс в стране, а также с

нарастанием общеевропейской революционной ситуации 1818-1820гг. Союз стал

явно «леветь» в политическом отношении. В нем получили преобладание

сторонники республики и решительного открытого выступления. В начале 1820г

в Петербурге состоялось совещание Коренной управы, где был поставлен доклад

Пестеля о наилучшей форме правления. Пестель характеризовал все «за» и

«против» конституционной монархии и республики, отдав решительное

предпочтение последней. При поименном голосовании все члены общества

высказались за республику.

В связи с изменением программы возникла потребность и в новой тактике,

которая бы обеспечила быстрое осуществление поставленных политических

целей. Около 1820г. декабристы, люди военные, стали обсуждать вопрос о

решительном военном натиске на самодержавие. Возмущение Семеновского полка

как бы подтвердило правильность решения о новой тактике: солдаты-гвардейцы

уже организовал самостоятельное выступление.

В январе 1821г. в Москве собрался съезд Коренной управы Союза

Благоденствия. Съезд объявил Союз «распущенным», и под прикрытием этого

постановления, которое облегчало отбор ненадежных членов, тайно общество

вновь реорганизовалось: возникло Южное и Северное общества, которые и

подготовили восстание декабристов в 1825г.

Основание Южного общества.

Во 2-й армии, расквартированной на Украине, работала так называемая

Южная управа Союза Благоденствия с центром в Тульчине – местопребывании

штаба 2-й армии. Руководителем Южной управы был Пестель. Узнав от своих

делегатов, присутствовавших на съезде Коренной управы Союза Благоденствия,

о закрытии общества, Пестель и его единомышленники – декабристы Юшневский,

Крюковы, Вольф, Ивашев, Барятинский и другие – решили постановлению о

«закрытии» не подчиняться в «общество продолжать». Новая организация,

возникшая в марте 1821г. в тульчине, получила название Южного общества.

Было решено периодически созывать съезды руководящих членов тайного

общества. Первый съезд руководителей Южного общества собрался в Киеве в

январе 1822г. и заслушал доклад Пестеля об основах его конституционного

проекта («Русская Правда»). А год спустя, на втором съезде руководителей в

январе 1823г. основы конституции Пестеля были приняты.

«Русская Правда» – первая дошедшая до нас республиканская конституция в

истории революционного движения России. В ней объявлялось, что крепостное

право («Рабство») должно быть «решительно уничтожено» и «дворянство должно

непременно навеки отречься от гнусного преимущества обладать другими

людьми». Помимо нового устройства органов власти, утверждалась свобода

вероисповедования, свобода слова, свобода печати с ответственностью за

опубликованные произведения лишь по суду, свобода передвижения и равный для

всех суд.

Основание Северного общества.

После ликвидации Союза Благоденствия в 1821г. в Петербурге также

образовалось тайное общество. Его основное ядро составили Н.Муравьев,

Николай Тургенев, М.Лунин, С.Трубецкой, Е.Оболенский и И.Пущин. В

дальнейшем состав значительно расширился. В нем явственно была заметная

борьба двух течений – умеренного, конституционно-монархического, и более

радикального, отмеченного республиканскими симпатиями. Ряд членов Северного

общества вернулся к лозунгу конституционной монархии и менее радикально,

чем члены Южного общества, решал крестьянский вопрос. Но общая борьба с

крепостным правом и самодержавием все же тесно объединила оба общества,

решившие выступить совместно. Северное общество, как и Южное, приняло

тактику военного переворота.

Влиятельным членом Северного общества, особенно в первые годы его

существования, был один из инициаторов движения декабристов – Никита

Муравьев. Он разработал конституционный проект, который весьма оживленно

обсуждался среди декабристов.

Проект конституции Никиты Муравьева характеризовался высоким

имущественным цензом. Уничтожались сословия, и устанавливалось равенство

всех перед законом. Россия объявлялась федерацией, которая делилась на 15

«держав» со своей столицей. В каждой державе высшим органом власти было

особое представительское учреждение, делившееся на две палата: Верхнюю

палату – Державную думу и Нижнюю – палату выборных депутатов державы.

Императору принадлежала лишь исполнительная власть, он мог задержать

принятие закона, вернув его в парламент и, поставив на вторичное

обсуждение, но совсем отклонить его не мог. Табель о рангах уничтожалась,

должности в государстве становились выборными. Объявлялось немедленное

уничтожение военных поселений, провозглашалась свобода вероисповедования,

свобода слова, печати, собраний, передвижений.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.