реферат скачать
 

Терроризм. Мероприятия по защите от террористических актов

Терроризм. Мероприятия по защите от террористических актов

Содержание


Введение

1.                 Понятие и виды современного терроризма

2.                 Возможные чрезвычайные ситуации, обусловленные террористическими актами

3.                 Специфика мероприятий по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, обусловленных террористическими актами:

3.1 Мероприятия, проводимые заблаговременно в целях предупреждения террористических актов в режиме повседневной деятельности

3.2 Мероприятия, проводимые заблаговременно в целях предупреждения террористических актов в режиме повышенной готовности

4.                 Общегосударственная система противодействия терроризму

Заключение

Список использованных источников и литературы


Введение


Терроризм - постоянный спутник человечества, который относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений современности, приобретающих все более разнообразные формы и угрожающие масштабы [1].

Террористические акты приносят массовые человеческие жертвы, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения.

Терроризм как массовое и политически значимое явление - результат повальной «деидеологизации», когда отдельные группы в обществе начинают ставить под сомнение законность и права государства и этим оправдывают свой переход к террору для достижения собственных целей.

Различные преступные группировки совершают террористические акты для устрашения и уничтожения конкурентов, для воздействия на государственную власть с тем, чтобы добиться наилучших условий для своей преступной деятельности. Жертвой террористического акта может стать каждый – даже тот, кто не имеет ни малейшего отношения к конфликту, породившему террористический акт.

Целью курсовой работы является, прежде всего, выявление четкой формулировки определения понятия терроризма и мероприятий по защите от террористических актов.

Задачами данной курсовой работы являются:

- рассмотреть специфику мероприятий по защите населения в чрезвычайных ситуациях, обусловленных террористическими актами;

- подробно рассмотреть мероприятия, проводимые в целях предупреждения терактов в режиме повседневной деятельности и в режиме повышенной готовности;

- выявить общегосударственную систему противодействия терроризму.

Уровень терроризма и конкретные формы его проявления представляют собой показатель, с одной стороны, общественной нравственности, а с другой – эффективности усилий общества и государства по решению наиболее острых проблем, в частности, по профилактике и пресечению самого терроризма.

К сожалению, терроризм является весьма действенным орудием устрашения и уничтожения в извечном и непримиримом споре разных миров, кардинально отличающихся друг от друга своим пониманием жизни, нравственными нормами, культурой. А за последние несколько лет проблема терроризма приобрела во всем мире глобальные масштабы и имеет тенденцию к устойчивому росту (если в 80-х годах зафиксировано до 800 крупных террористических актов, то в 90-х – уже более 900)[2].

Террористические акты с каждым годом становятся все более тщательно организованными и жестокими, с использованием самой современной техники, оружия, средств связи. В различных регионах мира политическими и националистическими радикалами, взявшими на вооружение методы террора для достижения своих целей, организована разветвленная сеть подполья, складов оружия и взрывчатых веществ, обеспечивающих структур, финансовых учреждений. В качестве прикрытия для террористических организаций функционирует система фирм, компаний, банков и фондов.

Совершенно очевидно, что для противодействия этому крайне опасному явлению необходима координация усилий всех государств на высшем уровне, создание сети международных организаций. Для осуществления эффективных действий по борьбе с терроризмом необходима также выработка его единых международно-правовых понятий, точной правовой характеристики этого вида преступления.

О степени угрозы для современного общества, которую несет в себе терроризм, говорит тот факт, что, ведущие государства мира принимают законы о борьбе с терроризмом, практически ни одна встреча глав ведущих государств не проходит без обсуждения этой проблемы.

Важнейшие направления деятельности в этой сфере: совершенствование правовой базы, усиление взаимодействия между специальными органами, оказание максимального давления на страны, поддерживающие терроризм, повышение качества подготовки сотрудников этих структур, занимающихся проблемой терроризма, их технической оснащенности.


1. Понятие и виды современного терроризма


Нелегко дать определение терроризму, так как порой в это понятие вкладывается разный смысл. Современное общество столкнулось со многими видами терроризма, и этот термин лишился четкой смысловой нагрузки.

 Под терроризмом подразумеваются и чисто уголовные похищения людей с целью выкупа, и убийства на политической почве, и жестокие методы ведения войны, и угоны самолетов, и шантаж, т.е. акты насилия, направленные против собственности и интересов граждан. Существует более ста определений террора и терроризма, но, ни одно из них не является достаточно определенным. Слово террор произошло из латинского языка: terror – страх, ужас. Действительно, любые действия террориста (даже не связанные с убийством) всегда предполагают насилие, принуждение, угрозу. Главное средство достижения цели для любого террориста–это запугивание, создание атмосферы страха и неуверенности, наведение ужаса. Принимая во внимание крайнюю общественную опасность и жестокость актов террора, их антисоциальность и антигуманность, терроризм можно определить как общественный феномен, заключающийся в противоправном использовании крайних форм насилия или угрозы насилием для устрашения противников с целью достижения конкретных целей.

В наши дни существует множество форм терроризма, которые можно классифицировать по субъектам террористической деятельности и по направленности на достижение тех или иных результатов.

Внутригосударственный терроризм представляет собой деятельность специально организованных террористических групп или террористов-одиночек, акции которых направлены на достижение различных политических целей в пределах одного государства. Террором может называться насилие, сознательно направленное по отношению к государству.

Насилие выступает в двух формах[3]:

1) прямое насилие, которое выражается в непосредственном применении силы (война, вооруженное восстание, политические репрессии, террор); 2) косвенное (скрытое) насилие, которое не предполагает непосредственного использования силы (различные формы духовного, психологического давления, политическое вмешательство, экономическая блокада), но означает только угрозу применения силы (политическое давление, дипломатический ультиматум).

Паника – вот на что рассчитывают террористы. Они ничего не требуют, ни к чему не призывают. Просто взрывают дома, пытаясь посеять животный страх и панику. Страх не является самоцелью. Страх – лишь средство достижения определенных политических целей.

Современный политический терроризм слился с уголовной преступностью, они взаимодействуют и поддерживают друг друга. Их цели и мотивы могут быть различными, но совпадают формы и методы.

Вот несколько примеров: колумбийские террористические организации взаимодействуют с наркомафией, корсиканские – с сицилийской мафией. Часто для получения достаточных финансовых ресурсов для своей деятельности политические террористические группировки пользуются уголовными методами – контрабандой, незаконной торговлей оружием.

Когда государственный терроризм выходит за границы отдельных стран, он приобретает характер международного. В последнее время этот вид терроризма приобрел невиданные, глобальные масштабы.

Международный терроризм расшатывает государственные и политические устои, наносит огромный материальный ущерб, уничтожает памятники культуры, подрывает международные отношения.

Как и любая другая форма террора, международный терроризм проявляется в беспорядочном насилии, обычно направленном против людей без разбора для создания в массах идеи, что цель оправдывает средства: чем ужаснее преступление, тем лучше с точки зрения террористов.

Разновидностями международного являются транснациональный и международный криминальный терроризм. Первый представляет собой различные акции негосударственных террористических организаций в других государствах. Однако они осуществляются самостоятельно и не нацелены на изменение международных отношений. Второй проявляется в действиях международной организованной преступности, участники которой могут быть далеки от каких- либо политических целей, а их акции могут быть направлены против конкурирующих преступных организаций в другой стране.

В соответствии с направленностью терроризм можно классифицировать также на: социальный, преследующий цель коренного или частичного изменения экономического или политического строя собственной страны; националистический, практикуемый организациями сепаратистского толка и организациями, поставившими своей целью борьбу против диктата инонациональных государств; религиозный, связанный либо с борьбой приверженцев одной религии (или секты) в рамках общего государства с приверженцами других, либо с попыткой низвергнуть светскую власть и утвердить власть религиозную».

Терроризм, представляющий собой опасность глобального масштаба, в современных условиях, по существу, превратился в угрозу политическим, экономическим, социальным институтам государства, правам и фундаментальным свободам человека.

Нам уже грозит ядерный терроризм, терроризм с применением отравляющих веществ, информационный терроризм.

Сегодня в мире насчитывается около 500 нелегальных террористических организаций [4].

В современных условиях наблюдается эскалация террористической деятельности экстремистски настроенных лиц, групп и организаций, усложняется ее характер, возрастают изощренность и античеловечность террористических актов.

Хотелось бы отметить тот факт, что кроме многочисленных террористических организаций, существует и множество поддерживающих эти организации государственных структур и даже государств-спонсоров терроризма. В основном это развитые западные и арабские нефтедобывающие страны.

Совершенно очевидно, что явление терроризма становится особенно опасным, если оно создается и поддерживается государственными режимами, особенно диктаторского, националистического, сепаратистского типа.

Современный терроризм представляет не только угрозу безопасности отдельных политических или общественных деятелей, организаций, государств.

Таким образом, для решения этих проблем представляется необходимым совершенствование уголовного законодательства, ужесточение санкций по отношению к государствам, поддерживающим терроризм, координация усилий и тесное сотрудничество всех международных организаций по борьбе с терроризмом.


2. Возможные чрезвычайные ситуации, обусловленные террористическими актами различного вида


Источником терроризма любого вида является, как правило, социальная среда, но по критериям последствий чрезвычайные ситуации, обусловленные террористическими актами, могут носить характер техногенных, биолого-социальных или социальных. Чрезвычайные ситуации техногенного характера[5]:

- аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ на радиационно (ядерно) опасных объектах;

- создание зон комбинированных поражений в результате подрыва ядерных боеприпасов;

- радиоактивное загрязнение окружающей среды путем распыления радиоактивных аэрозолей и пыли, а также растворения радиоактивных веществ в водоисточниках;

- аварии с выбросом (разливом), угрозой выброса (разлива) АХОВ на химически опасных объектах;

- аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ на объектах их хранения;

- химическое заражение окружающей среды различными способами;

- аварии и катастрофы на различных видах транспорта;

- аварии на магистральных трубопроводах;

- пожары, взрывы на объектах инфраструктуры;

- аварии на электроэнергетических сетях и на коммунальных сетях жизнеобеспечения, приводящие к массовому нарушению условий жизнедеятельности населения;

- гидродинамические аварии.

Чрезвычайные ситуации биолого-социального характера: эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, поражение сельскохозяйственных растений вредителями.

Чрезвычайные ситуации социального характера:

- захват заложников;

- захват различных транспортных средств - наземных, морских, воздушных;

- провоцирование массовых беспорядков среди населения;

- дестабилизация обстановки в обществе с использованием СМИ и других информационных средств;

- создание условий для дестабилизации экономики и финансовой системы государства.

Характер воздействия террористических актов на население и окружающую среду зависит от вида возможной ЧС, обусловленной данным террористическим актом, но с учетом тщательности его подготовки, что может привести к усилению негативных последствий.


3. Специфика мероприятий по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, обусловленных террористическими актами


3.1 Мероприятия, проводимые заблаговременно в целях предупреждения террористических актов в режиме повседневной деятельности


Правовые мероприятия[6]:

Разработка и принятие правовых и нормативно-технических документов в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, обусловленных террористическими актами различного характера, является основой правовых мероприятий.

Основными правовыми документами в области борьбы с терроризмом в настоящее время являются:

- Концепция национальной безопасности Российской Федерации, объявленная Указом Президента РФ от 17.12.1997 г. № 1300;

- Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» от 25.06.1998 г. № 130-ФЗ. Закон определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений и организаций, независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом;

- ряд постановлений и распоряжений Правительства РФ:

1) «О мерах по противодействию терроризму»,

2) «О федеральной антитеррористической комиссии» и др.;

- рекомендации МЧС РФ «О создании на территориях муниципальных образований гражданских организаций и их использовании в борьбе с терроризмом»;

- приказ Минздрава РФ и МЧС РФ «О совершенствовании системы оказания экстренной медицинской помощи лицам, пострадавшим от террористических актов»;

- различные правовые документы субъектов РФ по вопросам борьбы с терроризмом с учетом специфики данных регионов.

Организационные мероприятия[7]:

Планирование защиты населения и территорий в ЧС, обусловленных террористическими актами, на любом уровне должно отражаться в «Плане действий по предупреждению и ликвидации ЧС».

При планировании должно учитываться то обстоятельство, что любые ЧС, источниками которых являются причины техногенного или природного характера, имеют по критерию последствий определенную долю «случайности события», тогда как террористический акт, приводящий к подобной ситуации, готовится достаточно тщательно и сводит к минимуму фактор случайности, что в свою очередь приводит к более серьезным негативным последствиям.

Данное положение должно особенно учитываться при планировании таких заблаговременных мероприятий, как инженерно-технические, повышение устойчивости функционирования объектов в различных условиях и медико-профилактические мероприятия.

Создание и поддержание в постоянной готовности сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС, обусловленных терактами.

Для непосредственной борьбы с терроризмом на различных его этапах привлекаются, как правило, органы управления и структурные подразделения следующих министерств и ведомств РФ:

1) Федеральной службы безопасности - предупреждение, выявление и пресечение террористической деятельности; предупреждение, выявление и пресечение попыток нарушения террористами государственной границы РФ и незаконное перемещение через границу РФ оружия, взрывчатых, опасных химических и радиоактивных веществ, а также предметов, которые могут быть использованы в качестве средств совершения террористических актов; участие в обеспечении безопасности национального морского судоходства и в проведении контртеррористических операций;

2) Министерства внутренних дел — предупреждение, выявление и пресечение террористической деятельности с корыстными целями;

3) Службы внешней разведки РФ — обеспечение безопасности учреждений РФ за рубежом, сбор информации о международной деятельности террористов;

4) Федеральной службы охраны — обеспечение безопасности объектов особой важности;

5) Министерства обороны — защита от оружия различного назначения, в том числе ОМП, боеприпасов, взрывчатых веществ, участие в обеспечении безопасности национального морского судоходства, воздушного пространства РФ, участие в проведении контртеррористических операций;

6) Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций - участие в ликвидации последствий ЧС, обусловленных террористическими актами.

 Средства, используемые для борьбы с террористической деятельностью, можно условно разделить на группы средств предупреждения террористических актов и средств, используемых при ликвидации последствий этих актов.

Средства предупреждения террористических актов[8]:

1. Агентурные средства - специальные средства, используемые соответствующими спецслужбами и ведомствами.

2. Информационные и пропагандистские средства - СМИ и другие аналогичные средства.

3. Средства непосредственного контроля территории охраняемого объекта[9]:

- комплекты оптических приборов;

- приборы ночного видения;

- тепловизионные системы наблюдения;

- разведывательные комплексы.

Транспортно-разведывательный комплекс СВ № 1355 предназначен для проведения аудио- и видеоразведки объектов и территорий; поиска; обнаружения и уничтожения самодельных взрывных устройств. Обеспечивает проведение взрывотехнических операций путем доставки и применения разрушителей взрывных устройств типа СВ-1324, СВ-1353 и др. Оснащен дистанционным управлением. Размещается в двух чемоданах типа «атташе-кейс». Скорость передвижения 4–5 км/час.

 Мобильный робототехнический комплекс МРК № 25 КУЗНЕЧИК предназначен для обнаружения, распознавания, передачи информации о предметах, подозреваемых на наличие взрывного устройства; предупреждения нарушений и борьбы с терроризмом; проведения радиационной разведки, ликвидации последствий аварий на предприятиях атомной и химической промышленности без участия личного состава. Управление работой комплекса осуществляется с поста оператора (или переносного пульта) по линии связи охраны различных объектов. Скорость передвижения 1 км/час. Масса 186 кг.

Мобильный робототехнический комплекс МРК № 01 предназначен для проведения инспекционных проверок, поиска и уничтожения взрывоопасных предметов. Состав комплекса: колесное 6×6 шасси, информационная система, линии связи, пост оператора, навесное технологическое и специальное оборудование.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.