реферат скачать
 

Становление и совершенствование танковой промышленности

Становление и совершенствование танковой промышленности

СОДЕРЖАНИЕ


1. Источники и историография

2. Состояние военной отрасли страны в 20-е гг. Xx в

3. Становление и развитие танковой промышленности в ходе осуществления довоенных пятилеток

Список использованных источников

1. ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ

военная отрасль танковая промышленность

Развитие и становление советского танкостроения, промышленности в довоенный период времени привлекало внимание многих исследователей (как советских, так и зарубежных) и простых любителей на протяжении многих десятилетий. Литература о нем обширна и многообразна.

Материалы, использованные для написания настоящей работы, могут быть разделены на две категории:

1) Документы – тексты договоров, официальная переписка, мемуары непосредственных участников событий;

2) Научно-историческая литература, касающаяся круга рассматриваемых вопросов.

В советское время развитие отечественной историографии определило целый перечень интересных научных и научно-популярных работ, которые значительно повлияли на раскрытие рассматриваемой автором курсовой работы темы. К ним можно отнести следующие: И.Б. Берхин «Военная реформа в СССР (1924-1926 гг.)» [3], А.Н. Бессараб «В прицеле – танки» [4], А.С. Бубнов «О Красной Армии» [5], В.С. Вознюк, П.Н. Шапов «Бронетанковая техника» [8], «Вопросы стратегии и оперативного искусства в советских военных трудах (1917-1940 гг.)» [9], Ф.И. Галкин «Танки возвращаются в бой» [11], И.М. Голушко «Танки оживали вновь» [12], В.Г. Гуляев «Человек в броне» [14], «Деятельность Коммунистической партии по созданию и укреплению Советских Вооруженных Сил (1917-1941 гг.)» [15], Д. Кочетков «С закрытыми люками» [20], И.Е. Крупченко «Военная история» [21], Н.Г. Кузнецов «Накануне» [22], П.Ф. Кузьмин «На страже мирного труда (1921-1940 гг.)» [23], С.Г. Осьмачко, А.М. Лушников «Развитие Советских Вооруженных Сил в межвоенный период (1921-1941 гг.): опыт и уроки» [28], С.Е. Плотников, И.Ф. Савченко «Оружие победы» [29], «Советские вооруженные силы. История строительства» [40], «Советские танковые войска 1941-1945» [42], А.А. Строков «История военного искусства» [44], И. Шмелев «И гусеницы и колеса» [49], И. Шмелев «Спутники пехоты» [50].

Для данной группы научно-исторической литературы общей особенностью является то, что приведенные некоторые факты, основные моменты, касающиеся развития советских бронетанковых войск и связанной с ними промышленности заполитизированы и не лишены излишнего публицистического стиля написания, который, кстати, делает сущность проблемы более понятной для восприятия. Однако, несмотря на эти незначительные недостатки, работы были использованы при написании курсовой работы, поскольку авторы этих работ являлись современниками происходивших событий и были отлично о них осведомлены из различных источников.

Так, например, в таком исследовании как «Советские вооруженные силы. История строительства» [40], на большом фактическом материале, часть которого впервые вводится в оборот, рассматривается история строительства и организации всех составных частей Красной Армии, в том числе и бронетанковых.

Обобщающей работой по Великой Отечественной войне является издание под редакцией И.В. Павлова и И.Г. Желтова «Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 гг.» [7]. В данном исследовании кратко описываются основные события, касающиеся соотношения сил СССР с фашистской Германией и ее союзниками в начальный период Великой Отечественной войны, приводятся документальные сведения основных стратегических операций сторон, показана динамика развития военно-промышленного комплекса двух враждующих стран. Среди приводимой информации присутствуют также сведения, относящиеся к бронетанковым войскам в период 1941 г., подводится как бы итог развития советского танкостроения за предыдущие два десятилетия.

Работами схожего характера, которые были использованы при написании курсовой работы, могут считаться: «Советские вооружённые силы 1918-1988 г.» [41], С.А. Тюшкевич «Советские Вооруженные Силы» [46], «Пятьдесят лет Вооруженных Сил СССР» [30]. В этих работах отмечается эволюция советских вооруженных сил. Бронетанковые войска, как отдельный род войск Красной Армии рассматриваются всесторонне, от предпосылок развития советского танкостроения и первых моделей танков к танкам конца 80-х гг. XX века.

О военачальниках, а также разработке советских танков, наступательных стратегий, можно узнать, ознакомившись с работой Р. Гуль «Красные маршалы» [13].

К работам обобщающего характера, которые охватывают также и рассматриваемый в работе период времени, применительно к развитию советского танкостроения, относятся: А.В. Века «История России» [6], Геллер М., Некрич А. «История России: 1917-1995» [10], а также «История второй мировой войны 1939-1945» [18]. Емко и содержательно в данных пособиях излагается интересующий автора курсовой работы материал.

О тактике и стратегии в боевых операциях с использованием танков, о первостепенной важности маневренности в ходе военных операций написано в исследовании А.А. Строкова «История военного искусства» [44]. На основе анализа военных событий в его работе выводится корректная парадигма правил ведения боевых действий.

При написании курсовой работы автором были также использованы статьи И. Шмелева «И гусеницы и колеса» [49], «Спутники пехоты» [50], которые содержат много технологических данных, а также технических характеристик первых советских танков. Отдельно в статьях определена область применения данных боевых машин, показана их совместимость с конкретными боевыми задачами.

Изменения государственности на пространстве СССР в конце 80-х – начале 90-х годов XX века породили разнообразные подходы к проблеме исследования.

В конце XX – начале XXI века формируется новое направление в историографии постсоветского пространства, раскрывающее глубинные причины стремительного развития военно-промышленного комплекса СССР и в частности танкостроения, связанных с ним отраслей промышленности и инфраструктуры.

Работы этого периода можно охарактеризовать, как содержательные исследования с объективной методологической линией. Основной упор в работах постсоветского времени делается не на экономический фактор, как в марксистско-ленинской методологии, а на личностный, традиционно-культурный. К таковым можно отнести: М.А. Архипова «Бронетанковая техника СССР Второй мировой войны» [1], М. Барятинский «Советские танки в бою» [2], И.Г. Дроговоз «Танковый меч страны Советов» [16], С.Г. Осьмачко, А.М. Лушников «Развитие Советских Вооруженных Сил в межвоенный период (1921-1941 гг.): опыт и уроки» [28], работы М. Свирина: «Броня крепка. История советского танка 1919-1937» [36], «Броневой щит Сталина. История советского танка 1937-1943» [37], «Артиллерийское вооружение советских танков 1940-1945» [38], В.В. Саблин, В.А. Чобиток, В.В. Чобиток «Бронетанковая техника Советской Армии и армий вероятного противника» [39], А.Г. Солянкин, М.В. Павлов «Отечественные бронированные машины. XX век» [43], В.О. Шпаковский «Танки эпохи тотальных войн 1914-1945 гг.» [51]. Примененный автором работы синтез двух подходов делает исследование более объективным.

Следует также отметить, что во всех вышеперечисленных работах постсоветского периода дан подробный анализ боевых качеств танков, стоявших на вооружении стран-участников двух мировых войн, прослежены тенденции их развития. Представлен редкий материал об экспериментальных машинах, не пущенных в серийное производство, но ставших родоначальниками нового типа бронетехники.

Круг вопросов, касающихся особой терминологии, а также характеристик широкого круга как отечественных, так и зарубежных танков, хорошо освящены в работе Г.А. Холявского «Энциклопедия бронетехники. Гусеничные боевые машины, 1919-2000 гг.» [47].

Танки и танковая промышленность зарубежных стран, их тактико-технические характеристики и область применения, история их развития хорошо описаны в зарубежном исследовании П. Чемберлена и К. Элиса «Британские и американские танки Второй мировой войны» [48].

Боевым действиям Красной Армии и, в частности, танковым частям, посвящены работы И.М. Майского «Испанские тетради» [24], М. Новикова «Победа на Халхин-Голе» [25]. В них отмечаются высокие технические характеристики советских танков, а также стойкость и мужество солдат Красной Армии. Однако, следует отметить, что руководство СССР все-таки всерьез не учитывало стремительный рост вооруженных сил фашистской Германии, основой стратегии которой стал глубокий охват танковыми соединениями крупных армейских группировок, как достижение стратегического успеха (стратегия так называемой «молниеносной войны»).

Процессы, рассматриваемые в работе отражены в приводимых ниже различных источниках.

К таковым можно отнести работы В.И. Ленина – «Полное собрание сочинений» [26], [27], в которых прослеживается идеологическая база, а также обнаруживается высокая степень научности в видении основных причин создания танков. В работах В.И. Ленина приводятся правильные рассуждения о значении бронетанковых войск для развития боевого успеха и обеспечения превосходства над противником.

Работа В. Триандафиллова «Характер операций современных армий» [45] является хорошим аналитическим исследованием военной тактики и стратегии армий наиболее развитых стран мира в довоенное время. В работе отмечены главные недостатки в танковой индустрии стран Запада, а также определена ошибочность их интересов. В то же самое время, работа носит определенный характер субъективности, поскольку излишне заполитизирована, что было обусловлено временем ее написания (1937 г.).

Еще одним источником, использовавшимся при написании настоящей работы, являются воспоминания и труды главного маршала бронетанковых войск СССР – П.А. Ротмистрова. К ним можно отнести: «Бронемашины» [31], «Стальная гвардия» [32], «История военного искусства» [33], «Танки на войне» [34], «Время и танки» [35].

Являясь человеком, стоявшим фактически у истоков танкостроения, П.А. Ротмистров отлично охарактеризовал рассматриваемый в работе период и описал важнейшие вехи в истории отечественных бронетанковых войск довоенного периода. Так, например, в «Стальной гвардии» [32], автор рассказывает о начале своей службы в Красной Армии, о своем командирском становлении. В главах, посвященных Великой Отечественной войне, повествуется о мужестве и героизме, подвигах воинов 8-й (позже — 3-й гвардейской) танковой бригады и 5-й гвардейской танковой армии, первого в Красной Армии бронетанкового объединения нового типа, которое было сформировано под руководством П.А. Ротмистрова. В книге показаны действия танкистов на подступах к Москве, под Сталинградом, на Курской дуге и Днепре.

В качестве источника для курсовой работы была использована статья «Записная книжка маршала Ф.И. Голикова» [17], содержащаяся в журнале «Новая и новейшая история». Уже к началу второй мировой войны Ф.И. Голиков вырос в крупного военачальника, возглавив 6-ю армию Киевского особого военного округа. А в июле 1940 г. он, генерал-лейтенант, получил назначение на пост заместителя начальника Генерального штаба Красной Армии - начальника Разведывательного управления. Еще более он продвинулся по командной линии, вернувшись на родину после завершения миссии в Великобритании и США. В своей «Записной» книжке он отмечает, что: «всего в западных приграничных округах и флотах насчитывалось 2,9 миллиона человек, более полутора тысяч самолетов новых типов и довольно много самолетов устаревших конструкций, около 35 тысяч орудий и минометов (без 50-миллиметровых), 1800 тяжелых и средних танков (на две трети новых типов) и значительное число легких танков с ограниченными моторесурсами» [17, с.32]. Далее Ф.И. Голиков отмечает, что данное количество вооружений и людских ресурсов было недостаточным для противостояния такому сильному противнику как фашистская Германия на начальном этапе Великой отечественной войны.

В исследовании автором были использованы историко-генетический и историко-сравнительный методы.

Так, например, историко-генетический метод в исследовании был применен в анализе развития советской промышленности и связанного с ней напрямую становления бронетанковых войск, выявлены сущностные причины взаимообусловившие их стремительное развитие.

Историко-сравнительный метод в работе может быть применим к исследованию динамики роста влияния бронетанковых войск на обороноспособность Красной Армии вплоть до начала Великой Отечественной войны.

Таким образом, рассмотренный перечень источников и литературы, а также методов исследования по рассматриваемой проблеме, дает возможность сделать вывод, что события, связанные с развитием советского танкостроения в период от образования СССР до начала Великой отечественной войны, получили достаточное освящение как в советской, постсоветской, так и в зарубежной литературе.

Однако, все же, целый ряд вопросов необходимо подвергнуть определенной степени пересмотра и анализа. Поэтому есть необходимость вновь вернуться к исследованию развития советского танкостроения в довоенный период сквозь призму времени.

 

2. СОСТОЯНИЕ ВОЕННОЙ ОТРАСЛИ СТРАНЫ В 20-е гг. XX в.


Период 20-х гг. XX века охватывает годы гражданской войны, а также годы восстановления и реконструкции народного хозяйства молодой Советской республики. Он характерен созданием первых образцов советских танков, накоплением конструкторского и производственного опыта.

Вооруженная борьба в годы гражданской войны и иностранной интервенции носила решительный характер. Обе стороны применяли наиболее активные формы ведения войны, стремясь к полному разгрому противника, что в свою очередь определяло высокую маневренность действий войск. Необходимость в широком маневре диктовалась также и тем, что военные действия развернулись на обширной территории при сравнительно ограниченном количестве сил, которыми располагали борющиеся стороны.

На формы и способы ведения вооруженной борьбы оказывало влияние и то обстоятельство, что организация и строительство Вооруженных Сил Советской республики осуществлялись в ходе войны. Белогвардейцы же формировали свои вооруженные силы под прикрытием иностранных интервентов, вторгшихся на территорию России, и при их всесторонней помощи. Кроме того, контрреволюция опиралась на кадровых офицеров бывшей царской армии. В лагере контрреволюции оказалась также значительная часть казачества, которое имело хорошую военную подготовку и постоянно действующее военно-административное устройство [41, с.74]. Однако у сил контрреволюции отсутствовала прочная и широкая поддержка среди народа. В короткий срок была создана Красная Армия, которая, несмотря на разруху в стране, оснащалась необходимым вооружением, в том числе бронеавтомобилями, бронепоездами, а затем и танками.

На III Чрезвычайном Всероссийском съезде Советов в марте 1918 года В.И. Ленин говорил, что в современной войне «...берет верх тот, у кого величайшая техника, организованность, дисциплина и лучшие машины...» [26, с.215].

Это ленинское положение легло в основу деятельности партии и правительства по созданию броневых сил молодой Республики Советов. В начале 1918 г. был организован первый центральный орган управления бронечастями - Центральное броневое управление (Центробронь).

Уже к октябрю 1918 года армия имела на вооружении 23 бронепоезда и 37 броневых отрядов, в которых насчитывалось 150 броневых автомобилей, а в 1920 году было сформировано 52 бронеотряда и 103 бронепоезда [30, с.57].

Броневой автомобильный отряд обычно имел четыре бронеавтомобиля, из них три пулеметных и один пушечный, два-три мотоцикла, четыре автомашины и ремонтные средства [7, с.223]. В отряде насчитывалось до ста человек. Первые броневые отряды предназначались для усиления кавалерийских полков и дивизий. В сентябре — октябре 1918 года при обороне Царицына несколько таких отрядов впервые были объединены в отдельную броневую колонну. Этим наметилась линия на самостоятельное применение броневых частей.

Бронеотряды и бронепоезда, явившись предшественниками танковых войск, сыграли важную роль в борьбе против иностранной военной интервенции и в гражданской войне 1918-1920 годов. Бронепоезда и бронеавтомобили успешно применялись на всех фронтах гражданской войны. Наличие броневых частей не только усиливало мощь стрелковых и кавалерийских соединений, но и положительно влияло на их моральное состояние.

Однако одних бронепоездов и бронеавтомобилей было недостаточно для борьбы с мощными соединениями интервентов, вооруженных самым современным по тому времени вооружением и техникой, в том числе и танками. В 1919 году В.И. Ленин поставил перед машиностроителями задачу - в кратчайший срок приступить к постройке своих, советских танков. В конце 1919 года завод «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде по заданию правительства приступил к проектированию и производству легкого танка [43, с.39]. В те времена Сормовский завод считался одним из самых мощных предприятий отечественной промышленности. В конце 1919 года на заводе «Красное Сормово» были разработаны чертежи и технология производства бронированных машин. Танк создавался совместно с Ижорским заводом, изготовлявшим броню, и Московским автомобильным заводом АМО изготовившим двигатель [4, с.67].

31 августа 1920 года из ворот завода «Красное Сормово», вышел первый советский танк, названный «Борец за свободу тов. Ленин» (Приложение 1). Он прошел официальные испытания и поступил на вооружение Красной Армии. Танк имел массу 7 т, вооружен 37-мм пушкой, одним пулеметом, бронирование толщиной 8-16 мм, максимальная скорость 8,5 км/ч. Этот танк превосходил по вооружению подобные иностранные танки, имевшие только пулеметное вооружение. Всего построено 17 таких танков и каждый из них имел свое название: «Парижская Коммуна», «Красный борец», «Илья Муромец» [39, с.77]. Они приняли участие в боях на фронтах гражданской войны.

Создавая танки, советское танкостроение отыскивало новые оригинальные пути развития. В 1919 г. инженер Максимов разработал первый в мире проект сверхлегкого одноместного танка – «щитоноски». Этот танк, вооруженный пулеметом и защищенный противопульной броней, должен был весить 2-2,5 т, при мощности двигателя 29 кВт, скорость могла достигать 17 км/ч [39, с.79].

В 1920 г. был организован конкурс на лучший проект танка. Первую премию за разработку плавающего танка присудили проекту Ижорского завода. Однако развертывание танкостроения для разрушенной промышленности было необычайно трудной задачей, так как все силы были мобилизованы на восстановление разрушенной промышленности и поднятия сельского хозяйства.

Таким образом, Советское государство в условиях разрухи, голода, тяжелой гражданской войны создало хорошие и современные по тем временам танки, что царская Россия сделать не смогла.

Для укомплектования первых танковых частей Красной Армии использовались и трофейные танки, захваченные у интервентов в различное время. Так, весной 1919 года под Одессой у французов были отбиты малые танки типа «Рено», а на Украине захвачены английские большие танки типа «Риккардо». Одну из захваченных машин бойцы 2-й Украинской советской армии прислали в Москву в подарок В.И. Ленину. Танк демонстрировался на Красной площади в день 1 Мая [31, с.24].

Осенью 1919 года два десятка больших английских танков были отбиты у деникинцев. Большие и малые танки интервентов оказались в числе трофеев при разгроме Юденича и белогвардейцев на севере России. В декабре 1919 года и в январе 1920 года войска Южного фронта захватили большое количество танков при освобождении Ростова-на-Дону, несколько машин различных типов было отбито у Врангеля и белополяков [6, с.729].

Таким образом, в 1920 году сложились условия, позволившие приступить к формированию танковых отрядов.

Первый штат танкового отряда был утвержден приказом Реввоенсовета 28 мая 1920 года. В отряд включались три танка, несколько автомашин, мотоциклы и железнодорожный состав [36, с.29]. Наличие подвижного состава позволяло быстрее и без затрат моторесурсов выдвигать танки на нужное направление. Кроме того, учитывались и технические возможности танков, которые не могли еще совершать длительных маршей.

В наступлении танки использовались только для непосредственной поддержки пехоты. Атака проводилась обычно под прикрытием артиллерийского огня или бронепоездов. Впервые танки Красной Армии участвовали в бою 4 июля 1920 года у станции Зябки, в районе города Полоцк. При поддержке огня бронепоезда и артиллерии они совместно с пехотой прорвали оборону врага [10, с.113]. Удар танков и пехоты был развит конницей и бронеавтомобилями, которые обеспечили преследование отступавших в панике войск противника.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.