реферат скачать
 

Социальная защита военнослужащих

Социальная защита военнослужащих


СОДЕРЖАНИЕ


     

ВВЕДЕНИЕ. 8

Глава 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ. 15

1.1 Анализ правовой базы в отношении военнослужащих. 15

1.2 Статус военнослужащих в Российской армии. 23

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ.. 33

ВООРУЖЕННЫХ СИЛ. 33

2.1 Анализ проблем  социальной сферы Вооруженных сил и путей их решения. 33

2.2 Социальная защита военнослужащих. 41

Глава 3.  РАЗВИТИЕ И ПЕРСПКТИВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.. 52

С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ В ВОИНСКОЙ ЧАСТИ 54/64 ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ. 52

3.1 Социальные проблемы военнослужащих воинской части 54/64 Внутренних войск Министерства Внутренних дел  РФ.. 52

3.2 Основные задачи социальной работы в военной части 54/64 ВВ МВД РФ. 64

3.3 Перспективы социальной работы в военной части 54/64 ВВ МВД Российской Федерации. 69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 72

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 77

ВВЕДЕНИЕ


Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Военная служба - особый вид государственной службы, заключающиеся в исполнении гражданами установленной законами воинской обязанности в составе Вооруженных Сил РФ или других войск. Военная служба является наиболее активной формой реализации долга и обязанности каждого гражданина по защите Отечества.

Гражданин, проходящий военную службу, является военнослужащим и имеет правовое положение, определяемое законом.

На военную службу призываются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва.

От воинской обязанности освобождаются граждане мужского пола моложе 16 и старше 60 лет, женского пола - моложе 18 и старше 50 лет, а также не годные к военной службе по состоянию здоровья[1].

Порядок прохождения военной службы устанавливается Законодательством и другими нормативно-правовыми документами. Основными из них являются:

-                    Конституция РФ (принята 12 декабря 1993г)

-                    «Федеральный закон об Обороне» (Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 года, Одобрен Советом Федерации 15 мая 1996 года (в ред. Федеральных законов от 30.12.1999 N 223-ФЗ,от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 11.11.2003 N 141-ФЗ,от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 04.04.2005 N 31-ФЗ,  от 26.12.2005 N 185-ФЗ, от 03.07.2006 N 96-ФЗ,от 06.07.2006 N 105-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 19.06.2007 N 103-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ)


-         Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 04.12.2007)
 «О воинской обязанности и воинской службе» (принят ГД ФС РФ 06.03.1998) (с изменениями  и дополнениями, вступающими в силу с 01.01.2008)

-         Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 04.12.2007) «О статусе военнослужащих» (принят ГД ФС РФ 06.03.1998)

-         Основные положения Военной доктрины РФ, (Утверждена Указом Президента РФ №706 от 21.04.2000г.)

-         Общевойсковые уставы Вооруженных Сил РФ.

 Статус военнослужащего есть совокупность его прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством и гарантированных государством. Граждане приобретают статус военнослужащего с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. Государство берет на себя обязанности по социальной защите военнослужащих.[2]

На расширенном заседании Государственного совета 8 февраля 2008 года Президент Российской Федерации Владимир Путин, говоря о выборе дальнейшего пути России, заявил о необходимости выработки долгосрочной стратегии на период до 2020 года[3]. Единственно реальной названа стратегия инновационного развития, опирающаяся на одно из наших главных конкурентных преимуществ - на реализацию человеческого потенциала. Результатом должно стать вхождение России в число мировых лидеров. Этот путь амбициозен, потребует максимальных усилий от всех институтов общества, но альтернативы у нас нет. Мы переходим от периода выживания к периоду развития. Ставится задача добиться кардинальных перемен в экономике и социальной сфере страны, достичь качественного улучшения жизни.

Вооруженные Силы не могут стоять в стороне и должны включиться в выполнение задачи, поставленной Верховным Главнокомандующим. Чтобы эффективно противостоять современным вызовам и угрозам, нужна мобильная, компактная и высокопрофессиональная армия. Иными словами, нам необходимы Вооруженные Силы нового типа, армия, входящая в пятерку лучших армий мира, в том числе по основным социально-экономическим показателям.  Такая задача ставится перед армией впервые[4].

По указанию министра обороны Анатолия Сердюкова еще в июле 2007 года разработана Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года. Ее основной целью является удовлетворение социальных потребностей военнослужащих, лиц гражданского персонала, а также граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, что будет способствовать укреплению обороноспособности страны и развитию человеческого капитала.[5]

 Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения задач улучшения культуры и досуга, физкультуры и спорта, информационного и торгово-бытового обслуживания военнослужащих, лиц гражданского персонала, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; сохранения и укрепления здоровья военнослужащих, лиц гражданского персонала, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; повышения безопасности военной службы; улучшения жилищных условий семей военнослужащих; повышения размеров и улучшения качества предоставления денежного довольствия военнослужащим, заработной платы гражданскому персоналу и пенсий гражданам, уволенным с военной службы; обеспечения социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

 Здесь есть три важных момента. Первый - приоритетность задач. Безусловно, с точки зрения сегодняшних проблем порядок должен быть иной: денежное довольствие, жилье и т.д. Однако в долгосрочной перспективе необходимо поставить во главу угла всестороннее развитие личности - в культурном, физическом и профессиональном отношении. Поэтому впервые приоритетной определена задача улучшения культуры, досуга, спорта, быта и т.п. При этом все задачи решаются комплексно.

 Второй - задача обеспечения социальной защиты. Она является интегрирующей, поскольку системно включает в себя элементы других задач. Выделение ее сделано с целью акцентировать адресное внимание на самых социально незащищенных группах, что сделано впервые.

 Третий - впервые результаты реализации Стратегии представлены в виде конкретных целевых значений. Они обоснованы аналогичными показателями социального развития «армий ведущих государств, а также логикой и экспертными оценками.[6]

И еще одно важное обстоятельство. В настоящее время по поручению Президента России осуществляется подготовка Концепции социально-экономического развития России до 2020 года. Все задачи, которые определены в качестве главных в Стратегии социального развития Вооруженных Сил, являются приоритетными направлениями и в общегосударственной Концепции.

Итогами реализации Стратегии  Вооруженных сил к 2020 году станут следующие показатели уровня социального развития:

-                    Военнослужащие по контракту становятся средним классом страны, денежное довольствие солдата (матроса) первого тарифного разряда будет превышать среднюю заработную плату по стране на 25 процентов[7].

-                    Военные пенсии составят 80 процентов от объема денежного довольствия.

-                    Доля военнослужащих, имеющих право на жилье и признанных нуждающимися в обеспечении жильем, снизится до 5 процентов, а размер компенсации за наем жилья вырастет до размера рыночной стоимости найма.

-                    Военная медицина выйдет на уровень мировых стандартов, и доля военнослужащих, у которых отсутствуют заболевания (практически здоровые), составит 90 процентов и более. Каждый второй военнослужащий будет иметь спортивный разряд.

-                    Военные кадры получат качественное образование, конкурентоспособное на рынке труда, а доля повысивших квалификацию офицеров и государственных гражданских служащих составит 33% от каждой категории.

-                    Все военнослужащие будут иметь доступ в Интернет, а в каждой казарме (общежитии) в зоне неустойчивого приема будет спутниковое телевидение или кабельная телевизионная сеть.

-                    Планируется, что все социальные услуги впервые будут доступны для всех в полном объеме независимо от места прохождения военной службы, а все результаты можно реально измерить. Это обеспечит повышение престижа и привлекательности военной службы, укомплектованности, профессионализма, боеготовности, а, в конечном счете, будет способствовать укреплению обороноспособности страны.

Критериями достижения генеральной цели в целом по Вооруженным Силам станут 100-процентное выполнение заявленных задач и повышение удовлетворенности личного состава профессиональной служебной деятельностью до 90 процентов и более.

Армия станет по-настоящему открытой, так как впервые гражданское общество сможет принять участие в контроле за ходом выполнения мероприятий и программ, обеспечивающих реализацию Стратегии. Система управления социальным развитием Вооруженных сил поднимется на качественно иной уровень. От каждого органа военного управления, от каждого военнослужащего потребуется высочайший уровень самоотдачи в достижении поставленных целей.[8]

Одним из условий успешной реализации Стратегии является максимальная степень участия государственных органов власти всех уровней, а также гражданского общества.

Принятие данной Стратегии - это только начало большой и сложной работы. Главное - реализация конкретных программ, определяющих содержание каждой задачи. Процесс военного реформирования, одним из направлений которого является значительное сокращение Вооруженных Сил и других государственных военных организаций, наличие «горячих точек» в местах вооруженных конфликтов, как на территории России, так и в странах СНГ, разрастание проявлений международного терроризма – все это актуализирует вопрос об активизации социальной работы с военнослужащими. С другой стороны существенные негативные процессы наблюдаются и в самих Вооруженных силах: неуставные отношения, неблагополучная санитарная обстановка, низкий уровень культурно-бытового обслуживания особенно в отдаленных частях и гарнизонах и т.д.[9]

Таким образом, переход страны на новые экономические основы, развитие рыночных отношений в обществе, с одной стороны, и преобразование Вооруженных Сил, осуществляемое в этих сложных социально-экономических условиях, с другой, определяют значительный рост напряженности в обществе и армии, что и обуславливают особую актуальность темы.

За последние 15 лет резко обострились социальные проблемы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей. По прогнозам специалистов независимых центров общественного мнения, это положение может значительно ухудшиться в связи с дальнейшим сокращением армии и флота, что будет способствовать нарастанию социальной напряженности в воинской среде, росту недовольства военнослужащих не только своим положением, но и политикой правительств, его создавших и не принимающих мер по ликвидации проблем.[10]

Складывающаяся ситуация требует разработки и реализации ряда радикальных мер по: изменению социального статуса военнослужащих и членов их семей, закрепленного в законодательном порядке; по приоритетному развитию социальной работы с ними в закрытом воинском социуме; по поиску и использованию потенциала не только государственной и ведомственной социальной политики в отношении этой специфической группы населения, но и нетрадиционных (или непривычных в настоящее время) форм оказания социальной помощи членам семьи военнослужащего.[11]

Цель дипломной работы - изучить и систематизировать наиболее важные направления социальной работы с военнослужащими.

Предметом изучения является комплексное регулирование методами социальной работы разнообразных социальных отношений, складывающихся в процессе военной деятельности государства.

Объектом исследования являются технологии социальной работы среди военнослужащих.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) Определить правовые основы и специфику социальной работы с военнослужащими;

2) Выделить технологии социальной работы с военнослужащими;

3) Раскрыть проблемы и перспективы развития социальной работы с военнослужащими.


Глава 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ.



1.1 Анализ правовой базы в отношении военнослужащих.


Основополагающим документом социальной работы с военнослужащими является Конституция РФ. Статья 7 Конституции Российской федерации содержит один из важнейших принципов современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого гражданина, а возводится в ранг общегосударственной политики.

В соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения социальной защиты военнослужащих в нашей стране за последние годы разработано и принято значительное количество нормативно-правовых актов о социальном обеспечении, правах и льготах военнослужащих. Основными среди них являются законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей», «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и в Республике Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов», «О ветеранах», «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции».[12]

Во исполнение этих законодательных актов принято более 50 Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и других документов, уточняющих и конкретизирующих права и льготы военнослужащих и устанавливающих порядок их предоставления.

Созданная законодательная база является основой для проведения работы по социальной защите человека в военной форме.

Важным моментом в законотворческой практике нашего государства стало законодательное определение статуса военнослужащих. Это понятие включает в себя совокупность определенных законодательством прав, свобод и обязанностей граждан, находящихся на военной службе, а также уволенных в запас. Составной частью этого законодательного пакета являются льготы, компенсирующие военнослужащим ограничения некоторых общегражданских прав и свобод, обусловленных особенностями военной службы. Под льготами для военнослужащих понимаются предусмотренные федеральным законодательством права и преимущества различного характера, а также освобождение (полное или частичное) от установленных государством обязанностей для других категорий граждан Российской Федерации. [13]

Создана система судебной защиты прав военнослужащих. До принятия Закона РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” от 27 апреля 1993 г. и последовавших затем разъяснений Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. военнослужащие являлись наименее защищенной в правовом отношении категорией граждан. Они могли подавать жалобы на действия воинских должностных лиц, ущемляющих их права, только по команде в порядке подчиненности. Устранение такого положения существенно расширило возможности правовой защиты военнослужащих. [14]

Таким образом, законодательство Российской Федерации нацелено, прежде всего, на повышение социальной защищенности военнослужащих, повышение стабильности их социального положения, сохранение значительной части прав и льгот после увольнения с военной службы.

Согласно статье 3 Федерального закона “О статусе военнослужащих” реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников). Закон также определяет, что реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей могут также содействовать общественные объединения. [15]

Круг органов и должностных лиц, занимающихся социальной защитой военнослужащих, определен и статьей 10 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, в которой говорится: «Государство гарантирует социальную и правовую защищенность военнослужащих, осуществляет меры по созданию им достаточного и достойного жизненного уровня, улучшения условий службы и быта. Обеспечение и охрана прав военнослужащих возлагаются на органы государственной власти и местного самоуправления, суды, правоохранительные органы, органы военного управления и командиров (начальников)». [16]

В системе органов законодательной власти решением проблем социальной защиты военнослужащих занимаются комитеты Государственной Думы по труду и социальной политике, по обороне, по делам ветеранов, по безопасности.

Наиболее заметную роль в решении этих вопросов играет Комитет Государственной Думы по обороне. Ему принадлежит основная роль в создании законодательной базы социальной защиты военнослужащих. По инициативе комитета регулярно проводятся парламентские слушания по этим проблемам.

В Совете Федерации вопросами социальной защиты военнослужащих в той или иной степени занимаются Комитет по вопросам социальной политики и Комитет по вопросам безопасности и обороны.

При Президенте Российской федерации созданы и действуют Комиссия по правам человека. Временная наблюдательная комиссия по соблюдению конституционных прав и свобод граждан. Совет по социальной политике, другие органы, которые также вносят свой вклад в решение социальных проблем военнослужащих. [17]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.