реферат скачать
 

Особенности использования духовного потенциала религии в воспитании военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации

Особенности использования духовного потенциала религии в воспитании военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу «Военное дело»

по теме: «Особенности использования духовного потенциала религии в воспитании военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации»

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение

1.                 Сущность и содержание воспитания военнослужащих. Использование религии в воспитании военнослужащих

2.                 Проблемы использования духовного потенциала религии в решении задач воспитательной работы.

Заключение

Список литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ


Влияние религии на военную организацию общества вполне закономерно. Она затрагивает главным образом сферу духовной жизни воинских коллективов, в которых на этапе реформирования Вооруженных Сил возникла острая необходимость обретения новых источников формирования у воинов нравственных мотивов военной службы.

Следовательно, в современных условиях проблема взаимоотношений армии и религии, использования духовного потенциала религии в целях улучшения морально-психологического климата в воинских коллективах становится актуальной. Требует всестороннего изучения, глубокого осмысления и исторический опыт сотрудничество Вооруженных Сил России с религиозными организациями. Несмотря на разную, чаще всего невысокую степень выраженности религиозных чувств, поверхностное знание основ вероучения и низкую культовую активность, многие военнослужащие относят себя к числу верующих. И это обстоятельство необходимо учитывать при организации и проведении общественно-государственной подготовки информировании в воинских коллективах.

Актуальность темы курсовой работы вытекает, с одной стороны, из необходимости реализации прав военнослужащих на свободу совести и вероисповедания в рамках, предусмотренных законом. С другой - из возможности и целесообразности использования духовного потенциала религии в интересах задач, решаемых войсками и силами флота.

Цель исследования обуславливается актуальностью данной проблемы, и заключается во всестороннем анализе духовного потенциала религии в рамках воспитательной работы.

Задачи, решаемые исследованием – определение места и роли мероприятий, связанных с реализацией духовного потенциала религии; определение влияния религии как на отдельных военнослужащих, на воинские коллективы, так и на Вооруженные Силы и страну, вцелом.

Объектом исследования является религия в рамках воспитательной работы.

Предметом исследования является ее духовный потенциал в решении задач воспитательной работы.

1. Сущность и содержание воспитания военнослужащих. Использование религии в воспитании военнослужащих


Воспитание военнослужащих играет определяющую роль в обеспечении их самоотверженного и компетентного выполнения священного долга перед Родиной. Оно вполне обосновано и закономерно считается приоритетным направлением служебной деятельности каждого без исключения командира (начальника).

Поэтому готовность и подготовленность офицера организовать и проводить работу в подразделении в соответствии с общими целями воспитания служат определяющими факторами в решении задач воспитательной работы.

Отечественная история учит: когда Вооруженные Силы имеют идейное единство, они способны оказать сопротивление самому грозному и сильному противнику и победить его. Вооруженные Силы во взаимодействии с религиозными организациями обладают определенным потенциалом духовного воздействия на личный состав.

Воспитание рассматривается по-разному. Прежде всего, под воспитанием понимают социальное явление, связанное с передачей от поколения к поколению всей накопленной человеческой культуры, достижений в духовной и материальной сферах, как социализацию, вхождение человека в жизнь. Эта передача может осуществляться различными путями, в том числе стихийно, помимо желаний воспитателей и воспитанников. В тех же случаях, когда передача накопленного опыта осуществляется специально, преднамеренно, целенаправленно, а не стихийно, этот процесс становится педагогическим и является объектом и предметом педагогической науки, одного из ее разделов - теории воспитания.

В традиционной общей и военной педагогике, как правило, под воспитанием принято понимать целенаправленное воздействие воспитателей на воспитанников в целях формирования и развития у них необходимых качеств. В своих основных признаках такое понимание является верным потому, что отражает наиболее существенные связи и отношения этого процесса. Речь идет о целенаправленном подходе к воспитанию, о том, что в нем имеет место воздействие воспитателей на воспитанников. Его цель состоит в том, чтобы через целенаправленное влияние сформировать и развить у человека качества, необходимые ему для жизни, а у воинов - еще и морально-боевые качества, необходимые для выполнения воинского долга.

Вместе с тем такое понимание воспитания все же не в полной мере отражает его сущность как педагогического процесса, не полностью отвечает потребностям практики, эффективной организации и осуществлению воспитательной работы в современных условиях.

Во-первых, в условиях гуманизации и демократизации общественной и армейской жизни термин "воздействие" ограничивает сферу и способы влияния и взаимодействия между воспитателями и воспитанниками. В практике сложилось так, что под воздействием, как правило, понимается наказание, принуждение, давление и другие подобного рода средства. При этом недооценивается позиция самого воспитанника, его активная деятельная сторона по самовоспитанию и самосовершенствованию, в которых он заинтересован не в меньшей степени, чем воспитатели.

Во-вторых, в теории и практике воспитания исторически сложилось так, что воспитание в существующем понимании сводилось главным образом к работе со школьниками, подростками, детьми в специальных учебно-воспитательных учреждениях: детских яслях, садах, школах и (в какой-то степени) в Вооруженных Силах. Воспитателями выступали профессионально-педагогически подготовленные специалисты: учителя, педагоги, офицеры. Вместе с тем в современных условиях, когда сама жизнь стала педагогически насыщенной и существенно влияющей на формирование человека в любом возрасте, мощным стало влияние средств массовой информации и технических средств, литературы и искусства, неформального общения и т.п., рассчитывать на то, что только специалисты-воспитатели в учебно-воспитательных учреждениях сформируют полноценного человека, не приходится. Воспитанием как управляемым, целенаправленным процессом должны заниматься, прежде всего, государство, общество, их институты и учреждения, а также все те, кто руководит людьми, работает с ними.

Практика подтвердила правильность более широкого подхода к пониманию воспитания. Современная педагогическая практика также дает основания определить воспитание как целенаправленную деятельность общества, государства, их институтов и учреждений, а также воспитателей по формированию и развитию личности военнослужащего, побуждению ее к самосовершенствованию в соответствии с требованиями времени и жизни, уровня развития военного дела.

Это определение (без претензий на полноту и законченность) существенно отличается от традиционного и позволяет по-новому подойти к организации воспитательной работы в армии и на флоте в целом и в любом конкретном воинском коллективе в частности. Основные различия в понимании "воспитания" при этом сводятся к следующему.

Воспитание по содержанию, формам и методам носит ярко выраженный идеологический характер.

Идеология, опирающаяся на государственные интересы, военно-патриотические традиции, веками проверенные на Руси религиозные идеалы, национальную психологию и культуру, исторический опыт Вооруженных Сил, может стать государственно-патриотической доктриной новой системы воспитания военнослужащих. Через систему жизненно важных идей, потребностей и интересов народа (нации) она выражает духовные ценности военнослужащих и является духовно-нравственной основой военно-патриотического воспитания не только личного состава частей и соединений, но и гражданского населения, особенно молодежи.

Религиозные объединения в последние годы все чаще выступают как субъект воспитания военнослужащих, что объясняется возрастанием в обществе интереса к религии, усилением ее влияния на массовое сознание людей.

Следует признать, что религия воздействует, прежде всего, на духовный мир верующих военнослужащих, их нравственные ориентации и жизненные установки, они ощущают моральную поддержку с ее стороны. Таким образом, в ряде случаев религия выполняет компенсаторную функцию, успокаивая и умиротворяя человека, в чем проявляется психотерапевтический эффект религиозного воздействия. Религия, в целом, способствует верующим военнослужащим в личном духовном развитии и совершенствовании.

Целесообразно использовать в воспитательных целях духовный потенциал религии, различных религиозных конфесий в интересах, прежде всего, нравственно-патриотического развития военнослужащих, организуя проведение соответствующей информационно-разъяснительной работы о сущности религии, видах верований и религиозных обрядов, защите Отечества как священном долге и т.д. Верующим военнослужащим необходимо представить возможность отправлять по желанию религиозные обряды в соответствии с их правом на свободу вероисповедания совести и религиозные убеждения.

Организация воспитательных мероприятий включает:

изучение требований руководящих документов;

планирование воспитальной работы;

выступление руководящего состава органов военного управления перед личным составом;

проведение комплекса воспитательных мероприятий совместно с Русской Православной Церковью, другими религиозными конфессиями по духовной поддержке военнослужащих и членов их семей, созданию атмосферы уважения к ратному труду защитников Отечества;

взаимодействие с представителями ветеранских, творческих, научных и общественных организаций, разъяснение и пропаганду передового опыта войск (сил), героических традиций Вооруженных Сил, соединений, частей (кораблей) в интересах повышения престижа военной службы;

изучение общественного мнения и настроений военнослужащих;

информирование личного состава о принятых решениях по поставленным вопросам, предложениям и обращениям;

постоянный анализ информационной обстановки в местах дислокации (базирования) войск (сил); принятие оперативных и решительных мер по защите личного состава от негативного информационно-психологического воздействия, упреждению, разоблачению и пресечению слухов и вымыслов.

Использование религии в воспитании военнослужащих

Религия, социальный статус которой в обществе за последние годы значительно вырос, на протяжении тысячелетий играла и играет важную роль в пропаганде и закреплении в поведении людей высоких норм нравственности в формировании у них определенного духовного идеала, который определяет поведение и деятельность человека в любой жизненной ситуации, в том числе и в условиях воинской службы.

Эффективность воспитания военнослужащих в сфере религии обусловлена целым рядом факторов:

Во-первых, важнейшее значение имеет положение о богоустановленности морали. Это обусловливает абсолютность моральных предписаний. Мораль по своей природе нуждается в прочной основе (абсолюте), которая должна возвысить ее над сиюминутной житейской обыденностью. Этим абсолютом в нравственной жизни для верующих людей есть БОГ и его заповеди. Благодаря такому абсолюту именно в религии как нигде четко и однозначно решается вопрос о критериях добра и зла. Каждый верующий человек имеет четкое знание того, какой тип поведения и образ жизни является праведным и какой неправедным.

Во-вторых, в религии всегда есть идеальный пример, призванный служить для человека в качестве цели его собственной жизни: / “Будьте совершенны как совершенен Отец ваш небесный” - МФ., 5.48/.

В-третьих, в религии есть постоянный “контроль” за качеством исполнения требований, предъявляемых к человеку. Богом контролируются не только все поступки человека, но и его мысли. Это, безусловно, существенно влияет на поведение человека.

В-четвертых, в религии до самой высшей степени возможного воздействия на человека доведены, пользуясь военным языком, “меры наказания и меры поощрения”. Так, например, каждый христианин постоянно помнит, что после смерти ему предстоит предстать перед Богом, держать ответ за свою земную жизнь и по результатам этого ответа отправиться в рай или ад.

Понятно, что наличие таких альтернатив в загробной вечной жизни во многом определяют всю земную жизнь человека и его поведение, в частности.

В-пятых, религия никогда не отказывает оступившемуся человеку в надежде на исправление, на возвращение к праведной жизни, давая тем самым ему исправить свое поведение.

В-шестых, эффективность нравственного воспитания в сфере религии и, в частности, в христианстве обусловлена тем, что полученные нравственные знания постоянно подкрепляются таинством покаяния. В соответствии с сущностью и содержанием этого таинства верующий должен регулярно исповедоваться в своих грехах, причем не только в безнравственных поступках, но даже в мыслях о них. Важно отметить, что исповедь происходит без свидетелей, а священник обязан хранить ее в тайне. Таким образом, создаются условия для предельной правдивости кающегося, без чего истинное воспитание вряд ли возможно.

Священник не только выслушивает кающегося, но и дает ему советы, наставляя, стремясь исключить повторения приведших к покаянию проступков.

Кроме того, когда кающийся беседует со священником, он считает его посредником между собой и Богом, то есть высокоавторитетным лицом. Не трудно представить себе сколь эффективна эта система, если исповедь и покаяния становятся нормой повседневной жизни и продолжаются с детства и до конца жизни.

Откровенная беседа с высокоавторитетным лицом без свидетелей и, как принято говорить, от сердца к сердцу, - важнейший путь к воспитанию вообще и в сфере нравственности в особенности.

Следует заметить, что это обстоятельство хорошо усвоено не только христианством, но и другими религиями.

Обстоятельства, вытекающие из конкретной современной религиозной ситуации в стране и в Вооруженных Силах, которые должны учитывать офицеры в своей работе по воспитанию военнослужащих с опорой на религию:

а) наличие Соглашения о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Министерством обороны Российской Федерации (подписано 2 марта 1994 года Патриархом Московским и Всея Руси и Министром обороны России);

б) слабая подготовка офицерского корпуса к работе с верующими военнослужащими;

в) обострение межконфессиональной борьбы в условиях современной России;

г) политизация отдельных направлений некоторых религиозных конфессий;

д) активизация деятельности на территории Российской Федерации, так называемых, тоталитарных сект;

е) появление в Вооруженных Силах РФ общественных объединений верующих военнослужащих.

Признавая большую роль религии в деле воспитания военнослужащих, мы, в то же время, должны реалистически оценивать ее возможности в нашей сегодняшней непростой действительности.

Рассмотренные направления воспитания военнослужащих имеют свою специфику, однако они тесно взаимосвязаны друг с другом. Реализация содержания воспитания предполагает комплексный подход, предусматриваемый единство всех составных частей.

Таким образом, проведение комплекса воспитательных мероприятий совместно с Русской Православной Церковью, другими религиозными конфессиями по духовной поддержке военнослужащих и членов их семей, созданию атмосферы уважения к ратному труду защитников Отечества, является структурным элементом воспитания военнослужащих ВС РФ.

2. ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДУХОВНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕЛИГИИ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


Многовековая история нашего государства свидетельствует о наличии устойчивой духовно-религиозной традиции в Российской армии. Страна и ее армия всегда чтили религию.

В новых исторических условиях происходит возрождение утраченных традиций, религия начинает приобретать все большее значение как один из институтов формирования личности российского воина. По данным военных социологов, к верующим на сегодня себя относят более 43 % военнослужащих.

Нельзя не отметить, что в современных условиях националистические, экстремистские силы как у нас в стране, так и за рубежом стремятся использовать религию в своих интересах, сделать ее идеологией террора и вооруженных конфликтов. В условиях размытости социальных и культурных ценностей российского общества, духовного вакуума заметен обостренный интерес части российской молодежи к нетрадиционным религиозным культам и верованиям, носящим в некоторых случаях деструктивный, асоциальный характер.

Все это требует от органов военного управления, специалистов воспитательных структур, всестороннего учета религиозного фактора в работе с различными категориями военнослужащих; использования возможностей духовно-нравственных и патриотических основ религиозной веры в воспитании личности современного воина, создании в воинских коллективах здоровой морально-психологической атмосферы.

РЕЛИГИЯ, с точки зрения монотеистов, людей, признающих существование единого и единственного Бога, - это взаимоотношения между Богом и человеком (лат. religio). Отношения Бога, Творца и Высшего Правителя всего сущего к человеку состоят в содействии Его людям в осуществлении ими высших целей жизни. Эти цели представляют собой стремления человека к абсолютной истине, неизменному добру и высшему блаженству, то есть к истинному Богу, и воплощаются в усвоении религиозной истины, в отражении ее в человеческих знаниях, чувствованиях и деятельности.

Как известно, основными структурными элементами религии являются: религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозная организация (см. схему). Каждый из них в свою очередь обладает своей внутренней структурой.

Религиозное сознание, например, включает в себя религиозную идеологию и религиозную психологию. Религиозная деятельность в виде религиозного культа подразумевает наличие средств культа и культовую деятельность и т.д. Исторический опыт и практика современной общественной жизни показывают, что в качестве религиозного фактора может выступать как религия в целом, так и отдельные ее компоненты и даже их элементы. По своей структуре религиозный фактор состоит из объективных и субъективных составляющих.

Объективная составляющая - это религиозная действительность, которую застает данное поколение верующих, выражающаяся в определенном содержании религиозного сознания; в сложившейся системе религиозных отношений; в сформированном религиозном культе; в существующей на этот момент времени форме религиозной организации.

К субъективной составляющей относятся: определенное видение тем или иным религиозным сообществом своих задач в этом земном мире; наличие у данного сообщества верующих определенных чувств и воли, настроенных на выполнение этих задач.

Говоря о субъективной составляющей религиозного фактора, следует особо подчеркнуть, что она складывается не только из субъективных интересов той или иной религии, которые проистекают из ее догматов, но и из интересов конкретной религиозной организации или групповых интересов священников. Иногда к этому добавляются интересы того или иного церковного лидера. Заметим, что именно субъективное является импульсом для возникновения в религиозном течении всякого рода отклонений, что часто завершается образованием так называемых сект.

Объективно-субъективное содержание религиозного фактора дает основание предполагать, что в реальной жизни существует определенная разница между тем, как понимается безопасность светского общества в религиозной догматике и действительным поведением церквей в конкретных жизненных ситуациях, когда обстоятельства заставляют их соприкасаться с проблемами безопасности общества.

Претензия каждой отдельно взятой религиозной организации на абсолютную истину порождает отношения абсолютного идеологического антагонизма. Ликвидировать его без отказа от идеологических позиций одной из сторон невозможно.

Невозможность достижения компромисса между религиозными организациями обусловливается причинами не только религиозно-идеологическими, но и религиозно-психологическими. На первый взгляд, кажется, что благоприятные условия для компромисса имеют религиозные организации одного и того же направления (см. таблицу). Однако на практике все обстоит сложнее. Идейного компромисса между ними тоже не получается. Общественно-историческая практика знает примеры, когда один доминирующий конфессиональный фактор со временем заменялся другим.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.