реферат скачать
 

Ориентирование по карте в движении

Ориентирование по карте в движении

Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации


Хабаровский государственный педагогический университет.

 

 

 

 

Военная кафедра

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

«Ориентирование по карте в движении»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Копцев Д.А.

Руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Хабаровск 2001 г.


План

 

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................................................................ 3

1. СУЩНОСТЬ ОРИЕНТИРОВАНИЯ.............................................................................................................................. 5

2.  ПОДГОТОВКА К ОРИЕНТИРОВАНИЮ.................................................................................................................. 8

2.1  Изучение местности по карте..................................................................................................................... 8

2.2 Определение масштаба карты.................................................................................................................. 10

3. ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ПУТИ...................................................................................................................................... 12

3.1 Движение по азимутам................................................................................................................................. 14

3.1.1  Подготовка данных для движения по азимутам.................................................................................... 14

3.1.2  Движение по азимутам................................................................................................................................... 17

3.1.3  Обход препятствий......................................................................................................................................... 19

3.1.4  Нахождение обратного пути....................................................................................................................... 20

3.1.5  Точность движения по азимутам................................................................................................................ 21

4.  ОСОБЕННОСТИ ОРИЕНТИРОВАНИЯ ПРИ ДВИЖЕНИИ В РАЗЛИЧНЫХ  УСЛОВИЯХ.................... 23

5.  ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПОТЕРЯННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ................................................................................... 27

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.................................................................................................................................................................. 29

 


ВВЕДЕНИЕ

Местность - один из основных и постоянно действующих фак­торов боевой обстановки, существенно влияющий на боевую дея­тельность войск. Особенности местности, оказывающие влияние на организацию, ведение боя и применение боевой техники, назы­ваются ее тактическими свойствами. К основным из них относятся ее проходимость и условия ориентирования, маскиро­вочные и защитные свойства, условия наблюдения и ведения огня.

При выполнении боевых задач - каждый военнослу­жащий должен уметь быстро и правильно сориентироваться на местности, изучить ее  и оценивать ее тактические свойства.

Этому учит военная топо­графия, предметом которой являются способы изучения и оценки местности, ориентирования на ней и производства поле­вых измерений при подготовке и ведении боевых действий.

Важнейшим источником получения информации о топографи­ческих элементах местности  -  их взаимном положении, координа­тах, размерах, очертаниях и других количественных и качествен­ных показателях - служат топографические карты.

Наряду с использованием карт и аэроснимков местность изу­чается также путем непосредственного ее осмотра и выполнения полевых измерений. Чаще всего такие измерения приходится де­лать при ориентировании, определении местоположения целей и других объектов, ведении огня и т. п.

Все офицеры, изучив курс военной топографии, обязаны хо­рошо знать свойства карт и аэроснимков и уметь:

-    безошибочно читать и правильно их использовать в боевой обстановке; быстро, изучать и оценивать по ним тактические свойства местности;

-    уве­ренно ориентироваться на незнакомой местности, особенно ночью, в условиях ограниченной видимости и в движении на больших маршевых скоростях;

-    умело использовать карты при управлении подразделениями и целеуказании;

-      умело организовывать и проводить топографическую подготовку солдат и сержантов.

В ходе выполнения данной курсовой работы автор совершенствует свои знания о работе с картой на местности, в частности, ориентировании в движении.


1. СУЩНОСТЬ ОРИЕНТИРОВАНИЯ

Ориентироваться на местности в боевых условиях – это значит определить свое местоположение и нужное направление движения или действий относительно сторон горизонта, окружающих объек­тов местности, расположения своих войск и войск противника. Сущность ориентирования составляет три основных элемента:

-    опознавание местности, на которой находишься, по харак­терным ее признакам и ориентирам;

-    определение мест положения (своего, наблюдаемых целей и других интересующих объектов);

-    отыскание и определение нужных направлений на местности.

Важнейшая задача ориентирования - нахождение и выдержи­вание заданного направления движения в любых условиях обстановки: в ходе боя, в разведке, при совершении марша.

Все действия командира подразделения неизбежно связаны с ориентированием на местности. Без ориентирования немыслимы постановка боевых задач подразделениям и огневым средствам, целеуказание, нанесение на карту результатов разведки против­ника и местности и управление подразделениями в ходе боя.

Умение быстро и безошибочно ориентироваться на местности в любых условиях является одним из важнейших элементов поле­вой выучки офицеров. Ориентирование на местности не эпизодиче­ское мероприятие в работе командира. Оно должно осуществ­ляться систематически самим командиром и личным составом подразделения под его руководством, как при подготовке, так и в ходе выполнения боевой задачи.

В основе ориентирования лежит умение выбирать на местности ориентиры и использовать их как маяки, указывающие нужные направления, пункты и рубежи.

Изучение и запоминание незнакомого участка местности сле­дует всегда начинать с выбора трех-четырех наиболее приметных ориентиров. Надо хорошо запомнить их внешний вид и взаимное положение, чтобы в дальнейшем можно было по ним в любом пункте опознать местность и определить свое место­положение. При передвижении ориентиры выбирают по направ­лению пути, последовательно намечая их по мере выхода в новые районы.

Ориентироваться на местности можно различными способами. Командиры подразделений ориентируются преимущественно по карте. По ней они определяют свое местонахождение, опознают окружающие местные предметы и элементы рельефа и устанавливают местоположение наблюдаемых целей и других объектов. Солдатам и сержантам ориентироваться приходится главным об­разом по ориентирам и с помощью компаса. Для выхода в нужный пункт командир указывает им азимут направления движения и ориентиры по маршруту движения. Эти данные командир подраз­деления готовит обычно по карте.

Для ориентирования на местности, бедной ориентирами, в крупных населенных пунктах и в районах, где произошли сущест­венные изменения местности, выгодно использовать аэроснимки. Подробное изображение на аэроснимках очертаний местных пред­метов и мелких деталей, не помещаемых на карте, и другие осо­бенности, свойственные фотографическому изображению, позво­ляют в большинстве случаев точно определять на них свое место­положение и наблюдаемых объектов, выбирать ориентиры на пути движения и контролировать правильность выдерживания намечен­ного маршрута.

Для надежного и точного ориентирования в любых условиях местности и погоды - в лесу, пустыне, при плохой видимости -  на вооружении многих боевых машин имеется специальная так называемая навигационная аппаратура. Она позволяет в любой момент знать координаты местонахождения машины и дирекционный угол направления движения.

Для того чтобы безошибочно определять свое местоположение и положение наблюдаемых объектов и правильно осуществлять целеуказание, необходимо уметь определять на местности расстояния до объектов и направления на них.



2.  ПОДГОТОВКА К ОРИЕНТИРОВАНИЮ

Подготовка к ориентированию включает в зависимости от об­становки полностью или частично следующие мероприятия:

-         изу­чение и уточнение маршрута движения,

-         подъем его на карте,

-         из­мерение протяженности маршрута и разбивка его на отдельные участки,

-         расчет времени его прохождения и определение азимутов направлений движения на участках, затруднительных для ориен­тирования по карте.

Маршрут движения и прилегающая к нему полоса местности изучаются по карте с привлечением по возможности всех других имеющихся материалов (аэроснимков, разведывательных данных и пр.).

2.1  Изучение местности по карте

Изучая маршрут, надо уяснить характеристику дорог и особенности местности, по которой он пролегает, установить на­личие и характер мостов, придорожных сооружений и других объектов местности, являющихся ориентирами. Особенно внима­тельно должны быть изучены участки в местах поворотов маршрута, на перекрестках и развилках дорог, а также при въездах в населенные пункты и выездах из них.

Для того чтобы маршрут движения четко выделялся на карте, его поднимают и выделяют объекты местности, легко опознавае­мые в условиях предстоящего движения (объекты гидрографии, переезды через железные дороги, отдельные строения и т. п.). В районах, бедных ориентирами, а также при значительных измене­ниях местности по сравнению с картой контролировать правиль­ность движения часто помогает рельеф. Даже относительно не­большие подъемы и спуски можно легко заметить как днем, так и ночью. Поэтому элементы рельефа, которые можно использовать для ориентирования, целесообразно поднять на карте утолщением или оттенением горизонталей.

Маршрут на карте разбивается на участки длиной 5 или 10 км и его протяженность подписывается нарастающим итогом. При этом учитывается коэффициент перехода от линий, измеренных по карте, к действительным их размерам. 

Например, если коэффициент, определенный по таблице Приложения 1, равен 1.10,  то для того, чтобы на карте масштаба 1:100000 разбить маршрут на 10-километровые участки, откладывают отрезки по 9 см.

При подготовке к движению в лесу, в пустынной местности и в других условиях, неблагоприятных для ориентирования, опре­деляют и подписывают на карте магнитные азимуты направле­ний движения, чтобы можно было, если потребуется, быстро пе­рейти к ориентированию в пути по компасу. Магнитные азимуты направлений движения определяются и подписываются на картах также в тех местах, где легко сбиться с намеченного маршрута из-за большого количества встречающихся по пути перекрестков и развилок дорог.

Когда имеется достаточно времени, наиболее важные особен­ности маршрута следует запомнить: основное направление пути относительно сторон горизонта, надежные ориентиры на маршруте (крупные населенные пункты, реки, переезды через железные до­роги и т. п.) и характер ориентиров у развилок дорог, где изме­няется направление движения. Знание на память маршрутов дви­жения особенно важно для командиров подразделений, выделенных в разведку или в состав воздушного десанта.


2.2 Определение масштаба карты

Масштаб карты - одна из важнейших ее характеристик. Он определяет степень уменьшения линий на карте относительно горизонтальных проложений соответствующих им линий на местности.

Масштаб указан на каждом листе карты под южной (нижней) стороной рамки в числовом (численный масштаб) и графическом (линейный масштаб) виде (Рисунок 1).


1:50 000

в 1 сантиметра 500 метров

 

 


Рисунок 1. Обозначение масштаба на карте.


Численный масштаб в общем виде, т. е. безотносительно к какой-либо определенной системе линейных мер, обозначается на картах в виде отношения 1: М, где М - число, указывающее, во сколько раз уменьшены длины линий на местности при изобра­жении их на карте. Так, масштаб 1:50000 означает, что любой единице длины на карте соответствует 50000 таких же единиц на местности.

Для практического использования при измерениях по карте численный масштаб, кроме того, представляют именованным чис­лом, указывая непосредственно величину масштаба, т. е. расстояние на местности, соответствующее
 1 см карты. Так, для 1:50 000 карты величина масштаба равна 500 м.

Отсюда следует, что длина линии на местности равна произве­дению величины масштаба на длину отрезка (k), измеренную на карте в сантиметрах. Например, отрезку 3,95 см на карте масш­таба 1:100 000 соответствует на местности расстояние d==1 км  Х 3,95 = 3,95 км.



3. ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ПУТИ

Непременным условием правильности выдерживания направ­ления движения является непрерывность ориентирования, т. е. по­стоянное знание своего местонахождения на маршруте относи­тельно ближайшего выбранного ориентира и конечного пункта движения. На поле боя это осуществляется по ориентирам, указанным непосредственно на местности и заранее хорошо изучен­ным. При совершении же марша на незнакомой местности марш­рут выдерживают преимущественно по карте. Для этого во время движения следят за ориентирами, расположенными вдоль марш­рута, и периодически - за показаниями спидометра. По этим данным фиксируют на карте свое продвижение.

Начиная движение по маршруту, на исходной точке записывают показание спидометра и время начала движения, сличают карту с местностью и определяют направление пути. Во время движения, к карте обязательно обращаются при подходе к перекрестку или развилке дорог. За 200 - 400 м до поворота маршрута необходимо указать водителю место предстоящего поворота и направление дальнейшего движения, например: «На опушке леса поворот на­право по грунтовой дороге».

Если на местности намеченного ориентира не окажется, то следует установить свое местоположение по другим мест­ным предметам и  деталям рельефа, обозначенным на карте, и, лишь убедившись в правильности движения, продолжать путь.

Особенно внимательно надо сличать карту с местностью в ме­стах, вызывающих сомнение в правильности ориентирования: при движении по населенному пункту и выходе из него, на перекрест­ках и развилках дорог и т. п.

В таких случаях правильное на­правление движения устанавливают с помощью компаса, пользуясь магнитными азимутами, записанными на карте при подготовке к движению.

Наибольшие трудности в выдерживании заданного маршрута возникают при обходе зон пожаров, завалов, затопления и участков заражения. В этих случаях необходимо, прежде всего, воз­можно точнее определить свое местоположение на карте и запи­сать показание спидометра. Затем, изучив характер местности, наметить путь обхода препятствия и поднять на карте ориентиры, которые встретятся на этом пути, В условиях ограниченной види­мости обходить препятствия целесообразно по просекам, вдоль рек, линий электропередач и по другим линейным ориентирам. При движении на местности, бедной ориентирами, когда на ма­шине имеется гирополукомпас, путь обхода недоступных зон вы­годно наносить на карту, определяя для этого азимут направления каждого колена пути по гирополукомпасу, а его длину - по спидометру.

При движении по шоссейным дорогам для ориентирования можно пользоваться путевыми дорожными знаками (указателями наименований пунктов и расстояний до населенных пунктов, пере­валов и пр., маршрутными марками, указывающими номера дорог, километровыми столбами). Однако в боевых условиях это надо делать весьма осторожно: противник может переставить их или заменить другими указателями с ложными надписями.

К наблюдению за ориентирами в пути, особенно при движения ночью, нужно привлечь водителя и членов экипажа. Для этого, если позволяет обстановка, перед началом движения их надо оз­накомить с маршрутом и намеченными ориентирами, особенно с теми, по достижении которых должно меняться направление дви­жения. Это облегчит командиру подразделения выдерживание на­меченного маршрута движения.

3.1 Движение по азимутам

Движение, в процессе которого выдерживание направления пути и точный выход в намеченный пункт производятся с" помо­щью компаса (гирополукомпаса) и промера пройденного расстоя­ния, называется движением по азимутам.

Движение по азимутам применяется в лесу, пустыне, степи и в других районах, бедных ориентирами, а также при действии вне дорог ночью и в условиях плохой видимости, когда сличение кар­ты с местностью не обеспечивает уверенный выход в заданный пункт. К движению по азимутам прибегают также командиры мелких подразделений и групп при отсутствии у них карты.

Данные, необходимые для движения по азимутам, готовятся по карте или аэроснимку.

3.1.1  Подготовка данных для движения по азимутам

Подготовка данных для движения по азимутам включает: вы­бор маршрута и ориентиров вдоль него, определение магнитные азимутов и расстояний по каждому участку пути - от одного по­ворота (ориентира) до другого - и оформление этих данных так, чтобы ими было удобно пользоваться в пути.

Начертание маршрута и количество выбираемых на нем ориен­тиров зависят от характера местности, задачи и условий предстоя­щего движения. Главное требование к маршруту состоит в том, чтобы он обеспечивал быстрый, а в боевых условиях и скрытый выход в назначенный район. Поэтому желательно, чтобы он про­ходил по участкам, удобным для движения, был укрытым от на­земного и воздушного наблюдения противника и имел достаточное количество ориентиров для контроля правильности движения.

Если позволяет местность, то точки поворотов маршрута сле­дует выбирать у таких ориентиров, на которые можно уверенно выйти даже в том случае, когда направление движения выдер­живается недостаточно точно. Такими ориентирами могут быть точки пересечения  линейных объектов или характерные детали площадных объектов, находящихся поблизости от прямой, соеди­няющей исходную и конечную точки маршрутов (пересечение про­секи с электролинией, стык дорог, выступ поляны и т. д.).

Направление движения по компасу (гирополукомпасу) не мо­жет быть выдержано безошибочно, а иногда даже при незначи­тельном отклонении от нужного направления движения можно пройти мимо ориентира и не заметить его. Чтобы это не, случи­лось, в ряде случаев целесообразно выходить не сразу на ориен­тир, а сперва на заранее выбранную промежуточную точку, нахо­дящуюся поблизости, а от нее уже к ориентиру.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.