реферат скачать
 

Начальная профессиональная подготовка подразделений Государственной противопожарной службы

Начальная профессиональная подготовка подразделений Государственной противопожарной службы

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

Уральский институт ГПС МЧС России










КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

ПО НАЧАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ













Екатеринбург 2006

1. Организация службы и подготовки. Состав внутреннего наряда дежурной смены


Внутренний наряд назначается из числа лиц караула для поддержания порядка и охраны служебных помещений, техники, оборудования и территорий подразделения.

Лица внутреннего наряда караула подчиняются начальнику караула, а в случае его отсутствия - помощнику начальника караула.

В состав внутреннего наряда караула в порядке, установленном начальником гарнизона на период боевого дежурства, назначаются: - дежурный по караулу; - дневальный по гаражу; - дневальный по помещениям; - постовой у фасада здания пожарного депо. Все лица внутреннего наряда должны твердо знать, точно и добросовестно исполнять свои обязанности. Лица внутреннего наряда по тревоге выезжают в составе караула. Количество смен лиц внутреннего наряда, порядок охраны служебных помещений подразделения на время выезда караула по тревоге устанавливаются начальником подразделения. Контроль за сменой лиц внутреннего наряда осуществляется начальником караула.

Дежурными по караулу назначаются помощник начальника караула или командиры отделений, которым подчиняется весь внутренний наряд караула. Дежурный по караулу обязан: - знать обязанности лиц внутреннего наряда; - принять служебно-бытовые помещения, оборудование и инвентарь при смене караулов; - инструктировать личный состав, назначенный во внутренний наряд, проверять знание ими обязанностей при несении службы; - проверять несение службы лицами внутреннего наряда и докладывать начальнику караула о проведенной смене; - следить за выполнением распорядка дня личным составом караула, исправным содержанием оборудования, инвентаря и имущества, чистотой, порядком и соблюдением правил техники безопасности и пожарной безопасности в помещениях и на прилегающей территории, а также температурой воздуха и освещением в служебных помещениях.

Дневальными по гаражу назначаются водители (в дневное и вечернее время) или пожарные. Дневальный по гаражу обязан: - допускать водителей и личный состав караула к закрепленным автомобилям только для выполнения служебных обязанностей по распоряжению начальника караула; - обеспечивать соблюдение в гараже установленного противопожарного режима, частоты и порядка; - следить за поддержанием установленной температуры воздуха в гараже, в ночное время включать дежурное освещение; - немедленно докладывать начальнику караула об обнаруженных неисправностях пожарной техники, систем отопления и других недостатках.

Дневальными по помещениям в дневное и вечернее время назначаются пожарные. Дневальный по помещениям обязан: - поддерживать чистоту и порядок в служебно-бытовых помещениях; - обеспечивать соблюдение норм санитарии в местах приема пищи; - следить за противопожарным режимом в служебно-бытовых помещениях.

Постовыми у фасада здания назначаются пожарные. Постовой у фасада обязан: - знать порядок допуска в расположение караула личного состава пожарной охраны, граждан и транспортных средств на территорию подразделения; - принимать от граждан заявления о пожарах (авариях) и сообщать о них начальнику караула; - вести постоянное наблюдение за обстановкой в пределах видимости, при обнаружении пожара сообщать об этом начальнику караула; - не допускать остановки и стоянки любых видов транспорта перед воротами гаража пожарного депо (кроме мест стоянок на территории подразделения); - соблюдать установленный порядок допуска лиц, не относящихся к личному составу подразделения; - следить за чистотой и порядком у фасада здания.


2. Основы организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ


Факторы, способствующие развитию пожара

В процессе пожара могут внезапно появиться факторы, которые способствуют его развитию и затрудняют тушение. Поступление дополнительных количеств горючих веществ и материалов в очаг пожара происходит при повреждении и разрушении аппаратов и трубопроводов. Оборудование разрушается из-за чрезмерного роста давления среды в аппаратах, нагревающихся в условиях пожара, взрыва горючих смесей или термического распада продуктов, появления температурных напряжений и деформаций, ухудшения механических свойств материала оборудования и потери устойчивости конструкций. Необходимо помнить, что использование на пожаре компактных струй воды может ускорить разрушение аппаратов при попадании их на высоконагретые поверхности.

К характерным путям распространения пламени относятся: поверхность разливающихся пожароопасных жидкостей, отложения горючих материалов на полу помещения, поверхностях оборудования, воздуховодов и других поверхностях, отложения лаков, красок, полимерных материалов, пылей и других горючих веществ и материалов в коробах воздуховодов; паро-, газо- или пылевоздушные взрывоопасные смеси в производственных помещениях или на открытых площадках, свежеокрашенные поверхности изделий; твердые горючие материалы, полуфабрикаты и изделия (в том числе горючие строительные конструкции); теплоизоляция аппаратов и трубопроводов, пропитанная горючими жидкостями; трубопроводы, материалопроводы, канализационные системы и другие транспортные коммуникации при наличии в них горючей среды. По открытым дверным и технологическим проемам в стенах и перекрытиях пожароопасные жидкости, горючие смеси, раскаленные продукты горения могут проникать в соседние помещения.

3. Пожарно-техническая подготовка. Рукавное оборудование: зажимы, задержки, седла и мостики. Назначение, устройство, виды, область применения


При прокладке рукавных линий через заборы, окна и другие препятствия, где возможны резкие перегибы рукавов, следует использовать рукавное колено (седло) (рис. 1).


Рис. 1 использование рукавного колена 1 рукав; 2 колено


Для разгрузки вертикальной рукавной линии, прокладываемой по стене, внутри здания или по пожарной лестнице, необходимо применять рукавные задержки из расчета одной задержки на рукав (рис. 2).


 


Рис.2 рукавные задержки


Запрещается сбрасывать на рукавные линии части разбираемых конструкций, а также сбрасывать рукава с крыш и верхних этажей зданий. Рукава должны переноситься пожарными, спускаться с высоты при помощи веревок или других приспособлений.

Во избежание разрывов рукавов от гидравлических ударов подавать воду в рукавную линию следует путем постепенного открытия клапанов напорных патрубков насоса и разветвлений. Запрещается резко повышать давление в насосе, а также резко перекрывать ствол.

При возникновении течи в рукаве она должна быть немедленно устранена путем установки рукавных зажимов. В зависимости от размера дефекта рукава могут использоваться следующие рукавные зажимы:

а) ленточный зажим (рис. 3) для ликвидации течи из отверстий диаметром до 2 см или разрывов длиной до 3 см;

б) корсетный зажим (рис. 8) для ликвидации течи из продольных разрывов длиной до 10 см.

В качестве зажима может быть использован также отрезок рукава того же диаметра длиной 15-20 см, который до навязки головок одевается на рукав. При появлении течи во время работы на пожаре, давление в рукаве сбрасывается, и отрезок (зажим) перемещается на место дефекта рукава.


 

Рис. 3 ленточный зажим


 

Рис. 4 корсетный зажим


После окончания тушения пожара при сборке рукавов зажимы снимают, а место течи отмечают химическим карандашом.

В зимнее время после окончания тушения пожара необходимо воду немедленно слить из рукавов. Вмерзшие в лед рукава следует отогреть паром, горячим воздухом или применять компресс из коммы, смачиваемой горячей водой. Перед складыванием рукавов места сгибов необходимо оттаять. В случае сплошного промерзания рукавов сборку их проводить без сгибов и переломов, при этом перевозку рукавов надо производить на грузовых автомобилях с прицепами или на санях с подсанками, укладывая рукава во всю длину.


4. Лестница - палка: назначение, устройство, правила проверки при смене караулов. Уход после работы, охрана труда при использовании ЛП


Назначение

Лестница-палка предназначена для работы в помещениях, подъема пожарных на первый этаж через оконные проемы горящих зданий и сооружений, а также для учебно-тренировочных занятий.

Лестница-палка в сложенном состоянии представляет собой палку с закругленными и окованными концами, что позволяет использовать ее для отбивания штукатурки и выполнения других подобных работ при пожарах.

Устройство

Она состоит из двух деревянных тетив 1 и 2, восьми ступеней овального сечения 2, шарнирно соединенных с тетивами. Шарнир представляет собой металлическую втулку, плотно вставленную на конце ступени. Через втулку и тетиву пропущена ось шарнира 3, концы которой расклепаны с образованием полукруглой головки. Во избежание смятия древесины тетив под расклепанные головки подложены шайбы.

При складывании лестницы ступени ее помещаются в треугольные пазы с внутренней стороны тетив.

На одном конце каждой тетивы с помощью наконечника 7 и стяжки 8 крепят накладку, за которую убирают другую тетиву при складывании лестницы. Для предотвращения скалывания тетив на их концах установлены металлические планки 8.


Рис. 5 Лестница-палка 1,2-тетивы; 3-шарнир; 4-ступень; 5-деревянная накладка; 6-стяжка; 7-наконечник; 8-металлическая накладка


Техническая характеристика

Длина лестницы, мм:

сложенной 3400

развернутой 3116

Сечение сложенной лестницы, мм 105х68

Расстояние между тетивами, мм 250

Шаг между ступенями, мм 340

Масса, кг, не более 10,5


5. Пожарно-строевая подготовка. Снятие, переноска, установка и подъем в этажи здания по лестнице-палке, штурмовой и выдвижной лестницам. Укладка их на пожарный автомобиль


Работа с лестницей-палкой. Снятие лестницы палки с пожарного автомобиля и переноска ее на исходное положение производится по команде "Лестницу-палку (указывается место установки) - ставь". Пожарный, находясь на исходном положении в метре от заднего колеса автомобиля (в зависимости от места расположения лестницы палки на автомобиле), поднимается по задним ступенькам на крышу кузова автомобиля, открепляет лестницу, вынимает ее с места укладки и ставит на землю, прислоняя к задней части кузова. Спускается с автомобиля, становится спиной к нему (лестница находится справа), берет лестницу обеими руками, приподнимает на 30-40 см от земли и, сделав 3-4 шага вперед, кладет ее на правое плечо, удерживая правой рукой сверху, и переносит лестницу к месту установки.

Лестница-палка переносится так, чтобы ее передний конец был несколько приподнят вверх. В помещениях и узких проходах лестница-палка переносится в наклонном или вертикальном положении. Устанавливают лестницу палку следующим образом: за 3-4 шага до места установки пожарный придает лестнице вертикальное положение, подходит к месту установки и в таком положении опускает ее на землю и усилием рук разводит тетивы. Если тетивы разводятся туго, то лестницу поднимают на 40-50 см от земли и ударом башмаков о землю производят их разъединение. Лестницу-палку устанавливают так, чтобы ее нижние концы находились на расстоянии около метра от здания, а верхние - прислонялись к зданию. Подъем по лестнице начинается с левой ноги на правую ступеньку и хватом правой рукой сверху за пятую ступеньку. Правая нога ставится на вторую ступеньку, а левая рука - на седьмую и т. д.

По команде "Лестницу-палку на машину-уложить" пожарный становится лицом к лестнице в 50-80 см от нее, делает шаг вперед, берется за тетивы, отводит верхние концы лестницы от стены, соединяет тетивы вместе, приподнимает ее на 30-40 см от земли и поворачивается в сторону автомобиля. Отойдя 3-4 шага от места установки, кладет лестницу на правое плечо, подносит ее к автомобилю и ставит на землю в метре от автомобиля. Прислонив лестницу к кузову, поднимается на крышу автомобиля, укладывает, закрепляет лестницу и спускаете на землю.

Переносить лестницу-палку разрешается также за тетиву в раскрытом положении или на предплечье правой руки.

Прежде чем производить подъем по лестнице-палке, пожарный обязан убедиться в правильности ее установки. Если лестница установлена на скользкой твердой поверхности (мокрый пол, асфальт), то подъем и работа на ней осуществляются с соблюдением мер предосторожности.

Работа со штурмовой лестницей. По команде "штурмовую лестницу с автомобиля-снять" пожарный поднимается на первую ступеньку автомобиля и, удерживаясь правой рукой за поручень, открепляет левой рукой лестницу поворотом рукоятки защелки вниз. Взявшись этой же рукой за крюк лестницы, тянет ее назад, опускается на землю, подхватывает правой рукой за левую тетиву у восьмой ступеньки, разворачивает ее башмаками вперед, переносит в указанное место и кладет на землю.

Переноска, подвеска штурмовой лестницы и подъем по ней в этажи производится по команде "По штурмовой лестнице (указывается этаж) - марш". Пожарный, удерживая лестницу за верхнюю тетиву правой рукой около восьмой ступеньки, начинает движение бегом или шагом. За 9-12 м до здания рывком правой руки вверх-вперед поднимает лестницу над головой, берется левой рукой за левую тетиву на уровне восьмой ступеньки, а правой рукой перехватывается за правую тетиву на том же уровне. Приближаясь к зданию, держит лестницу так, чтобы ее башмаки находились в 25-30 см от земли. Опускает башмаки лестницы к основанию здания, делает руками перехват по тетивам до четвертой-пятой ступеньки, поднимает лестницу и с одновременной постановкой левой ноги на первую ступеньку производит подвеску лестницы в окно второго этажа.

Подъем по штурмовой лестнице на второй этаж производится следующим образом. После подвески лестницы пожарный переводит правую руку с правой тетивы на седьмую ступеньку, а левой рукой захватывает девятую ступеньку. Ноги ставит на каждую ступеньку до тех пор, пока левая нога не дойдет до седьмой ступеньки. В этот момент одновременно с постановки правой ноги на девятую ступеньку правой рукой захватывает снизу за одиннадцатую ступеньку, ближе к левой тетиве, а левой - тринадцатую сверху. Отталкиваясь правой ногой от девятой ступеньки и подтягиваясь руками, он осуществляет посадку на подоконник. После посадки левая нога прижимается к подоконнику с внутренней стороны, а правая нога, несколько согнутая в колене, плотно прижимается к наружной поверхности стены. Правая рука остается на одиннадцатой ступеньке, а левая - упирается о подоконник.

При подъеме в следующие этажи пожарный, удерживая лестницу правой рукой за одиннадцатую ступеньку, выбрасывает ее вверх и разворачивает крюк лестницы над головой. Левой рукой берется за тетиву лестницы на уровне подоконника и поднимает ее на вытянутую руку вверх, перехватывает лестницу правой рукой, поднимает вверх, разворачивает ее крюком в окно и подвешивает в правую часть подоконника. Далее пожарный ставит правую ногу на первую ступеньку, подтягивается на руках и, опираясь левой ногой на подоконник, захватывает правой рукой седьмую ступеньку, отталкивается правой ногой от ступеньки, а левой - от подоконника, выпрыгивает правой ногой на четвертую ступеньку, а левой рукой берется за девятую ступеньку. Дальнейший подъем по штурмовой лестнице аналогичен ранее описанному подъему во второй этаж.

В момент окончания подъема на заданный этаж (перед финишем) положение рук и ног такое, как перед посадкой на подоконник. При постановке правой ноги на девятую ступеньку необходимо левую ногу поднять на уровень подоконника и опереться внутренним краем стопы о подоконник, развернуть корпус на 180°, пронести правую ногу вовнутрь окна и поставить обе ноги на пол этажа.

Спуск по штурмовой лестнице производится по команде "По штурмовой лестнице вниз - марш". По этой команде пожарный берется за тринадцатую ступеньку, садится на подоконник лицом к штурмовой лестнице, ставит правую ногу на девятую ступеньку, переносит левую ногу на восьмую ступеньку и спускается по лестнице до постановки правой ноги на первую ступеньку. Удерживаясь руками за ступеньки или тетивы лестницы, поворачивает корпус на 90° к лестнице, заносит левую ногу за подоконник и садится на него. Удерживая лестницу за тетивы, приподнимает ее и выводит из вышележащего оконного проема поворачивает крюк на себя и, перебирая руками, опускает лестницу вниз до тех пор, пока крюк не достигнет верхней части окна. Затем разворачивает лестницу на 90° крюком влево, вводит крюк в окно и продолжает опускать лестницу до опоры крюка о подоконник. Дальнейший спуск по штурмовой лестнице производится описанным выше способом.

Спустившись на землю, пожарный берет лестницу за тетивы на уровне четвертой ступеньки, поднимает ее вверх на 10-15 см выше подоконника, делает левой ногой шаг назад, выводит крюк из окна и опускает лестницу к основанию здания. Затем отходит назад, перебирая руками тетивы, и опускает лестницу на себя до тех пор, пока руки не достигнут восьмой ступеньки. С поворотом кругом через правое плечо пожарный опускает левой рукой лестницу вниз и удерживает ее за правую тетиву.

Укладка лестницы на автомобиль производится по команде "Штурмовую лестницу на автомобиль - уложить". Пожарный берет лестницу левой рукой за верхнюю тетиву около восьмой ступеньки, поднимает ее, разворачивает башмаками вперед и переносит к автомобилю. Укладывает башмаки на ролики и продвигает правой рукой лестницу по роликам вперед. Если лестница крепится сверху на пеналах, то пожарный поднимается на ступеньки автомобиля, закрепляет лестницу, опускается на землю и становится на исходное положение.

Занятия по подъему в этажи учебной башни с помощью штурмовой лестницы следует начитать только после того, как руководитель занятия лично проверит состояние лестниц, страхующего приспособления, предохранительной подушки около учебной башни и проведет инструктаж лиц, выделенных для страховки на этажах.

Подъем или спуск по штурмовой лестнице следует начинать только после того, как лестница надежно подвешена на подоконник.

По штурмовой лестнице может передвигаться одновременно только один человек (за исключением случаев спасания людей).

Выдвижная лестница. Упражнения выдвижной лестнице выполняются расчетом в составе двух человек. Первый и второй номера становятся с правой стороны автомобиля около заднего колеса. По команде "Выдвижную лестницу с автомобиля - снять" первый номер берется правой рукой за поручень, делает поворот направо (в сторону крепления выдвижной лестницы), захватывает левой рукой ручку рычага крепления лестницы, а правой - ударом снизу вверх открепляет фиксатор. Второй номер берется правой рукой за поручень на уровне головы (со старта выходит вместе с первым, но следует за ним, чтобы дать возможность первому номеру первым подойти к креплению лестницы), становится правой ногой на ступеньку автомобиля и берется левой рукой сверху за правую тетиву лестницы на уровне первой ступеньки, а левой ногой утирается в автомобиль. После этого первый номер, взявшись обеими руками за рычаг и сделав рывок вниз, придает лестнице первоначальное движение, поворачивается кругом и становится спиной к автомобилю. Руки его подняты вверх и готовы принять движущуюся лестницу. В это время второй номер, отталкиваясь левой ногой от кузова автомобиля, спрыгивает на землю, подхватывает лестницу левой рукой за правую тетиву и на ходу продевает правую руку во второе (третье) окно между второй (третьей) или третьей (четвертой) ступеньками. Первый номер принимает лестницу на полусогнутые руки и, наклоняя туловище вперед, начинает бег, разворачивает лестницу, кладет левой тетивой на правое плечо на уровне девятой (десятой) ступенек и берется правой рукой за верхнюю тетиву. В таком положении они переносят лестницу на 10-15 метров от автомобиля и останавливаются. Затем второй номер с поворотом направо берется левой рукой за вторую (третью) ступеньку, правую руку вынимает из второго (третьего) окна лестницы и берется ею за четвертую (пятую) ступеньку. В это время первый номер берется левой рукой за девятую (десятую) ступеньку, а правой рукой удерживает лестницу перед собой за одиннадцатую (двенадцатую) ступеньку и одновременно, наклоняясь вперед, укладывают лестницу на землю, первым коленом сверху.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.