Фотограф Йозеф Судек (Josef Sudek).

Йозеф-Судек..

Йозеф Судек (Josef Sudek) родился 17 марта 1896 года в городе Колин в Богемии, это территории нынешней Чехии. В 14 лет он приехав в Прагу, выучился на переплетчика и некоторое время работал в небольшом городке Нимбурк в 45 километрах от Праги. В это время Йозеф проводит первые опыты с фотоаппаратом. Фотография далеко не сразу захватила молодого человека, в то время он больше увлекался музыкой. Началась Первая мировая война и в 1915 году Йозефа призвали в армию. Затем были военные будни на итальянском фронте, не очень опасное ранение в правую руку и страшная гангрена, приведшая в конечном итоге к ее ампутации.

фотограф Йозеф Судек

Три года молодой человек провел в госпитале для ветеранов. В это время он возобновил свои занятия фотографией: «Затвор можно нажимать и одной рукой», – объяснял он свой выбор позднее. Поначалу он не думал об этом как о способе заработать на жизнь, просто ему была необходимо какое-нибудь занятие, которое помогло отвлечься от неутешительной реальности. А что может помочь лучше, чем приобщение к искусству? Позже он рисовал и даже пробовал свои силы в живописи, но в то время фотография казалась ему единственным доступным видом творческой деятельности. Думается, именно творчество помогало ему противостоять той физической, а еще более моральной боли, которая сопровождала его всю жизнь. Чтобы у читателя сложилось четкое представление насколько остро Йозеф Судек чувствовал свою «ущербность», приведу его воспоминания о поездке в Италию в 1926 году, через, без малого, 10 лет после ранения:

Йозеф Судек

«Когда музыканты Чешской филармонии пригласили меня: "Йозеф, поедем с нами, мы отправляемся в Италию дать несколько концертов", я сказал себе: "Идиот, ты был здесь в Императорской армии, но не увидел красот этой прекрасной страны". И я поехал с ними на эту необычную экскурсию. В Милане нас очень тепло принимали, а затем мы поехали дальше, пока не приехали к тому месту. Я сбежал с концерта; было темно, я заблудился, но я был должен его найти. В конечном итоге я нашел это место в полях покрытых утренним туманом, довольно далеко от города. Но моей руки там не было – только бедный фермерский домик стоял как прежде. Это в него меня занесли после ранения в правую руку. Они так и не смогли меня починить, долгие годы я скакал из госпиталя в госпиталь, был вынужден бросить профессию переплетчика.

Ребята из филармонии искали меня, даже полицию подключили, но – сам не знаю почему – я не мог заставить себя уехать. Только через два месяца я вернулся в Прагу. Они не укоряли меня, но с того времени я никуда не ездил и никогда не поеду. Что мне там искать, если того, что мне нужно все равно найти не возможно?»

Йозеф Судек

В 1920 году Йозеф Судек выписался из госпиталя и стал подыскивать себе работу. Ему предложили должность в конторе, но он отказался. Немного больше он склонялся к мысли об открытии торговой лавки, но быстро понял, что это не для него. В конце концов, молодой человек решил подзаработать, используя свое хобби – и вся его дальнейшая жизнь показала, что это было правильное решение.

Йозеф Судек

В 1922 по 1924 год Судек учился в Государственном полиграфическом училище, фотографическим отделением которого руководил известный фотограф профессор Карел Новак. Большинство однокурсников Судека после окончания собирались работать в фотоателье, поэтому основное внимание уделялась фотопортрету, постановке света, выбору фона, подбору аксессуаров и многим другим, необходимым для коммерческого фотографа премудростям.

Йозеф Судек

В 1920-е годы у Судека было два любимых сюжета: сначала его друзья-инвалиды из госпиталя для ветеранов, позднее реконструкция Собора Святого Вита в Праге. Время от времени он уезжал в свой родной город Колин и фотографировал парки. В 1921 году Судек вступил в «Чешский клуб фотолюбителей», где познакомился и подружился с Яромиром Функе, в то время только начинавшим свой путь к славе. Они оба – как и многие другие чешские фотографы того времени, включая легендарного Франтишека Дртикола – были сторонниками живописной или «пикториальной» фотографии.

Йозеф Судек

Однако вскоре их взгляды на фотографию изменились – из сторонников пикториальной фотографии Судек и Функе превратились в ее ярых противников, приверженцев так называемой «чистой» или реалистической фотографии. Друзей исключают из «Клуба фотолюбителей» и в 1924 году они основывают «Чешское фотографическое общество», основной целью которого стала борьба за освобождения фотоискусства от подражания живописи.

Йозеф Судек

В 1927 году Судек приобрел маленькое деревянное фотоателье с небольшим садиком, в котором жил и работал более 30 лет. История ателье так же необычна, как и жизнь его владельца. Оно было построено в конце XIX – начале XX века во дворе одного из домов в районе Мала Страна. Местоположение ателье было крайне невыгодным, что совсем не нравилось прежнему хозяину, но вполне подходило новому. И он доказал, что «не место красит человека, а человек место» – через пару десятилетий ателье Судека станет одной из основных достопримечательностей города. После смерти фотографа почитатели его таланта пытались отреставрировать здание и устроить в нем дом-музей, но не смогли найти денег. В середине 1980-х годов ателье сгорело, но уже в 2000 году было восстановлено.

Йозеф Судек

Однако вернемся в довоенную Прагу. К середине 1930-х годов за Судеком утвердилась репутация не только ведущего фотографа Чехии, но и самого талантливого фотохудожника запечатлевшего красоту ее столицы. Любимым временем его фотоэкспедиций по родному городу были предвечерние сумерки, когда людей на улицах не много, а статуи и здания как будто оживают – или, по крайней мере, так ему казалось. «Я люблю наблюдать за жизнью объектов», – сказал он однажды в интервью, – «Они оживают, когда дети ложатся спать. Мне нравится рассказывать истории о жизни неодушевленных объектов».

Йозеф Судек

Вскоре на пути между фотографом и любимым городом стала Вторая мировая война. В марте 1939 года Прагу оккупировали гитлеровские войска и о том, чтоб выйти на улицу с камерой не могло быть и речи – как будто вслед за рукой он потерял ноги! Но у него осталось ателье, да и удивительный дар художника никуда не делся. И мастерская на долгое время становится для Йозефа Судека не только собственно мастерской и домом, но и объектом съемки.

Йозеф Судек

Вскоре появились новые серии фотографий не уступающие предыдущим работам мастера, а где-то и превосходящие их. Может быть, самый знаменитый из созданных Судеком проектов – серия фотографий «Окно моей студии». Волшебный мир, даже два мира разделенных (а может быть соединенных) старой рамой с не очень прозрачным стеклом. Один из них – добрый и красивый, грустный и романтичный – принадлежал художнику, второй – всему остальному миру: доброму или злому, дружескому или враждебному. Работа над серией заняла 14 лет: он не оставил ее даже после войны, хотя и опять стал выходить на улицу, фотографировать Прагу или ландшафтные виды.

Йозеф Судек

Сразу после войны Судек в поисках лаборанта дал объявление в газету. На него откликнулась только что освобожденная из концлагеря молодая женщина, которую звали Соня Буллати. Чуть более года она носила за фотографом камеру, ассистировала ему при печати и жадно слушала его «болтовню». Вскоре она эмигрировала в Америку, но переписка между учителем и ученицей не прекращалась до смерти фотографа. Соня оставила очень интересные воспоминания о Судеке.Йозеф Судек

«Помню, это было в какой-то романского стиля зале, глубоко под шпилем кафедрального собора», – вспоминала Соня Буллати, – «Темно было как в катакомбах, свет поступал только из маленького окошка, расположенного ниже уровня улицы в массивных средневековых стенах. Мы установили штатив и камеру, затем сели на пол и разговаривали. Неожиданно Судек вскочил на ноги – луч света пронзил темноту. Мы оба стали размахивать одеждой и поднимать горы пыли, чтобы по выражению Судека "увидеть свет". Мы, конечно, не случайно пришли на это место, он знал, что солнечные лучи попадают сюда два или три раза в году и ждал этого момента».

Йозеф Судек

Судек не скрывал методов своей работы от друзей, учеников и журналистов, поэтому у нас имеется немало свидетельств того, как появлялись на свет фотографии мастера. Вот, например, рассказ фотографа Лудвика Барана об одной фото-прогулке.

Йозеф Судек

«(Судек) нацелил аппарат на выбранный мотив между шестью и семью часами вечера летом. Янда (Рудольф Янда, известный чешский фотограф – А.В.) знал продолжительность экспозиций Судека, которые длились около десяти минут, поэтому вместо ожидания отправился собирать чернику. Он вернулся через полчаса. Судек с Петером Гельбихом дебатировали о современном изобразительном искусстве – о Фиале и Шиме. Янда какое-то время слушал, затем припомнил, что пора возвращаться. Но Судек, лежа на мохе, ответил: Мы экспонируем. Эта фотография силезийского девственного леса (позже Судек показал ее Янде) имела мягкий свет марева, который нежно обмывал корни, пни и травы как волшебный полумрак; такой свет было бы тяжело запечатлеть другим способом. Создать снимок сделала возможным более чем получасовая экспозиция с максимально заслоненным объективом старого типа. Судек раскладывал экспозицию на несколько фаз и превращал, таким образом, атмосферу мотива в удивительную сенсацию света».

Йозеф Судек

Снимая натюрморты в студии Судек не измерял экспозицию, точнее сказать измерял ее нетрадиционным способом. Мог во время экспозиции заварить и выпить стакан чая – кстати, хороший чай особенно жасминовый был его слабостью. Другой его слабостью была музыка – ее он использовал, когда чаю уже не хотелось: «Экспозиция – две стороны Вивальди». Наверно Судек – единственный фотограф, измерявший экспозицию временем необходимым на стакан чая или на прослушивание оперной арии!

Йозеф Судек

В послевоенное время в Чешской республике, как и во всем мире (не только в социалистическом лагере – достаточно вспомнить печально знаменитую «охоту на ведьм» в США), начались гонения на деятелей культуры. В это непростое время студия Судека превратилась в своего рода «культурный оазис», в ней собирались фотографы, художники, писатели, музыканты – каждый четверг в студии проводились музыкальные вечера. Конечно, власти не могли не реагировать, хотя и напрямую нападать на знаменитого фотографа никто не осмеливался. По-прежнему издавались альбомы, проходили выставки, но зачастую они сопровождались жесткой критикой его «не отражающих современных реалий» фотографий. Тем не менее, работать ему не мешали – и этого для мастера было более чем достаточно.

Йозеф Судек

Судек всю жизнь пользовался допотопными, тяжелыми и неуклюжими камерами. В 1940 году он увидел фотографию 30 * 40 сантиметров, напечатанную контактным способом, без увеличения. Высочайшее качество отпечатка, богатство полутонов потрясли фотографа, с тех пор камера формата 30 * 40 стала его основным инструментом, хотя пользовался он и другими – тоже не маленькими, например, панорамной камерой Кодак с негативами 10 * 30 сантиметров.

Йозеф Судек

Про Судека говорили: «Если он не на концерте и не снимает где-нибудь в городе, значит, вы обнаружите его дома за печатью фотографий». Фотограф необычайно ответственно относился к печати, часами работая над каждым негативом. Многие исследователи пишут о том, что его отпечатки разительно отличались от негативов – при этом речь не идет о манипуляциях с изображением в современном смысле слова. Судек мог подправить несколько едва различимых нюансов, и средний негатив вдруг оказывался прекрасным отпечатком. Поневоле вспоминается Карл Брюллов: «Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть» или Анри Картье-Брессон: «Я думаю, что между фотографами нет большой разницы, зато очень важны разницы маленькие».

Йозеф Судек

В 1956 году вышла в свет иллюстрированная книга о творчестве Судека, которая принесла ему финансовую независимость. Но он не ушел «почивать на лаврах», напротив, с еще большим усердием ударился в творчество: «Теперь денег хватит, можно начинать работать», – сказал он сестре. Или, может быть, это легенда? Во всяком случае, внешне в его жизни мало что изменилось, он по-прежнему жил более чем скромно и очень много работал. Он прожил еще около 20 лет, в течение которых вышли в свет несколько фотоальбомов мастера, состоялось множество выставок – как на родине, так и далеко за ее пределами. В 1961 году в Праге прошла выставка «Йозеф Судек в изобразительном искусстве», на которой экспонировалось более ста изображений мастера – от карандашных рисунков до скульптурных портретов. Судек – может быть единственный в мире фотограф, удостоенный подобной чести.

Йозеф Судек

В 1971г. книга "Великие фотографы", изданная в "Тайм Лайф" в Нью-Йорке, поставила Йозефа на одну ступень с наиболее известными мастерами мира. Немного позже в США прошла выставка его работ в Международном музее фотографии. В 1979г. состоялась последняя посмертная выставка фотографа в Праге. Умер Судек в 1986г.

В статье частично использовался авторский текст Андрея Высокова.

BodyClick.net - тизерная партнерка

Это интересно твоим друзьям? Поделитесь с ними.
Мы можем стать друзьями. Напишите мне.

Читать похожие статьи:

  1. Фотограф Анри Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson).

Отзывов (45) на «Фотограф Йозеф Судек (Josef Sudek).»

  1. Такое искусство в простых вещах увидит не каждый.

  2. Владимир пишет:

    Супер. Как по мне, то черно-белая фотография более естественна, и прекрасно передает суть кадра( но это мое субъективное мнение).

    • Константин пишет:

      Согласен, я сам без ума от чёрно-белой плёночной фотографии. Действительно, происходит концентрация внимания зрителя на сути работы.

  3. Алексей пишет:

    Фотограф с большой буквы. В его фотографиях происходят чудеса, мир преображается и обретает дыхание, жизнь, смысл.

  4. Татьяна пишет:

    Удивительные работы!

  5. Юрий пишет:

    Спасибо за очень качественную статью. Это один из моих любимых фотографов

  6. Геннадий пишет:

    Впечатлился. Хотя. Никогда не мог понять разницу между фото-шедевром и просто фото.

  7. Людмила пишет:

    Как прекрасны черно-белые фотографии! Какая фактура и настроение! Супер!

  8. Леонид пишет:

    Константин, получил удовольствие от работ Судека. Я когда-то серьезно занимался в фото-кружке и печатал фотографии в темной лаборатории, при красном свете окунал их в проявитель, потом в воду, затем в закрепитель. После колдовства в темноте появляется не просто копия реальности, а просто новый взгляд на нее. Именно с тех времен у меня твердое убеждение что настоящее фотоискусство это черно-белая фотография. Удачи и успехов Вам.

    • Константин пишет:

      Спасибо Леонид. Действительно, ручная печать чёрно-белой фотографии бывает далека от реальности. Это авторское прочтение этой реальности и редко даже произведение искусства.

  9. Natabul пишет:

    Интересная подборка фото. Необычно и интригующе.

  10. Валерий пишет:

    Очень впечатляет. Не каждый так сможет.

  11. Татьяна пишет:

    Удивительные фотографии. Йозеф Судек – настоящий талант. Фотографии черно-белые, а впечатления от них яркие.

  12. Алла пишет:

    Надо уметь в простых казалось бы вещах увидеть полноценный сюжет. Это не всем дано. Поэтому его работы хочется смотреть.

    • Константин пишет:

      Как Вы правы, Алла, мастерство фотографа состоит именно в том, чтобы находить в простых, обыденных вещах полноценный сюжет и гармонию. И донести это до зрителя.

  13. Наталья пишет:

    Насколько чувствуется рука Мастера!

    • Константин пишет:

      Йозеф Судек, действительно Мастер, один из немногих признанных классиков мировой фотографии.

  14. Светлана пишет:

    Какие у него интересные находки!
    И по-моему, многие фото пронизаны одиночеством. Хотя, возможно это лишь мое впечатление

    • Константин пишет:

      Вы очень тонко подметили Светлана – одиночество. Фотограф никогда не имел семью и прожил свою жизнь со своей сестрой.

  15. Светлана пишет:

    Удивительные фотографии. Настоящий Мастер!

  16. Сергей пишет:

    Художественность всегда будет путем одиноких скитальцев. Мастер видит выход в другие миры и указывает его своим творчеством. Современники могут только удивляются этому представлению…

  17. Елена пишет:

    Вот спасибо! Никогда бы и не узнала о таком мастере фотографии! И никогда бы не увидела этих мастерских фотографий!

  18. NinaPontil пишет:

    Творчество Йозеф Судека, уникально и наверное неповторимо, талант.

    • Константин пишет:

      Творчество уникально, согласен. А неповторимость, отличительная черта искусства фотографии. Каждый кадр неповторим.

  19. Kraser пишет:

    Удивительные фотографии ,удивительная история успеха!

  20. Людмила пишет:

    “Я думаю, что между фотографами нет большой разницы, зато очень важны разницы маленькие».Очень сложно точнее сказать.

    • Константин пишет:

      Прекрасно сказано. Эта фраза Анри Картье-Брессона вошла в историю фотографии. Этот замечательный Мастер фотографии высказал много прекрасных мыслей, их цитируют до сих пор.

  21. Борис пишет:

    C большим удовольствием побывал на вернисаже фотографа Йозефа Судека.
    Великий мастер, с тонкими нюансами индивидуала.

  22. Олег пишет:

    Отличная статья. Прекрасные фото.
    Спасибо.
    Всего доброго.

  23. Жанна пишет:

    Йозеф Судек, фотограф от Бога. Смотрела и думала, что очень похоже на картины. А ведь фото, и есть своего рода картины.

    • Константин пишет:

      Вы правы, Жанна, фотография на заре своего становления переняла очень много от живописи. Существует направление “пикториальной”, т.е. живописной фотографии. Первыми фотографами стали художники, у которых не сложилась карьера.

  24. Владимир пишет:

    Тут главное поймать мгновение. У меня такие мгновения были, но фотоаппарата в руках не было.

    • Константин пишет:

      Владимир, у Вас прекрасный юмор. Фотография ещё и технический вид искусства и без фотоаппарата здесь не обойтись. Наш современник и уже классик фотографии Слюсарев А.А. говорил “Хороша та фотография, которую ты сделал”.

  25. Ирина пишет:

    Сказочно прекрасные фотографии.

  26. Юрий пишет:

    Великолепный, с тонким творческим вкусом, фотограф. Видео доставило удовольствие. Спасибо Вам Константин.

  27. Рита пишет:

    Люблю такой стиль в фотографии, как-то завораживает.. Очень понравились работы Судека.

  28. Галина пишет:

    Талантище!

  29. Ira101160 пишет:

    В черно-белой фотографии столько магии, что она завораживает! Йозеф Судек- настоящий Мастер! Особое удовольствие доставил фильм. Я вообще считаю чешские фильмы недооцененными в мировом кинематографе. Это же целое направление в искусстве кино – чешский фильм! Я хорошо знаю чешский – поэтому фильм вдвойне был понятен.

    Спасибо, Константин! Усыновляю! Приезжайте!:))))

    • Константин пишет:

      Фильм замечательный, спасибо всем кто принимал участие в его создании. Чешские фильмы действительно, не пропагандировались в нашей стране, это скорее политический вопрос. А в наше время интернета, и доступности мирового кинематографа, мешает непонимание языка, переведённых и озвученных фильмов почти нет, опять культурная яма. Предлагаю собираться в Берегово, смотреть чешские фильмы, а переводчик я понимаю, у нас уже есть… Отдельное спасибо Вам, Ирина, за вашу доброту и усыновление незнакомого Вам человека, т.е. меня. Высылаю бумаги на усыновление и прописку. Вышлите адрес…

  30. Марго пишет:

    У меня брат занимается фотографией лет с 10. Именно от него я впервые услышала о Судеке, это было еще в то время, когда Судек был жив. Тогда я видела в одной из книг только несколько его работ. Константин, спасибо за статью! Фотографии и фильм остановили мгновение, и я забыла об остальном. Но мгновения в работах Судека, как написали здесь выше, живут и дышат, в них течет время. И в каждой из них есть главное – видение самого художника, мир талантливого и неординарного человека. Прикасаясь к нему, расширяешь рамки своего…

    • Константин пишет:

      Марго, спасибо Вам за такие тёплые и красивые слова об этом человеке…

  31. Ирина пишет:

    Так выглядят истинные настоящие вечные ценности. А эта Ваша страничка – новая ценность.

Ваш отзыв на Алла