Фотограф Анри Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson).

Картье-Брессон

..Анри Картье-Брессон родился 22 августа 1908 года в городе Шантлу неподалеку от Парижа в семье Марты Ле Вердьер и Андре Картье-Брессона. Своей двойной фамилией фотограф обязан слиянию рода крестьян Картье и семейства промышленников Брессон, произошедшему задолго до рождения будущего фотографа.

Семейная история гласит, что некогда юные Брессоны воспитывались у Картье, а Картье обучались у Брессонов, пока, во всеобщей выгоде, брачные союзы учеников с дочерьми шефа не превратили эти две семьи в одну. К рождению будущего фотографа весьма известная во Франции марка хлопчатобумажных ниток «Картье-Брессон» приносила неплохую прибыль. Собственное же имя Анри получил в память о дедушке с отцовской стороны.

Живописью будущий мэтр фоторепортажа интересовался с юности. В своих воспоминаниях Брессон писал:

«Интерес к изображениям у меня был всегда. В детстве я занимался рисунком по вторникам и четвергам и мечтал отдаваться этому занятию и во все другие дни. Как у большинства детей, у меня была камера Brownie-box, и я снимал ей время от времени, в основном, чтобы заполнять маленькие альбомы изображениями воспоминаний о летних каникулах»

В декабре 1913 Анри впервые встретил своего дядю Луи, художника, который ввел его в мир искусства и начал заниматься с мальчиком живописью. Хотя дядя умер в 1915 году, его уроки успели произвести на мальчика неизгладимое впечатление. Анри решил следовать его стопам и получить художественное образование.

В течение семи лет молодой человек обучался в ателье художника Андре Лота, а в 1929 году посещал лекции по живописи в Кембриджском университете. Немалому научил Картье-Брессона и кинематограф: по собственным словам фотографа, фильмы, которые он смотрел в это время (ранние картины Дэвида Гриффита, Брисе, фильмы Эриха Штрохайма, «Хищник», «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна, «Жанна’д’Арк» Карла Дрейера) «учили его видеть».

Позже, в 1930 году, во время своего путешествия в Африку, молодой художник познакомился с работами Эжена Атже (Atget), которые открыли ему уникальные возможности фотоискусства. «Последней каплей» стал снимок Мартина Мункачи (Martin Munk?csi), который изображал троих чернокожих людей, голышом бросающихся в волны озера Танганьики.

Именно эстетика и динамика этой фотографии восхитили Картье-Брессона настолько, что он купил свой первый «настоящий» фотоаппарат – коробку из покрытого воском орехового дерева, под пластинки 9х12, разумеется, в комплекте со штативом и черной накидкой фотографа. Объектив этого аппарата закрывался крышечкой, которая одновременно играла роль затвора – эта маленькая техническая особенность позволяла снимать только то, что не шевелится.

Первые снимки Брессона не были особенно удачными – многие из них слишком контрастны, другие вялы. Впрочем, фотограф расстраивался только тогда, когда изображения не получались совсем. К тому же его первой камере не была суждена долгая жизнь. Через год фотоаппарат, не выдержав климата Африки, покрылся плесенью, а эмульсия фотопластинок зацвела. Сам же Картье-Брессон по возвращении на родину заболел и был вынужден лечиться, существуя на маленькое ежемесячное пособие по болезни.

Результат месяцев безделья оказался неожиданным – фотограф получил возможность снимать в свое удовольствие и обнаружил, что существует фотоаппарат Leica, который, благодаря своей компактности, отлично подходит для репортажа, съемки жизни в движении.

Впрочем, идея фоторепортажа, то есть истории в нескольких фотографиях, в то время вряд ли приходила фотографу в голову. Картье-Брессон целыми днями бродил по улицам, выискивая достойные снимка события и пытаясь поймать в одном изображении самую суть сюжета. К собственно репортажной съемке Брессон пришел несколько позже, после более глубокого знакомства с творчеством коллег и первых опытов работы с иллюстрированными журналами.

После начала войны, в 1939 году, Картье-Брессон вступил во французскую армию в должности капрала армейского кинофотоподразделения. Когда нацисты захватили Францию, фотограф попал в плен, откуда с третьей попытки, после тридцати шести месяцев заточения, бежал, чтобы вернуться в Париж и стать участником Сопротивления.

Теперь, чтобы фиксировать на пленку военные будни, от фотохудожника требовался не только верный глаз, но мужество и хладнокровие. У Картье-Брессона в придачу к ним обнаружился талант лидера: фотограф-репортер организовал французских фотожурналистов для съемок во время оккупации и отступления фашистов.

После окончания войны в 1945 году Картье-Брессон показал, что с успехом может работать и в кинематографе – по заказу американской службы военной информации он создал фильм «Возвращение», глубокую и трогательную картину о возвращении французских военнопленных на родину.

В 1947 году Анри Картье-Брессон стал одним из основателей знаменитого международного объединения фоторепортеров Magnum. Создание этой организации было ответом на грабительскую в отношении фотографов политику многих западных агентств и журналов. Агенты «Магнума» предлагали редакциям готовые эксклюзивные материалы, в которых по условиям договоров нельзя было изменить хотя бы одну запятую или откадрировать хотя бы один снимок.

Поскольку члены агентства-кооператива Magnum оставались полными собственниками своих фоторабот, нет ничего удивительного в том, что под крылом «Магнума» объединились наиболее даровитые и энергичные фотожурналисты Европы, в числе которых был знаменитый военный фоторепортер Капа.

Вскоре после создания «Магнума» Картье-Брессон отправился на съемки в Индию, получившую независимость в результате освободительного движения, а затем в Китай. Теперь имя фотографа звучало среди журналистов мирового масштаба. Но расцвет славы пришел к мастеру после его парижской выставки в 1950-х годах, которая с триумфом обошла Европу и Америку.

Первая выставка фотографии в Лувре, состоявшаяся в 1954 году, была посвящена именно творчеству Картье-Брессона. Другие выставки фотографа также проходили в самых известных галереях и музеях Парижа, Милана, Токио, Кёльна и других городов мира. Многие годы Картье-Брессон оставался старейшиной цеха французских фотографов. На альбомах его фотографий выросли сотни лучших фотографов страны.

Приходилось фотографу бывать и в СССР. В 1954 году Картье-Брессон стал первым западным фотографом, которому после смерти Сталина было позволено посетить Страну Советов. Фотографии, сделанные во время этого визита, вошли в альбом Картье-Брессона «Москвичи». Повторное путешествие в СССР, в 1972 году, позволило художнику увидеть и запечатлеть изменения, произошедшие в стране за без малого двадцать лет. Накопленный материал стал основой для книги Брессона «О России», изданной в 1974 году.

Сохранением десятков тысяч знаменитых работ фотографа занимается созданный в 2003 году в Париже Фонд Анри Картье-Брессона. Сам мастер, который всегда придерживался идеи связи законов фотографии с живописью, с 1975 года практически оставил фотографию для графики. С 1970 года он создал большое количество художественных произведений, среди которых фотографий было совсем немного – по собственному своему признанию, Картье-Брессон вынимал фотокамеру из чехла лишь время от времени, для того чтобы сделать портрет или камерный снимок.

Искусство, которое возвело его на Олимп, всегда ставилось Картье-Брессоном ниже занятий живописью или рисунком. Нередко художник удостаивал его весьма резких замечаний

«Фотография сама по себе меня не интересует. Я просто хочу захватить кусочек реальности. Я не хочу ничего доказывать, ничего подчеркивать. Вещи и люди говорят сами за себя. Я не занимаюсь «кухней». Работа в лаборатории или в студии у меня вызывает тошноту. Ненавижу манипулировать – ни во время съемки, ни после, в темной комнате. Хороший глаз всегда заметит такие манипуляции… Единственный момент творчества – это одна двадцать пятая доля секунды, когда щелкает затвор, в камере мелькает свет и движение останавливается».

Об уникальной реакции, удивительном таланте и необычных методах работы Анри Картье-Брессона до сих пор ходят легенды. Например, широко прославилась «невидимость» фотографа – его модели в большинстве и не подозревали, что их снимают (для пущей маскировки Картье-Брессон заклеивал блестящие металлические части своего фотоаппарата черной изолентой).

Еще одна «фирменная» особенность Картье-Брессона – окончание работы над фотографией в момент съемки затвора. Он никогда не кадрировал свои снимки и не делал каких-либо других попыток их изменить. Также фотограф известен тем, что старался снимать любой сюжет в момент достижения им пика эмоционального напряжения, «решающего момента» (выражение, которое с его легкой руки получило в фотографическом мире широкую известность). Для самого Картье-Брессона «решающий момент» означал «моментальное распознавание, в долю секунды, значимости происходящего и одновременно точной организации форм, что придают этому событию соответствующую ему экспрессию».

Анри Картье-Брессон умер 2 августа 2004 года в Иль сюр ля Сорг, небольшом городке на юге Франции, не дожив нескольких недель до своего 96-летия. Фотограф был похоронен на частном кладбище этого города.

Источник: club.foto.ru

BodyClick.net - тизерная партнерка

Это интересно твоим друзьям? Поделитесь с ними.
Мы можем стать друзьями. Напишите мне.

Отзывов (21) на «Фотограф Анри Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson).»

  1. Ксана пишет:

    ;) захватить кусочек реальности.

  2. Да, фотография – увлекательное дело. Мне было интересно узнать об одном из знаменитых фотографов мира. Спасибо.

  3. Зоя. пишет:

    Фотография дает возможность не только отразить реальность, но и зафиксировать миг, которого уже нет.

  4. Александр пишет:

    Так зарождалось фотохудожество))

  5. NinaPontil пишет:

    Спасибо, очень интересно, история в старых фотографиях

  6. Олег пишет:

    Константин, спасибо за интересный рассказ

  7. Игорь пишет:

    Шикарные фотографии. Спасибо Брюссону, что был с нами и оставил это нам…

  8. Elena пишет:

    Вот что значить, не мешать ребенку в детстве развивать свои наклонности. Фотограф Анри Картье-Брессон тому пример. Отличная подборка, спасибо.

  9. Емилия пишет:

    Было интересно познакомится с творчеством этого фотографа. Спасибо за классные фотографии!

  10. Ira101160 пишет:

    В черно-белых фотографиях своя, совершенно особая магия! Смотря на них – жалею, что не умею фотографировать.

    Спасибо, Константин, за рассказ о Мастере!

  11. Бурул пишет:

    Сильные личности проявляются уже в детстве.Знать в таком возрасте чего ты хочешь и чему посвятишь свою жизнь – это и есть проявление таланта личности!

  12. Борис пишет:

    Замечательный сайт о фотографии как об искусстве.
    Интересно побывать в прошлом.

  13. Светлана пишет:

    Мне всегда очень интересно читать про творческих людей. у них всегда свой взгляд на вещи, как говорится, под другим углом. Благодаря им можно увидеть вещь или явление совсем другими глазами. спасибо за очередную находку!

  14. Елена пишет:

    Спасибо за интересный рассказ.

  15. ольга пишет:

    Отличный фотограф, раньше не знала про него.

  16. Ирина пишет:

    Мне очень понравилась происхождение фамилии Катрье-Брессона. Но а многие его фотографии, признанные шедевры.

  17. Юрий пишет:

    Это какая то магия черно – белой фотографии, вроде вполне простые сцены из жизни прямо репортаж с улицы, однако как завораживают.

    • Константин пишет:

      Действительно, у чёрно-белой фотографии есть удивительная магия. Как приятно, что в наш век цифровой, очень цветной фотографии, люди ценят и наслаждаются, к сожалению, уходящим…

  18. Ольга пишет:

    Это работы Мастера, поэтому он и не занимался дополнительной обработкой фотографий.

  19. AnnaMaria пишет:

    Это не просто черно-белая фотография. Это безупречно выстроенная композиция.
    Именно поэтому произведения Картье-Брессона не оставляют равнодушными.
    Чувство композиции и цветовидение – основа художественной одаренности, отшлифованной в данноом фотоконтексте в безупречный талант.

    • Константин пишет:

      Полностью согласен с Вами, Анна. Если учесть, что в основном это жанровая фотография, то звание величайшего фотографа 20 века, заслуженно относиться к Анри Картье-Брессону.

Ваш отзыв на Александр