реферат скачать
 

Художественная культура Древней Греции в период архаики и ранней классики

Художественная культура Древней Греции в период архаики и ранней классики

Реферат

Тема: Художественная культура Древней Греции в период архаики и ранней

классики.

Ученика 9 «Г» класса

Средней школы № 23

г. Борисова

Марголина Ильи.

1998г.

8-6 века до н.э. были периодом значительного подъёма культуры древней

Греции. Во многом эта культура была основана на достижениях старых

рабовладельческих государств Востока. К началу 8 века или, быть может к

несколько более раннему времени относится возникновение греческого

алфавита, основанного на применении финикийских знаков. В 7 – 6 вв.

начинается запись мифов греческой древности, обычное право постепенно

оттесняется письменным законом, литературное творчество вступает в новый

период своего развития. Существенные сдвиги происходят также в развитии

изобразительных исскуств и архитектуры.

К началу рассматриваемого периода уже успели сложиться религиозные

верования, которые с большими или меньшими оговорками могут быть названы

общими для всех греков. К концу этого периода в основных чертах

складывается так называемая олимпийская религия. Семья олимпийских богов,

возглавляемая отцом богов и людей – Зевсом, - это сколок патриархальной

семьи времён распада первобытнообщинного строя. Все подчинённые Зевсу

олимпийские боги связаны с ним узами кровного родства.

Здесь и супруга его Гера, и бог света златокудрый Аполлон с сестрой своей

Артемидой заботящейся обо всём, что живёт на земле, растёт в лесу и в поле,

и златая Афродита – олицетворение красоты и вечной юности. На Олимпе

обитает бог войны, неистовый Арес, - сын громовержца Зевса и Геры. Свиреп

и неистов грозный Арес, но победа не всегда сопутствует ему. Часто

приходится Аресу уступать на поле битвы воинственной дочери Зевса Афине-

Полладе. У трона Зевса стоит хранящая законы богиня Фемида.

Окружённый сонмом богов на Олимпе царит Зевс, охраняя порядок во всём

мире.

Культ олимпийских богов в несколько изменённом виде продолжал

существовать и в дальнейшем.

Важную роль в религиозной жизни всей Греции в 8-6 вв. играли храм

Аполлона в Дельфах, храм Аполлона на Делосе – религиозный центр всех

ионийских греков, храм Зевса в Олимпии и др.

8-6 века являются важным этапом в развитии греческого искусства.

Наибольшего развития достигает архитектура. Среди архитектурных памятников

этого периода первое место по своей художественной значительности занимали

храмы. Древнейшие храмы были деревянными; черты деревянного зодчества

сохранились и в позднейших каменных храмах. Постепенность перехода от

дерева камню наглядно выступает на примере храма Геры в Олимпии, где

дубовые колонны мало-помалу заменялись каменными.

Архитектура ранних греческих храмов отличалась суровостью. Достаточно

посмотреть на храм Посейдона в Пестуме (начало 5 в. до н.э.), чтобы

почувствовать мощь тесно стоящих колонн с нависшими тяжёлыми капителями и

массивными каменными балками, которыми перекрыты колонны.

Вершина греческой архитектуры – Парфенон – храм богини Афины Парфенос.

К концу 7-го в. сложились два вида колонн, два основных типа так

называемых архитектурных ордеров – дорический и ионический. Дорический

стиль получил наибольшее распространение в Южной Италии и Сицилии.

В более строгом и мощном дорическом ордере несколько утончающиеся к верху

колонны лишены баз, каннелюры на стволе колонны образуют при встрече

острые рёбра, венчающая капитель состоит из круглой, несколько

расширяющейся к верху части и лежащей на ней четырёх угольной плиты.

В отличие от дорической ионическая колонна имеет сложную профилированную

базу, каннелюры её отделены друг от друга дорожками; характерным отличием

её капители являются завитки, так называемые валюты. Фриз над колоннами

представляет собой сплошной пояс или ленту, покрытую скульптурными

изображениями. Выработанная греками система форм осталась важным средством

художественной выразительности в архитектуре.

Лучшие памятники древнегреческой скульптуры также были созданы в 5 веке

до н.э. Но до нас дошли и более ранние произведения – статуи 7 – 6 вв. до

н.э. курос – статуя обнажённого мужчины и кура – женщины одетой в тунику.

Вот описание одной из таких статуй: Курос (архаическая статуя атлета или

бога); 6 век до н.э. Мрамор. Одна половина тела – зеркальное отражение

другой. Скованные позы, вытянутые руки прижаты к мускулистому телу. Ни

малейшего наклона или поворота головы, но губы открылись в улыбке. Улыбка

словно изнутри освещает скульптуру выражением радости жизни.

Архаическая скульптура совершила громадный путь от примитивных идолов в

виде столбов, увенчанных грубо схематичным изображением человеческой

головы, до почти свободной передачи очертания тел в таких произведениях как

скульптурная группа «гигантомании» (война богов и титанов), созданная

афинскими мастерами в конце 6 века. Одно из наиболее ранних произведений

ионийской художественной школы – так называемая делосская Артемида (7 век.)

стоит ещё неподвижно лицом к зрителю, с опущенными вдоль тела руками. Сзади

и сбоку фигура ограничена почти гладкими плоскостями, которые придают ей

четырёхгранный характер.

Дальнейшее развитие скульптуры, достигшей высокого совершенства в

изображении человеческого тела, определялась не только ростом

профессионального мастерства древнегреческих ваятелей, но и особенностями

общественной жизни в древнегреческом полисе.

Вершина греческой архитектуры – Парфенон – храм богини Афины Парфенос

(Девы), построенный в 5 веке до н.э. зодчим Иктином и Калликратом в Афинах.

Его белокаменный силуэт чётко вырисовывался на фоне неба. На первый взгляд

Парфенон очень прост – мраморный четырёхугольник, окружённый невысокими

дорическими колоннами. И всё-таки здание бесконечно величественно. Его

секрет в исключительной ритмичности и гениальной соразмерности частей.

Пропорции Парфенона рассчитаны так, что человек приближаясь к нему,

чувствует себя выше, шире в плечах: греки стремились к тому, чтобы

архитектура вселяла в человека бодрость и внушала уверенность в себе.


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.