реферат скачать
 

Творчество мастеров высокого итальянского Возрождения. Леонардо да Винчи

Творчество мастеров высокого итальянского Возрождения. Леонардо да Винчи

СПБГУП.

Реферат

По Истории Искусств по теме:

Творчество мастеров высокого итальянского Возрождения

(Леонардо да Винчи)

Подготовила студентка 1-ого курса ф-та Культуры, II группы

Жикаренцева Елена.

СПб 2000 г.

Содержание.

1. Возрождение и Леонардо………………………………………………………..2-5

2. Леонардо да Винчи………………………………………………………………6-9

3. Некоторые приемы в живописи Леонардо да Винчи, его взгляды и

убеждения………………………………………………………………………10-12

4. "Тайная вечеря"………………………………………………………………...12-14

5. Список литературы………………………………………………………………15

Возрождение и Леонардо.

Среди титанов Возрождения одно из первых мест по праву принадлежит

Леонардо да Винчи. Сила его ума его гениальные научные предвидения, его

замечательные технические изобретения, наконец, его великое реалистическое

искусство- все это повергало в изумление уже людей Ренессанса, склонных

воспринимать Леонардо как живое воплощение того идеала всесторонне развитой

личности, о котором мечтали лучшие из мыслителей и писателей XV- XVI веков.

Культура Возрождения, одним из наиболее ярких представителей которой

был Леонардо да Винчи, получила классическую по своей четкости и ясности

характеристику у Энгельса, в его введении к «Диалектике природы». «Это был,

- пишет Энгельс, - величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до

того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая

породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и

учености. Люди, основавшие современное господство буржуазии, были всем чем

угодно, но только не людьми буржуазно- ограниченными». Подчеркивая

многогранность людей эпохи Возрождения, Энгельс приводит в качестве особо

показательного пример Леонардо да Винчи, являвшегося «не только великим

художником, но и великим математиком, механиком и инженером, которому

обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики».

В своей характеристике эпохи Возрождения Энгельс настойчиво проводит

ту мысль, что хотя в эту эпоху получило свое развитие «современное

буржуазное общество», тем не менее «герои того времени не стали еще рабами

разделения труда, ограничивающее, создающее однобокость влияние которого мы

так часто наблюдаем у их преемников»; «…они почти все живут в самой гуще

интересов своего времени, принимают живое участие в практической борьбе,

становятся на сторону той или иной партии и борются кто словом, кто мечом,

а кто и тем и другим вместе. Отсюда та полнота и сила характера, которые

делают их цельными людьми».

В своей оценке эпохи Возрождения, которую Энгельс рассматривает как

важный этап всей европейской истории, он всячески выдвигает на первый план

революционную природу этой эпохи и ее новые прогрессивные черты. Для

Энгельса это «величайший прогрессивный переворот», это время, когда

«немецкая крестьянская война пророчески указала на грядущие классовые

битвы, ибо в ней на арену выступили не только восставшие крестьяне, - в

этом уже не было ничего нового, - но за ними показались предшественники

современного пролетариата с красным знаменем в руках и с требованием

общности имущества на устах». Энгельс подчеркивает тяготение культуры

Возрождения к будущему, а не к прошлому. В качестве наиболее типичных черт

ренессансного мировоззрения Энгельс выдвигает исчезновение призраков

средневековья, ниспровержение духовной диктатуры церкви, многосторонность

духовного развития, силу и цельность характеров, «жизнерадостное

свободомыслие», интерес к античности: железная логика точных формулировок

Энгельса не допускает никаких кривотолков и позволяет положить их в основу

подлинно научного изучения культуры Возрождения.

Если Энгельс давал высокую оценку Ренессансу, то современная

буржуазная наука всячески стремится умалить его значение. Наиболее

реакционные исследователи доходят в своем рвении до того, что либо

рассматривают это эпоху как простое продолжение средних веков, либо целиком

растворяют ее в средних веках.

Чтобы понять то историческое место, которое Леонардо занимает в

культуре Возрождения, необходимо предварительно ознакомиться с ее социально-

экономическими основами и с главными течениями в области философской,

научной и художественной мысли. Гуманизм, наука и искусство в эту эпоху

связаны так тесно, между ними имеется столь много точек соприкосновения,

что, только осветив отношение гуманизма к науке и науки к искусству, можно

правильно оценить деятельность такого разностороннего человека, как

Леонардо, который объединял в себе гуманиста, ученого и художника.

Какова же была идеология, которую выдвинули передовые люди эпохи

Возрождения, ниспровергавшие устои феодального общества? Это было прежде

всего требование политической власти, нашедшее обоснование в новом учении о

государстве как независимом от папской и императорской власти институте.

Опираясь на прогрессивных античных мыслителей, гуманисты XV века боролись

за светскую культуру, за самостоятельную, не зависящую от теологии науку.

Они добивались той умственной свободы, которая позволила бы человеку

совершенствовать свои дарования и развивать свои творческие силы. Отныне в

центре внимания стоят раскрепощенная от феодальных оков человеческая

личность и реальный мир. Из интереса к человеку рождается поэзия личного

чувства- лирика; из интереса к природе и необходимости овладеть ее силами-

стремление к ее научному познанию и к объяснению ее закономерностей. Быстро

развивающаяся торговля содействовала географическим и космографическим

открытиям, а требования укреплявшегося капиталистического хозяйства

стимулировали технические изобретения. Передовая часть гуманистов с

полемическим задором сражалась за признание чувственной природы человека и

за освобождение ее от христианского аскетизма, за реабилитацию природы, за

признание красот мира и творческой силы разума. Главные стрелы

направлялись против церкви и духовенства, которые являлись самыми

последовательными и принципиальными врагами гуманистов, открыто

выступившими в эпоху контрреформации против «языческой» культуры

Возрождения.

Бурное развитие точных наук и техники в Италии XV века дает ключ к

пониманию научных интересов Леонардо. Он не был одинок, он опирался на

достижения своих предшественников и современников, он разделял многие из их

интересов. И все же научный опыт, накопленный ремесленными и

художественными мастерскими Флоренции, приобретает у Леонардо новое

качество, целиком сохраняя при этом свою практическую целеустремленность.

Леонардо всегда был прямолинеен и неудержим в своем стремлении к знаниям;

если кто-либо обладал интересующим его знанием, он шел прямо к цели и

спрашивал, что ему было нужно.

Рядом с гуманизмом и наукой виднейшее место в ренессансной культуре

занимает искусство, в котором познание законов реального мира нашло свое

обобщающее выражение. Не будет преувеличением утверждать, что искусство

было в эпоху Возрождения той областью человеческой деятельности, в которой

наиболее полно проявилась творческая активность демократических ремесленных

кругов. Вся художественная практика была неразрывно связана с цеховыми

мастерскими, возглавляемыми выдающимися мастерами- выходцами из ремесленной

среды. Это во многом объясняет нам здоровый реализм искусства раннего

Возрождения и присущий ему демократический дух. В центре внимания

художников стоит реальный земной человек. Его разум, мощь, ловкость,

красоту прославляют на все лады ренессансные мастера. Для них он венец

творения, самое совершенное создание на Земле. И столь же притягательной

представляется им природа, долгие века подвергавшаяся остракизму со стороны

средневековых теологов. Без устали изучают они деревья и травы, холмы и

скалы, долины и реки, камни и цветы. И хотя сюжеты большинства произведений

остаются старыми, т. е. художники продолжают изображать традиционные

религиозные легенды, тем не менее последние проникаются совсем новым

светским духом, порывающим со старыми церковными традициями. Глубоко

реалистическое в своей основе ренессансное искусство стремиться объять весь

реальный мир и отобразить всю его чувственную прелесть и все разнообразие

его форм.

Из общего реалистического характера ренессансного искусства логически

вытекает круг его тем. Широчайшее распространение получает портрет,

правдиво воспроизводящий человеческий облик и, прежде всего, человеческое

лицо во всем его индивидуальном своеобразии. Все большую роль начинает

играть пейзаж. Который по началу используется как фон для фигур, а с XVI

века приобретает и самостоятельное значение. Усиливается интерес к

окружающей человека реальной обстановке. В искусство находит себе доступ

обнаженная фигура, почти не встречавшаяся в средневековой живописи и

скульптуре, где красота человеческого тела тщательно скрывалась под

покровом одеяния. Традиционные религиозные сюжеты решительным образом

видоизменяются путем насыщения их новым человеческим содержанием, в силу

чего некогда аскетические христианские святые превращаются под кистью и

резцом художников в цветущих, полных сил и здоровья людей. Особенно часто

изображают мастера Возрождения мадонну, чей образ давал им возможность

поэтически воспеть великое счастье материнства.

В борьбе за новые средства реалистического выражения ренессансные

художники опирались на науку. В разработке которой они принимали самое

деятельное участие. И это составляет одну из характерных черт искусства

Возрождения. Для всех ее теоретиков живопись есть не что иное, как

своеобразная наука. Это постоянно подчеркивают Альберти, Франческо ди

Джорджо, Пьеро делла Франческа, Лука Пачоли, Леонардо да Винчи.

Среди ренессансных трактатов об искусстве одно из первых мест

занимает «Трактат о живописи», принадлежащий Леонардо. В нем мастер

разбирает различные состояния и движения человека, останавливается на

пропорциях человеческого тела и на разнообразных видах драпировок, дает

развернутую теорию светотени, поучает, как изображать деревья, зелень и

облака, наконец разрабатывает научную теорию воздушной и линейной

перспективы.

Как художник Леонардо да Винчи стоит на грани двух эпох –

раннего и высокого Возрождения. Он подытоживает богатый художественный опыт

XV века, и он закладывает основы для искусства XVI века. Леонардо ставит

себе целью дать объективное отражение действительности. Но эту

действительность он воспринимает уже по-иному. Он ищет обобщенных форм,

типических решений, ясного художественного языка. Его уже не удовлетворяет

аналитический реализм XV века, в котором интерес к деталям нередко затемнял

главное. Его привлекают новые задачи- усовершенствование психологических

средств выражения и более глубокое раскрытие внутреннего мира человека,

упрощение композиционного строя ради достижения большей монументальности,

использование светотени в целях усиления жизненности образов, разработка

реалистического творческого метода и подведение под него крепкой

теоретической основы. Реалист в науке, Леонардо остается реалистом и в

искусстве. Но его реализм знаменует более высокую ступень развития. И

поскольку для Леонардо процесс художественного обобщения является процессом

глубоко сознательным, постольку он выступает прямым предшественником всех

великих мастеров высокого Возрождения.

Леонардо да Винчи – гениальный художник, замечательный экспериментатор

и выдающийся ученый, воплотивший в своей деятельности все наиболее

прогрессивные тенденции Ренессанса.

Леонардо да Винчи.

В одном из каменных домов городка Винчи, расположенного в горах

Тосканы, 15 апреля 1452 года родился, пожалуй, самый многогранный гений

Возрождения (а может быть, и всех времен) - Леонардо да Винчи. Его отец

был зажиточным нотариусом, членом крупного флорентийского цеха, его мать –

простой крестьянкой. Леонардо был внебрачным сыном. Уже в 1452 году его

отец женился на другой женщине и вскоре взял к себе мальчика, который рос

под присмотром мачехи и деда. Переселившись до 1469 года с семьей во

Флоренцию, где он занял со временем видное положение, мессер Пьеро да Винчи

отдал своего сына в обучение к знаменитому скульптору и живописцу

Верроккио.

Мастерская Верроккио была в 70-х годах XV века главным художественным

центром Флоренции. Здесь Леонардо стал упражняться не в одной только

области, а во всех тех, куда входит рисунок. Здесь процветало смелое

художественное экспериментирование, основанное на серьезных научных

познаниях в области математики, перспективы и анатомии, здесь воспитывалась

любовь к природе и к особо тщательной манере письма, сочетавшей острый

рисунок с пластически-четкой моделировкой, здесь реалистические формы

раннего XV века перерабатывались в направлении все большего изящества,

грации и чисто ювелирной тонкости.

Отношения между Леонардо и Верроккио были, по-видимому, сердечными,

хотя Леонардо никогда не упоминал с своем учителе в записных книжках. Он

жил в доме Верроккио и продолжал там жить уже после того, как был принят в

гильдию Святого Луки в 1472 году в возрасте двадцати лет. Подмастерьем

Леонардо, следуя обычному порядку, вначале занимался растиранием красок и

другой черной работой. Постепенно, по мере накопления опыта и возрастания

мастерства, ему стали доверять простейшую часть работы, на которую

Верроккио получал заказы. Основы он черпал непосредственно от учителя,

однако в мастерской работали старшие и более опытные ученики и подмастерья,

например известный Пьетро Перуджино, который был на шесть лет старше

Леонардо и у которого тот наверняка перенял множество приемов. В свою

очередь Леонардо помогал младшим ученикам, таким, как Лоренцо ди Креди, чей

стиль столь повторяет Леонардо, что для различения их работ иногда

требуется помощь эксперта.

Известен также такой случай: когда Андреа дель Верроккио писал на

дереве образ с изображением св. Иоанна, крестящего Христа, Леонардо сделал

на нем ангела, держащего одежды, и, хотя был еще юным, выполнил его так,

что ангел Леонардо оказался много лучше фигур Верроккио, и это послужило

причиной тому, что Андреа никогда больше уже не захотел прикасаться к

краскам, обидевшись на то, что какой-то мальчик превзошел его в умении.

Леонардо сложился как художник да, вероятно, в значительной мере и как

ученый в мастерской Верроккио. Ранние рисунки и картины Леонардо ясно

показывают, какой замечательной школой реалистического искусства была

ренессансная мастерская. Здесь все делалось для того, чтобы научить с

ранних лет правильно рисовать и помочь овладеть реалистическим методом.

Рисунки Леонардо 70-х годов свидетельствуют о пристальном и

внимательном изучении молодым художником натуры. Он зарисовывает

приглянувшиеся ему лица, пейзажи, растения, фигуры животных, он без устали

делает подробнейшие этюды драпировок, добиваясь максимальной рельефности в

передаче складок, он выполняет поражающие уже на этом раннем этапе своей

зрелостью композиционные наброски для картин. Природа во всех своих

разнообразных проявлениях властно влечет его к себе. Он преклоняется перед

ее удивительной красотой и совершенством, перед бесконечным разнообразием

ее форм.

На протяжении 70-х годов Леонардо выполнил ряд картин, относительно

которых до настоящего времени идут горячие споры в науке. В мастерской

Верроккио применялась совместная работа учителя и учеников над одним и тем

же произведением; в связи с этим, естественно, возникают большие сложности

при распознании отдельных художественных почерков. Несколько лет назад

наука все же склонилась к тому, чтобы приписать молодому Леонардо две вещи,

которые чаще всего связывали с именем Верроккио. Это «Благовещение» и

«Портрет Джиневры де Бенчи». В обеих этих работах Леонардо выступает перед

нами еще как типичный мастер XV века, отдающий предпочтение частностям

перед целым.

Наиболее зрелым произведением молодого Леонардо является «Мадонна с

цветком». В этой картине он представил счастье молодой матери, играющей с

сыном, которому она протянула цветок. Леонардо добился замечательной

слитности композиции, объединив фигуры Марии и младенца в неразрывную

группу на темном фоне стены, прорезанной справа окном. Живопись XV века не

знала столь совершенных композиционных решений.

В 1480 году Леонардо упоминается как имеющий «casa sua», т.е. свою

собственную мастерскую. Предположительно, примерно в том же году возникла

картина «Мадонна Литта», хранящаяся в Государственном Эрмитаже. Эта картина

написана темперой, т.е. красками, разведенными на яичном желтке. К этой

технике Леонардо прибегал лишь в виде исключения, что объясняет несколько

не обычную для него манеру письма - менее мягкую и более детализированную.

На следующий год он заключает с монахами монастыря Сан Донато а

Скопето договор на алтарный образ «Поклонения волхвов». Эта картина, как и

большинство леонардовских вещей, осталась незаконченной.

В 1481 году, когда Леонардо было двадцать девять лет, случилось

событие, которое должно было, во всяком случае, его сильно задеть, если не

унизить. Папа Сикст IV, вне всякого сомнения предварительно посоветовавшись

с Медичи, пригласил лучших тосканских художников для работы в Ватикане.

Среди приглашенных были Боттичелли, Гирландайо, Синьорелли, Перуджино,

Пинтуриккио и Козимо Россели – но не Леонардо. Он не мог отделаться от

чувства, что во Флоренции, находящейся под властью Медичи, у него нет

будущего. В связи с этим он обратил свои взоры на север Италии и начал

искать покровительства у могущественного Лодовико Сфорца, при дворе

которого была более здоровая, не столь манерно-изысканная, атмосфера. В

1482 году он уезжает в Милан и начинает новую жизнь вдали от Тосканы. Этот

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.