реферат скачать
 

Театр в мировой литературе

Театр в мировой литературе

Оглавление

Введение 2

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР 5

Происхождение древнегреческой драмы и театра 5

Театр демократических Афин 7

РИМСКИЙ ТЕАТР 9

Истоки римского театра 10

Римский театр эпохи республики 11

ТЕАТР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 12

Литургическая и полулитургическая драма 12

Светская драматургия 13

Миракль 13

Мистерия 14

Моралите 15

Фарс 16

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ 16

Вильям ШЕКСПИР (1564—1616) 16

Жан-Батист Мольер 26

Антон Павлович Чехов 28

Бернард Шоу – драматург ХХ века 30

Заключение 32

Список использованной литературы: 34

Введение

Что такое искусство? Почему оно имеет такую магическую власть над

человеком? Почему люди едут за тысячи километров, чтобы своими глазами

увидеть великие произведений искусства: дворцы, мозаики, картины? Почему

художники создают свои творения, даже если кажется, что они никому не

нужны? Почему они готовы рискнуть своим благополучием, чтобы воплотить свой

замысел?

Искусство нередко называют источником наслаждения. Из столетия в

столетие миллионы людей наслаждаются изображениями прекрасных человеческих

тел на полотнах Рафаэля. Но изображение Христа, распятого и страдающего, не

предназначено для наслаждения, а ведь этот сюжет является общим для тысяч

живописцев на протяжении многих веков…

Часто говорят, что искусство отражает жизнь. Конечно, это во

многом верно: нередко точность, узнаваемость того, что изобразил художник,

поразительна. Но вряд ли простое отражение жизни, её копирование, вызывало

бы столь сильный интерес к искусству и восхищение им. Да и как «отражает

жизнь», например, искусство средневековой каллиграфии или кружево каменных

орнаментов на стенах средневековых мечетей?

Можно говорить об отражении искусством жизни в более широком

смысле. На произведения искусства накладывает отпечаток место и время их

создания. Греческая амфора, фрагмент фрески или статуя, превратившись в

музейный экспонат, не теряют своей красоты, но часто «замолкают», будучи

вырванными из среды, в которой они были созданы. Вполне естественно

восхищаться тонкостью линий и богатством цветовой гаммы фресок в

средневековых христианских храмах. Однако смысл их становится понятным,

только если посмотреть на фрески глазами тех, для кого они были написаны.

Росписи христианских церквей – это своеобразная «Библия для неграмотных»:

тот, кто не умел прочесть Священное писание христиан, мог видеть его

содержание на стенах и столпах храма. Как почти все произведения

средневековой европейской живописи, фрески являются частью христианского

мира и непонятны вне связи с ним.

Искусство – форма познания мира. Но методы искусства совершенно

не похожи на научные. Кинофильм сжимает целую человеческую жизнь до

двухчасового действия. Русский иконописец утончает и удлиняет до крайности

человеческое тело, чтобы показать, насколько святые и ангелы далеки от

земного мира и близки миру небесному. Именно такая «неправильность»

позволяет зрителю сосредоточиться на главном, рассмотреть то, чего в

повседневной жизни он порой просто не замечает. А иногда искусство изменяет

человека. Он задумывается над тем, что казалось ему неважным, начинает по-

другому оценивать поступки людей, принимает иной образ действий. Весь смысл

его жизни может стать другим. Творчество способно преобразить не только

зрителя, но и самого творца. Может быть, это и есть главное предназначение

искусства: позволить человеку познать и изменить самого себя.

Есть множество ответов на вопрос, что такое искусство, но каждый

из них показывает лишь одну из граней истины.

Каждое истинное произведение искусства является глубоко

индивидуальным, уникальным. Прежде чем принять конкретную форму,

художественный образ развивается, вынашивается в замыслах автора. Всё то,

что пережито, осмыслено творцом, его понимание мира и духовные ценности

появляются в произведении искусства.

Определение искусства мы находим ещё в античности: например,

Аристотель полагал, что искусство «появляется… тогда, когда на основе

приобретенных на опыте мыслей образуется один общий взгляд на общие

предметы…» Подобный осмысленный и обобщенный опыт и является искусством и

может быть использован в тех или иных целях.

Отсюда и происходит классификация искусства, основанная на его

предназначении. Одни виды искусства служат удовлетворению материальных

потребностей (все виды ремесел, медицина, агрикультура, гимнастика), а

другие – для досуга. Таковы художественные искусства – музыка, танцы,

поэзия.

Выделение создателей произведений искусства как художников

произошло постепенно, первоначально их деятельность не отличалась от труда

простых производителей различных вещей. Например, глиняный сосуд

рассматривался как один из хозяйственно необходимых предметов, и лишь с

того времени, когда с ним начинают связывать представление о красоте, он

становится произведением искусства.

Происхождение искусства можно проследить и с другой стороны.

Каждый народ имеет свою культуру, свою систему обрядов. Они

трансформировались в ритуальное, культовое искусство или, с возникновением

мировых религий, в церковное. Обычно виды искусства подразделяют на

пространственные и временные. К пространственным видам искусства относятся

архитектура, декоративно-прикладное и изобразительное искусство

(скульптура, живопись, графика). К временным, разворачивающимся во времени,

относятся музыка, театр, танец, кино и телевидение.

Специфическим средством выражения театра (от греч. theatron -

место для зрелищ) является сценическое действие, возникающее в процессе

игры актера перед публикой. Истоки театра лежат в древних охотничьих

игрищах и массовых народных обрядах. А первые литературные произведения, в

свою очередь, создавались именно для постановки театрального действа. В

Древней Греции существовали различные виды театра со своими традициями и

сценической техникой. Богатые и разнообразные формы зрелищ были созданы в

странах Древнего Востока, в Индии, Китае, Индонезии, Японии. В

средневековой Европе носителями народного театрального творчества являлись

бродячие актеры – гистрионы, жонглеры, скоморохи. Первым профессиональным

европейским театром стала итальянская народная комедия масок. С эпохи

Возрождения театр становится литературным, тяготеет к оседлому образу

жизни в городских культурных центрах.

С этих пор театр превращается в общественное средство развлечения,

которым остается вплоть до начала XX века, когда на смену ему приходит

кино. Естественно, этот переход состоялся далеко не сразу. Увлечение

театром можно проследить до начала II Мировой войны, после которой кино

окончательно утвердилось в роли, ранее отведенной театру. К этому моменту

интерес к театру становится сугубо профессиональным. Для широкого зрителя

уже практически не знакомо это понятие. После полувекового забвения интерес

к театру начинает возвращаться, но уже не может приобрести прежнего

значения.

Можно назвать не одну сотню книг, написанных на тему развития

театра определенной эпохи, но немногие описывают историю театрального

искусства от истоков вплоть до конца ХХ века. Неудивительно: такой труд

занял бы несколько томов. Рассказ о каждой эпохе в отдельности позволяет

сравнить видение авторами данной проблемы в данный период времени.

Основными источниками информации о театре древности служат труды по истории

древних держав. Ведь в то время театр был неотъемлемой частью общественной,

а зачастую и политической, жизни. (Дж. М. Робертс «Восточная Азия и

Классическая Греция», К. В. Паневин «История Древней Греции»). В эпоху

средневековья театр уже не освещал таких глобальных проблем и отошел на

второй план. Поэтому проследить его развитие в этот период помогают лишь

незначительные по объему статьи в тех же томах истории Средневековья.

Символами Возрождения стали живопись и архитектура, так что театру этого

времени уделяется не слишком много внимания. Собственно, он представлен

единственным драматургом – Шекспиром, который внес в развитие театра вклад,

соизмеримый по значимости с деятельностью всех живописцев этой эпохи.

Поэтому в данной работе использован материал о творчестве непосредственно

этого автора. Далее каждый период развития театра связан с конкретным его

представителем и рассматривается как процесс его творчества.

Итак, целью данного исследования является: проследить эволюцию

театра в мировой культуре. Данная цель предусматривает решение следующих

задач:

1. Рассмотреть театр Древней Греции и сформулировать особенности

драматических жанров этого периода.

2. Определить своеобразие римского театра.

3. Сформулировать своеобразие театра Средневековья.

4. Театр Эпохи Возрождения: новый этап в развитии мирового театра.

5. Определить новаторские черты театра XVIII и XIX вв.

6. Рассмотреть театр ХХ в. с точки зрения воплощения в нем традиций

предшествующих эпох, а также определить его цель и место в современном

мире.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР

Происхождение древнегреческой драмы и театра

Появлению драмы в Греции предшествовал длительный период, на

протяжении которого главенствующее место занимали сначала эпос, а затем

лирика("Илиада", "Одиссея", произведения лирических поэтов VI в. до н.э.).

Рождение греческой драмы и театра связано с обрядовыми играми,

которые посвящались богам-покровителям земледелия: Деметре, ее дочери

Коре, Дионису. Такие обряды иногда превращались в культовую драму.

Дионис (или Вакх) считался богом творческих сил природы;

позднее он стал богом виноделия, а потом богом поэзии и театра. Символами

Диониса служили растения, особенно виноградная лоза. Его часто изображали

в виде быка или козла.

На праздниках, посвященных Дионису, распевали не только

торжественные, но и веселые карнавальные песни. Шумное веселье устраивали

ряженые, составлявшие свиту Диониса. Участники праздничного шествия мазали

лицо винной гущей, надевали маски и козлиные шкуры.

Из обрядовых игр и песен в честь Диониса выросли три жанра

древнегреческой драмы: трагедия, комедия и сатировская комедия

(названная так по хору, состоявшему из сатиров).Трагедия отражала

серьезную сторону дионисийского культа, комедия - карнавально-сатирическую.

Сатировская драма представлялась средним жанром. Веселый

игровой характер и счастливый конец определили ее место на праздниках

в честь Диониса: сатировскую драму ставили как заключение к представлению

трагедий.

Многое о происхождении греческой драмы могут сказать сами слова

трагедия и комедия. Слово «трагедия» происходит от двух греческих слов:

трагос - "козел" и одэ - "песнь", т.е. "песнь козлов". Это название вновь

ведет нас к сатирам-спутникам Диониса, козлоногим

существам, прославлявшим подвиги и страдания бога. Слово «комедия»

происходит от слов комос и одэ. "Комос" - это шествие подвыпившей толпы

ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками, на сельских

праздниках в честь Диониса. Следовательно, слово комедия обозначает "песнь

гуляк".

Греческая трагедия, как правило, брала сюжеты из мифологии,

которая хорошо была известна каждому греку. Используя мифологическую

оболочку, драматург отражал в трагедии современную ему общественно-

политическую жизнь, высказывал свои этические, философские, религиозные

воззрения. Поэтому роль трагических представлений в общественно-

политическом и этическом воспитании граждан была огромна.

Уже во второй половине VI в. до н. э. трагедия достигла

значительного развития. Античная история передает, что первым афинским

трагическим поэтом был Феспид (VI в. до н. э.).Первая постановка его

трагедии состоялась весной 534 г. до н. э. на празднике Великих Дионисий.

Этот год принято считать годом рождения мирового театра.

Феспиду приписывают усовершенствование масок и театральных

костюмов. Но главным нововведением Феспида было выделение из хора одного

исполнителя, актера. Этот актер мог обращаться к хору с вопросами,

отвечать на вопросы хора, изображать по ходу действия различных

персонажей, покидать сценическую площадку и возвращаться на нее.

Таким образом, ранняя греческая трагедия была своеобразным

диалогом между актеров и хором. При этом, хотя количественно партия актера

в первоначальной драме была невелика и главную роль играл хор, именно

актер с самого своего появления стал носителем действенного, энергичного

начала.

В комедии гораздо шире, чем в трагедии, к мифологическим мотивам

примешивались житейские, которые постепенно стали преобладающими или даже

единственными, хотя в целом комедия по-прежнему считалась посвященной

Дионису. Так, стали разыгрываться небольшие сценки бытового и пародийно-

сатирического содержания. Эти импровизированные сценки представляли собой

элементарную форму народного балаганного театра и назывались мимами (в

переводе значит "подражание", "воспроизведение"; исполнители этих сценок

также назывались мимами).Героями мимов были традиционные маски народного

театра: горе-воин, базарный воришка, ученый-шарлатан, простак, дурачащий

всех, и т.д.

Комедия V в. до н. э. была политической по своему содержанию. Она

постоянно затрагивала вопросы политического строя, внешней политики

Афинского государства, вопросы воспитания молодежи, литературной борьбы и

др.

Злободневность древней аттической комедии усугублялась тем, что в

ней допускалась полная свобода в карикатурном изображении отдельных

граждан, выводимых к тому же под своими подлинными именами (поэты Эсхил,

Софокл, Еврипид, Агафон, вождь афинской демократии Клеон, философ Сократ

и другие - у Аристофана). При этом древняя аттическая комедия создает

обычно образ не индивидуальный, а обобщенный, близкий к маске народного

комедийного театра. Например, Сократ в "Облаках" Аристофана наделен не

чертами реального лица, но всеми свойствами ученого-шарлатана, одной из

любимых масок народных карнавалов. Такая комедия могла существовать

только в условиях афинской рабовладельческой демократии.

Театр демократических Афин

Своего наивысшего расцвета древнегреческое театральное искусство

достигло в творчестве великих трагиков V в. до н. э. – Эсхила и Софокла.

Творчество Эсхила связано с эпохой становления Афинского

демократического государства. Это государство формировалось в период греко-

персидских войн, которые велись с небольшими перерывами с 500 до 449 г.

до н. э. и носили для греческих государств-полисов освободительный

характер.

Эсхил родился в Элевсине, близ Афин. Известно, что Эсхил

принимал участие в сражениях при Марафоне и Саламине. Битву при Саламине

он описал как очевидец в трагедии "Персы". Незадолго до своей смерти Эсхил

отправился на Сицилию, где и умер.

Эсхил написал около 80 трагедий и сатировских драм. До нас дошли

полностью только семь трагедий; из других произведений сохранились

небольшие отрывки.

Мировоззрение Эсхила в основе своей было религиозно-

мифологическим. Он верил, что существует извечный миропорядок, который

подчиняется действию закона мировой справедливости. Человек, вольно или

невольно нарушивший справедливый порядок, будет наказан богами, и тем

самым равновесие восстановится. Идея неотвратимости возмездия и торжества

справедливости проходит через все трагедии Эсхила.

Эсхил ввел в свои трагедии второго актера и тем открыл

возможность более глубокой разработки трагического конфликта, усилил

действенную сторону театрального представления. Это был настоящий

переворот в театре: вместо старой трагедии, где партии единственного актера

и хора заполняли всю пьесу, родилась новая трагедия, в которой персонажи

сталкиваются на сцене друг с другом и сами непосредственно мотивировали

свои действия.

Из дошедших до нашего времени трагедий великого драматурга особо

выделяются следующие: "Персы" (472 г. до н. э.), где прославляется победа

греков над персами в морском сражении при острове Саламине (480 г. до н.

э.); "Прометей Прикованный" - возможно, самая известная трагедия Эсхила,

повествующая о подвиге титана Прометея, подарившего огонь людям и

жестоко за это наказанного; трилогия "Орестея" (458 г. до н.э.),известная

тем, что единственный дошедший до нас полностью образец трилогии, в

которой мастерство Эсхила достигло своего расцвета.

Эсхил известен как лучший выразитель общественных устремлений

своего времени. В своих трагедиях он показывает победу прогрессивных начал

в развитии общества, в государственном устройстве, в морали. Творчество

Эсхила оказало заметное влияние на развитие мировой поэзии и драматургии.

На смену Эсхилу пришел Софокл (496-406 до н. э.), который продолжил его

традиции, но в то же время ввел новшества в творчество трагедий. Софокл

происходил из зажиточной семьи владельца оружейной мастерской и получил

хорошее образование. В 486 г. Софокл одержал на конкурсе драматургов свою

первую победу над самим Эсхилом.

Софокл принимал участие и в государственной жизни, занимая

ответственные должности. Так, он был избран стратегом и вместе с Периклом

участвовал в экспедиции против острова Самоса, решившего отделиться от

Афин.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.