реферат скачать
 

Театр в Древней Греции

Театр в Древней Греции

Псковский Вольный университет

Р Е Ф Е Р А Т

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР

студента 1-го курса оценка______________

факультета юриспруденции ____________________

Комлева Игоря Вячеславовича

/подписьпреподавателя/ рук.:

“__”__________

1998 г.

г. Псков

1998 г.

П Л А Н

I. Введение.

II. Древнегреческий театр.

1. Происхождение театра.

2. Организация театральных представлений.

3. Актеры и маски.

4. Хор и зрители.

5. Древнегреческие драматурги.

а) Эсхил

б) Софокл и Еврепид

в) Аристофан

6. Архитектура древнегреческого театра.

7. Постановачная техника театра.

III. Виды древнегреческих театров (историография):

1. Театр классической эпохи.

а) Театр Диониса в Афинах.

2. Театр эллинистической эпохи.

а) Театр в Эпидавре,

б) Театр в Мегаполе,

в) Театр в Приене,

г) Театр в Пергаме,

д) Театр Ликурга.

3. Театр в южной Италии и Сицилии.

4. Кукольный театр.

IV. Заключение.

V. Список литературы.

VI. Иллюстрации.

I. В В Е Д Е Н И Е

Древнегреческий театр один из древнейших театров на территории

Европы. Он достиг своего расцвета в V в. до н. э.

Наследие, оставленое нам античностью в области литературы и

искусства, огромно. Основные роды поэзии - эпос, лирика и драма - возникли

в Греции. Античная архитектура, скульптура, литература и театр были

предметом изучения и подражания и в последующие века. Значение античного

театра выходит далеко за хронологические рамки породившего его общества. К

примеру в эпоху Возрождения стали создаваться первые литературные трагедии

и комедии, образцами для них послужили пьесы античных авторов. Но даже на

протяжении XIX и XX вв. на европейских сценах шли античные драмы.

До сих пор многие удивляются, посещая Грецию, архитектуре

древнегреческого театра. Его громадности и грациозности. На сохранившихся

древнегречесих сценах и в наше время ставятся произведения древнегреческой

драматургии.

В своем рефирате я поставил цель рассказать о происхождении

древнегреческого театра, его архитектуре и драматургии.

Почему же я выбрал эту тему реферата? Это было не так,

давно когда я учился в 6 классе преподователь по истории заинтерисовал меня

историей древнего мира, особено древнегреческой историей. И эта тема, по

искусству мне показалась интересной, и из которой я могу узнать много

нового и позновательног для себя !

II. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ТЕАТРА

Древнегреческий театр возник из сельских празднеств в честь бога

Диониса. Вначале Дионис считался богом производительной силы природы, и

греки изображали его в виде козла или быка. Однако позже, когда население

древней Греции познакомилось с возделыванием виноградников, Дионис стал

богом виноделия, а потом и богом поэзии и театра.

Несколько раз в году происходили празднества, посвященные Дионису, на

которых пели дифирамбы (хвалебные песни). На этих празднествах выступали и

ряженые, сос товлявшие свиту Диониса. Участники мазали лицо винной гущей,

надевали маски и козлинные шкуры. Наряду с торжественными и печальными,

распевались веселые, а часто непристойные песни. Торжественная часть

праздника дала рождение трагедии, веселая и шутливая - комедии. “Трагедия,

по свидетельству Аристотеля, ведет свое начало от запевал диферамба, а

комедия от запевал фаллических песен.”* Эти запевалы, отвечая на вопросы

хора, могли рассказать о каких-либо событиях из жизни бога и побуждать хор

к пению. К этому рассказу примешивались элименты актерской игры, и миф как

бы оживал перед участниками праздника.

“Проливая свет на происхождение греческой драмы и сами слова трагедия

и комедия. Слово трагедия происходит от двух греческих слов: трагос - козел

и оде - песнь, т.е. песнь козлов, так как спутниками Диониса были сатиры,

козлоногие существа, прословлявшие подвиги и страдания бога. Слово комедия

тоже происходило от двух греческих слов комос и оде. Слово комос

обозначало шествие подпившей толпы ряженных, осыпавших друг друга шутками и

насмешками на сельском празднике в честь Диониса. Следовательно слово

комедия обозначает песнь комоса.”**

Почвой древнегреческого искусства считают мифологию. В ходе развития

греческой трагедии круг ее сюжетов, помимо мифов о Дионисе, вошли рассказы

о судьбах героев древности - Эдипа, Агамемнона, Геракла и Фесея и других.

Таким образом греческая драматургия заимствовала свои сюжеты из мифологии.

Это объясняется характером греческой мифологии - ее глубокой художественной

выразительности. Мифология греков выросла из стремления объяснить

окружающий мир и была тесно связана с религией.

Греческая трагедия целиком основывается на мифологии. Но сквозь

мифологическую оболочку драматург отражал в трагедии современную ему

общественную жизнь, высказывал свои политические, философские и этические

возрения. Использование мифологии делало трагедию необычайно доходчивой. В

каждой пьесе зритель встречал уже знакомые ему лица и события и мог

свободнее следить за тем, как эти мифы перерабатывала творческая фантазия

драматурга.

По свидетельству самих греков, трагедия уже во второй половине VI в

до н. э. достигла значительного развития, использовавбогатое наследие эпоса

и лирики. Усилению действенной стороны трагедии очень способствовало

нововведение трагик Феспида. Он выделил из хора особого исполнителя -

актера.

__________

* История зарубежного театра , т 1 , стр.14

** История зарубежного театра , т 1 , стр.14.

Феспид был первым афинским трагическим поэтом. Первая постановка его

трагедии состоялась весной 534 г. до н.э. на празднике Великих Дионисий.

Этот год по традиции принято считать годом рождения мирового театра.

Ранние греческие трагедии напоминали скорее всего лирические кантаты

и почти сплошь состояли из песен хора и актера. Произведения ранних

греческих трагиков до наших дней не дошли.

В содержании комедии, так же как и в трагедии, с первых же дней ее

существования к религиозным мотивам примешивались житейские, которые в

дальнейшем занимали все больше и больше места и в конце концов стали

преобладающие или даже единственными, хотя в целом комедия

по-прежнему считалась посвященной Дионису.

Участники комоса стали разыгрывать и маленькие комические сценки:

похищение ворами съестных припасов и вина и другие сценки. К шуткам, песням

и небольшим сценкам уже в то время примешивались элементы социальной

сатиры.

Возникшая из аттического комоса древняя аттическая комедия V в. до н.

э. была политической по своему содержанию. Она постоянно затрагивала

вопросы политического сторя, деятельности отдельных учреждений Афинской

республики, ее внешней политики, войны, мира и т.д. Такая комедия

существовала в условиях афинской рабовладельческой демократии.

Своего высшего выражения театральное искусство Vв. до н.э. достигло в

творчестве трех великих трагиков - Эсхил, Софокол, Еврепида - и

комедиографа Аристофана. Одновременно с ними писали и другие драматурги, но

до наших дней дошли только небольшие отрывки их произведений, а иногда и

лишь имя того или другого поэта.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Театр в греции был государственным учреждением, и организацию

театральных представлений брало на себя само государство, назначая для этих

целей специальных людей. Драмы ставили на трех праздниках в честь Диониса:

Малых или Сельских Дионисиях (в декабре - в январе); Ленеях (в

январе - феврале); Великих или Городских Дионисиях (в марте - апреле).

Драматические представления проходили как состязания драматургов. В

них участвовали три трагических и комических поэта. Каждый из трагиков

должен представить по четыре пьесы: три трагедии и одну сатириковую драму

(это веселая пьеса на мифологический сюжет с хором, состоящим из сатиров).

Три трагедии, связанные единством сюжета, состовляли трилогию, после нее и

ставили сатириковую драму. Трилогия и сатировская драма составляли

тетралогию. Состязания продолжались три дня. Каждый день с утра играли три

трагедии и одну сатировскую драму. Под вечер исполняли комедию одного из

участвовавших в состязании комических поэтов.

Драматурги получали хор от архонта* , но все издержки, связанные с

обучением хора, брали на себя богатые сограждане (хорег**). Хорег должен

был организовать хор на свои деньги, изготовить для него костюмы. Для

драматических состязаний требовалось шесть хорегов: три - для тетралогий и

три - комедий. В хореги избирали любителей театра, в которых недостатка в

ту эпоху не испытывали. В начале драматурги сами писали музыку и сами

обучали хор, но уже очень скоро им пришлось прибегнуть к помощи специальных

учителей.

Исполнение обязоности хорега и участие в трагическом хоре было делом

весьма почетаемым. Считалось, что хореги, актеры и члены хора находятся под

особым покровительством божества. Все они на время подготовки к

драматургическим состязаниям освобождались даже от военной службы.

Судили на состязании особенные выборные лица. Для победивших

драматургов были установлены три награды. Драматург, занявший на сос

тязании третье место, считался потерпевшим поражение. Помимо гонорара,

драматург получал от государства в качестве награды венок из плюща. На долю

хорегов, которые подготовили хор для победивших драматургов выпадала

большая честь. Такой хорег имел право воздвигнуть памятник в ознаменование

своей победы. На этом памятнике писали время представления, имя победившего

драматурга, название его пьесы, а также имя хорега. Результаты состязаний

вносились дидаскал***, который хранился в государственном архиве Афин.

__________

* Архонт - высшее должностное лицо Афин.

** Хорег - богатый гражданин подготовивший хор для драматических

состязаний.

*** Дидаскал - протокол в который вносились результаты состязаний

АКТЕРЫ И МАСКИ

По преданию, Феспид сам был единственным актером в своих трагедиях.

Партия актера, чередуется с песнями хора, и составляла всю пьесу. Вскоре

после Феспида Эсхил ввел девтерагониста* , а младший соврименик Эсхила

Софокл тритагониста**. Основные роли исполнял в драме протагонист***.

Благодоря тесной связи греческого театра с культом Диониса актеры

пользовались в Греции большим почетом и занимали высокое общественное

положение. Актером мог быть только свободнорожденный. Они, как и

драматурги, могли принимать деятельное участие в жизни Греции. Их могли

избирать на высшие государственные должности в Афинах и отправлять в

качестве послов в другие государства.

Победителями на драматических состязаниях вначале признавались только

хорег и драматург. Но начиная со второй половины V в. до н.э. в театральных

состязаниях принимали участие и пртагонисты.

В греческой драме число актеров не привышало трех человек, то одному

и тому же актеру в течении пьесы приходилось играть несколько ролей. Если в

пьесах присутствовали немые роли, их играли статисты.

Женские роли всегда исполнялись мужчинами. Трагические и комедийные

актеры должны были не только хорошо декламировать стихи, но и владеть

вокальным мастерством, так как в наиболеепатетических местах драмы актеры

исполняли арии. Путем постоянных упражнений греческие актеры вырабатывали у

себя силу, звучность и выразительность голоса, безукоризненность дикции и

доводили до большого совершенства искусства пения. Но кроме этого,

греческий актер должен был владеть искусством танца и вообще искусством

движения в самом широком смысле этого слова. Поэтому греческому актеру

необходимо было много работать над гибкостью и выразительностью тела.

Актеры носили маски, так что мимика из игры была исключена. Тем

больше должны были греческие актеры работать над искусством движения и

жеста.

Маски проникли в греческий театр вследствии исконной связи последнего

с культом Диониса. Жрец, изображавший божество, всегда выступал в маске.

Однако в театре классического периода маски уже не имели культового

значения. Зато она отвечала задачам греческого театра создавать крупные

обобщенные образы. “Так, например, характер или сиюминутное настроение

действующего лица определялось маской, котрую надевал на лицо актер:

хохочущая, скорбная, умиротворенная. Они менялись всякий раз, как только

исполнитель переходил соответственно от веселья к печали, от горестей к

покойному расположению духа. Кроме того, опреднленное значение имела

окраска маски: например, по багровому ее цвету зрители узнавали

раздражительного человека, порыжему - хитрого и коварного.”****

__________

* Девтерагонист - второй актер в драме.

** Тритагонист - третий актер в драме.

*** Протагонист - первый актер .

**** В. Барбич Г. Плетнева ., Зрелища Древнего мира, стр. 15

Исполнение женских ролей мужчинами вызывало необходимость

использование маски. Употребление маски обусловливалось также размерами

греческого театра. Без маски лица актеров были бы плохо видны зрителям

последних рядов.

Маски делались из дерева или полотна, в последнем случае полотно

натягивалось на каркас, покрывалось гипсом и раскрашивалось. Маски

закрывали не только лицо, но всю голову, так что прическа была укреплена на

маске, к которой в случае необходимости прикреплялась так же борода. У

трагической маски обычно делали выступ над лбом, увеличивавший рост актера.

В древней комедии большая часть масок должна вызывать смех, отсюда их

карикатурный и гротесковый характер.

Кроме вымышленных персонажей, поэты древней комедии выводили на сцену

и своих соврименников. Маска в таких случаях была обычно шаржированным

портретом.

Костюм трагических актеров был некоторым видоизменением пышной

одежды, которую носили жрецы Диониса во время исполнения религиозных

церемоний. Театральный хитон* имел длинные рукава и спускался до пят. Плащи

употреблялись в основном двух видов: гилматий** и хламида***. Отдельные

персонажи носили специальную одежду. На театральных хитонах и плащах

вышивались различные, нередко сложные рисунки - цветы, пальмы, звезды,

спирали, арабески, а также фигуры фигуры людей и животных. Цвет на одежде

имел тоже определенное значение: роли счастливцев исполнялись в одеяниях с

желтой или красной полосой, а синие или зеленые полосы отмечали

неудачников.

Обувь трагического актера называлась котурнами****. Сценические

котурны имели толстые, состящие из нескольких слоев подошвы, благодоря чему

увеличивался рос актера.

Чтобы придать своей фигуре еще большую величественность, трагические

актеры укрепляли под одеждой специальные подкладки или небольшие подушки,

сохраняя при этом естественные пропорции тела.

В комедии употребление подушек и подкладок, наоборот, вызывалось

стремлением нарушить нормальные пропорции человеческого тела и тем вызвать

смех.

Женские персонажи комедий носили обычный женский костюм, мужские

персонажи - короткую или плащ.

“До наших дней дошло много статуэток, изображающих актеров

древнегреческой комедии. У маски вытаращенные глаза, безобразный нос,

широко открытый рот, живот и зад увеличены с помощью подложенных

подушек.”*****

___________

* Хитон - одежда из льняной ткани.

** Гиматий - широкий плащ, распологавшийся складками вокруг

тела.

*** Хламида - короткий плащ с застежкой на плече.

**** Котурн - башмаки с высокими голенищами.

***** История зарубежного театра , т 1 , стр.21.

ХОР И ЗРИТЕЛИ

Трагический хор насчитывал сначала 12 человек, затем состав его был

увеличен до 15. В комедии хор всегда состоял из 24 человек. Участрики хора

назывались хоревтами, предводитель хора - корифеем. При выходе на орхестру

во главе хора шел флейтист, который останавливался на ступенях алтаря,

расположенного в центре орхестры.

В трагедии хор обычно изображал люлдей, близких главному герою.

“Так, в “Прометее Прикованном” Эсхила хор составляют Океаниды, дочери

Океана, сочувствующие страданиям Прометея и готовые разделить его судьбу.”*

Комический хор изображал не только людей, но и животных и сказочных

существ. “Например, в комедии Аристофана “Облака” хор состоит из

облаков.”**

“Существует мнение, что в трагедии хор тормозит действие и является

данью культовой традиции. Однако это не так. Трагедия развивалась на основе

трагического хора, из которого впоследствии был выделен один актер. С

появлением второго и третьего актера роль хора ослабевает, драматический

конфликт может происходить теперь между героями и без участия хора. Но хор

не исчезает. Он существует как неприменный компонент у всех трагических

поэтов классического периода, хотя несет не всегда одинаковую драматическую

нагрузку. Жизненность хора в этот период объясняется тем, что в трагедии он

был необходим как выразитель общественного мнения. Хор был героем

колективным, его партии и поныне помогают понять философский и человеческий

смысл трагедии в планерешения основного конфликта.”***

Театральные представления происходили в дни всенародных праздников

Диониса. Все дела в это время приостанавливались. Суды закрывались,

должники освобождались от уплаты долгов на в течении всех дней праздника.

Даже заключенных выпускали из тюрем, чтобы они могли принять участие в

общем празднике. Наряду с мужчинами в театре бывали женщины, дети и даже

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.