реферат скачать
 

Сюрреалистическое искусство Сальвадора Дали

Сюрреалистическое искусство Сальвадора Дали

РЕФЕРАТ

на тему:

«Сюрреалистическое искусство

Сальвадора Дали»

Подготовила:

Ученица 11 «А» класса

Бочкова Наталья

Учитель:

Фишелева Б. Б.

г. Москва, 2002 г.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Из истории сюрреализма

1. Что такое сюрреализм.

3

2. Предпосылки образования сюрреализма. 4

3. Основные идеи и направления. 5

4. Философия Зигмунда Фрейда в сюрреализма.

5

II. Сальвадор Дали – король сюрреализма

1. Краткая биография.

7

а) В поисках собственного стиля.

7

б) Обращение к сюрреализму.

7

в) Изобретение двойной картины.

8

г) В США.

8

д) Атомарное искусство.

8

е) Жизнь как произведение искусства.

8

2. Художественный метод С. Дали.

9

III. Разбор нескольких работ Дали

1. «Вселенский собор».

13

2. «Тайная вечеря».

17

IV. Значение творчество С.Дали

20

Список литературы

21

I. Из истории сюрреализма.

1. Что такое сюрреализм

Сюрреализм (от французского surrealisme - буквально «надреализм»

или «сверхреализм») - модернистское или авангардистское направление в

искусстве, появившееся после первой мировой войны во Франции, в 20-х годах

ХХ века. Его называли не только сверхреализмом, но и супернатурализмом

(поэт Г. Аполлинер).

Его создатели – молодые художники, поэты рассматривали сюрреализм

как способ познания подсознательного и необъяснимого, вплоть до

сверхъестественного в реальном мире. Основателем и идеологом этого

направления был Андре Бретон.

Сюрреализм предполагал с помощью внешне точно, даже фотографично

выписанных предметов и явлений действительности одновременно представить в

изобразительном искусстве внутреннюю сущность этих предметов и явлений.

Совмещение несовместимого, экспрессивное увеличение отдельных частей

человека, деформация его естественных форм составляет основу изображения

реальности в этом искусстве, называющем себя сюрреализмом, то есть

сверхреализмом, «сверх» потому, что выявляет внутреннее, часто

неподдающееся рациональному осмыслению скрытое содержание предметов,

явлений и самого человека. В основе искусства сюрреализма лежит гротеск

чаще всего в форме соединения прекрасного и уродливого и доведение

изображаемого до полного абсурда. Особенно страшное впечатление производит

соединение живой и неживой природы: частей человеческого тела или животных

с бездушными формами предметов цивилизации, например, с ящиками письменного

стола или камода, с какими-то предметами домашней или кухонной утвари, то

есть с такими предметами цивилизации, которые предельно отдалены от

органичного мира, так как в них преобладают геометрические формы, острые

углы, и в сочетании с органическим миром человека и природы подобный

гротеск производит жуткое впечатление.

Таким образом, сюрреализм в целом отбросил «вековые оковы»

рационализма и заменил господство разума иррационализмом, то есть

отрицанием в практике искусства логики, основывающейся на признании

действующих в реальном мире закономерностей развития. Иррационализм

принимает за основу действительности иррациональное – недоступное разуму

(рацио), полагающееся на слепой случай. Искусство сюрреализма сознательно

стремится изображать, воплощать иррациональное – не существующее в реальной

действительности. С точки зрения последователей сюрреализма, необходимо

культивировать присущую творческой личности особую спонтанную

сверхчувствительность и могущество творческого воображения.

Создавался не просто новый стиль в искусстве и литературе, а

проявлялось стремление художников предельно воздействовать на мир и даже в

корне изменить его. Сюрреалисты были уверены в том, что бессознательное и

внеразумное начало олицетворяет собой ту высшую истину, которая должна

способствовать преобразованию реальности, в которой живет человек.

Мистический характер сюрреализма объяснялся теоретиками и защитниками

данного стиля стремлением найти и воспроизвести то, что лежит над

реальностью, находится за ней, произвести тот трансцензус (выход за

реальность), о невозможности которого говорил еще И. Кант в конце XVIII

века. В этом отношении на сюрреалистов оказал влияние крупнейший философ-

интуитивист, искусствовед и теоретик искусства Анри Бергсун (ХХ век),

который ставил интуицию в художественной сфере бесконечно выше разума.

Другими словами: интуиция, чутье, догадка, внутреннее видение, есть главное

в постижении истины и не нуждается в научных знаниях.

2. Предпосылки образования сюрреализма

В формировании сюрреализма важное место занимает предшествующий ему

дадаизм. Дадаизм – литературно-художественное течение, дерзко эпатирующее

читателей и зрителей "антитворчество", возникшее в обстановке ужаса I

Мировой войны в 1916 году и отразившее разочарования художников перед лицом

катастроф: мировых войн и революций. Дадаизм представлял собой протест

художников, который принял антиобщественную форму. Он в принципе отвергал

всякую позитивную эстетическую программу и предлагал "антиэстетику". Для

дадаистов все "разумное, доброе, вечное" потерпело крах, мир оказался

безумным, подлым, эфемерным. Программа дадаистов заключалась в разрушении

любого стиля, любой эстетики посредством "безумия". Главным видом

деятельности дадаистов стало абсурдизированное зрелище, воинствующая

"антихудожественность", которая, в частности, выразилась в использовании

предметов фабричного производства в художественных композициях. Дадаизм

просуществовал до 1922 года и стал базой для искусства сюрреалистов.

Дадаисты первыми положились на Случай как на главный рабочий

инструмент. Художники стали бросать на холст краски, предоставляя

красочному веществу и силе броска самим образовывать иррациональные

конфигурации. Сам творец рассматривался при этом как орудие, марионетка

каких-то мистических мировых сил. Сюрреалистическое отношение к

бессознательному, к стихии хаоса прямо вырастает из дадаистского "посева".

Однако направленность творческой активности у сюрреалистов была иной: не

просто разрушительной, а созидательной, но через разрушение.

Среди основателей сюрреализма были художники и кинематографисты Л.

Бюнюэль, Ж. Дюлак и близкие к ним П. Пикассо, Р. Клер, Ж. Садуль; среди

авторов «Первого манифеста сюрреалистов» - французские поэты А. Бретон, П.

Элюар, Б. Пере, художники Х. Арп, М. Эрнст; среди выдающихся и

последовательных сюрреалистов – Э. Уодсверт, В. Браунер, Х Белмер, М.

Дюшан, И. Танги и Сальвадор Дали.

3. Основные идеи направления

Одним из первых шагов сюрреализма было также сосредоточение на

своеобразно пассивно-активной роли автора, когда субъективное определялось

как объективное, как игра могучего подсознательного, существующего будто бы

само по себе, независимо от воли личности и контроля разума. Чтобы

освободиться от "контроля разума" применялись даже чисто механические

методы "охоты за случайностью" (например, подкладывали под лист бумаги

шероховатые поверхности и натирали бумагу сухими красками, получая при этом

фантастические конфигурации, напоминавшие заросли фантастического леса -

техника "фроттажа"). Ведущие же мастера добивались внутренней, личностной

иррациональности, отключения разума на уровне психической жизни: состояния

паранойи, сна, бреда, видений, галлюцинаций, достигаемых искусственным

путем (алкоголь, наркотики). Для этого практиковались своеобразные формы

зрительного самогипноза. Переход от "механических" приемов к "психическим"

(или психоаналитическим) постепенно захватил всех ведущих мастеров

сюрреализма.

Естественно поэтому, что психологические концепции и психоанализ З.

Фрейда был объявлен важнейшим фактором современной культуры, поскольку

учение этого философа и врача обосновывало всю художественную концепцию

сюрреализма.

4. Философия Зигмунда Фрейда в сюрреализме

Идеи венского психолога и мыслителя имели особый смысл для

сюрреализма. Сами концепции сюрреалистов получали мощную поддержку со

стороны психоанализа и других открытий фрейдизма.

Одной из основ сюрреализма, обратившей на себя первостепенное

внимание идеологов сюрреализма, стал метод, в соответствии с которым

записывались либо зарисовывались именно сновидения сразу после пробуждения,

галлюцинации, подсознательные образы, пока их не затронуло осмысление,

реальное сознание, то есть пока в процесс не включилась логика, пока

сознание человека не успевало вынести никаких суждений. Художник Макс Эрнст

развивал свое зрительное воображение, созерцая предметы прихотливой,

гротескной формы. Тем самым он, разумеется, использовал советы Леонардо да

Винчи, но, безусловно, они были восприняты через призму Фрейда, который

подсознание побуждение, лежащее в основе психического акта, считал

глубинным основанием сего сознательного поведения человека.

Новая психология доказывала, что бессознательная жизнь людей,

бурная, активная и во многом определяющая их поведение, идеи, творческие

возможности человека, развивается по таким законам, которые не имеют ничего

общего ни с моралью, ни с рассудком, ни с вечными нравственно-этическими

ценностями.

Благодаря фрейдизму сюрреализм получил возможность настаивать на

том, что он не беспочвенная фантазия, не выдумка анархистов, а новое слово

в понимании человека, искусства, истории, мысли. Это была такая солидная

опора, что уже не приходится удивляться влиятельности и распространенности

сюрреализма, его всеохватности до середины ХХ века.

Таким образом, нельзя не признать во многом общность интересов,

точек зрения, методов и выводов сюрреализма и фрейдизма.

Создавая свой параноико-критический метод (1934-1937), Дали

восклицал в соответствии с учением Фрейда: «Единственная разница между

сумасшедшим и мной в том, что я не сумасшедший». О роли подсознания,

интуиции как ведущей силе в его творчестве Дали говорит: «Тот факт, что в

момент работы над моими картинами я сам не понимаю их смысла, вовсе не

означает, что этого смысла в них нет». Развивая параноико-критический

метод, С. Дали определяет его как «непосредственный метод иррационального

подсознания, основанный на пояснительно-критической ассоциации

галлюцинаторных явлений» (явлений галлюцинаций –психопатических явлений).

II. Сальвадор Дали – король сюрреализма.

С. Дали: «Сюрреализм – это я»

1. Краткая биография С. Дали

Одним из наиболее ярких представителей сюрреализма по праву можно

считать испанского живописца Сальвадора Дали, образ жизни, образ мышления

которого сюрреалистичен практически с рождения художника до самой его

смерти. «Нормальность ставит меня в тупик», - утверждал он и был здесь

искренен.

Испанский художник, скульптор и график, важнейший представитель

сюрреализма Стилистические эксперименты и эксцентричные поступки сделали

его одной из самых популярных и спорных фигур среди художников XX столетия.

Сальвадор Фелипе Хасинто Дали родился в городе Фигуэрас (Каталония)

в семье нотариуса. Уже в раннем детстве он начал проявлять интерес к

рисованию и живописи и брать частные уроки. В 16 лет он был зачислен в

Художественную академию в Мадриде.

1920: В поисках собственного стиля. В начале двадцатых Дали был

очарован работами футуристов в живописи, способных визуально передавать

движение. В Мадриде он познакомился с поэтом Федерико Гарсиа Лоркой и

кинорежиссером Луисом Бунюэлем. В 1923 за нарушения дисциплины Дали был на

год отчислен из академии. В этюдах того времени он обращался к работам в

стиле кубизма Пабло Пикассо, о чем свидетельствует, например, разложение на

многочисленные грани фигур в картине «Молодые девушки» (1923),

«Кубистический автопортрет» (1923), «Кадакес» (1923).

1928: Обращение к сюрреализму. В 1926 Дали был изгнан из академии.

Уже в картинах 1928 заметно влияние сюрреалистов (особенно Ива Танги) и

метафизической живописи Джорджио де Хирико. В том же 1928 Дали уехал в

Париж, вступил в группу, объединившуюся вокруг Андре Бретона, и создал свои

первые самостоятельные сюрреалистические работы (например, «Кровь слаще

меда», 1928; «Светлые радости», 1929).

В 1929 Дали полюбил Галу, жену писателя Поля Элюара. И Гала стала

спутницей жизни и музой испанца. Известность Дали принесли такие картины,

как «Расплывшееся время» (1930) и «Постоянство памяти» (1931). Неизменными

мотивами его творчества являлись смерть и разрушение, а также мир

сексуальных переживаний человека. В начале 30-х Дали вступил в конфликт с

сюрреалистами по вопросам политики. Его монархические наклонности и

восхищенные отзывы об Адольфе Гитлере восстановили Бретона против него.

Дали порвал с сюрреалистами после того, как те обвинили его в

контрреволюционной деятельности. Для творчества 1929 года характерна

картина «Фантасмагора», уже вполне в духе сюрреализма с его символикой.

1937: Изобретение двойной картины. В работе «Покорение

иррационального» (1935) Дали сформулировал свой параноидально-критический

метод. Увлекшись психоанализом Зигмунда Фрейда, он назвал целью своей

живописи точное описание бессознательных картин сновидений. Примером могут

служить, в частности, «Метаморфозы Нарцисса» и «Сон» (обе — 1937).

В том же 1937 Дали приехал в Италию, где интересуется главным

образом живописью Возрождения, маньеризмом и барокко На основе картин-

перевертышей художника XVI века Джузеппе Арчимбольдо он создал так

называемые «двойные картины», в которых зритель мог открыть для себя самые

разнообразные мотивы. В «Испании» (1938) Дали расположил сражающихся

всадников на заднем плане таким образом, что одновременно они представляли

лицо женщины.

1940-1948: В США. В 1940 Дали уехал из Франции в Пеббл-Бич

(Калифорния), где открыл новую мастерскую. Еще через три года Дали объявил

о повороте в своем художественном творчестве: «Я намерен обратиться к

классике» В 1948 он вернулся в Испанию и обосновался в Порт-Льигате. Порвав

с авангардистами, он занялся разработкой религиозно-фантастической

тематики. Такие его картины, как «Мадонна Порт-Льигата» (1949), которая

даже получила благословение папы римского, и «Христос перед св. Иоанном-

Крестителем» (1951), ярко иллюстрируют произошедшую перемену.

1951: Атомарное искусство. Накануне холодной воины Дали разработал

теорию «атомарного искусства», опубликованную в 1951 в «Мистическом

манифесте». В таких картинах, как «Взрывающаяся голова Рафаэля» (1951), он

хотел донести до зрителя идею о постоянстве духовного бытия даже после

исчезновения материи. В 1959 Дали написал «Открытие Америки» - первую из

серии картин на историческую тему.

1970: Жизнь как произведение искусства. В 1973 Дали и Гала открыли

в Фигуэрасе «Музей Дали» (концепцию которого разработали сами) – культовое

место художников. Спустя шесть лет искусство инсценировки Дали достигло

апогея: на одном из собраний Французской Академии он произнес

темпераментную речь, в которой объявил, что после смерти желает быть

замороженным, чтобы воскреснуть в один прекрасный день, за что был

причислен Академией к лику святых. В 1982 умерла его жена Гала, и Дали

уединился в замке Пуболь. Ему было 84 года, когда он скончался в Фигуэрасе.

2. Художественный метод С. Дали.

Сюрреалисты, и прежде всего Сальвадор Дали, обращаются к

сложнейшим, загадочным явлениям, пытаясь привыкнуть к миру тайн человека и

природы. Они изображают неживой мир, его предметы как живые и подчинившие

себе человека. Сальвадор Дали кардинально меняет реальную внешнюю форму,

физические свойства предметов и заставляет их действовать по законам

абсолютно им несвойственным. Например, металлические часы у него становятся

мягкими, текучими, как живые, или камни могут распластаться, как нечто

подвижное, органичное, и это жутко для человека своей фантастической

противоестественностью. Чтобы показать всю фантастичность своих

произведений, Сальвадор Дали может в какой-то части картины дать

фотографически точный образ себя, Галы или улицы европейского города

столичного типа, и этим контрастом фантастического и реального усилить

порой ошеломляющее впечатление от картины. Воображение Сальвадора Дали не

знает пределов, однако он часто обращается к шедеврам мирового

изобразительного искусства и в корне переосмысляет их содержание, меняя

внешние формы, порой цинично издеваясь над содержанием какой-либо картины с

добрым гуманным смыслом. Таким образом, соединение абсолютно немыслимого

для человека реального и фантастического создает то, что можно назвать

иррациональным, то есть находящимся за пределами разума, за пределами

разумного понимания действительности, того, что философы называют

трансцендентальными, то есть вышедшим за пределы разумного человеческого

понимания.

Экстремальные психологические состояния, проявляющиеся во сне, в

припадке безумия, вызывают пристальный интерес С. Дали и находят отражение

в его картинах («Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до

пробуждения» или «Видение св. Антония» 1930-х годов), где таинственные

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.