реферат скачать
 

Стихии

Стихии

Министерство народного образования ПМР

Приднестровский государственный университет

им. Т.Г. Шевченко

Инженерно-педагогический факультет

Кафедра ИЗО и Черчения

Дипломная работа

Стихии

студентки V курса

инженерно-педагогического факультета

дневного отделения

Богатой Натальи Александровны

Научный руководитель:

Рыбница – 2000

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

I. ИСТОРИЯ ЖАНРА 5

1.1. ИСТОРИЯ ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА 5

1.2. ИСТОРИЯ РОСПИСИ ТКАНИ 6

1.3. МИФЫ – ОСНОВА ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА 9

II. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ 22

2.1. ОБЗОР ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ 22

2.1.1. МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ 22

2.1.2 КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ. 28

2.2 ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ. 37

III. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 39

3.1. ОПИСАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СИМВОЛОВ 39

3.2 ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ И КОЛОРИРОВАНИЯ 51

3.3. ХОД РАБОТЫ 61

IV. ТЕХНОЛОГИЯ РОСПИСИ ТКАНЕЙ. 64

3.1 ИСКУССТВО РОСПИСИ ТКАНЕЙ. 64

3.2 ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ РОСПИСИ ТКАНЕЙ. 67

3.3 КРАСИТЕЛИ. РАБОТА КРАСКАМИ. 73

3.4 РЕЗЕРВИРУЮЩИЙ СОСТАВ. 76

3.5 ОБОРУДОВАНИЕ, ИНСТРУМЕНТЫ, МАТЕРИАЛЫ И ИХ ПОДГОТОВКА ДЛЯ

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РОСПИСИ. 78

3.6 ПОРОКИ В РАБОТЕ. 79

3.7 ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ. 80

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81

Литература 82

Приложения 84

ВВЕДЕНИЕ

Высшей ценностью (максимум сокральности) обладает та точка в

пространстве и времени, где совершился акт творения, то есть «центр мира».

Космогонические мифы и космологические представления занимают особое место

среди других форм мифопоэтического мировоззрения, поскольку описывают

пространственно-временные параметры вселенной, то есть условия, в которых

протекает существование человека и помещается все, что его окружает.

Космологические представления концентрируются, прежде всего, вокруг

актуального состояния вселенной: структура мира – набор, связь и функции

его частей, иногда – их количественные параметры (синхронический аспект

описания космоса). Космогонические мифы описывают как возникла вселенная

(диахронический аспект).

Актуальное состояние вселенной в мифопоэтическом мышлении связывается

воедино с ее происхождением как следствие с причиной; ибо определение и

объяснения состава мироздания и роли, которую играют в нем его объекты,

равнозначно ответу на вопрос «как это возникло», описанию всей цепи

порождения этих объектов. Такими объектами являются элементы, или стихии, –

как правило, огонь, вода, земля, воздух, к которым иногда добавляется пятая

стихия, условно соответствующая эфиру,–образуют первичный материал для

строительства космоса. Для своей дипломной работы я выбрала тему «Стихии»,

преследуя цель привлечь внимание людей к тому, что их окружает.

На протяжении многих веков человек пытался взять верх над силами

природы, поворачивая реки вспять, осушая моря. Вот заканчивается

тысячелетие и возникает вопрос: «с чем остался человек на пороге нового

века». Недра исчерпала свои ресурсы, моря и реки загрязнены, исчезли

некоторые виды флоры и фауны. Это все нарушает природный баланс, гармонию,

и результаты всего этого мы ощущаем на себе. Это засухи, стихийные

бедствия, вспышки эпидемий, так природа мстит за то, что человек возомнил

себя хозяином мира, забыв, что всем он обязан именно ей –природе. Своей

работой я хотела привлечь внимание к этой проблеме, напомнить, что в мире

все гармонично, взаимосвязано, и человек должен созидать и поддерживать эту

гармонию, а не разрушать ее. Эту мысль я выразила в станковой композиции,

выполненной в технике батик.

В данной работе изображено взаимодействие, взаимосвязь стихий, их

характер и особенности, через форму и движение фигур. В процессе разработки

композиции я изучала мифологию и символику, широко использовала в работе

информацию из книг. Как любое произведение искусств, моя работа кроме

символического значения представляет, также, эстетическую ценность. В

каждом произведении искусства художник не механически отражает

действительность. Его духовный мир откладывает свой отпечаток на то, что он

видит и слышит, в зависимости от того, как он понимает и переживает

воспринятое. На создание художественного произведения оказывают влияние и

традиции, и мастерство, и образование, и способности художника. В

произведении искусства выражается его индивидуальный духовный мир, его

видение жизни. Выражение в искусстве духовного мира художника приводит к

выводу, что искусство наряду с отражением действительности одновременно

выступает и как самовыражение художника.

I. ИСТОРИЯ ЖАНРА

1.1. ИСТОРИЯ ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА

Декоративное искусство (от лат. Decoro – украшаю) –художественная

обработка предметов обихода, художественная отделка, внутреннее убранство

зданий и т.д. К декоративному искусству относятся скульптурные элементы и

декоративные росписи архитектурных сооружений, декоративная скульптура,

мозаика, витражи, росписи и резьба по различным материалам, художественное

литье из металла, ковка, чеканка, ковры, декоративные ткани и др. В

декоративном искусстве используются изобразительные мотивы и орнамент. В

отличии от прикладного искусства, декоративное включает в себя

произведения, не имеющие непосредственно утилитарного значения. Однако

резкую грань между ними установить сложно.

Декоративное искусство возникло в первобытном обществе

(орнаментированная керамика и др.) и было сильно развито в странах Древнего

Востока и античного мира, а также в странах Ближнего и Дальнего Востока,

особенно значительных успехов оно достигло в Китае. В Западной Европе

декоративное искусство занимало большое место в стиле готики, в эпоху

Возрождения, в стиле барокко, в 18-начале 19 в.в. Памятники декоративного

искусства восходят к древнейшим временам. Высоко развито было декоративное

искусство у скифов (обработка металла, ювелирное дело). Древняя Русь

оставила прекрасные декоративные росписи и скульптуру, художественные

изделия.

Декоративное рисование – это рисование в декоративной манере, оно

существенно отличается от академического рисунка. В декоративном рисовании

можно передать не только схожесть с данным объектом, но и внести

условности. Важнейшим выразительным средством в декоративном изображении

является линия. Основной задачей реалистического рисования является

достоверная передача реальности объектов в двухмерном изображении.

Достигается это за счет линейной перспективы и тональной передачи в

изображении планов и объемов. Таким образом, это графическое изображение,

приближенное к реальности.

Основной принцип декоративного изображения – достижение максимальной

выразительности изображаемого, то есть достоверность отходит на дальний

план, а на первый план выходят такие аспекты как: нарочитость – выявленная

активность изображаемого, приукрашенность.

Если в академическом изображении объекта может быть практически любой

мотив, то для декоративного пригоден лишь мотив, явно выразительный,

способный мобилизовать творческий потенциал художника к декоративной его

трактовке.

Безусловно, при значительном опыте и фантазии можно декоративно

изобразить и любой мотив, а без наличия опыта более логично выбирать

мотивы, отличающиеся своей выразительностью, как бы запоминающиеся глазу.

В реалистическом рисовании линия имеет более естественный, мягкий ход

и как бы легко вживляется в среду рисунка, особенно в штриховке. В

декоративном рисовании линия имеет более отчетливый выверенный характер,

она ведется четко и осознанно, с начала и до конца, как бы утверждая свою

суть на любом отрезке, исключая элемент случайности.

В декоративном рисовании все взвешенно, обдуманно и работает на

утверждение декоративного образа.

1.2. ИСТОРИЯ РОСПИСИ ТКАНИ

Искусство украшения тканей известно с давних времен. Сначала появился

ткацкий рисунок, который создавали особым переплетением нитей в процессе

изготовления тканей. Позднее рисунок стали наносить кучным способом. Еще

позднее были изобретены печатные деревянные (резные) доски.

В XVIII веке для печати начали применять металлические набивные

доски.

Следующим шагом стало изобретение печатных машин. Рисунок мастера

граверы вырезали на металлических валах, валы погружали в краску,

прокатывали по ткани, нанося узор. Если рисунок был цветным, подготавливали

несколько таких валов – для каждой краски.

Иногда при оформлении ткани применяли одновременно два способа

украшения – переплетение нитей и роспись (или набойка). Такими были

китайские ткани «кэсэ», в которых ткацкий узор дополняли росписью кистью.

Самой древней из известных росписей (около двух тысяч лет) является

китайская роспись из китайского захоронения. Она покрыта темными фигурами,

раскрашенными минеральными красителями.

Родиной горячего батика считается Индонезия. Классический горячий

батик – очень трудоемкий вид росписи. Только подготовка ткани занимала

несколько дней. Сначала ткань держали в воде 1-2 дня для размягчения, потом

стирали, сушили. Затем кипятили в рисовом крахмале 15 минут. После

повторного высушивания ткань отбивали до мягкости деревянным вальком.

Роспись делали с помощью изобретенного в 17 веке прибора «чантинга»

(тьянтинг, тьянтин). Это небольшой, медный или латунный, сосуд с одним или

несколькими носиками, который прикреплен к деревянной или бамбуковой палке

– ручке. Ткань, с нанесенным воском рисунком, на несколько часов погружали

в раствор красителя. Во время крашения ткань осторожно переворачивали,

стараясь, чтобы восковой слой не растрескался. Потом ткань высушивали и

снова наносили воском другие элементы рисунка. Окрашивание производилось от

самого светлого цвета к темному. Операция повторялась столько раз, сколько

цветов в рисунке. Последний цвет, как правило, черный или темно-коричневый.

После окончания крашения ткань снова высушивали. Последняя операция –

удаление с ткани воска. Для этого ее погружали в котел с горячей водой.

Со временем техника ручного батика применялась все реже. Штампы из

тонких металлических проволок значительно ускорили процесс. Такой штамп

окунали в расплавленный воск, потом прикладывали к полотну. Полученные

контуры рисунков заливали краской. Если раньше на роспись одного куска

ткани уходило от полутора-двух недель до двух лет, то с помощью штампов

можно было сделать в один день до 20 кусков ткани.

В конце XVII века Европу покорили своей красотой индийские набивные

ткани – ситцы. Штампом с нанесенным красителем наносили удары по ткани –

набивали ткань. Сначала появилась набойка в одну краску. Существовало два

способа такой печати – краской на полотно и, несколько похожий на

классический батик, способ кубовой набойки. Во втором случае на ткань

наносили расплавленный воск металлическим штампом. Потом всю ткань опускали

в большой чан с красителем. Этот чан назывался кубом, отсюда и пошло

название «кубовая набойка». Самым часто употребляемым красителем был синий

индиго.

В конце XVII века появилась так называемая белоземельная набойка –

цветная печать по белому фону. Тогда же стал применяться более сложный

контурный рисунок из закрепленных на набоечной доске фигурно изогнутых

металлических полос. Часто вокруг мотива набивали штырьки, похожие на

гвозди без шляпок, которые при печати давали узор в виде различного размера

горохов. Один из излюбленных мотивов набойки – так называемые огурцы. В

печати использовались пигментные присыпки, для чего варили специальную

клейкую массу из растительного масла. Масло кипятили 12 часов, после чего

выливали в сосуд с холодной водой. На дно выпадал густой осадок, который

сливали отдельно. Этим осадком печатали рисунок, который потом присыпали

пигментами, часто блестящими.

В Индии и Индонезии росписи чаще использовались для оформления

одежды. В Японии и Китае роспись применяли также при создании традиционного

для этих стран интерьера: ширм и картин, полных поэтических ассоциаций.

Мастера пользовались тушью всего одного цвета, создавая удивительной

красоты пейзажи.

Кисть в руке художника то сильно и резко подчеркивала одни элементы,

то плавными и нежными растеками обрисовывала другие. Сейчас мы называли бы

эту технику свободной росписью. Обязательно асимметричная композиция,

полная символических значений и противопоставлений, создает столь

привлекательную, неповторимую гармонию.

Современные версии ручной росписи ткани, опираясь на традиционные

направления, подкреплены новыми технологиями.

В горячем батике вместо пчелиного воска стали использовать парафин и

стеарин. Сетка трещин, появляющаяся в процессе крашения в технике горячего

батика, считавшаяся дефектом, приобрела значение интересного

самостоятельного эффекта и стала неотъемлемой частью и символом этой

техники.

С изобретением клейкого материала, названного резервом, получила

развитие принципиально новая техника росписи – холодный батик.

1.3. МИФЫ – ОСНОВА ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

Легенды и мифы на протяжении всей истории человечества привлекали к

себе внимание. Людей всегда интересовало откуда появилась их галактика,

планета, земля, на которой они живут. На пороге нового тысячелетия люди,

сталкиваясь с природными катаклизмами, задумались, над вопросом с какой

целью они были созданы на земле. Все эти вопросы рассматриваются издревле в

мифах и легендах. Поэтому, начиная работу над дипломным проектом «Стихии»,

в первую очередь я обратилась к ним. Что говорится в них о Начале? С чего

все началось? Как происходил процесс творения мира? Ответы на эти вопросы

разные, но почти все придерживаются теории, в которой фигурирует Мировой

океан, как первозданная субстанция, из которой появились стихии: Вода,

Земля, Огонь, Воздух.

МИРОВОЙ ОКЕАН.

В мифопоэтической традиции – первозданные воды, из которых возникли

земля и весь космос. Океан выступает как стихия, и заполняемое им

пространство. Согласно архаичной концепции океан – одно из основных

воплощений хаоса или даже сам хаос; океан был «вначале», до творения,

которое ограничило океан во времени и пространстве, но космосу предстоит

погибнуть в результате катаклизма в его водах. И океан снова станет

единственной стихией – субстанцией в мире. Согласно шумерской космогонии,

вначале все мировое пространство было заполнено океаном. Он не имел ни

начала, ни конца и был вечен. В его недрах таилась праматерь Намму, в чреве

которой возникла гора космическая в виде полушария, в будущем ставшая

землей, а дуга из блестящего олова, опоясывающая полушарие по вертикали,

позднее стала небом. Согласно вавилонской версии мифа о творении, в

бесконечном первозданном океане не было ничего, кроме двух страшных

чудовищ –праотца Апсу и праматери Тиамат. В древнеегипетской космогонии

изначально существует океан, персонифицируемый в образе Нуна. Из Нуна

создает сам себя владыка Атум, затем творящий из Нуна небо, землю и т.д.

Для многих азиатских традиций, исходящих из идей бесконечного и вечного

первозданного океана, характерен мотив сотворения земли небесным существом,

спустившимся с неба и ставшим мешать воду океана железной палицей или

копьем. В результате возникает сгущение, дающее начало земле. По мотивам

тунгуской версии, земля сотворена небесным существом, которое с помощью

огня иссушает часть океана. Характерно также, что мифы о мировом океане

повсеместно сопровождаются мифами о содержании океана, когда уже создана

земля, и мифами о попытках океана вернуть себе безраздельное господство

(китайские мифы о наличии гигантской впадины или ямы, определяющей

направление вод океана и забирающей излишки воды, или многочисленные

сказания о потопе). Примечательно противопоставление двух типов мифов – о

земле, тонущей в океане и об отступлении океана или моря. Океан у греков –

это прежде величайшая мировая река, окружающая землю, дающая начало рекам,

морским течениям, приют солнца, луны и звезд, которые из океана восходят и

в него же заходят. Река океана соприкасается с морем, но не смешивается с

ним. Если у Гомера океан базначален, то у Гесиода речь идет о «ключах

океанских», у которых был рожден конь Пегас, получивший от них свое имя. У

Гомера и Гесиода океан – живое существо, прародитель всех богов и титанов,

но и у океана есть родители.

МИРОВОЕ ЯЙЦО.

Происхождение, бытие, совершенный микросом, универсальный символ

тайны сотворения мира, возникновения жизни в первоначальной пустоте.

Немногие из простых природных объектов имеют такое же очевидное, но все же

глубокое значение. Огромно количество мифов и преданий, в которых

фигурирует яйцо. Во многих мифах о сотворении мира от Египта и Индии до

Азии и Океании космическое яйцо (иногда принесенное змеей, но чаще всего

отложенное в океан огромной птицей) придает форму хаосу, из него

вылупляется солнце (золотой желток), разделенные небо и земля и возникает

жизнь во всех ее формах, естественных и сверхъестественных.

Миф о рождении мира легко преображается в символику возрождения

природы. Ассоциирующееся с надеждой на приход весны, яйцо заняло

соответствующее место и в христианской символической традиции: в пасхальных

церемониях оно является символом возрождения. Белоснежная чистота скорлупы,

тайна, скрытая под ней, привносили и другие дополнительные значения в

символику яйца, что отразилось, например, в алтаре работы Пьетро делла

Франчески «Мадонна с младенцем» (1450), в котором яйцо символизирует

непорочное зачатие. Связь яйца и непорочного зачатия отразилась и в

фольклорных представлений, что страусиные яйца появляются сами по себе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.