реферат скачать
 

Расцвет искусства в начале 20 века

Расцвет искусства в начале 20 века

План:

1. Введение (с.3-8);

2. Русская литература 20 века (с.8-13);

3. Декадентские течения, символизм, младосимволизм (с.13-36);

4. Театр (с. 36-37);

5. Кинематограф (с. 37);

6. Музыка (с. 37);

7. Живопись (с. 37);

8. Список литературы (с. 37);

ВВЕДЕНИЕ

Двадцатый век наступил в ноль часов 1 января 1901 года - таково его

календарное начало, от которого отсчитывает свою историю и мировое

искусство 20 века. Из этого, однако, не следует, что в один момент в

искусстве произошел всеобщий переворот, учредивший некий новый стиль 20

века. Часть процессов, существенно важных для истории искусства нашего

столетия, берет свое начало еще в прошлом веке. Часть - возникает позже, в

ходе развития искусства современной эпохи. Главное же заключается в том,

что эта эпоха вообще не знает общеобязательного, стиля искусства 20 века",

и попытки сразу сформулировать тотальные свойства такого стиля были бы

крайне неосмотрительны. Тем более ненадежны представления о том, что 20 век

коренным образом изменил всю природу искусства, положив непроходимую

границу между старым и новым искусством, которое отныне и навечно стало

развиваться по невиданным ранее законам. Обычно такие суждения выводятся из

наблюдений над каким-либо одним движением искусства 20 века, которому

легкомысленно придается абсолютное значение. Здесь сказываются и своего

рода оптические ошибки, которые свойственны наблюдателю, погруженному в

течение современных ему процессов и обозревающему их, так сказать, изнутри.

Разумеется, никто не гарантирован от подобных аберраций, а сами они

образуют неотъемлемую часть самосознания современной художественной

культуры. Опытом такого самосознания служат и „Истории искусства 20 века",

кем бы они ни были написаны. 20 век еще не закончился, и истории его

искусства категорически противопоказаны попытки дать окончательные суждения

о процессах, которые не завершились еще пока в самой жизни искусства, а

подчас не проявили еще с достаточной ясностью смысл своего движения. По

этим причинам разговор об искусстве 20 века следовало бы начать с некоторых

предпосылок, на основе которых можно было бы далее рассматривать само

искусство.

За исходную предпосылку в этом случае справедливее всего было принять

следующий тезис: искусство 20 века - искусство переломное, а не просто

старый или просто новый период его истории. Это искусство кризисное в

изначальном, словарном смысле слова, выражающем наивысшую напряженность

перелома. Наивным было бы видеть в нем либо только линейное восходящее

движение, все стилеобразующие начала которого уже сложились во всей

несомненности и остается лишь ждать созревания плодов, или же, в наиболее

сложных случаях, - превращение гадкого утенка в прекрасного лебедя. Старое

и новое не располагаются в истории искусства 20 века в элементарной

последовательности, а действуют во взаимном пересечении, охватывающем

глобальное пространство и обширное историческое время.

В искусстве 20 века с чрезвычайной и во многом определяющей силой

распоряжаются законы, присущие именно и исключительно переломному времени.

Они проявляются не только в том - что и как отражает искусство, не только в

развитии охранительских тенденций и в новаторстве, отвергающем

художественный опыт прошлого, вплоть до отрицания возможности воплотить

новые идеи в изобразительной форме. Никак не в меньшей мере действие

законов перелома сказывается в общем потрясенном состоянии, в которое

приходит искусство, теряющее на великах исторических рубежах старую и

обретающее новую почву для своего развития. В этих обстоятельствах с

остротой, невиданной для классических эпох истории искусства, возбуждаются

вопросы о том, что значит, для чего существует и что может искусство.

Наконец, с точки зрения классических эпох, создающих совершенные

художественные ценности, гармонически соответствующие породившей их среде,

искусство неклассической поры выглядит во многих отношениях

неудовлетворительным. Таким рисуется искусство 20 века в восприятии

значительной части его современников, испытывающих сомнение в том, что

выдвигается искусством в качестве его позитивных ценностей; само же

искусство нередко проникается неудовлетворенностью и собой, и окружающей

жизнью, возбуждая при этом сомнения по части того - всегда ли

удовлетворительным образом оно выражает свою неудовлетворенность

действительностью.

Искусство 20 века-не первая переломная, „нсклассическая" эпоха во

всеобщей истории искусств. Местоположение таких переломных эпох между

эпохами, когда достигает пика подъем того или иного большого стиля, а в

своем коренном, основополагающем значении -художественная культура целой

социально-исторической формации, глубоко закономерно. Роль и тех и других

эпох самоочевидна. Они прочно связаны друг с другом в единой цепи историко-

художественного процесса, и обсуждение первородства классических или

неклассических эпох было бы подобно спору о том, что изначальнее - курица

или яйцо.

Изменения, переживаемые в переломные эпохи, обнимают как внутреннюю

структуру искусства, так практически и всю сферу его взаимоотношений с

окружающим миром, в которой действуют отнюдь не только собственно

художественные, стилевые, но и целый комплекс внестилевых сил. Они могут

быть сгруппированы по трем крупным направлениям: идейно-художественная

проблематика, вопросы социально-исторической природы искусства, особенности

его национального и интернационального характера. Все они глубоко проникают

в историю искусства, существуют и действуют в ней во взаимосвязанном виде.

Ясно, что такие события, как появление новых отраслей художественного

творчества, перестройка жанрово-видового состава изобразительного

искусства, типологии архитектурных сооружений, возникновение национальных

школ, развитие международных художественных движений и многое иное,

касающееся идейного строя, форм и функций искусства, никак нельзя свести

только к эволюции стиля, проходящей своим собственным, относительно

самостоятельным порядком. Каждой из переломных эпох свойственна своя

специфика названных нами трех аспектов истории искусства и их

взаимоотношений. Соответственно, исследование каждой из переломных эпох в

истории искусства требует сочетания трех критериев: социально-

исторического, национального и интернационального, идейно-художественного.

Особую значительность их взаимодействие приобретает в том случае, когда мы

обращаемся к эпохе великих перемен в истории человечества - к 20 веку.

Исходя из предпосылок, попытаемся в предварительном виде очертить

некоторые особенности состояния и развития искусства 20 века.

Итак, генеральное свойство искусства 20 века заключается в том, что

оно принадлежит эпохе великих переворотов, совершающихся на путях

социальной и национальной борьбы, разрешающейся мировыми войнами,

революциями, становлением нового общественного строя. В 20 веке

утверждается и развивается социалистическая художественная культура, первые

движения которой вызревают в недрах капиталистического общества м

соотносятся с буржуазной культурой. Однако в исторически обозримое время

старый мир никуда не исчезает и в свою очередь успешно продолжает свое

развитие. В силу этого социально-историческую панораму искусства стран и

народов мира образуют в 20 веке художественные культуры самых различных

типов: от первобытного по характеру творчества народов и племен,

находящихся на уровне родоплеменного строя, и от средневековых по типу

художественных культур до разнообразных по своему состоянию художественных

школ капиталистических и социалистических стран. Социально-историческая

типология той или иной культуры определяет основополагающие историко-

художественные свойства искусства стран и народов мира, которые вместе с

тем существуют на земном шаре одновременно.

Рожденная новой социально-экономической формацией, решающей

принципиальные проблемы социального прогресса 20 века, новая,

социалистическая культура выступает в этой ситуации как активная сила

глобальных историко-художественных процессов. Этапы формирования и развития

социалистического искусства тем самым окрашивают периодизацию всей истории

искусства 20 века, переживающей на основных своих рубежах целые комплексы

социальных, национальных и стилевых преобразований. Таким образом, первому

этапу истории искусства 20 века отвечает зарождение и развитие

социалистических движений до свершившейся в 1917 году Великой Октябрьской

социалистической революции. На этом этапе были осуществлены первые акции

международной солидарности социалистических художественных движений, а

мировое искусство в своем целом прониклось драматической остротой назревших

грандиозных исторических потрясений. Прежде всего они сосредоточились в

художественной жизни Европы, ставшей более, чем где-либо в других частях

мира, многоплановой, напряженной, осложненной противоборством течений и

возбудившей острейшую и принципиальную проблему 20 века - искусство и

революция. Второй этап начинается с 1917/1918 годов. После Великой

Октябрьской социалистической революции 1917 года образуется новая

интернациональная общность социалистического искусства, объединяющая

искусство первого в мире социалистического государства, интенсивно

развивающиеся социалистические движения в капиталистических странах,

революционные движения, зарождающиеся в искусстве ряда колониальных и

зависимых стран. С окончанием в 1918 году первой мировой войны во многих

других странах переживают национальные и социальные перестройки

художественной жизни. Третий этап, начало которого можно отсчитывать с 1945

года, ознаменован формированием обширной, по сути мировой системы

социалистического искусства. Сложение этой системы вызывает решительную

перестройку всех тех рубежей, которые образовало региональное деление

мирового искусства к середине 20 века, создает в нем новую расстановку

идейно-художественных сил.

С точки зрения национальной и интернациональной проблематики искусство

20 века выглядит многоликой панорамой национальных искусств, региональных

общностей и международных художественных движений. Их особенности, и

динамика самым неотъемлемым образом связаны с социально-исторической

типологией искусства и ее развитием. В соответствии с этой типологией к

началу 20 века в мировом искусстве образовалось несколько крупных

региональных общностей, состав которых в своих основных чертах отвечал

географическому делению стран света. Таковы искусство стран и народов

Европы, а также интенсивно развивавшихся США; искусство стран Латинской

Америки; искусство стран Азии и арабского Востока; искусство народов

Африки, Океании, ряда других местностей; свою общность образовало

искусство, развившееся на колонизованных территориях Канады и Австралии.

Общность искусства каждого из этих регионов получила наглядное выражение в

уровне развития художественной жизни региона и составляющих его стран, в

том значении, которое художественная деятельность обрела в их духовной

жизни, а также в той международной роли, которую та или иная национальная

школа искусства играла тогда в качестве носителя авторитетных движений в

искусстве, опыта художественного обучения, центра, притягивающего к себе

художников других стран.

Измерение уровня развития и значения региона в целом и национальных

художественных школ в частности - задача сложная и весьма щепетильная.

Здесь полезнее довериться тому, как заявляли о себе в мировой

художественной жизни сами эти национальные школы. Аудитория для таких

заявлений существовала. Это были международные художественные выставки

рубежа 19-20 веков, постоянные участники которых образуют группу стран, где

наиболее интенсивной была в ту пору художественная деятельность, а их

национальные школы искусства проникались осознанием своего значения в

мировой художественной жизни. Этими главными участниками международных

выставок были в то время большинство стран Европы и США, а также

выступавшие самостоятельно еще до обретения независимости Венгрия, Норвегия

и группы польских, финских, чешских, югославских художников, что

существенно для развития национальных движений в искусстве 20 века. Таковы

объем и содержание региона, обладавшего наибольшим значением в мировой

художественной жизни начала 20 века и сосредоточившего в себе важнейшие

процессы художественного развития того времени. Из стран и народов,

находившихся за пределами этого региона, в международных выставках

участвовали время от времени в 1895-1914 годах Аргентина, Мексика, Турция,

Япония, группа армянских художников. Искусство части регионов и входящих в

них стран обретает активную роль в мировых художественных процессах в 20-е

и 30-е годы, части же -лишь после 1945 года.

Утверждая свое самосознание, искусство регионов, стран и народов мира

вместе с тем испытывает нарастающее воздействие всеобщей

интернационализации художественных культур мира. Классическая

характеристика этому процессу, развивавшемуся в капиталистических условиях,

дана в знаменитых строках „Коммунистического манифеста", где говорится о

всесторонних связях наций, сделавших плоды их духовной деятельности общим

достоянием, об образовании одной всемирной литературы, а также о том, что,

создавая мир по своему образу и подобию, буржуазия колониальным способом

принуждает вводить в свою цивилизацию страны и народы, оказавшиеся в

зависимости от Запада, вырвавшегося вперед по пути капиталистического

развития. Но мировая художественная культура так и не успела сложиться по

законам капитализма. С возникновением социализма, давшего свое

демократическое содержание национальному развитию искусств и их

интернационализации, она стала формироваться по новым законам. В этой

социально-исторической ситуации и формируется явление, которое можно

назвать мировым искусством. В 20 веке оно охватывает собой все, что

существует в художественном творчестве на географической карте мира. С

течением времени на ней не остается более „белых пятен", исчезают своего

рода зоны молчания, в которые европоцентристская всеобщая история искусства

склонна помещать художественные культуры, чуждые европейскому эстетическому

опыту.

Мировое искусство 20 века интегрирует искусства практически всех

этнических, региональных типов, какую бы социально-историческую типологию

они ни представляли. Включаясь в кругооборот международной художественной

жизни, каждое из национальных искусств, великое или малое, развитое или

отсталое в историческом смысле, утверждается как современная эстетическая

ценность, наделенная в жизни мирового искусства теми же значением и

неповторимостью, какими обладают создавшие его нации, народы, страны в

современном существовании всего человечества. Эта ценность не измерима

путем сопоставления национальных преимуществ: теория „избранных" и

„неполноценных" национальных культур служит здесь самым низким

националистическим и шовинистическим, расистским целям. Историко-

художественные же свойства того или иного национального искусства,

напротив, предполагают вполне точные измерения.

Таким образом, панорама мирового искусства 20 века, рассматриваемая в

свете социальной и национальной проблематики, обнаруживает нечто, в высшей

степени примечательное. Взаимоотношения образующих ее искусств, различных

по социально-исторической типологии и национальному характеру, имеют

двоякую природу. Диахронную, отвечающую их местоположению и роли в

историческом развитии художественной культуры человечества, и синхронную,

поскольку все они связаны друг с другом как современники одной и той же

эпохи. То есть совмещенные в одном хронологическом периоде художественные

культуры соотносятся друг с другом и как старое и новое, в соответствии со

своим историческим генезисом, и как одновременно существующие социальные и

национальные художественные силы, взаимодействие и контакты которых

происходят на одном поле и сплошь и рядом заключаются в столкновении разных

ответов на одни и те же вопросы. Так, в узловом для 20 века конфликте

социалистической и буржуазной художественных культур содержится и борьба

двух современных социальных сил, и развитие искусства от одного

формационного этапа к другому.

Очевидно, что в мировом искусстве 20 века, как это естественно для

художественной культуры переломной эпохи, в которой действуют различные

социально-исторические, национальные и международные силы, развитие идет

несколькими рядами. Не представляется возможным определить не только некий

общий единый стиль мирового искусства в 20 веке, но и расположить в едином

ряду стилевой эволюции все составляющие его художественные движения. Так,

скажем, фовизм либо кубизм не являются следствием развития реализма рубежа

19-20 веков или же неореализм конца 40-х годов не проистекает из

абстракционизма или неоклассики 30-х годов и т.д. Более того, ни один из

существующих в искусстве 20 века даже самых крупных рядов стилевой эволюции

не исчерпывает собой всего его развития и не охватывает это развитие в

целом. Так, например, линия движения от постимпрессионизма к

абстракционизму отвечает только одной стороне истории художественного

процесса 20 века. За пределами развития реализма также остается немалое

число весьма существенных явлений. Каждому из таких рядов развития

свойственны свои закономерности. Лишь в совокупности и взаимодействиях все

они образуют историю искусства 20 века, многорусловое движение которого

соединяет в себе диахронные и синхронные начала.

В предварительном же виде можно отметить разный характер стилевых

движений -новых и традиционных, возрастающих и угасающих, локальных и

общезначимых, глубоких и поверхностных, строго соответствующих социальным

или национальным условиям, в которых они развивались, или формализованных,

допускающих наполнение различным социальным содержанием и различную

национальную интерпретацию. В отличие от примерно однотипных по структуре,

связанных каждое определенным единством идейного и стилевого начал движений

в искусстве 19 века-реализма, романтизма, академизма и т. п., -искусство 20

века резко распадается на течения, которые формируются на различных основах

и отличаются друг от друга природой, составом и объемом своих признаков.

Часть этих движений консолидируется по признакам того или иного способа

художественной интерпретации мира, часть же объединяется вокруг той или

иной социальной или национальной идеи; для одних из этих движений

определяющее значение имеет так или иначе, позитивно или негативно понятая

задача эстетического познания, для других - функциональная программа и

т.д.; иным же присуща взаимосвязь этих аспектов. Как бы то ни было, однако

каждое из всех этих движений в свойственной ему форме дает свой ответ на

основополагающий вопрос - отношения художественного творчества к социальной

действительности.

Реальная история искусства 20 века показывает также, как одни из

художественных движений, возникнув взрывоподобным образом, быстро

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.