реферат скачать
 

Особенности взаимодействия актера и зрителя

Особенности взаимодействия актера и зрителя

Тюменский Государственный Институт Искусств и Культуры

Кафедра режиссуры драмы

Курсовая работа

по актерскому мастерству

«Особенности взаимодействия актера и зрителя»

Выполнила:

студентка РТК-5

Кондинкина Ю.В.

Проверила:

Педагог

по актерскому

мастерству

Самохина

Е.Ю.

ТЮМЕНЬ 2002

План

Введение

1. Зритель - третий творец спектакля.

1.1. Специфика театра

2. Зритель – неотъемлемая часть спектакля

3. «Энергообмен»: сцена и зал

4. Воспитание публики

5. Один или коллективно?

6. Атмосфера чувств

7. Виды общения

8. Зритель – критик

9. Зритель и выбор репертуара

10. Малая сцена и зритель

2. Цена общения: мнения актеров и режиссеров

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ:

Театр строится не только теми, кто работает на

сцене, пусть очень талантливо; театр создаётся еще и

волей зрительного зала. Театр - это две половины -

если благополучно в одной половине - это еще не

значит, что благополучно в целом театре.

В. Э. Мейерхольд

Так что же такое театр?

На мой взгляд, стоит заглянуть в словарь, и выяснить:

ТЕАТР - род искусства, особенностью которого является художественное

отображение явлений жизни посредством драматического действия, возникающего

в процессе игры актеров перед зрителями. В ходе исторического развития

определились три основные вида театра, отличающиеся специфическими

признаками и средствами художественной выразительности - драматический,

оперный и балетный. Театр возник в Древней Греции из праздника в честь

бога Диониса. Выразительными средствами в обрядах служили: закодированный

танец, мимика, жестикуляция, пение, речь и предтеатральные элементы:

костюм, условность, деление на участников и зрителей. Постепенно

происходили усложнения, и установленный порядок обрядовых действий при

совершении религиозного акта стал называться ритуалом. Первоначально

представления устраивали у подножия Акрополя, места для зрителей были под

открытым небом, на склонах холма. Затем стали строить помещения для

актеров, на склонах холма сделали для зрителей скамьи, сначала деревянные,

а потом каменные.

Театр – искусство синтетическое, коллективное, вторичное. Искусство

может активно воздействовать на общественное сознание, изменяя, формируя и

преобразуя духовный мир человека. Театр — зрелище. Театр — праздник. Театр

— развлечение. На этом празднике не только смеются, но и плачут, волнуются

и страдают, решают философские проблемы. Праздничность, зрелищность,

развлекательность театра не всегда выражаются в ярких красках, звонких

песнях и пестроте событий. Театр обязан быть праздником и зрелищем только в

том смысле, что каждое представление должно быть увлекательным и

интересным. Театр умный, но скучный — не театр.

Театр сравнивают с кафедрой, со школой. Как всякое сравнение, его

нельзя понимать буквально. Театр — школа, в которой не учат в обычном

смысле слова. В этой школе не задают уроков и не требуют запоминаний. В

этой школе нет учеников и учителей. С высокой кафедры — сцены, вопреки

школьному этикету, подсказывают зрителям ответы. И чем незаметнее эта

подсказка, тем лучше «ученики» - зрители воспринимают «урок» - спектакль.

Театр — школа, в которой учатся с удовольствием, учатся, не замечая

того, что учатся. Как только зрители замечают, что их учат, поучают,

повторяют одно и то же и давно пройденное, такую школу перестают посещать.

В театре-школе ничего не вдалбливают, ничего не рассказывают, ничего не

читают. В этой школе только показывают — показывают жизнь.

Первым конкурентом театра стал кинематограф, родившийся в 90-е годы

XIX века. Ныне лишь историки помнят, что это событие породило прогнозы об

исчезновении театра. Однако этого не произошло.

Сейчас, появление различных средств массовой информации и возникшие в

связи с этим новые формы социального общения существенно изменили характер

выразительных средств сценического искусства, породили новые формы общения

театра с публикой. Необходимость конкуренции театра с другими «смежными»

зрелищными искусствами способствовала как усиленному выявлению его

специфики одними театральными коллективами, так и неизбежной ее утрате

другими. Она потребовала и новых теоретических трактовок проблемы «театр и

публика» с учетом сложившейся социокультурной ситуации.

Что уникального может предложить сегодня театр любителю кино или

телевидения? Поразить воображение масштабностью, зрелищностью?

Н. П. Акимов как-то сказал «Есть все основания полагать, что

решительно все возможности кино доступны театру», а М. И. Ромм говорил

«Все, что можно сделать в театре, можно сделать в кинематографе, причем, с

моей точки зрения, сделать в лучшем качестве».

Итак, театр может сделать всё, что доступно кино. Кино может все, что

доступно театру и даже лучше. Кино и театр - две большие разницы. Две

независимые профессии, совершенно друг друга не касающиеся. Вести себя в

кадре и вести себя на сцене надо по-разному. Тогда не понятно, зачем и

почему существует два разных вида искусства, если между ними огромная

общность – это объект изображения?

Телевидение позволяет нам, не выходя из дома, видеть работы лучших

актеров. Кроме того, кино и телевидение могут собирать в одной постановке

такие созвездия исполнителей, которых просто не бывает в одной театральной

труппе.

А театр, не смотря на множество проблем театр, каждый раз ищет новые

формы выражения и совершенно другие средства создания нового мира, пытаясь

максимально потрясти зрителя. В тайне при этом завидуя своему двойнику-

противоположности - удачливому любимцу женщин, публики и спонсоров.

Что же ищет сегодняшний зритель в театре такого, чего нет ни в кино,

ни дома, у телевизора? Общения. Живого общения с живым человеком. Это и

есть то уникальное свойство театра, которое ни один другой вид искусства

заменить не может.

Именно контактная природа театра — один из самых главных и, пожалуй,

самый перспективный путь его развития. Задача современного театрального

коллектива — создать кратчайшую дистанцию общения, при которой зритель из

пассивного созерцателя превратится в сотворца, полно и глубоко живущего в

мире спектакля.

1. ТРЕТИЙ ТВОРЕЦ СПЕКТАКЛЯ

По сцене можно судить о партере, по партеру — о

сцене. Партер не чужой сцене: он вроде хора греческой

трагедии; он не вне драмы, а обнимает ее волнами

жизни, атмосферой сочувствия, которая оживляет

актера; и сцена, со своей стороны, не чужая зрителю:

она переносит его не дальше, как в его собственное

сердце. Сцена всегда современна зрителю, она всегда

отражает ту сторону жизни, которую хочет видеть

партер.

А. И. Герцен

1.1. Специфика театра

Искусство – это исповедание, оно несет отпечаток души, языка,

культуры, почерка, мировоззрения создателя. Это открытие нового выражения и

новых средств создания нового мира. Сила искусства огромна. Искусство

переплавляет жизненные истории, факты и лица в звуки и краски, в

художественные образы, придает им особый смысл и особую силу. Чем ярче,

полнее и глубже художник выражает жизнь, тем сильнее его искусство. Хорошее

искусство непременно оказывает воздействие на ум, волю и характер зрителей.

Польза от него огромна, хотя не может быть подсчитана ни в тоннах, ни в

рублях, ни в километрах.

Разные искусства воздействуют различно. Хорошую песню можно слушать

бессчетное число раз. Хорошую картину, повешенную на стене комнаты, не

надоедает смотреть годами. Но со временем стареют и песни и картины. Не

стареют только театральные спектакли. Спектакль окончен, и его уже нет.

Завтра будет другой спектакль.

Споры о том, что театр умрет как вид искусства, возникали в истории не

раз. То церковь запрещала театральные представления, то возникшее новое

искусство – кино, должно было уничтожить театр. А теперь вот у театра

появился ещё более мощный конкурент в виде средств массовой информации и

всемирной сети Интернет. Театрам действительно не раз приходиться бороться

за зрителя самыми невероятными способами – от снижения цены на билеты до

откровенно профанирующей рекламы. Театр не раз уступал вкусам публики и,

начавшись как серьезное мероприятие, скрывался на проторенную дорожку

примитивных развлечений.

Но все же театр выжил. И он по-прежнему привлекает публику. Привлекает

тем, чем ни обладает, ни одно искусство – живым человеком, неповторимостью

непосредственного контакта живого искусства с публикой, очарованием того,

что искусство театра уникально – только оно твориться «здесь», «сегодня»,

«сейчас» - в данный момент, сиюминутно на глазах у зрителей.

1.2. Зритель – неотъемлемая часть спектакля

Театр - это взаимодействие между сценой и зрителем, ведь зритель

является творческим участником спектакля. Зритель — понятие очень сложное и

весьма непостоянное. Легко провести водораздел между просвещенной частью

купеческой публики и, например, дореволюционной интеллигенцией, между

зрителями начала и середины XX века. Куда сложнее различить зрителей нашей

эпохи.

Провал в люк, из которого вылетал огромный язык пламени, казался не

так уж давно очень сильным эффектом. Он вызывал ужас и потрясение. Сейчас

этим не удивишь даже малышей.

Нынешнее время требует нынешней правды, нынешней достоверности.

Зритель меняется. Нельзя сказать, что у «недоверчивого» сегодняшнего

зрителя фантазии меньше, чем у «доверчивого» зрителя, времен Шекспира. Но

фантазия эта стала изощреннее, совершеннее, тоньше. Многое для нас просто

потеряло смысл.

Какое же поведение и какова реакция зрительного зала во время

спектакля? Конечно, интересно узнать, что осталось в памяти зрителей, какие

выводы они сделали, просмотрев тот или иной спектакль, но зрители — понятие

собирательное. И то, что не смешно зрителю почти пустого зала, смешно,

когда зал заполнен до отказа.

Актер – исполнитель ролей в театре, его главное лицо, самостоятельный

художник, и одна из особенностей творчества актера заключается в

постоянном общении со зрителями, связь с которыми помогает актеру

критически оценивать свою работу. Актеры знают, как тяжело играть для

единиц и как радостно для битком набитого зала. Зрители же, к сожалению, не

знают, что их реакция зависит не только от качества пьесы и спектакля, но и

в значительной степени от них самих. Это тот случай, когда количество

переходит в качество.

Зрители не изучают историю театра и не могут определить, где и откуда

взят «напрокат» тот или иной режиссерский прием. Но они отлично чувствуют,

ново ли это на самом деле или это просто подновленная забытая старина.

Зрительный зал заполнен людьми разной культуры, разных профессий,

разных возрастов. Как правило, самый старший по возрасту зритель, является

самым благодарным. Для разных категорий зрителей должны быть и разные

варианты «условий игры». Зритель — понятие беспрерывно изменяющееся и

весьма сложное. Зрители, при всем отличии один от другого, не сговариваясь,

смеются, плачут, аплодируют и кашляют одновременно. Разные-то они разные,

но реагируют одинаково.

Без современных зрителей не может быть современного театра.

Современный зритель непременный и обязательный участник не только вечернего

спектакля, но и сегодняшней утренней репетиции, замысла будущего спектакля.

Хочется верить, что зритель получает удовольствие от соучастия в

творческом процессе, поэтому задача театра и актера увлечь его неожиданным

ходом, неожиданным решением. Степень включения зрителя в актерский процесс

должна быть очень высокой.

Отрывок из пьесы журнала «Календарь школьника» «Протокол одного

диспута»:

Очкарик: Да, некоторые произведения искусства тоже могут способствовать

отдыху, но для их полноценного восприятия требуются значительные усилия,

работа мозга, интеллекта. Ведь недаром иногда говорят, что зритель - это

профессия.

…а этого вполне достаточно. Кино - это ведь целая индустрия. Съемки

стоят дорого, а потому фильм должен непременно приносить прибыль. А прибыль

дает массовый зритель...

Скептик: Или не дает.

Очкарик: Вот именно. А при нашем неподготовленном зрителе режиссер часто

вынужден выбирать: бороться за качество или бороться за зрителя.

Неформал. Получается, что в низком уровне фильмов виноват в первую очередь

массовый зритель и низкий уровень его культуры?

..........

Очкарик:

Но, между прочим, на элитарные фильмы ходить престижно. И

неподготовленный зритель, отстояв огромную очередь за билетом на фильм

Антониони, затем, чертыхаясь, уходит с середины сеанса, а заодно кроет

вообще весь элитарный кинематограф и становится его злейшим врагом.

…Опять же, увы! Массовая культура, повторяю, страшно живуча. И лучшее

средство для поддержания ее жизнестойкости - это все же, не обижайтесь, -

низкий культурный уровень зрителя.

..........

Скептик: Но согласитесь, многие подростки, да и не только они, ходят на

эротические фильмы только ради постельных сцен.

Очкарик: Значит, для них это порнография. Тут ведь многое зависит от

подготовленности зрителя. Для некоторых людей модные журналы, рекламирующие

купальники, могут быть порнографией. А некоторыми даже "Олимпия" Эдуарда

Мане воспринимается так же.

Станиславский говорил о том, что зритель после спектакля должен видеть

мир и будущее глубже, чем до посещения театра. И разработанные им принципы

«искусства переживания» не случайно имели опорой «личность актера», его

прекрасные качества творца и созидателя, позволяющие воспитать подлинного

художника сцены, несущего зрителю свой творческий мотив. Чувства, мысли

актера, его жизненный опыт, круг эстетических представлений о

действительности, его мировоззрение — основной материал для творческого

самочувствия, материал, из которого и создается сценический персонаж.

Станиславский определял законы творчества всегда предполагающие

выявление реальных созидательных способностей актера. «Не амплуа, не жанр,

не традиция дают законы творчеству, а личность актера, его способность

откликаться на окружающий мир, переживать его. Главным стал для

Станиславского один-единственный закон, подчиняющий себе все другие. Это

закон подлинного сценического творчества. Это созидание, органичное данному

актеру, бросающему в тигель творчества не свое дарование притворщика,

копииста, а всю личность свою, от гражданского кредо до своеобразия голоса

и взгляда. Истинное сценическое действие возникает как точная

профессиональная форма освоения данной именно роли этим именно актером в

данный именно день, вечер, когда актер ее исполняет,— «сегодня, здесь,

сейчас». Только эти условия порождают целесообразное сценическое действие.

Логическая цепь — «личность актера» — «творчество» — «сценическое действие»

— сегодня неоспорима». Так осуществляется постоянное движение и обогащение

сценического действия жизнью, диалектического взаимодействия сцены и жизни,

актера и зрителя.

К. С. Станиславский говорил: «Зритель, как и артист, является творцом

спектакля, и ему, как и исполнителю, нужна подготовка, хорошее настроение,

без которых он не может воспринимать впечатлений и основной мысли поэта и

композитора». Театр должен не «учительствовать», а образами увлекать

зрителя и через образы вести к идее пьесы. Не может быть большого

искусства без большой мысли и большого зрителя».

«Наука о человеке сделала удивительный скачок вперед, когда ученые

ведут разговор о человеке в понятиях тончайших и точнейших, режиссура не

может оперировать грубоватыми, приблизительными представлениями и знаниями,

опираться на старые приемы и ходы,— говорит народный артист и режиссер

Андрей Попов. — ...Зрителя нужно воспитывать, нужно и доверять. Воспитывать

доверием. Театр — искусство демократическое, искусство для всех, это верно.

Но театр должен воспитывать зрителя и поэтому должен быть впереди него...

Зрители должны уходить из театра, наполненные размышлениями, а не просто

похохотав или поплакав. Мы не должны делать никаких скидок — нужны

спектакли современные и сложные. Это никак не значит, что театр должен

отмахиваться от того, что зрители не понимают тот или другой спектакль.

Для этого театр должен быть воспитателем, и мудрым, который знает и умеет

больше своих учеников. Иначе не сможет ничему научить».

Думая о зрителях, эти думы незаметно становятся думами об искусстве.

А, думая об искусстве, вновь возвращаешься к зрителям. Очевидно, нельзя

одно оторвать от другого. Народ и искусство не могут жить друг без друга.

1.3. Энергообмен: зритель – актер

Искусство – наиболее свершенная и заразительная форма общения между

людьми. Главным, и основным условием возникновения контакта между

художником, театром, актером с одной стороны и зрителем, слушателем с

другой, является высокий уровень самого искусства. Нельзя требовать от

зрителя положительных откликов, волнений, переживаний, если сам художник не

профессионал своего дела.

Если режиссер-дилетант и полностью поглощен проблемой самовыражения,

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.