реферат скачать
 

Особенности становления и эволюции мирового и отечественного дизайна

Особенности становления и эволюции мирового и отечественного дизайна

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И ЭВОЛЮЦИИ МИРОВОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГОДИЗАЙНА

Реферат по дисциплине «Основы теории и методологии дизайн

проектирования»

МОСКВА 2005

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………..…3

Возникновение дизайна.……………………………...4

Развитие европейского дизайна. БАУХАУЗ……….6

Развитие отечественного дизайна. ВХУТЕМАС….12

Развал ВХУТЕМАСа………………………………….18

Хронология росийского промышленного дизайна.20

Заключение………………………………………….....22

Список литературы…………………………………...23

ВВЕДЕНИЕ

В 1997 году мировая культура отмечала 90-летие промышленного дизайна –

уникального явления, которое соединяет в себе искусство и технику. Дизайн

делает продукцию массового производства привлекательной для потребителей и

выгодной для изготовителей. Умело сочетая конструкцию, материалы и форму

таких простых предметов, как стакан, или таких сложных, как автомобиль,

дизайнеры стремятся сделать их недорогими в изготовлении, удобными и

безопасными в употреблении, привлекательными для глаз и приятными на

ощупь...

Как это называлось, когда не было дизайна - дикий дизайн, преддизайн,

тотемодизайн, мифодизайн? И развивалось все это согласно тому времени, той

духовной и материальной культуре.

Дизайн – всего одно понятие, а включает в себя в нашем сознании:

массовый и элитный дизайн, китч, стайлинг, поп-дизайн, единичный арт-

дизайн, городской публишь-арт, архитектурный дизайн, промышленный дизайн,

Web-дизайн, графический дизайн, кустарный дизайн, исторический футуро-

дизайн, прогностический дизайн будущего, фито-дизайн, коммерческий

рекламный дизайн, информационный программный и текстовый дизайн, научный

сайнс-дизайн...

Оформители и бутафоры украшают свои вещи, но дизайнер - должен

мыслить масштабно и разнопланово, должен наперед представлять как поведет

себя его будущее творение в своей среде обитания, как оно повлияет на среду

и как среда уживется с вещью, а главное дизайнер должен придать вещи

максимальную симпатию к тому человеку или группе людей для которых данное

творение будет предназначено. Дизайнер обязан сохранить чистоту идеи -

функциональную обоснованность для формы, материала, суперграфики т.е. всех

составляющих. И в конце концов предугадать необходимость создаваемой им

вещи.

А что должен знать дизайнер создавая вещь? Быт, этнографию,

демографическую ситуацию, социологию быта, психологию, физиологию,

медицину, эргономику, технологию изготовления вещи, свойства материалов,

возможные инженерные и конструкторские решения. В этом мире все соотносится

друг с другом и человек воспринимает это на подсознательном уровне.

Проблема цвета, например, уходит в глубины психологии. В зеленых комнатах

почему-то простужаются, а ящик, окрашенный в желтый цвет легче поднять, чем

серый ящик того же веса. Это уже колористика.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДИЗАЙНА

На протяжении многих веков предметно-пространственная среда человека была

рукотворной, все предметы, окружавшие его, были результатом кропотливого и

длительного труда мастеров-ремесленников. Процесс изготовления любого

предмета являлся не только следованием простой технологической схеме, но и

священнодействием. Мастер вкладывал в работу свою душу, представления о

мире, от чего сам предмет наполнялся жизнью. Всё стало иначе, когда на

рубеже ХIХ в.в. возникла потребность «наполнить жизнью» предметы массового

потребления, изготовленные промышленным способом. Предметно-

пространственная среда перестала быть рукотворной, её создают машины.

Машинный труд во много раз превосходит труд ремесленника, но, вместе с тем,

«то», чем бережно наполнялся предмет в ремесленной мастерской, невозможно

«поместить» в каждом из тысячи предметов, производимых машиной.

Возникла необходимость формализации интуитивно творимых ранее действий по

одушевлению предметов, для того, чтобы, руководствуясь некоей схемой их

можно было осуществлять в промышленном производстве.

[pic] Кустарное производство - ручной труд примитивные орудия труда,

примитивная технология, малосерийное производство + учитывались все

потребности человека к вещи: полезность, функциональное совершенство,

удобство, красота, экономическая целесообразность (дороговизна)

Производством бытовых вещей издавна занимались ремесленники. Понятно, что

ремесленник - не дизайнер. Ремесленник делает одну и ту же вещь из одного и

того же материала. Вещи получались индивидуальные, эксклюзивные, дорогие

(при качестве) и производились в малом количестве (сколько сможет осилить

один человек) 6 принципов работы кустарного дизайнера: социологический,

инженерный, эргономический, эстетический, экономический, экологический.

Индустриальное производство - С приходом века индустриализации дизайнер

стал создавать прототипы изделий, которые с помощью машин производили

другие люди. Практика раннего дизайна была весьма примитивной.

Функциональностью и экономичностью производимой продукции занимались

инженеры, а дизайнеры отвечали лишь за ее эстетический вид. Оказалось, что

дизайнеры должны создавать прототипы массового машинного производства,

предварительно изучив технологию современного производства и свойства

материалов. Назначению изделий и простоте обращения с ними придавали столь

же важное значение, как и их внешнему виду.

В скором времени дизайнерские фирмы стали набирать в штаты

чертежников, модельщиков, инженеров, архитекторов и специалистов по

изучению рынка. В 1785 г. в Англии начало развиваться индустриальное

машинное производство - специализация, узкопрофессиональный подход,

разделение труда, потоковость.

Этап дизайна соединил достоинства предыдущих двух этапов. Дизайнер работает

на промышленном производстве, использует различные материалы и технологии.

Дизайнер связан с массовым производством и с его возможностями.

Дизайн как профессия возник и сформировался в 20 веке. Но те или иные

его черты и даже характерные проявления встречаются ещё в самом начале

развития общества. Поиск точной даты рождения дизайна невозможен, но как

профессия он возник именно тогда, когда его основы стали преподавать с

кафедры, а выдача соответствующих признаваемых обществом дипломов поставила

специалистов в области дизайна в один ряд с представителями других нужных

обществу профессий.

Принято выделять два основных направления в становлении дизайна:

Российское (ВХУТЕМАС) и Германское (БАУХАУЗ).

В основе всех мировых школ дизайна лежат образовательные концепции, так или

иначе восходящие к опыту ВХУТЕМАСа-Баухауза.

.

РАЗВИТИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО ДИЗАЙНА. БАУХАУЗ

Впервые проблемы преподавания основ дизайна были заявлены как имеющие

самостоятельные значения при обсуждении итогов Первой Всемирной

промышленной выставки, проходившей в Лондоне в 1851 году.

Это сделала специальная комиссия занимавшаяся реформой художественного

образования и развитием художественной промышленности, возглавляемая сэром

Генри Колом.

В вышедшей тогда же книге «Наука, промышленность и искусство» Готфрида

Земпера, были даны конкретные предложения по реформе системы образования в

художественных школах с идеей специализации обучения по основным видам

дизайнерской деятельности после общих вводных курсов.

Этот принцип обучения был заложен в программу созданного в 1850 годы Саут-

Кенсингстонского колледжа, в котором преподавание основывалось не на

отвлеченном штудировании классики, а на конкретном изучении коллекций

музеев и материалов, проводившихся здесь выставок современной

художественной промышленности.

К новым условиям стала приспосабливаться и основанная в 1837 году

Нормальная школа дизайна, ставшая после реорганизации ведущим

государственным учебным заведением в области искусства и известная больше

под названием Королевский колледж искусств.

В 1854 году в Цюрихе открылась Высшая техническая школа. Архитектурное

отделение в ней было предложено возглавить Г. Земперу. Здесь он написал

свой знаменитый труд «Стиль в технических и тектонических искусствах, или

Практическая эстетика», повлиявший на сложение теории художественной формы

конца 19 века. Французские художественные школы в 19 веке, готовившие

мастеров для мануфактур, так или иначе были связаны с промышленным

прогрессом и эволюционировали от общеобразовательных ремесленных училищ, в

сторону специализированных школ искусств и ремесел. Национальная школа

искусств и мануфактур, открытая в Париже еще в 1829 году, к середине века

включила в свой курс дополнение к традиционным основам художественных

ремесел основы механики, физики, химии и выпускала специалистов,

соединявших в одном лице художника, инженера и архитектора.

Новый этап развития европейского дизайнерского образования был связан с

преодолением разрыва между замыслом и исполнением. Под влиянием Уильяма

Морриса в Англии начали создавать различные общества и школы ремесел. Среди

них были Обществао выставок искусств и ремесел, Ассоциация искусств и

кустарных промыслов, Королевская школа художественного шитья. Из наиболее

известных личностей в художественной культуре Англии 19 века,

воздействовавших на формирование методики дизайнерского образования следует

назвать Оуэна Джонса, Чарльза Ренни Макинтоша и Уолтера Крейна.

В 1899 году в Королевском колледже искусств было открыто специализированное

отделение для художников промышленности с целью «непосредственного

приложения искусства к промышленности». Большое внимание в обучении на

отделении уделялось развитию способности выполнять все своими руками. Это

считалось полезным для художников, создающих проекты изделий для машинного

изготовления.

В 1913 году в Англии были введены специальные дипломы для окончивших

дизайнерские отделения, в которых удостоверялось способность к

самостоятельному творчеству в области живописи, моделирования, прикладной

графики и индустриального дизайна. Одним из крупных учебных заведений тех

лет была Школа промышленного искусства в Хельсинки, связанная с

деятельностью финского Общества прикладного искусства.

К середине 1870-х годов ее программа, характер студенческих групп и состав

преподавателей стабилизировались. Определились методы обучения рисунку,

геометрическим построениям на плоскости, в пространстве, работе с деревом,

металлом,текстилем. Школа стала ориентироваться в основном на промышленное

производство, сохраняя связь с прикладной традицией, закладывала базу

будущего профессионального дизайнерского образования.

К концу 19 века относится возникновение художественно- промышленных училищ

в Японии. После поездки по Европе один из реформаторов японского

традиционного художественного промысла Кайдзиро Нотоми основал в 1887 году

в городе Канадзава училище с тремя отделениями: искусства и предметного

проектирования, художественных ремесел традиционного типа, чертежно-

графических работ. Годом позже открывается Высшее художественно-

промышленное училище в Токио

В 1907 г. в Мюнхене была создана организация, получившая название (der

Werkbund - «Производственный союз». В этом городе в течение 5 лет до

переезда в 1912 г. в Берлин находилось ее правление.

das Bauchaus - высшая школа промышленного искусства БАУХАУЗ (нем. Bauhaus -

«дом строительства»). Высшая школа строительства и художественного

конструирования - художественное учебное заведение и художественное

объединение (1919-1933). Основана в 1919 в Веймаре (Германия) давшее

искусству ХХ в. много замечательных идей и ряд выдающихся деятелей. В 1925

переведена в Дессау, в 1933 упразднена фашистами. Руководители (В. Гропиус,

Х. Мейер, Л. Мис ван дер Роэ) разрабатывали эстетику функционализма,

принципы современного формообразования в архитектуре и дизайне,

формирования материально-бытовой среды средствами пластических искусств.

Девиз Баухауза: «Новое единство искусства и технологии». Влияние идей

Баухауза наиболее заметно в функциональной архитектуре современных офисов,

фабрик и т.п.

Кредо Баухауза - художник, ремесленник и технолог в одном лице - оказало

глубокое воздействие на прикладное и изобразительное искусство, от книжного

иллюстрирования и рекламы до мебели и кухонной утвари.

Направления деятельности: педагогическое (готовили до 2,5 тыс чел.),

практическое, организационное (после ликвидации дал жизнь другим

организациям), теоретическое (а.- обоснование комплексного подхода в

проектировании вещей т.е. [надежность, назначение, композиция, человек,

экономика, экология], б.- логика промышленного мышления дизайнера, функция

- назначение - конструкция, форма - следствие функциональных и

конструктивных особенностей предмета, функция и конструкция определяют

форму, кроме родовых у вещи много и видовых функций) Школа дала толчок

зарождению современного искусства предметной среды.

Цель дизайнерской деятельности представители Баухауза видели в преображении

форм реального мира и благодаря этому в гуманизации всей практической

предметной среды. Они считали, что главная задача дизайнера -

проектирование промышленных изделий и их систем с позиций высокой

ответственности перед человеком и обществом.

По мнению Вальтера Гропиуса, основателя и руководителя Баухауза, дизайнер

должен сознавать ответственность перед развитием культуры. Дизайнером, так

же как и художником, должно руководить страстное желание освободить

духовные ценности от индивидуальной ограниченности, поднять их до уровня

объективной значимости. Вот почему наш ведущий принцип, - писал В. Гропиус,

- состоял в том, что формообразующая деятельность является не односторонним

интеллектуальным или односторонним материальным делом, а неотъемлемой

частью жизни, необходимой в каждом цивилизованном обществе.

Баухауз был основан в 1919 архитектором Вальтером Гропиусом, объединившим

Высшую школу искусства и Школу прикладного искусства в Веймаре. Программа

обучения в школе предполагала соединение искусства со строительной техникой

- как в средневековых ремесленных гильдиях, но на современной основе.

Вальтер Гропиус (1883-1969), немецкий архитектор, один из основоположников

функционализма, основатель знаменитой школы Баухауз. Родился 18 мая 1883 в

Берлине, учился в Высших технических школах в Берлине и Мюнхене. Огромное

значение для его будущей деятельность имела работа в мастерской П.Беренса,

одним из учеников которого был также Ле Корбюзье. Общеевропейскую

известность принесли Гропиусу здание обувной фабрики «Фагус» в Альфельде и

фабричный комплекс в Кёльне. После Первой мировой войны он получил

приглашение возглавить Художественную школу в Веймаре. Гропиус обновил

программу обучения и расширил школу, получившую в 1919 название «Баухауз»,

а в 1925 перенес ее в Дессау.

Гропиус отбирал преподавателей из людей, которые разделяли его убеждения

относительно единства искусства, ремесла и техники. По его мнению,

художники должны конструировать картины как архитекторы, работающие над

своими проектами. Машины воспринимались не как неизбежное зло, а считались

позитивной силой и наиболее совершенным из инструментов мастера. В качестве

преподавателей Гропиус приглашал людей одарённых, творчески смелых,

одержимых поиском новых путей развития художественной школы. Один из них-

архитектор Бруно Таут. «Отныне не будет границ между ремеслом, скульптурой

и живописью, - писал он, - Всё будет одним-Архитектурой». В этом

заключалась суть его идеи «тотального произведения искусства» (deutsch.

Gesamtkunstwerk ). И все преподаваемые дисциплины должны были

способствовать созданию такого произведения. Следуя этому замыслу, Гропиус

выбирал художников разных творческих интересов, из разных стран.

Известный русский художник-универсал Василий Кандинский (занимался

живописью, графикой, проектированием мебели и ювелирных изделий)

присоединился к Баухаузу в 1922 году. Мастер преподавал в России в

Государственных свободных художественных мастерских и разделял взгляды

Гропиуса на необходимость синтеза всех искусств. Более того, его давней

мечтой было работать «совместно с архитектурой». В своём доме Кандинский

попытался создать эту особую, синтезированную среду, расписав внутреннюю

лестницу, тонировав настенные рельефы, собственноручно изготовив и

раскрасив мебель. Яркая декоративность интерьера придавала ему сходство с

крестьянским искусством. Идею слияния разных видов искусства в среде

человеческого обитания Кандинский развивал и в теории. Его живописные

абстракции, по мнению Гропиуса, должны были способствовать развитию

композиционного мышления у студентов. В результате основатель Баухауза

поручил художнику курс основ формообразования, семинары цветоведения и

аналитического рисунка, а также мастерскую настенной живописи. Таким

образом в руках Кандинского оказался ключ к эстетике Баухауза. Гропиус

осуществлял надзор за программой занятий, но при этом давал преподавателям

значительную свободу. На подготовительном курсе, который занимал 6 месяцев

и был обязательным для всех, студенты изучали свойства материалов и основы

ремесел, а также теорию формы и рисунка. Постепенно занятия усложнялись и

специализировались, и в итоге студенты сосредоточивались на работе в какой-

либо одной области: архитектуре, промышленном дизайне, текстиле, керамике,

фотографии или живописи.

Баухаус, совместно с институтом психологии проводили исследования на

предмет воздействия цвета на психологию. Результатом исследования являются

цветные моющиеся обои.

В 1925 г. Баухауз переехал в Дессау (близ Лейпцига). Здесь Гропиус

спроектировал для школы новое здание, которое считается одним из шедевров

архитектуры функционализма. После переезда в Дессау в работе школы

наметилась тенденция к большему утилитаризму и к машинной эстетике,

сложился собственный стиль Баухауза.

В 1928 г. Ханс Майер сменил Гропиуса на посту директора.

С 1930 г. по 1933 г. Баухауз возглавлял Людвиг Мис ван дер Роэ.

В 1932 г. под давлением властей Баухауз пришлось перевести в Берлин, а

менее чем через год он был закрыт нацистами.

Баухауз смог просуществовать как уникальная высшая художественная школа до

1932 года. С приходом к власти национал-социалистов он был закрыт как

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.