реферат скачать
 

Особенности русской живописи XIX века

Особенности русской живописи XIX века

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Пермская государственная медицинская Академия

Реферат

ТЕМА: ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ XIX ВЕКА

Реферат подготовила

Студентка лечебноного факультета 112 группы

Овечкина О.А.

Руководитель: Фотеева

В.П.

г. Пермь – 2002 г.

.

Введение

В одном из своих произведений А. И. Герцен писал о русском народе,

"мощном и неразгаданном", который "сохранил величавые черты, живой ум и

широкий разгул богатой натуры под гнетом крепостного состояния и на

петровский приказ образовываться ответил через сто лет огромным явлением

Пушкина". Конечно, не только А. С. Пушкина имел в виду Герцен. Пушкин стал

символом своей эпохи, когда произошел стремительный взлет в культурном

развитии России. Время Пушкина, первую треть XIX века, не зря называют

"золотым веком" русской культуры.

Начало XIX века - время культурного и духовного подъема в России.

Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от

передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только

шла вровень с ними, но и часто опережала. Развитие русской культуры в

первой половине XIX века опиралось на преобразования предшествующего

времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику

усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали

основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в

общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего

национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко

выраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу,

театр, музыку, изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812

года, которая в небывалой степени ускорила рост национального самосознания

русского народа, его консолидацию. Произошло сближение с русским народом

других народов России.

Начало XIX столетия по праву называют золотым веком русской живописи.

Именно тогда русские художники достигли того уровня мастерства, который

поставил их произведения в один ряд с лучшими образцами европейского

искусства.

Культура России второй половины XIX - начала XX века впитала

художественные традиции, эстетические и моральные идеалы "золотого века"

предшествующего времени. На рубеже веков XIX - XX веков в духовной жизни

Европы и России появились тенденции, связанные с мироощущениями человека XX

столетия. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных

проблем. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и

средств. В России сложился своеобразный историко-художественный период,

который его современника назвали "серебреным веком" русской культуры.

Прославление подвига народа, идея его духовного пробуждения,

обличение язв крепостнической России — таковы главные темы изобразительного

искусства 19 века.

Основная часть

Русская живопись первой половины XIX века.

Для русского изобразительного искусства были характерны романтизм и

реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия

художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым

попыткам свободы творчества. Она требовала строго следовать канонам

классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические

сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки

академизма. Поэтому они чаще обращались к портретному жанру.

В живописи воплотились романтические идеалы эпохи национального

подъема. Отвергнув строгие, не допускающие отступлений принципы

классицизма, художники открыли многообразие и неповторимость окружающего

мира. Это не только отразилось в привычных уже жанрах – портрете и пейзаже,

- но и дало толчок к рождению бытовой картины, которая оказалась в центре

внимания мастеров второй половины столетия. Пока же первенство оставалось

за историческим жанром. Он был последним прибежищем классицизма, однако и

здесь за формально классицисстическим «фасадом» скрывались романтические

идеи и темы.

Романтизм - (франц. romantisme), идейное и художественное

направление в европейской и американской духовной культуре конца 18 - 1-й

пол. 19 вв. Отразив разочарование в итогах Французской революции конца 18

в., в идеологии Просвещения и общественном прогрессе. Романтизм

противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к

безграничной свободе и «бесконечному», жажду совершенства и обновления,

пафос личной и гражданской независимости. Мучительный разлад идеала и

социальной действительности - основа романтического мировосприятия и

искусства. Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности,

изображение сильных страстей, изображение сильных страстей, одухотворенной

и целительной природы, у многих романтиков - героики протеста или борьбы

соседствуют с мотивами «мировой скорби», «мирового зла», «ночной» стороны

души, облекающимися в формы иронии, гротеска поэтику двоемирия. Интерес к

национальному прошлому (нередко - его идеализация), традициям фольклора и

культуры своего и других народов, стремление создать универсальную картину

мира (прежде всего истории и литературы), идея синтеза искусств нашли

выражение в идеологии и практике Романтизма.

В изобразительном искусстве Романтизм наиболее ярко проявился в

живописи и графике, менее отчетливо - в скульптуре и архитектуре (например,

ложная готика). Большинство национальных школ Романтизма в изобразительном

искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом.

В недрах официально-государственной культуры заметна прослойка

«элитарной» культуры, обслуживающей господствующий класс (аристократию и

царский двор) и обладающей особой восприимчивостью к иноземным новшествам.

Достаточно вспомнить романтическую живопись О. Кипренского, В. Тропинина,

К. Брюллова, А. Иванова и других крупных художников XIX в.

Кипренский Орест Адамович [13 (24) марта 1782, Мыза Нежинская, около

Копорья, ныне в Ленинградской области — 17 октября 1836, Рим], русский

художник. Выдающийся мастер русского изобразительного искусства романтизма,

известен как замечательный портретист. В картине «Дмитрий Донской на

Куликовом поле» (1805, Русский музей) продемонстрировал уверенное знание

канонов академической исторической картины. Но рано областью, где его

талант раскрывается наиболее естественно и непринужденно, становится

портрет. Первый его живописный портрет («А. К. Швальбе», 1804, там же),

написанный в «рембрандтовской» манере, выделяется своим выразительным и

драматичным светотеневым строем. С годами его мастерство, — проявившееся в

умении создавать в первую очередь неповторимые индивидуально-характерные

образы, подбирая особые пластические средства, чтобы эту характерность

оттенить, — крепнет. Впечатляющей жизненности полны: портрет мальчика А. А.

Челищева (около 1810-11), парные изображения супругов Ф. В. и Е. П.

Ростопчиных (1809) и В. С. и Д. Н. Хвостовых (1814, все — Третьяковская

галерея). Художник все чаще обыгрывает возможности цветовых и светотеневых

контрастов, пейзажного фона, символических деталей («Е. С. Авдулина», около

1822, там же). Даже большие парадные портреты художник умеет сделать

лирически, почти интимно непринужденными («Портрет лейб-гусарского

полковника Евграфа Давыдова», 1809, Русский музей). Его портрет молодого,

овеянного поэтической славой А.С. Пушкина является одним из лучших в

создании романтического образа. У Кипренского Пушкин выглядит торжественно

и романтично, в ореоле поэтической славы. «Ты мне льстишь, Орест»,—

вздохнул Пушкин, взглянув на готовое полотно. Кипренский был также

виртуозным рисовальщиком, создавшим (преимущественно в технике итальянского

карандаша и пастели) образцы графического мастерства, зачастую

превосходящие открытой, волнующе легкой своей эмоциональностью его

живописные портреты. Это и бытовые типажи («Слепой музыкант», 1809, Русский

музей; «Калмычка Баяуста», 1813, Третьяковская галерея), и знаменитая серия

карандашных портретов участников Отечественной войны 1812 года (рисунки с

изображением Е. И. Чаплица, А. Р. Томилова, П. А. Оленина, тот же рисунок с

поэтом Батюшковым и др.; 1813-15, Третьяковская галерея и др. собрания);

героическое начало здесь приобретает задушевный оттенок. Большое число

набросков и текстовые свидетельства показывают, что художник весь свой

зрелый период тяготел к созданию большой (по его собственным словам из

письма А. Н. Оленину 1834 года), «эффектной, или, по-русски сказать,

ударистой и волшебной картины», где в аллегорической форме были бы

изображены итоги европейской истории, равно как и предназначение России.

«Читатели газет в Неаполе» (1831, Третьяковская галерея) — по виду просто

групповой портрет — на деле есть скрытно-символический отклик на

революционные события в Европе.

Однако наиболее честолюбивые из живописных аллегорий Кипренского

остались неосуществленными, либо пропали (подобно «Анакреоновой гробнице»,

завершенной в 1821). Эти романтические поиски, однако, получили масштабное

продолжение в творчестве К. П. Брюллова и А. А. Иванова.

Реалистическую манеру отражали произведения В.А. Тропинина. Ранние

портреты Тропинина, написанные в сдержанной красочной гамме (семейные

портреты графов Морковых 1813-го и 1815-го годов, оба — в Третьяковской

галерее), еще всецело принадлежат к традиции века Просвещения: модель

является в них безусловным и стабильным центром образа. Позднее колорит

живописи Тропинина становится интенсивней, объемы обычно лепятся более

четко и скульптурно, но самое главное — вкрадчиво нарастает чисто

романтическое ощущение подвижной стихии жизни, лишь частью, фрагментом

которой кажется герой портрета («Булахов», 1823; «К. Г. Равич», 1823;

автопортрет, около 1824; все три — там же). Таков и А. С. Пушкин на

знаменитом портрете 1827 года (Всероссийский музей А. С. Пушкина, г.

Пушкин): поэт, положив руку на стопку бумаги, как бы «внимает музе»,

вслушивается в творческую мечту, окружающую образ незримым ореолом. Он тоже

написал портрет А.С. Пушкина. Перед зрителем предстает умудренный жизненным

опытом, не очень счастливый человек. На портрете Тропинина поэт по-

домашнему обаятелен. Каким-то особенным старомосковским теплом и уютом веет

от работ Тропинина. До 47-летнего возраста находился он в крепостной

неволе. Поэтому, наверное, так све-жи, так одухотворены на его полотнах

лица простых людей. И бесконечны молодость и очарование его «Кружевницы».

Чаще всего В.А. Тропинин обращался к изображению людей из народа

("Кружевница", "Портрет сына" и др.).

Художественные и идейные искания русской общественной мысли, ожидание

перемен отразились в картинах К.П. Брюллова "Последний день Помпеи" и А.А.

Иванова "Явление Христа народу".

Великим творением искусства является картина «Последний день Помпеи»

Карла Павловича Брюллова (1799—1852). В 1830 г. на раскопках античного

города Помпеи побывал русский художник Карл Павлович Брюллов. Он гулял по

древним мостовым, любовался фресками, и в его воображении вставала та

трагическая ночь августа 79 г. н. э., когда город был засыпан раскаленным

пеплом и пемзой проснувшегося Везувия. Через три года картина «Последний

день Помпеи» совершила триумфальное путешествие из Италии в Россию.

Художник нашел изумительные краски для изображения трагедии древнего

города, погибающего под лавой и пеплом извергающегося Везувия. Картина

проникнута высокими гуманистическими идеалами. Она показывает мужество

людей, их самоотверженность, проявленные во время страшной катастрофы.

Брюллов был в Италии по командировке Академии художеств. В этом учебном

заведении было хорошо поставлено обучение технике живописи и рисунка.

Однако Академия однозначно ориентировалась на античное наследие и

героическую тематику. Для академической живописи были характерны

декоративный пейзаж, театральность общей композиции. Сцены из современной

жизни, обычный русский пейзаж считались недостойными кисти художника.

Классицизм в живописи получил название академизма. Брюллов был связан с

Академией всем своим творчеством.

Он обладал могучим воображением, зорким глазом и верной рукой — и у

него рождались живые творения, согласованные с канонами академизма.

Поистине с пушкинским изяществом он умел запечатлеть на холсте и красоту

обнаженного человеческого тела, и дрожание солнечного луча на зеленом

листе. Немеркнущими шедеврами русской живописи навсегда останутся его

полотна «Всадница», «Вирсавия», «Итальянское утро», «Итальянский полдень»,

многочисленные парадные и интимные портреты. Однако художник всегда тяготел

к большим историческим темам, к изображению значительных событий

человеческой истории. Многие его замыслы в этом плане не были осуществлены.

Никогда не покидала Брюллова мысль создать эпическое полотно на сюжет из

русской истории. Он начинает картину «Осада Пскова войсками короля Стефана

Батория». На ней изображен кульминационный момент осады 1581 г., когда

псковские ратники и. горожане кидаются в атаку на прорвавшихся в город

поляков и отбрасывают их за стены. Но картина осталась неоконченной, и

задача создания подлинно национальных исторических картин была осуществлена

не Брюлловым, а следующим поколением русских художников. Одногодок Пушкина,

Брюллов пережил его на 15 лет. Последние годы он болел. С автопортрета,

написанного в ту пору, на нас смотрит рыжеватый человек с тонкими чертами

лица и спокойным, задумчивым взором.

В первой половине XIX в. жил и творил художник Александр Андреевич

Иванов (1806—1858). Всю свою творческую жизнь он посвятил идее духовного

пробуждения народа, воплотив ее в картине «Явление Христа народу». Более 20

лет работал он над картиной «Явление Христа народу», в которую вложил всю

мощь и яркость своего таланта. На переднем плане его грандиозного полотна в

глаза бросается мужественная фигура Иоанна Крестителя, указывающего народу

на приближающегося Христа. Его фигура дана в отдалении. Он еще не пришел,

он идет, он обязательно придет, говорит художник. И светлеют, очищаются

лица и души тех, кто ожидает Спасителя. В этой картине он показал, как

говорил позднее И. Е. Репин, «угнетенный народ, жаждущий слова

свободы».

В первой половине XIX в. в русскую живопись входит бытовой сюжет.

Одним из первых к нему обратился Алексей Гаврилович Венецианов

(1780—1847). Он посвятил свое творчество изображению жизни крестьян. Эту

жизнь он показывает в идеализированном, приукрашенном виде, отдавая дань

модному тогда сентиментализму. Однако картины Венецианова «Гумно», «На

жатве. Лето», «На пашне. Весна», «Крестьянка с васильками», «Захарка»,

«Утро помещицы» отображая красоту и благородство простых русских людей,

служили утверждению достоинства человека вне зависимости от его социального

положения.

Его традиции продолжил Павла Андреевича Федотов (1815—1852). Его

полотна реалистичны, наполнены сатирическим содержанием, разоблачающим

торгашескую мораль, быт и нравы верхушки общества («Сватовство майора»,

«Свежий кавалер» и др.). Свой путь художника-сатирика он начинал, будучи

офицером-гвардейцем. Тогда он делал веселые, озорные зарисовки армейского

быта. В 1848 г. на академической выставке была представлена его картина

«Свежий кавалер». Это была дерзкая насмешка не только над тупым,

самодовольным чиновничеством, но и над академическими традициями. Грязный

халат, в который облачился главный герой картины, очень уж напоминал

античную тогу. Брюллов долго стоял перед полотном, а потом сказал автору

полушутя полусерьезно: «Поздравляю вас, вы победили меня». Комедийно-

сатирический характер носят и другие картины Федотова («Завтрак

аристократа», «Сватовство майора»). Последние его картины очень печальны

(«Анкор, еще анкор!», «Вдовушка»). Современники справедливо сравнивали П.А.

Федотова в живописи с Н.В. Гоголем в литературе. Обличение язв

крепостнической России — основная тема творчества Павла Андреевича

Федотова.

Русская живопись второй половины XIX века.

Вторая половина XIX в. ознаменовалась расцветом русского

изобразительного искусства. Оно стало подлинно великим искусством, было

проникнуто пафосом освободительной борьбы народа, откликалось на запросы

жизни и активно вторгалось в жизнь. В изобразительном искусстве

окончательно утвердился реализм — правдивое и всестороннее отражение жизни

народа, стремление перестроить эту жизнь на началах равенства и

справедливости.

Осознанный поворот новой русской живописи к демократическому

реализму, национальности, современности обозначился в конце 50-х годов,

вместе с революционной ситуацией в стране, с общественным возмужанием

разночинной интеллигенции, с революционным просветительством Чернышевского,

Добролюбова, Салтыкова-Щедрина, с народолюбивой поэзией Некрасова. В

“Очерках гоголевского периода” (в 1856 г.) Чернышевский писал: “Если

живопись ныне находится вообще в довольно жалком положении, главною

причиною того надобно считать отчуждение этого искусства от современных

стремлений”. Эта же мысль приводилась во многих статьях журнала

“Современник”.

Центральной темой искусства стал народ, не только угнетенный и

страдающий, но и народ — творец истории, народ-борец, созидатель всего

лучшего, что есть в жизни.

Утверждение реализма в искусстве проходило в упорной борьбе с

официальным направлением, представителем которого было руководство Академии

художеств. Деятели академии внушали своим ученикам идеи о том, что

искусство выше жизни, выдвигали лишь библейскую и мифологическую тематику

для творчества художников.

Но живопись уже начинала приобщаться к современным стремлениям -

раньше всего в Москве. Московское Училище и на десятую долю не пользовалось

привилегиями петербургской Академии художеств, зато меньше зависело от ее

укоренившихся догм, атмосфера была в нем более живая. Хотя преподаватели в

Училище в основном академисты, но академисты второстепенные и колеблющиеся,

- они не подавляли своим авторитетом так, как в Академии Ф. Бруни, столп

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.