реферат скачать
 

Научный метод в естественной и гуманитарной культурах

Научный метод в естественной и гуманитарной культурах

Сыктывкарский Государственный Университет

Кафедра философии и культурологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Научный метод в естественной и гуманитарной культурах

Исполнилнитель:

Марьинский А.Л.

633группа Юридический

факультет

Сыктывкар 1999

СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение

1.1 Естествознание: смысл слова и содержание понятия

II. 2.1 Четыре стадии познания Природы

2.2 Природа (Вселенная, Жизнь и Разум) как единый многогранный объект

естествознания

III. 3.1 История и логика развития естествознания

3.2 Научная проблема и ее решение—главная структурная единица науки

3.3 Дискретно-непрерывная природа материи

3.4 Наука и философия

IV. Заключение

V. Библиографический список

I. Введение

Естествознание затрагивает вопросы не только собственно естественнонаучные,

но и гуманитарные, потому что в нем освещаются пути познания Человеком

Природы, т.е. пути развития науки. А изучение этих путей составляет предмет

философии (как науки о мышлении и познании) и социологии (как науки о

развитии человеческого общества) или психологии (как науки о человеческом

интеллекте).

Естествознание является до известной степени основой всякого знания и

естественнонаучного, и технического, и гуманитарного. Поэтому он имеет

особое значение для меня, вступающего а третье тысячелетие, ибо ведущей

тенденцией развития современной цивилизации в ближайшем будущем становятся

ингеграцнонные (объединительные) процессы. Процессы, получившие названия

{{Великого единения}} или «Высокого соприкосновения» самых разнообразных

научных и (философских идей в рамках возрождающегося гуманизма.

Человеческое общество вступило в век господства микроэлектроники,

информатики и биотехнологии, которые в корне преобразуют промышленное и

сельскохозяйственное производство

1.1 Естествознание: смысл слова и содержание понятия

Слово «естествознание» представляет собой сочетание двух слов — «естество»

(«природа») и «знание». Оно может быть заменено менее употребительным

словом-синонимом «природоведение», которое происходит от общеславянского

термина «веды» или «веда» - наука, знание. Мы и до сих пор говорим

«ведать»в смысле знать. Но в настоящее время под естествознанием понимается

прежде всего так называемое точное естествознание, т.е. уже вполне

оформленное - часто в математических формулах - «точное» знание о всем, что

действительно есть (или, по крайней мере, возможно) во Вселенной, а

«природоведение» (подобно пресловутому «обществоведению» или

«науковедению») обычно невольно ассоциируется с какими-то еще аморфными

представлениями о предмете своего «ведения».

Когда-то очень давно в русский язык в качестве синонима слова «природа»

вошел крайне распространенный латинский термин «натура» (natura). Но только

в европейских странах, например в Германии, Швеции и Голландии, на его

основе образовался соответствующий термин «Naturwissenschaft»,т.е.

буквально — наука о природе, или естествознание. Он стал основанием также

по существу международного термина «натурфилософия» (философия природы).

Проблемы устройства, происхождения, организации или самой органической

природы всего, что есть во Вселенной (в Космосе), т.е. все проблемы

естествознания, космологии и космогонии, первоначально относились к

«физике» или «физиологии». Во всяком случае, Аристотель (384—322 до н. э.)

называл своих предшественников, занимавшихся этими проблемами, «физиками»

или «физиологами», ибо древнегреческое слово «физис» или «фюсис», очень

близкое к русскому слову «природа», первоначально означало «происхождение»,

«рождение», «создание».

Отсюда—естественная (органическая, природная, изначальная) взаимосвязь

всего естествознания (включая космологию и космогонию) с физикой, которая

является как бы исходной основой науки о Природе. Но если вопрос о

происхождении слова «естествознание» решается легко, то вопрос о том, что

такое само естествознание как наука, т. е. вопрос о содержании и

определении этого понятия, простым назвать нельзя.

Дело в том, что имеются два широко распространенных определения этого

понятия: 1) «естествознание—это наука о Природе как единой целостности» и

2) «естествознание—это совокупность наук о Природе, взятая как единое

целое».

Как видно, эти два определения отличны друг от друга. Первое из них говорит

об одной единой науке о Природе, подчеркивая единство Природы самой по

себе, ее нерасчлененность. Тогда как второе определение говорит о

естествознании как о совокупности,т.е. о множестве наук, изучающих Природу,

хотя в нем и содержится указание, что это множество надо рассматривать как

единое целое.

Однако далее мы увидим, что между этими двумя определениями уж очень

большого различия нет. Ибо «совокупность наук о Природе, взятая как единое

целое», т. е. не просто как сумма разрозненных наук, а именно как единый

комплекс тесно взаимосвязанных естественных наук, дополняющих друг

друга,—это и есть одна наука. Только наука обобщенная, или интегративная

(от латинского «integer»—целый, восстановленный).

В средней школе в совокупность естественных наук обычно включают прежде

всего физику, химию и биологию, а дополнительно к ним астрономию и

географию, имеющие более специфический характер. В высшей школе число

всевозможных естественных наук доходит до нескольких десятков и даже сотен

ввиду их бесконечного дробления на узко специализированные дисциплины. С

некоторой условностью в естествознание включают наряду с такими основными

естественными науками, как физика, химия и биология, еще и психологию,

которую относят также и к гуманитарным наукам.

Ответ на этот вопрос однозначен: чтобы четко представить себе подлинное

единство Природы (ее целостность), а именно-то единое основание, на котором

построено все бесчисленное разнообразие предметов и явлений Природы и из

которого вытекают основные законы, связывающие микро- и макромиры, Землю и

Космос, физические и химические явления между собой и с жизнью, с разумом.

Так же, как нельзя постичь законы, управляющие жизнью и деятельностью

человека, посредством знакомства лишь с анатомией отдельных его органов,

так невозможно, изучая порознь отдельные естественные науки, познать

Природу как одно целое.

Прежнее изучение физики, химии и биологии было лишь первой необходимой

ступенью к изучению Природы во всей ее целостности.

II. 2.1 Четыре стадии познания Природы

История науки свидетельствует о том, что в своем познании Природы, начиная

с самых первых его шагов в древности, человечество прошло через три стадии

и вступает в четвертую.

На первой из них сформировались общие синкретические (нерасчлененные,

недетализированные) представления об окружающем мире как о чем-то целом,

появилась так называемая натурфилософия (философия Природы), превратившаяся

во всеобщее вместилище идей и догадок, ставших к XIII—XV столетиям

начатками естественных наук.

Затем, именно с XV—XVI веков, последовала аналитическая стадия—мысленное

расчленение и выделение частностей, приведшее к возникновению и развитию

физики, химии и биологии, а также целого ряда других, более частных,

естественных наук (наряду с издавна существовавшей астрономией).

Позднее, уже ближе к нашему времени, постепенно стало происходить

воссоздание целостной картины Природы на основе ранее познанных частностей,

т. е. наступила синтетическая стадия ее изучения.

Наконец, в настоящее время пришла пора не только обосновать принципиальную

целостность (интегральность) всего естествознания, но и ответить на вопрос:

почему именно физика, химия и биология (а также психология) стали основными

и как бы самостоятельными разделами науки о Природе, т.е. начинает

осуществляться необходимая заключительная интегрально-дифференциальная

стадия. Поэтому естествознание как действительно единая наука о Природе

рождается фактически только теперь. Лишь на данной заключительной стадии

можно на самом деле рассматривать Природу (Вселенную, Жизнь и Разум) как

единый многогранный объект естествознания.

Однако все эти четыре стадии исследования Природы, по существу,

представляют собой звенья одной цепи.

Несмотря на то, что первая из них – натурфилософия - отделяется от трех

последующих тем, что на ней безраздельно господствуют еще лишь методы

наблюдения, а не эксперимента, только догадки, а не точные, опытно

воспроизводимые выводы, ее роль в общем ходе познания Природы очень важна.

Именно на этой стадии возникли представления о мире как из чего-то

происшедшем, развивающемся из хаоса, эволюционирующем. Но ввиду того, что

отсутствие экспериментальных методов еще не позволило тогда иметь точных

знаний, начало естествознания как точной науки, вообще говоря, если не

касаться астрономии (в смысле астрометрии) и геодезии или «геометрии» (т.

е. «землемерия»), исторически относят к XV—XVI векам, т. е. к тому времени,

когда исследование Природы вступило на вторую стадию—аналитическую.

И надо подчеркнуть, что накопленная с тех пор и до настоящего времени

основная масса достижений в изучении Природы появилась как раз на этой

второй стадии. Объясняется это тем, что аналитическое исследование

природных объектов осуществлялось на протяжении многих и многих столетий

огромной армией исследователей—путешественников и мореплавателей, врачей,

астрологов и астрономов, алхимиков и химиков, изобретательных ремесленников

и технических руководителей промышленного производства, наблюдательных

крестьян и агрономов. Их взор проникал во все уголки Земли и Неба, в мир

животных и растений, способствуя накоплению результатов не только пассивных

наблюдений, но и опытных, планируемых эмпирических исследований. Именно на

аналитической стадии изучения Природы появился весь тот богатейший массив

естественнонаучных знаний, который лег в основание таких наук, как физика,

химия и биология, а также география и геология.

Естественное стремление исследователей ко все большему охвату разнообразных

природных объектов и ко все более глубокому проникновению в их детали

привело к неудержимой дифференциации (разделению, расчленению, дроблению)

соответствующих наук. Так, например, химия сначала была разделена па

органическую и неорганическую ветви, затем—физическую и аналитическую,

потом появились химия углеводородов и химия элементоорганических

соединений, а они, в свою очередь, породили химию алифатических соединений,

химию алициклов, химию гетероциклов, химию алкалоидов и т. д., и т. п.

Сегодня перечень химических паук не имеет границ.

Тенденция к дальнейшей непрерывной дифференциации естественных наук

является первой и главной особенностью аналитической стадии исследования

Природы. Эта тенденция остается и сегодня еще очень действенной.

В качестве второй особенности аналитической стадии выступает явное

преобладание эмпирических (полученных путем опыта, эксперимента) знаний над

теоретическими. Правда, само это резкое отличие эмпирических знаний от

теоретических нельзя переоценивать и считать абсолютным: оно относительно,

потому что любой эксперимент всегда осуществляется по каким-то

теоретическим соображениям, ставится по плану (как бы под диктовку теории).

Но все-таки одно дело—опыт, прямое наблюдение и полученные при этом факты,

т. е. эмпирические выводы, а другое дело—объяснение этих фактов, их

сопоставление, гипотезы (предположения) и теории, связывающие ряд или целые

ряды эмпирических фактов.

Так, например, в результате опытов был выявлен факт, что наряду с химически

сравнительно пассивным нормальным бутаном существует имеющий достаточно

высокую химическую активность углеводород изобутан с тем же химическим

составом (4 атома углерода и 10 атомов водорода в каждой молекуле: С4Н10).

Но чем можно объяснить этот эмпирический факт? Химики потратили немало

усилий, чтобы ответить па этот вопрос. Они дополнительно привлекли много

аналогичных давно известных фактов, указывающих на различную химическую

активность других углеводородов со взаимно одинаковым химическим составом,

ставили все новые и новые эксперименты, пока, наконец, в 1860 г. тте

появилась теория химттческого строения Александра Михайловича Бутлерова

(1828—1886), которая связала всю цепь эмпирических исследований

органических веществ—от опытов, производимых в начале XIX века, до гипотез

и теорий, выдвинутых в середине столетия. Выяснилось, в частности, что

пассивный бутан и активный изобутатт при одном и том же химическом составе

различаются по своему химическому строению.

Преобладание эмпирических знаний над теоретическими на аналитической стадии

изучения Природы было вообще вполне закономерным. Во-первых, потому, что

сначала надо было накапливать факты, а потом уже их объяснять и обобщать. А

во-вторых. потому, что сама по себе суть эмпирических методов исследования

заключена в анализе предметов Природы, в решении вопросов—из чего состоят

эти предметы,какова их структура. Поэтому вторую стадию исследования

Природы в истории науки нередко называют периодом эмпирического

естествознания.

Третьей особенностью этой стадии является опережающее—

преимущественное—исследование предметов Природы по отношению к изучению

процессов. Так, например, химия в течение трех с лишним столетий, т. е. в

период с XVI века по XIX век, изучала главным образом элементный состав и

строение молекул в их дореакционном неизменном состоянии, и только к концу

XIX—началу XX веков, когда на передний план выступили термодинамика и

кинетика, среди химических наук выдвинулось на ведущее место учение о

химических процессах.

Наконец, еще одна—четвертая особенность аналитическою периода развития

естествознания состоит в том, что сама Природа вплоть до середины XIX века

рассматривалась по преимуществу неизменной, окостенелой, вне эволюции.

Насколько высоко естественные науки еще в XVII—XVIII столетиях поднялись

над натурфилософией древности по объему и даже по систематизации добытых

знаний, настолько же они уступали ей в смысле общего идейного воззрения на

Природу.

Весьма примечательно, что переход к третьей (синтетической) и даже к

четвертой (интегрально-дифференциальной) стадиям исследования Природы,

несмотря на характерный для них иной подход к проблемам ее эволюции или

стабильности, отнюдь не обрывает нить проявления всех только что

перечисленных особенностей аналитического периода развития естествознания.

Более того, процессы дифференциации естественных наук ныне усиливаются, а

объем эмпирических исследований резко возрастает. Но как то, так и другое

теперь происходит на фоне все более усиливающихся интегративных тенденций и

рождения универсальных теорий, стремящихся все бесконечное разнообразие

природных явлений вывести из одного или нескольких общетеоретических

принципов.

Забегая вперед,т.е. предваряя наше дальнейшее более подробное изложение,

скажем, что к наиболее впечатляющим примерам такого рода теорий можно

отнести созданную Альбертом Эйнштейном (1879—1955) для непрерывного

макромира так называемую общую теорию относительности и основанную на

квантовой гипотезе Макса Планка (1858—1947) и на связанных с ней квантовых

постулатах Нильса Бора (1885—1962) квантовую теорию Вернера Гейзенберга

(1901—1976) для дискретного микромира, а также необходимый синтез этих

теорий в концепцию макро-микросимметрии Вселенной, уже утвердившуюся в

современной космологии.

Таким образом, строгих границ между аналитической и синтетической стадиями

изучения Природы нет. Аналитические исследования интенсивно ведутся и на

синтетической стадии. Так же, как и наоборот—синтетические идеи начинали

пробивать себе дорогу в недрах эмпирического естествознания на

аналитической стадии. Тем более относительной оказывается граница между

синтетической и интегрально-дифференциальной стадиями развития

естествознания.

Суть дела состоит в том, какие движущие силы становятся ведущими в развитии

естественно-научных знаний, какие методы и теории обладают наибольшими

возможностями. Так вот, несмотря на то, что синтетическая и интегрально-

дифференциальная стадии развития естествознания являются сравнительно

молодыми и потому в действительности можно говорить больше о характерных

для них тенденциях и потенциальных возможностях, чем о каких-то итоговых

успехах, достигнутых на этих стадиях, ведущая роль в дальнейшем познании

Природы принадлежит синтезу знаний, интеграции наук. Прогноз этот

обосновывается всей историей и логикой развития естествознания.

2.2 Природа как единый многогранный объект естествознания

Науку о Природе, т. е. естествознание, традиционно подразделяют на такие

более или менее самостоятельные разделы, как физика, химия, биология и

психология.

Физика имеет дело не только со всевозможными материальными телами, но с

материей вообще. Химия—со всевозможными видами так называемой

субстанциональной материи, т. е. с различными субстанциями, или веществами.

Биология—со всевозможными живыми организмами. А психология—со всевозможными

разумными существами.

При формировании общих—натурфилософских—представлений о Природе она

первоначально и воспринималась как нечто принципиально целостное, единое

или во всяком случае как-то связанное воедино. Но помере необходимой

детализации конкретных знаний о Природе они оформлялись в как бы

самостоятельные разделы естествознания, прежде всего основные, а именно

такие, как физика, химия, биология и психология. Кроме того, возникли и

разнообразные частные—специфические—разделы естествознания (наряду с

издавна возникшей астрономией). Однако эту аналитическую стадию

исследований Природы, связанную с детализацией естествознания и с его

расчленением на отдельные части, в конце концов должна была сменить или

дополнить, как это и произошло на самом деле, противоположная по своему

характеру стадия их синтеза. За видимой дифференцией естествознания—или

наряду с ней—обязательно следует его существенная интеграция,

действительное обобщение, принципиальное- углубление.

В настоящее время, вообще говоря, нет ни одной области собственно

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.