реферат скачать
 

Ќародные традиции в современном костюме

Ќародные традиции в современном костюме

—анкт-ѕетербургский √осударственный

”ниверситет “ехнологии и ƒизайна

 афедра конструировани€ и технологии швейных изделий

 ”–—ќ¬јя –јЅќ“ј

на тему: »спользование народного костюма

при создании современной одежды

группа: 3-Ўƒ-1

студент: √алаган ј.¬.

руководитель: доц. ¬асеха Ћ.ѕ.

оценка:__________________

—анкт-ѕетербург

1997г.

–≈‘≈–ј“

–абота изложена на страницах печатного текста, содержит 15

иллюстраций, 1 таблицу и 1 график.

ќбъектом исследовани€ €вл€етс€ народна€ одежда.

÷елью работы €вл€етс€ проследить вли€ние народного костюма на

формы и декоративное оформление современного костюма.

ќсновной метод исследовани€ - анализ моделей, созданных на

основе народного костюма.

–езультатом исследовани€ €вл€етс€ определение степени

использовани€ народных традиций в практике моделировани€ современного

костюма.

¬недрение результатов исследовани€ рекомендуетс€ при создании

разнообразных современных видов одежды на основе народного костюма,

возможность заимствовани€ традиций народного костюма в насто€щем и

будущем.

С?ДЕ?ЖИ?^Е

Введение

4

1. ^сследование особенностей народного костюма

6

1.1. Сезонность одежды и народные традиции

6

1.2. Функциональность одежды и народные традиции

7

1.2.1. ?дежда для службы

8

1.2.2. Домашняя одежда

8

1.2.3. Верхняя одежда

9

1.2.4. ?дежда для спорта и отдыха

10

5. ?арядная одежда

2. ?азвитие использования элементов народной одежды в современном

костюме 13

2.1. ?ринципы построения и декоративного оформления народного костюма

13

2.2. ^спользование народной одежды в современном моделировании (20-30-

е годы) 20

2.3. Советское моделирование 30-х годов.

22

4. ^спользование народных мотивов в моделировании одежды

в 40-х - начале 50-х годов

25

5. ^спользование народных мотивов в моделировании

со второй половине 50-х и до наших дней

28

6. Фазы активности использования народных мотивов

34

3. Степень использования народных традиций в практике

моделирования современного костюма

36

Заключение

38

—писок литературы

41

¬ведение

?ародная одежда, обувь, создавшиеся на протяжении многих веков,

€вл€ютс€ неотъемлемой частью материальной культуры народа. Формы

одежды, конструктивное и декоративное решение их зависели от

климатических условий и уровня развития производительных сил, от

занятий народа и сложившихся исторических условий. ?ародный костюм

в своих классических, веками сложившихся формах сконцентрировал

вековой опыт народа. ^менно поэтому для большинства художников

основной смысл и ценность народного костюма, логике форм и

конструкций, рациональности и целесообразности.

^зучение образцов народного творчества в музейных коллекциях

страны убеждает, насколько органично в народном костюме соединены

утилитарные и эстетические качества. именно благодаря такому

соединению были созданы предельно целесообразные, а поэтому

чрезвычайно важные вещи. Жизненная основа народного искусства, как и

костюма, в том, что оно всегда было обращено к человеку, к его

повседневной жизни, что и сделало его понятным. ^скусство народа

формировалось в течение длительной истории, сохраняло все самое

ценное и оправданное жизнью, убирало все случайное.

?еобычайно самобытен и оригинален костюм народов, населяющих

нашу страну, его характеризует богатство форм, своеобразие украшений,

разнообразие приемов изготовления. ?ародный национальный костюм не

является застывшей в своих формах неизменной категорией. ?арод

вырабатывал и сохранял костюма формы, в наибольшей степени

соответствующие характеру его занятий, быту, географическим и

климатическим условиям, отвечавшие эстетическим представлениям о

красоте. “ак ненцы, коми, эвенки и другие народы ?райнего Севера и

Сибири носили и носят туникообразную одежду из оленьего меха,

формы, конструкции и материал которых находятся в тесной взаимосвязи

с суровым климатом этих районов и охотничьим промыслом.

?лиматические условия, род занятий определили повсеместное

распространение у русских, как и других славянских народов и их

соседей, традиционной зимней овчинной одежды, отличающейс€ у каждой

национальности формой, длиной, конструктивным и композиционным

решением, а так же способом ношения. ^ такие примеры можно

приводить бесконечно. ?то говорит о том, что виды и формы

народной одежды представляют собой не случайное, а вполне

закономерное явление, обусловленное всей жизнью народа или нации.

?бразцы народного творчества вдохновляют художников промышленного

искусства - керамистов, текстильщиков, мебельщиков, ювелиров, швейников.

Ёмоционально-образное начало народного прикладного искусства,

художественна€ народна€ фантазия особенно привлекательны для художника-

модельера. ѕлавные линии арок памятников архитектуры, мотивы и ритмы

орнаментальных узоров деревянной резьбы, ѕѕавловских платков,

структуры домотканых материалов находят отклик в творчестве

модельеров как ассоциативные источники.

Современный костюм оказывается созвучным народному в

использование похожих рисунков /клетки, полоски разных ритмов и

масштабов/, в игре фактур материалов или общем колористическом

решении. Весь ансамбль часто строится на применении элементов,

характерных для народного костюма. ?латки, меховые головные уборы,

сапоги, пояса уместно подчеркивают в современном костюме национальные

особенности. ?ародный костюм, в котором согласованы и соподчинены

все детали, подсказывает варианты решений современной одежды в

ансамбле. В народном костюме соединены искусство обработки кожи,

плетение, ткачества, аппликации и вышивки. Традиционный костюм каждого

народа является памятником народного искусства, художественным

ансамблем, главным в котором является сам человек.

‘ормы и конструкция народного костюма находятся в прямой

зависимости от вида материала, его пластических свойств, рисунка,

фактуры, цвета. ?ринципы композиционного построения народного костюма,

четкость форм, линий, продуманная конструкция, подчинение декора

покрою, соответствие материала и формы назначению костюма для

современного специалиста являются примером дизайнерского подхода к

созданию современных образцов. ?окрой народной одежды прост и

экономичен. Создавая одежду, народные мастера старались использовать

материал полностью, цельными полотнищами, не резать его.

В вопросе эстетического решения костюма народ исходил из

красоты материала, из формы и конструкции вещи. Так, народная одежда

из холста или шерсти, сохраняя натуральный цвет волокон, являлась

хорошим фоном для орнаментации. Верхняя одежда из сукна /войлока/

или овчины декорировалась в основном аппликациями из цветной кожи,

сукна или нашивками из шерстяных шнуров, кистей. ?дежда из тонких

тканей украшались, как правило, вышивкой, которая располагалась по

линиям швов, краям, соединяя отдельные части в единое целое,

подчеркивая красоту формы костюма и тела человека. ?арядную одежду

изготавливали также из цветных узорных тканей.

1. ^сследование особенностей народного костюма

2. Сезонность одежды и народные традиции

^нтересно, что такой фактор, как сезонность одежды, не является

ни ясно определяющей величиной, ни направляющей силой, которая

регулировала бы интерес художников-модельеров к народному искусству:

усиление или ослабление активности в процессе использования народных

мотивов наблюдается в создании одежды и для весны и лета, и для

осени и зимы. ?апример, в 1945 году больше всего народные мотивы

используются в проектировании одежды для весны. ?тражение их в

моделировании вещей для лета, осени и зимы в том же году

составляет примерно одну и ту же величину /13-17 %/.

В 1948 году больше всего решений от народных прообразов

падает на осенние модели одежды /37 %/, меньше - на зимние /14%/.

?очти поровну разделили содержание мотивов народного искусства

модели одежды для весны и лета /соответственно 27 и 23%/. в

дальнейшем можно установить факт превалирования ассимиляции народных

мотивов в моделировании одежды для весны. ?то касается первой

половины 50-х годов, где несколько меньше было мотивов народного

искусства в моделях одежды для лета, осени и зимы.

Во второй половине 50-х годов народное искусство служит

источником для проектирования вещей летнего ассортимента. ?енее

заметно проявление влияния народного источника в образцах одежды

весеннего, осеннего и зимнего назначения. В первой половине 60-х

годов народные мотивы в наибольшей степени используются для

создани€€ моделей для весны и лета, во второй половине 60-х годов

под влиянием народного искусства в большей мере создаются модели

одежды для зимы и осени.

Чем объяснить тенденцию раной ориентации источника в

моделировании одежды в зависимости от сезонного назначения? ќтвет

дает изучение того, что именно из народного искусства осваивается

художниками в тот или иной период. ?апример, 40-е годы - годы

"открытия" вышивки на народных одеждах - рубахах, шушпанах. ?ольше

всего художники увлекаются вышивкой и под влиянием знакомства с

декором народных одежд проектируют модели и легкого платья и

верхней одежды. В вполне понятно, что наиболее целесообразной такая

одежда была для весны и лета.

В 50-е годы и в начале 60-х годов, когда вышивка стала

заменяться каймовыми и купонными тканями, а также полотнами с

рисунками /набивными и тканными/, напоминающими старинные народные

ткани, ведущая роль отражения народного искусства в создании

современных вещей сама собой перешла к ассортименту легкой одежды,

предназначенной для весны и лета.

?озднее, в середине 60-х годов, более детальное изучение

народного костюма привело к использованию в моделировании

характерных черт верхней народной одежды: поддевки, бекеши, тулупа,

сарафана, по своему назначению тяготеющих к верхней одежде.

?апример, в 1964 году из общего количества моделей одежды,

созданных для зимы, около 66 % имеют черты народного искусства. В

последующие годы, по 1968 год включительно, в одежде для весны, лета

и осени отражение идей, взятых из народного источника, менее

активно и составляет соответственно 17, 29 и 27%.

1 2. ‘ункциональность одежды и народные традиции

^спользование народных мотивов в создании образцов современной

одежды зависит и от ее назначения. ?еобходимо сказать, что

исследование этой зависимости затруднено рядом причин. ?оделирующие

организации только с середины 50-х годов стали формировать костюм

по принципу его бытового назначения. До этого, как правило,

проектировали платья, верхнюю одежду, юбки, блузы, спортивные костюмы,

носившие печать некоего усредненного назначения. Ќапример, создавались

платья вообще. ?но могло быть сделано из недорогой ткани, иметь

несложный покрой и отделку, сравнительно дешево стоить и тем самым

предназначаться на каждый день. Другое платье, более сложного покроя,

выполнялось из дорогой ткани, украшалось вышивкой, стоило дороже, чем

первое, и служило выходным туалетом.

То же можно сказать и о верхней одежде. ?оделирование

спортивного костюма только зарождалось и носило характер проб. Часто

верхн€€ часть такого костюма напоминало платье /в костюме для

конькобежцев/ или жакет /в костюме для лыжников/. ?дежда для службы

часто представляла собой блузу с юбкой, а наиболее популярной

одеждой для дома были халаты /короткие и длинные/ и пижамы.

?тсутствовало и четкое деление бытового костюма на виды. ?то

затрудняло дифференцирование работы по использованию народных мотивов

в проектировании того или иного вида изделий.

?роцесс использования народного искусства не удалось полностью

изучить и потому, что единственный источник печатной информации о

советском моделировании одежды - "Журнал мод" - не стабилен по

рубрикации. ?апример, модели одежды для работы публикуются под

разными названиями: "для работы", "для службы", "на каждый день". В

одном годовом комплекте /за 1946 год/ опубликовано 7 моделей

служебной одежды, в другом /за 1948 год/ - 77. Еще хуже обстоит

дело с домашней одеждой. ?на отсутствует на страницах "Журнала мод"

за 1956 год, затем появляется, в 1962-1966 года исчезает, в 1967

году опять появляется, чтобы потом снова исчезнуть. ?аиболее

устойчиво разрабатываются и отражаются в печати верхняя одежда,

нарядное платье, костюм для спорта и отдыха.

?остюм, как всякая бытовая вещь, имеет утилитарные и

эстетические функции. Утилитарные функции соответствуют назначению

костюма. ?остюм для домашних занятий, для службы, для спорта и

отдыха, верхняя одежда, нарядное платье - все эти вещи предназначены

создавать условия, наилучшим образом отвечающие тому или иному роду

деятельности человека в определенной среде и в определенное время.

?ак известно, утилитарное содержание костюма обусловливает его

форму. ?стетическая функция одежды, как правило, органично сочетается

с ее утилитарными функциями. ^ми определяется момент участия

искусства в создании художественного облика одежды. В самом деле,

так как главное назначение костюма заключается в создании

своеобразного микроклимата для оптимальных условий деятельности или

досуга человека, задача искусства - найти пути к выполнению этого

назначения. Ќапример, искусство должно помогать превращению труда из

необходимости в удовольствие. ^звестно, что крестьяне на сенокос или

жатву надевали праздничные костюмы. ^х нарядность скрашивала тяжесть

труда, декор костюма, так же как и песня, играли роль стимуляторов

деятельности, внося в нее долю торжества.

^спользование мотивов народного искусства непосредственно связано

с повышением не только эстетической, но и утилитарной функции

костюма. ?роме сравнени€ видов одежды по степени внедряемости

народных мотивов, представляется очень важным выявить причины

различия в этом процессе. ?чевидно, такое выявление будет касаться

соотношения утилитарной и эстетической функции каждого вида одежды

и традиций народного костюма, так или иначе используемых в

моделировании одежды. Думается, логично начать рассматривание

трансформации народных мотивов в этом аспекте с одежды для службы,

которая менее всего подвержена влиянию народных мотивов.

1.2.1 ќдежда дл€ службы

?дежда для службы - это одежда для работников учреждений,

институтов, школ, услови€, работы которых не отличаются резко друг

от друга. ?дежда для службы имеет следующие формы, свободные или

слегка прилегающие к фигуре. Технология изготовления такой одежды

рассчитана на массовое производство.

?дежда для службы должна обеспечивать удобство в работе.

Художественный облик вещи решается пропорциональностью соотношений

частей, пластикой форм, цветом, рисунком и фактурой тканей. Здесь

почти недопустима такая отделка, как вышивка. ?ольшинство моделей

одежды для службы проектируется на основе идей, обусловленных

современными требованиями.

?ациональные формы /блуз, юбок/ чаще всего классические, носят

интернациональный характер и, казалось бы, не нуждаются во введении

народных мотивов. ?днако, хотя и в небольшой дозе, эти мотивы все-

таки находят отклик в моделировании этого вида одежды. ?езусловно,

диапазон применения народного здесь ограничен: это лишь элементы

покроя народного костюма, общий характер формы, в частности, подобной

форме рубахи, ткани пестротканые или набивные, с рисунком,

напоминающим рисунком крестьянских полотен.

Такие элементы не подавляют служебный характер одежды, они

вносят особую теплоту в официальный костюм. Ќо, несмотря на то,

что традиции народного костюма находят место в решении служебной

одежды, их доля в моделировании невелика.

1.2.2. ƒомашн€€ одежда

?азначение домашней одежды - создавать человеку условия для

занятий и отдыха дома, в семье. Характер выражения утилитарной и

эстетической функции здесь иной, чем в одежде для службы. Домашняя

одежда должна быть удобной по форме и покрою, сочетать в себе

черты декоративности, нарядности, быть приятной для окружающих и

—траницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


»Ќ“≈–≈—Ќќ≈



© 2009 ¬се права защищены.