реферат скачать
 

Молдавское прикладное искусство

Молдавское прикладное искусство

Введение.

Молдавия. Прекрасны мягкие очертания ее холмов, четкие линии

виноградников, зеленое кружево садов, в которых весной царит лепестковая

метель. Летом манят прохладной водой колодцы, спрятавшиеся от жаркого

солнца в укромных низинах, в тени раскидистых старых деревьев. Осенью с

прозрачностью воздуха спорят янтарные гроздья винограда. Многое даст душе

путешествие по Молдавии. Но не меньше даст оно и любознательному уму,

потому что позволит в напряженном ритме двадцатого века уловить иные ритмы,

ритмы ушедших тысячелетий, соприкоснуться с жизнью наших далеких предков,

ощутить дыхание минувших эпох.

Издавна земли, расположенные между Карпатами и Черным морем, служили

своеобразным коридором, через который проходили многие племена и народы,

оставляя свои следы в виде стоянок, поселений, могильников.

Не случайно поэтому Молдавия, небольшая по площади республика является

подлинным археологическим Эльдорадо, неисчерпаемой сокровищницей бесценных

реликвий далекого прошлого.

За последнее тридцатилетие советские археологи открыли а Днестровско-

Прутском междуречье десятки ранее не известных здесь культур. Собран

поистине огромный материал, который помог воссоздать многие страницы

древнейшей истории края.

Люди древнекаменного века в холодные периоды искали природные

убежища—пещеры, гроты, навесы или строили жилища, для которых использовали

в первую очередь кости и шкуры мамонтов и оленей. Следы поселений древнего

человека обнаружены в овраге Мафтея у села Выхватинцы на Днестре, возле сел

Дуруитор, Буздужаны, Брынзены, Тринка, Бутешты на притоках Прута и в других

местах.

Вообще находки кладов и монет нередки в Молдавии. Особенно известен

Кугурештский клад, относящийся ко времени княжения Александра Доброго.

Более восьмисот монет, перстни и браслеты, пуговицы для парадной одежды,

изготовленные из серебра, содержит этот клад.

Но возвратимся к Старому Орхею. Благодаря трудам археологов стали

известны имена некоторых его пыркалабов — Портэреску, чья стела по сей день

стоит у Бутученского моста, Галиша, с именем которого связана любопытная

находка.

В конце полевого сезона 1962 года рядом с цитаделью археологи расчищали

остатки сгоревшей деревянной церквушки. В свое время она была сооружена на

фундаменте из камней разрушенной мечети, что подтверждает сохранившаяся на

них арабская вязь. В церквушке справа от входа оказалась надгробная плита с

известной нам самой ранней славяно-молдавской надписью. На русском языке

она звучит так:

В лето 698... (1472 или 81)

преставился раб божий

Кристиан

Месяца мая в 12 день вечная ему

память и был братом

пана Галиша.

В ходе розысков в древних рукописях упоминания о пане Галише удалось

выяснить, что он был родным дядей молдавского господаря Стефана III

Великого и занимал высокий пост пыркалаба Орхейского. Таким образом,

надпись на камне и данные рукописей позволили установить личность

Кристиана.

Так была прочитана еще одна страница прошлого.

Поиск продолжается. Есть поиск — значит, будут новые находки, новые

открытия.

Благодаря труду археологов предметы, изготовленные тысячелетия назад,

приоткрывают тайны далекого прошлого и рассказывают о событиях давно

минувших дней.

Безусловно, вы можете прочитать обо всем этом в учебнике, увидеть

удивительные творения талантливых мастеров в музеях. Но во сто крат

интереснее побывать там, где разжигался древний горн, создавались эти

изделия, возводил свое жилище далекий предок. Как ни доходчив учебник, как

ни интересны музейные залы, ничто не сравнится с тем, что можно увидеть,

понять, почувствовать, бродя по развалинам древних сооружений половцев,

печенегов. Они оставляли после себя выжженную землю, а население уводили в

плен. В результате одного из набегов погибло Екимоуцкое городище близ

Резины. На нем была найдена «визитная карточка» грабителей — остродонный

сосуд, характерный для печенегов.

Не обошли наш край и татаро-монголы. Их орды осели в степях центральной

и южной части Днестровско-Прутского междуречья.

В излучине реки Реут в урочище Пештере был основан золотоордынский

город Шахр ал-Джедид («Новый город») — крупный административный,

ремесленный и торговый центр, чеканивший свою собственную монету. Караван-

сараи, дворцы, мечети, бани были его гордостью. Но все это строилось не

самими завоевателями, а порабощенным населением.

Умелые местные гончары изготовляли нарядную поливную керамику на

восточный вкус и простые изделия для повседневного обихода. Но

золотоордынцы украшали свои жилища и керамикой, привезенной, как

свидетельствуют раскопки, из Средней Азии и Китая.

Раскапывая золотоордынские поселения, археологи обнаружили сотни целых

и разбитых сосудов своеобразной формы — сфероконусов. Для чего их

использовали, пока не известно. Одни считают их зажигательными снарядами,

которые заполняли нефтью, поджигали и забрасывали в осажденные крепости.

Другие видят в них сосуды для перевозки ароматических масел или ртути,

игравшей важную роль в средневековой фармакологии.

Недолго процветала золотоордынская столица на Реуте. В середине XIV

века, после разгрома татар при Синих Водах, город был разрушен.

От Карпат до Днестра, от Дуная и Черного моря до Покутья крепнет и

расширяет свои границы Молдавское княжество. И на развалинах Шахр ал-

Джедида возникает молдавский город Орхей, который мы называем Старым в

отличие от современного, возникшего при княжении Василия Лупу. Старый Орхей

становится резиденцией наместника господаря — пыркалаба, крупным

ремесленным и торговым центром. Из камня разрушенных татарских строений

сооружаются дворцы, церкви, дома ремесленников и торговцев. Археологи

раскопали в этом городе и изучили множество мастерских ремесленников —

гончарных, кузнечных, по обработке дерева и других.

Местные гончары изготовляли разную посуду для рынка. Редчайшей

археологической находкой является деревянная ложка в виде уточки,

сохранившаяся лишь благодаря тому, что она обуглилась. В Старом Орхее

найдено много кладов и единичных монет. Среди них встречаются монеты и

молдавской чеканки.

Любили черняховцы золотые украшения — серьги, лунницы. Одна из них,

инкрустированная камнями, найдена в Данченском могильнике. Одежду

застегивали фибулами. Насколько они были красивы и сложны в конструкции,

позволяет судить застежка, обнаруженная при раскопках у села Ганск. Две

уникальные пальчатые фибулы археологи нашли близ Данчен.

Были у черняховцев и серебряные украшения. В некрополе у Брынзен

обнаружены пряжки и браслеты из серебра. Один из усопших был кремирован

вместе с деревянным ларем, стенки которого украшены серебряными пластинками

с аппликациями из золота. Все это свидетельствует о высоком развитии

ремесла.

Начавшееся великое переселение народов нарушило мирный труд

черняховских племен. Орды кочевников, вихрем пронесшиеся по краю, не

оставили поселений. И лишь отдельные находки котлов говорят о прошедших

здесь гуннах.

В конце V — начале VI века, согласно археологическим данным, между

Прутом и Днестром жили славянские племена. Они занимались земледелием,

скотоводством, охотой, рыболовством, были неустрашимыми воинами. Жили

славяне в землянках.

При раскопках у Данчен обнаружены позднечерняховские и славянские

керамические изделия, самые крупные из всех найденных в славякских

могильниках пальчатые фибулы. Они изготовлены с большим вкусом и

мастерством.

Древние руссы — прямые потомки славян. Русская летопись упоминает

большое число древнерусских городов на Днестре, среди них и город Черн,

который ученые отождествляют с городищем близ реки Черной у современного

села Матеуцы. Среди множества городищ и селищ наиболее известны Алчедар,

Екимоуцы и Рудь.

Многочисленные находки стрел, наконечников копий, боевых топоров

говорят о хорошем знании славянами ратного дела. Славились они и как умелые

гончары. Свою посуду формовали на гончарном круге, украшали ее волнистым

орнаментом, наколами, насечками. Было развито и кузнечное дело. Из болотной

руды в домницах получали железо. Затем из него изготовляли орудия труда и

оружие. Славяне были тонкими ювелирами. При раскопках часто находят серьги

из серебра, лунницы, шейные гривны, наборы поясных и других украшений. Еще

один вид ремесла знали славяне — резьбу по кости. У села Ганск найден

уникальный гребень с головой медведя.

Славяне Поднестровья были тесно связаны с византийским миром, о чем

свидетельствуют находки монет.

В X—XI веках славяне подвергались опустошительным набегам.

Одно из крупнейших гетских городищ — Бутученское на Реуте, там, где

излучина реки образует мыс между селами Требужены и Бутучены. Грандиозные

валы и рвы поражают всех, кто приезжает в историко-ландшафтный заповедник

Старый Орхей.

Разнообразны орудия труда и керамика, оставленные гетами. Особо

впечатляют крупные сосуды для хранения зерна с ручками-упорами. Тулово

сосудов украшено рельефными рогами изобилия.

Геты, как и скифы, вели торговлю с населением греческих колоний

Северного Причерноморья. Подтверждением этого являются амфоры, чернолаковая

посуда, украшения античной работы, найденные на их поселениях. На юге

Молдавии был обнаружен уникальный светильник Артемиды Эфесской. Видимо, его

привез местный воин из дальних походов.

Чеканили гето-даки и свои монеты, взяв за образец македонские. Одна из

монет найдена на севере Молдавии, у села Котяла.

Сарматы, заселившие территорию между Днестром и Прутом в преддверии

нашей эры, испытали сильное влияние римской культуры. Так как сарматы,

занимаясь скотоводством, вели кочевой образ жизни, они не оставили

поселений. Известны их многочисленные некрополи и единичные захоронения. В

кургане у села Тудорозо на юге республики обнаружено захоронение, в котором

найден .краснолаковый сосуд для вина в виде барана, кувшин, чаша из медного

сплава и другие изделия. Не менее интересен стеклянный кубок из могильника

у села Малаешты Рышканского района. На кубке — надпись: «Вечно живи,

прекрасный».

В 1980 году у Брынзен найден сарматский могильник с различными

предметами: стеклянными, медными и пастовыми бусами, бронзовым зеркальцем,

серьгой, пряслицами для веретен и разной формы сосудами, сделанными на

гончарном круге.

В III — IV веках нашей эры на землях междуречья жили племена

черняховской культуры. Известны сотни поселений и десятки могильников, но

полностью отсутствуют городища. Это — признак мирной жизни и отсутствия

угрозы извне.

Раскопки некрополей у Будешт, Данчен, Бравичен и в других местах, а

также ряда поселений дали сотни целых разных по форме сосудов темно-серого

цвета, моделированных на гончарном круге. Изящен кувшин, найденный у

Бравичен. Кроме керамики, в захоронениях обнаружены подвески из морских

раковин, бусы из различного материала, зеркала, орудия из кости и железа,

стеклянные сосуды для благовоний. Красивы Черняховские кубки. Не оставляют

равнодушными и костяные сборные гребни.

Еще одно интересное открытие помогли сделать брынзенские раскопки.

Долгое время ученые считали, что трипольцы не знали металлургии меди.

Однако крупный кусок медного шлака и обломок литейного тигля, найденные на

среднетрипольском поселении, говорят о другом — медь обрабатывали на месте.

О высокоразвитом интеллекте трипольцев свидетельствуют фишки с

головками животных и людей (атрибут сложной игры), найденные на разных

поселениях. Верили трипольцы в загробную жизнь. Судя по захоронениям

Выхватинского могильника, тела усопших посыпались красной охрой. Рядом с

умершими ставили сосуды с пищей, орудия труда, женские статуэтки. Последние

занимают особое место в коллекциях трипольской пластики. Интересны

статуэтка из Старых Каракушан, изображающая усопшую богиню, статуэтки

сидячей великой богини-матери из Брынзен и обожествленного вождя из Русен.

Так была прочитана одна из страниц древнейшей истории благодатного

края. Сквозь тьму веков дошедшие до нас предметы повседневной жизни

рассказали о том, как трипольцы добывали здесь пищу, хранили продукты и

обогревали жилища, чем заполняли свой досуг, во что верили.

О дружеских связях трипольцев с соседями свидетельствуют многие

археологические находки. Так, в одном из жилищ у Брынзен найден сосуд,

принадлежавший культуре воронковидных кубков. На раскопках поселений у

Костешт на Чугуре, Мерешовки на Днестре встречается керамика культур,

существовавших в Трансильвании.

В середине третьего тысячелетия до нашей эры продвижение племен иных

культур обусловило отход основной части трипольского населения в

Причерноморские степи. В наш край проникают племена культур эпохи бронзы —

ямной, шаровидных амфор, сабатиновской, срубной, что подтверждают

археологические находки. На смену оседлому образу жизни, занятиям

земледелием и животноводством приходит кочевое скотоводство.

Много тысяч курганов оставили племена эпохи бронзы и раннежелезного

века на возвышенностях, в широких поймах рек Молдавии. У села Лозово найден

богатый клад бронзового оружия и орудий труда. Здесь и листовидные кинжалы,

серпы, навершие жезла, топоры-кельты. У Варваровки представители культуры

Ноуа оставили изделия из бронзы: серпы, топоры-кельты, навершие, два

браслета, две серьги.

... Пути археологических открытий поистине неисповедимы. Долгие годы

ученые не находили подтверждения словам отца истории Геродота о том, что в

Северном Причерноморье кроме фракийцев и скифов жили киммерийцы. И вдруг—

такая неожиданность. В одном из южных сел республики археолог Е. В. Яровой

увидел... киммерийский бронзовый котел, в котором гасили известь. Владельцы

бесценной вещи рассказали, что лет восемь назад ее подарил им приятель-

бульдозерист. Он обнаружил сосуд во время земляных работ. Так появился в

коллекции Музея археологии и этнографии Академии наук МССР киммерийский

бронзовый котел.

При раскопках курганов на юге Молдавии обнаружены другие

предметы того времени.

Не менее интересна история скифских находок. Лет десять назад

трактористы, распахивая курган неподалеку от села Бутор, извлекли из земли

каменное изваяние и привезли его в школу. Дети сообщили ученым. Каков же

был восторг археологов, когда они, приехав, увидели во дворе школы верхнюю

половину скифской «бабы» — каменного изваяния бородатого скифа. В правой

руке он держал ритон — кубок из турьего рога, левая рука покоилась на

рукояти акинака — короткого меча.

При последующих раскопках курганов были найдены вторая половина

изваяния, а также золотые серьги античной работы, греческие чернолаковые

сосуды, амфоры для вина.

Раскопав скифский курган у села Балабан, археологи обнаружили в нем

захороненную женщину-воина с оружием. У изголовья лежали прекрасные золотые

серьги в виде головок животных.

В 1981 году под Дубоссарами было найдено уникальное изделие скифского

времени — массивная золотая гривна с головками львов, между ними —

перемычка, на которой две уточки, повернутые головами друг к другу. Золотые

украшения античной работы были обнаружены и в другом кургане.

В первом тысячелетии до нашей эры основное население края составляли

северофракийские племена. Как свидетельствуют археологические раскопки

поселений и могильников у Шолданешт на реке Черной, у Гидигича под

Кишиневом, у Селиште близ Оргеева и в других местах, фракийцы были не

только скотоводами и земледельцами, но и неустрашимыми воинами.

Красивы фракийские сосуды. Они часто украшены каннелюрами и оттисками

шнура или насечками. Своеобразны черпаки, оружие.

В конце первого тысячелетия до нашей эры на землях Молдавии уже

проживали племена гето-даков, относящиеся к позднефракийцам северо-

восточной ветви. Их поселения и городища, обнаруженные в разных местах

Молдавии, занимали, как правило, участки на легкообороняемых мысах. В

основном городища имели подтреугольную форму. Но были и кольцевые городища

— у Олишкан, Матеуц.

Он был мастером на все руки, человек древнекаменного века. Из кремня,

кости, дерева изготавливал свои орудия. С нуклеусов (ядрищ) скалывал

отщепы, из которых оформлял скребла, ножи, остроконечники, листовидные

наконечники. Рукоятками для них служили куски рогов оленя. С помощью

мотыгообразных орудий из бивней мамонта он копал хозяйственные ямы,

устраивал землянки. Из шкур животных шил одежду и обувь. В минуты,

свободные от собирательства съедобных растений и охоты на пещерного

медведя, мамонта, бизона и множество других животных, пытался рассказать

наскальными рисунками о том, что поражало его воображение. Такие рисунки во

множестве найдены на стенах и потолках пещер в Италии, Франции, Испании.

Известны они и в нашей стране — в Каповой пещере на Урале.

В Молдавии, в пещере у села Брынзены Единецкого района, обнаружено

уникальное украшение — подвеска, вырезанная из куска бивня мамонта. Древний

ювелир придал ей форму, напоминающую современный сверхзвуковой самолет. Два

ряда точек по бокам подвески имеют сходство с иллюминаторами на

сигарообразном корпусе лайнера. Брынзенская находка — еще одно

свидетельство того, как давно появилась в человеке тяга к прекрасному.

Прошли тысячелетия. Не без участия человека изменилась фауна нашего

края: исчезли мамонты, бизоны, северный олень, дикая лошадь. Холодный

период сменился потеплением. К седьмому тысячелетию до нашей эры человек

перешел к оседлости, занялся земледелием и скотоводством. В этот период в

Молдавии жили племена буго-днестровской культуры. Следы их поселений

обнаружены на Днестре под Сороками, у села Сакаровка и в других местах.

Тысячи мелких орудий из кремня и кости, первые настоящие мотыги,

зернотерки, найденные здесь, помогли узнать многое из жизни племен

новокаменного века.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.