реферат скачать
 

Лекции по Культуре

Лекции по Культуре

УКРАИНСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ

К У Л Ь Т У Р Ы

конспект

1.Понятие культуры.Классификация культуры.

2.Предмет истории культуры.Периодизация культуры.

3.Развитие понятия культуры.Преемственность в разных культурах.

4.Понятие художественной культуры.Многообразие форм художествен-

ной культуры.

Cultura-возделывание,воспитание,развитие и почитание.Под терми-

ном "культура" принято понимать исторически определенный уровень

человека,выраженный в формах организации или жизни людей,а также

создании духовных ценностей.

КУЛЬТУРА

/ \

Материальная Духовная

(орудия труда,жилища, (познание мира,

предметы обихода,одеж- нравственность,воспитание)

да)

Эти понятия характеризует материальный и духовный уровень разви-

тия определенных эпох,конкретных наций,а также специфических сто-

рон тамошней жизни.

В повседневном бытовом смысле термин "культура" относят к духов-

ной жизни и повседневной деятельности людей.По содержанию к

культуре относят:

К У Л Ь Т У Р А

/ | \

Научно- Худо- Бытовая культура

техническая жественная ()

культура культура

К первому типу относятся:

народное образование,книгопечатание.

Ко второму:

литература,народное творчество

К третьему:

деятельность людей,профессиональная и непрофессиональная,в про-

цессе которой осуществляется создание и потребление культурных

ценностей.

История Культуры в общем смысле слова-это раздел науки исто-

рия,но раздел специфический,связанный с философией и логикой.

Принято выделять:

1.Первобытную культуру

2.Античную(древнюю)-дохристианскую

3.Средневековую

4.Культуру Возрождения(античной культуры)

5.Культуру Просвещения(18 в.)

6.Культура (19 века)-золотой период европейской культуры.

7.Современная культура.

Первоначально слово "культура" обозначало целенаправленное воз-

действие человека на природу,а после воспитание самого челове-

ка.Воспитание обозначало не только развитие умения согласно су-

ществующим нормам и обычаям,но и поощрение желания,им следовав-

шее.

В эпоху Средневековья понятие "культура" приобретает смыс-

л,близкий к понятию "цивилизация".Позитивно оценивается город-

ской уклад жизни.Культура стала ассоциироваться с признаками лич-

ного совершенства;на востоке и в Европе-с признаками религиозно-

го совершенства.

В эпоху Возрождения понятие "культурный человек" стало соответ-

ствовать гуманистическому идеалу человека.

В эпоху Просвещения возник идеал культурного человека,в кото-

рои этике и эстетике уделялось мло места и основное место уделя-

лось совокупности познаний об окружающем мире и способности ис-

пользовать эти познания для достижения поставленных целей.

Французский просветитель Вольтер противопоставлял культурнос-

ть,образованность нации дикости и варварству первобытных пле-

мен.Цивилизованность нации,согласно Вольтеру,соответствует высше-

му соотношению разума:"Сделать всех людей счастливыми,живущими в

соответствии с потребностями человека."

Руссо считал,что современная ему европейская культура портит и

морально развращает "культурные нации" и потому противопоставлял

им чистоту и естественность нравов отдельных народов,находящихся

на патриархальной ступени развития.

Немецкие философы Кант,Шиллер и Гегель называли культурой об-

ласть духовной свободы человека,лежащей вне природного и со-

циального существования,независимую от практических целей и пот-

ребностей.достижение этой свободы-смысл всей культурной эволюции

человечества.

В настоящее время под культурой стали понимать систему ценнос-

тей,обуславливающих выработку форм человеческого поведения как

органическую часть социальной системы,определяющую степень ее

упорядоченности и управляемости.Каждый из разделов содержания

культуры в определенную эпоху нельзя рассматривать без учета дос-

тижений в этой области,достигнутых в предшествующие эпо-

хи.Преемственность развития культуры легко прослеживается в мате-

риальной культуре,к которой относятся машины,технические сооруже-

ния,выработанные в течение многих веков нормы морали и права.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Все виды художественной культуры можно свести к трем основным

направлениям:

1)дворцовая(средние века,распространение среди феодалов)

2)культовая(получила распространение среди служителей церкви)

3)богемная(фортификационная)

По этим трем направлениям развиваются такие виды художествен-

ной культуры как литература,живопись,скульптура,архитектура,и

театр.

Всегда быстрее развивается тот вид искусства,который востребо-

ван модой,а потому щедро оплачен заказчиком.Заказчиками были

представители господствующих классов,а также высшие иерархи

культа.Ими руководило стремление выделиться над равными или уве-

личить свое господствующее положение над низшими-главная движу-

щая сила в развитии культуры.

Поэзия вообще начала складываться из сладкозвучных славослрвий

своему господину.Скульптура также возникла из стремления "вождей"

стать равным богам,ибо первые примитивные скульптуры у всех без

исключения народов посвящались именно им(богам).

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА:

Культура Древнего Востока.

_________________________

План:

1)Возникновение древнейших цивилизаций

2)Вавилоно-ассирийская культура

3)Культура Древнего Египта

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ:

С X тысячелетия по IV тысячелетие до н.э.климат в полосе 20-40

градусов северной широты был существенно отличным от нынешне-

го.Влажность была неизмеримо выше.На месте нынешних пустынь были

цветущие саванны и степи.Людей было в сотни раз меньше,чем сей-

час.Людям не надо было сеять или заниматься скотоводством.Им

вполне хватало дикорастущей пищи.Люди жили мелкими племенами и

родами,которым вполне хватало места для жизни.Конфликтных ситуа-

ций между родами и кланами в эту пору не возникало.

С конца V тысячелетия до н.э.климат начал становиться более су-

хим.Пустыня начала наступать на саванны и степи.Люди стали пере-

кочевывать в долины больших рек.

Ариал обитания людей во много раз сократился.Собирательством и

охотой прокормиться стало уже невозможно.Начался переход к земле-

делию и скотоводству.

Мест,удобных для пастбищ и земледелия,было не очень много.Стали

возникать конфликты между племенами,в результате чего возникла

потребность в оружии,из которой проистекала потребность в метал-

ле.Возникали материальные потребности в развитии научных и техни-

ческих средств.

В дальнейшем возникла проблема ирригации.Появилась необходи-

мость рыть каналы и строить дамбы.

Для измерения площадей земельных участков и объема выбираемого

грунта при строительстве каналов,нужны были математические мето-

ды ведения всевозможных расчетов.Для определения времени начала

посева и выгона скота на пастбище нужен был инвентарь,а также

познания в химии и астрономии,нужен был календарь.

Изменившиеся условия жизни диктовали свои требования к развитию

культуры.Начался переход к государственной системе от родовой и

племенной.В борьбе за земли и рабов возникли первые государ-

ства:в Междуречье Тигра и Евфрата,в долине реки Нил и на юге Пе-

лопонеса(о-в Крит).

ВАВИЛОНО-АССИРИЙСКАЯ КУЛЬТУРА:

Культуру государств в Междуречье принято называть вавилоно-асси-

рийской культурой.К середине III тысячелетия до н.э. государства

Междуречья были достаточно развиты.

1.Техника

-хорошо развита металлургия.Известны:литье,ковка,чеканка,изго-

товление золотой и серебряной проволоки,филигрань.

-широко применяется изготовление парадного оружия,что тоже сви-

детельствует о наличие у предствателей данной культуры определен-

ной степени мастерства.

2.Строительство

-основные стройматериалы:большей частью-необожженный и обожжен-

ный кирпич.Основы всех всех дворцов и храмов возводились из нео-

божженного кирпича.

Несущие конструкции-напротив,из обожженного.

3.Реконструкция войска

-введение колесничного войска.Появление панциря из медных

блях.Формируется конное войско,вооруженное мечами.Появляются ук-

репленные военные лагеря и осадные орудия(таран).

-стали строиться каменные и наплавные мосты через достаточно ши-

рокие реки.

4.Железные инструменты

-алмазные сверла

5.Водоподъемные устройства

-водоподъемное колесо(бесконечная веревка с кожаными ведрами).

-еще до основания Рима здесь уже присутствовал акведук.

6.Наука

-системы мер.Шестидесятиричная.позиционная.На основании этой

системы составлялись таблицы(умножение,деление,сложение,вычита-

ние) и квадратные уравнения.

-за 1500 лет до Пифагора знали его теорему.Разрабатывали методо-

логию,планиметрию и стереометрию решения задач.

-использование практической химии в технологии производства

бронзы,глазури многокрасочных поливов в керамике.

7.География

-Земля представлялась плоской,посреди Земли изображалось Между-

речье.На картах изображены земли от Испании до Индии.Вся Земля

плавает в мировом океане.

8.Медицина

-знали ампутацию,сращивание переломов,удаление бельма с гла-

за,составляли анатомические атласы.

-сведены в систему лекарственные препараты.Календарь на основе

лунного.Год состоял из 12 лунных месяцев.Периодически вводился

13-й месяц.

9.Религия

шумерские названия семитские названия

-Уту- бог солнца Шамаш

Зуэн(Ианна) Син-бог Луны

Ан Ану-бог неба

Иннан Иштар

(богиня плодородия)

10.Литература

-письменность возникла за 3000 лет до н.э.Клинопись.Первое лите-

ратурное произведение написано более 4000 лет назад.В первоисточ-

никах до нас дошли:"Легенда о Гельгемеше"-первое литературное

произведение.

11.Архитектура

-в эпоху возвышения в Шумере царской власти и усиливающегося

влияния жречества происходит расцвет храмовой архитектуры и

культуры.Стремление утвердить могущество божества посредством

воплощения в геометрической простоте.

В основе храма лежал параллелепипед,гладких стен не имелось,всю-

ды выступы,ниши.Развитие храмовой архитектуры достигло максимума

создания многоступенчатой башни Зиккурата.

Обычный зиккурат-поставленные одна на другую усеченные пирами-

ды,окрашенные в разные цвета.

12.Культура

-храмы и дворцы украшались культовыми скульптурами,изображающи-

ми людей,быков и крылатых львов.

Скульптуры выполнены очень реалистично.Особую ценность как

произведения искусства имели царские принадлежности.

Культура Междуречья оказала огромное влияние на всю последующую

культуру стран и народов.

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ:

В районе 3000 года до н.э. царь Юга-Менес(Менас) захватил южное

царство и основал город Мемфис.

С 28 века до н.э.Мемфис стал столицей Египта.Началась история

Египта,измеряемая династиями.

1.Раннее царство(с 3000 по 2800 г.г.до н.э.)

Первые две династии.Развитие ирригации,массовое появление мед-

ных орудий,возникновение массовой торговли.

Государство становиться агрессивным,ведет постоянные войны с со-

седями с целью захвата рабов и сырья.

2.Древнее царство(с 2800 по 2250 г.г.до н.э.)

Максимально возрастает могущество фараонов.Они объединяют свет-

скую и духовную власть.Общее развитее получает идея неограничен-

ной власти обожествляемых фараонов.

Воплощение этой идеи-строительство пирамид.

-Первый распад Египта(2250-2050 г.г. до н.э.)

Период всеобщего запустения.

3.Среднее царство(2050-1700 г.г. до н.э.)

Столица переносится в Фивы.Наивысший расцвет культуры.

-Второй распад Египта(1700-1580 г.г. до н.э.)

4.Новое царство(1580-1070 г.г. до н.э.)

Использование железа,ткацкого станка,широкое распространение

письменности и грамотности,изобретение стекла,использование ко-

лесных повозок,создание могучего флота.

В эпоху Раннего царства возникают первые школы,в школах готови-

ли писцов-привилегированное сословие государственных служа-

щих.Подготовка велась с 5-летнего возраста,12 лет.Учебный день

заканчивался примерно в третьем часу пополудню.

Был изобретен папирус.Каменные сооружения использовались для

дворцов фараонов,храмов и царских гробниц.Остальные строения

строились из кирпича-сырца.

В период Древнего царства устанавливаются каноны египетской

культуры и искусства.Формируется иерархия видов и жанров искус-

ства.В системе искусств ведущую роль играет архитектура,тесно

связанная с поминальным культом.Господствующие принципы-монумен-

тальность и статичность,вполощающие представления о незыблемости

социального строя и сверхчеловеческом величии фараонов.Эти же

принципы распространялись на связанныую с архитектурой живопись и

скульптуру.Основным видом архитектурной постойки являлась маста-

ба-геометрически правильная усеченная пирамида,представляющая из

себя наземную часть гробницы и погребальное помещение,расположен-

ное глубоко под землей.

Буквально слово "мастаба" означает "каменная скамья".

Именно в период Древнего царства была постоена первая пирами-

да.Архитектор Имхотеп-для фараона Джосера,построил пирамиду,сос-

тоящую из шести стоящих друг на друге мастаб.Эта пирамида яви-

лась основой гигантского архитектурного ансамбля в Саккаре.В

дальнейшем совершенствовались лишь геометрические формы.Чем

больше форма,тем больше ясности и частоты в сооружении.В конце

первого царства был создан комплекс пирамид в Гизе.Его основу

составили пирамиды трех фараонов:Хеопса,Хефрена и Микерина.

Дорогу к пирамиде Хеопса охранял сфинкс с лицом фараона

Хефрена.Сфинкс был создан из гранитной скалы,монолита,напоминаю-

щего лежащего льва.Вокруг пирамиды Хеопса в строгом геометричес-

ком порядке стояли пирамиды придворных и поминальные храмы.Поми-

нальные храмы сообщались между собой крытыми переходами.

Настенная живопись изображала сцены битв,охоты и дворцовых ме-

роприятий.Живопись символизировала положение и благополучие по-

койного в царстве мертвых.Скульптуры,портреты,выполняли роль

двойника покойника и служили вместилищем души-Ка.

Искусство Египта было составной частью культа(заупокойного ри-

туала).Чтобы покойник чувствовал себя комфортно в царстве мер-

твых,его снабжали всем,чем он владел при жизни.То,чем он обладал

при жизни,изображалось на стенах погребальной камеры.Отсюда и по-

шел обычай бальзамирования.Скульптурный портрет должен был обла-

дать точным сходством с оригиналом.

Произведения искусства делались не для осмотра,им отводилась ку-

да более высокая роль-дарить усопшим бессмертие.

Так художники и скульпторы стали чуть ли не самыми высокооплачи-

ваемыми людьми в египетском обществе.

Искусство Египта было частью религии.

В Египте сохранилось несколько гигантских архитектурных ансам-

блей,такие как древние памятники в Луксоре и Абу-Симбел.Таких пи-

рамид больше не создавали;вход в них,как правило,украшался.

Пантеон Египта:

Каждый город имел своих богов.Изначально представление о мире

было как о водном Хаосе.Одним из самых почитаемых богов Египта

считался Осирис и его жена(она же сестра) Изида.Сын Осириса и

Изиды-бог Гор.

Богиня Баст изображалась в виде кошки,Гор являлся в виде соко-

ла,богиня войны Сахмед изображалась в виде льва.

Богиня Нут была божеством неба.Бог Геб являлся богом земли.Тот

являлся богом Луны,Хапи был божестом Нила.

Культура Древней Греции

_______________________

1)Крито-микенская культура

2)Доантичная культура Греции(дорийская и ахейская)

3)Гомеровский период

4)Классическая греческая культура.

1.Крито-Микенская культура.

Возникла в III тысячелетии до н.э.Распространилась на острова

Эгейского моря и побережье.Были ли представители данной культуры

греками-неизвестно.

Во II тысячелетии возникла письменность.

Составлен пантеон олимпийских богов,сложились песни Илиады и

Одиссеи.По преданию,на севере побережья Крита был самый большой

город Кипра,именуемый Кносс.В лабиринте дворца города Кносс нет

никакого архитектурного замысла,нет никакой симметрии.Стены рас-

писаны бытовыми сюжетами.На Крите 1500 лет не было войн,что спо-

собствовало развитию торговли.

Архитектура период Крито-Микенской культуры была удиви-

тельной,но отнюдь не прекрасной.Главной культурной ценностью это-

го периода были фрески и рельефы.В живописи не было никаких кано-

нов,пространство между стенами украшалось растительным и геомет-

рическим орнаментом.

В XIV веке с севера пришли ахейцы,а еще через 200 лет,в XII ве-

ке до н.э.,пришли дорийцы.

2.Доантичная культура Греции.

К концу II-началу I тысячелетия до н.э. на территории Греции

осели 3 большие группы племен,из которых позже сформировалась

греческая нация.Всю центральную часть Греции заселили ахейцы.мно-

гочисленные острова Эгейского моря и города узкой полосы побе-

режья заселили ионийцы.Южную часть Пелопонеса,Крит и прилегающие

к нему острова заселили дорийцы.

Это были близкие по языку,но стоящие на разных культурных уров-

нях племена.При нашествиях,в междуусобных войнах,частично разру-

шая дворцы и грода и обращая в рабство побежденных противников,э-

ти племена перенимали культуру друг друга.

В период ахейского господства города окружались стенами высотой

до 12-15 метров и толщиной до 8 метров.Улицы греческих городов

были значительно уже.Возникла общая для всех племен письменнос-

ть:это было слоговое письмо,множество источников из которого дош-

ли до наших дней.Развивалась торговля.

Архитектурные сооружения ахейского периода тяжеловесны,массив-

ны,грубы.Известно только одно "скульптурное" произведение этого

периода:Львиные ворота в Микенах.

Для развития хозяйственных нужд ускоренными темпами развивалось

гончарное производство.Получает развитие вазопись с простейшими

геометрическими узорами.

Период дорийского господства не внес существенных улучшений в

процесс развития греческой культуры.

Обычным явлением в этот период стали непрекращающиеся междуусоб-

ные войны.Именно в этот период состоялась Троянская война.Идеа-

лом мужчины стал мужчина-воин,а идеалом красоты-физическое разви-

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.