реферат скачать
 

Чарли Чаплин

Чарли Чаплин

Министерство культуры Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения

Департамент по связям с общественностью

Контрольная работа по дисциплине

"История мирового кино"

тема работы: "Чарльз Спенсер Чаплин

и его вклад

в становление мирового кино

студентки 1 курса

очно-заочной формы обучения

факультета "Связи с общественностью"

группа 00/PR-1

Ильиной А.Ю.

Проверил преподаватель

Муравьев А.Л.

Санкт-Петербург - 2001 г.

ПЛАН

1. Детство Чаплина. Первые шаги в артистической карьере.

2. Чарли Чаплин - покорение Голливуда.

3. Финал жизни, итоги, деятельность в последние годы жизни.

4. Заключение.

Чарльз Спенсер Чаплин родился 16 апреля 1889 г. в Лондоне на

Кеннингтон Род, 287. Его родители - Чарльз Спенсер Чаплин-старший и Ханна

Чаплин (на сцене Лили Герли), были эстрадными актерами. Мать выступала с

песнями и танцами в различных театрах, в том числе в антрепризе известных

композиторов, авторов популярных оперетт - Джильберта и Салливена. Отец -

обладатель приятного баритона - был в середине 80-х годов очень популярен в

лондонских мюзик-холлах. Ему неоднократно приходилось гастролировать в

Европе, выступал он и в Нью-Йорке. В его репертуаре встречались и песенки,

сочиненные им самим. Сценическая карьера Чарльза Спенсера Чаплина

закончилась трагически: он потерял голос, лишился ангажемента, стал пить и

умер в 1894 г. в лондонском госпитале св. Фомы.

Ханна Чаплин вскоре после смерти мужа тяжело заболела. В 1896 г. она

потеряла рассудок. Ее сыновья, Сид и Чарли, вынуждены были самостоятельно

зарабатывать на жизнь.

Чем только не приходилось заниматься маленькому Чарли! Он торговал

газетами, работал в парикмахерской, на заводе стеклянных изделий...

Творческие способности проявились у Чарли очень рано. Малышу было

всего два года, когда он выучился чечетке у отца и исполнению эстрадных

песенок у матери.

Многие дети из трущоб Кеннингтона и Ламбета выступали на тротуарах в

надежде заработать несколько пенни, но талантливые братья Чаплин были среди

них наиболее удачливыми. В известной степени их успеху способствовали и

своеобразные театрализованные пестрые костюмы. Один из биографов Чаплина

приводит слова Сиднея Чаплина: "Моя мать скроила мне куртку из остатков

своего жакета и своей старой бархатной кофты... Это было бы не так плохо,

если бы эти опорки не были разноцветны. Я был очень огорчен, когда

мальчишки называли меня "Иосифом в разноцветной куртке". Бедняге Чарли

приходилось еще хуже. Он носил красные чулки матери.

Маленькому Чарли, оставшемуся фактически безнадзорным сиротой,

угрожало принудительное помещение в приют или в работный дом, что вряд ли

оказало бы благотворное влияние на развитие его творческих способностей.

В 80-х годах методистский проповедник "генерал" Вильям Бутс создал

своеобразную религиозно-филантропическую организацию, так называемую Армию

спасения. Армия спасения развернула в ряде городов, в первую очередь в

Лондоне, бурную деятельность среди городской бедноты. Применяя грубо

сенсационные приемы, офицеры Армии спасения возродили, по словам Энгельса,

"приемы пропаганды древнего христианства".

Помимо бесплатных столовых и ночлежек Армии спасения, в Лондоне

существовали в те годы "Ассоциации английской церкви для помощи

беспризорным детям", "Национальная ассоциация призрения сирот", а также

пресловутый "Дом просветительных учреждений" д-ра Бернардо.

Весь этот сложный филантропический механизм был направлен, с одной

стороны, на религиозное воспитание детей, с другой - на привитие им

разнообразных трудовых навыков. В отдельных случаях администрация приютов и

благотворительных учреждений прибегала к насильственному интернированию

детей.

Чарли удачно избежал "отдачи на воспитание" и отправки в "Степни-

хоуз", на фасаде которого красовалась многообещающая надпись: "Ни один

бесприютный ребенок не встретит здесь отказа".

Но все же ему неоднократно приходилось сталкиваться с различными

филантропическими организациями, в частности он нередко посещал сеансы

волшебного фонаря и так называемых туманных картин, организованные

приходским священником. Чарли интересовался при этом отнюдь не

благонамеренным библейско-евангельским репертуаром сеансов волшебного

фонаря, а бесплатной чашкой кофе, выдававшейся по окончании сеанса.

К 1898 г. относится кратковременное увлечение Чаплина цирком.

"Впервые, - вспоминает он, - я побывал в цирке, когда мне было восемь лет.

Это было в Миддльсборо... В то время я не находил ничего более прекрасного,

чем клоун Лапэн. Признаюсь, что это он внушил мне желание быть похожим на

него. Как я его любил и восхищался им! Представьте себе его со щеткой и с

кастрюлей, отряхивающего с себя какую-то воображаемую пыль. Он вызвал такие

взрывы хохота у публики, что весь город стремился посмотреть на него. Его

популярность производила на меня огромное впечатление... В те времена

клоунские антре были построены на экспромтах. Выходя на сцену, он никогда

не знал, что будет делать, но импровизировал с захватывающей силой. Вся

программа держалась на нем одном. Он в равной мере был прекрасным

жонглером, наездником, акробатом, мимом. Бывало, он вскакивал на лошадь и

в течение нескольких кругов по арене показывал зрителям целую драму: он

любит, ревнует, убивает соперника и, закованный в кандалы, идет в тюрьму. Я

находил это великолепным, и у меня не было другого желания, как подражать

ему".

Девятилетний Чарли решил идти в цирк учиться акробатическому

искусству. "... Я стал учеником акробата, - вспоминал он впоследствии. - Вы

знаете, что такое жизнь ребенка-акробата. Каждый день его жизни

представляет собой ужасную драму. Сколько упражнений должен он проделать,

сколько раз повторить и сколько раз рискует он переломать кости, пока

достигнет совершенства...

Одно из упражнений мне не удалось. Я должен был проделать номер,

состоящий в следующем: я становился на пальцы ног акробата, и он

подбрасывал меня в воздух. Я же должен был выполнить опасное двойное сальто

в воздухе и, разумеется, встать на ноги. Но акробат бросил меня слишком

высоко, я не выполнил прыжка как следует, упал, шаром прокатился по

опилкам, и сломал себе большой палец. Если бы мне удалось это опасное

двойное сальто, вероятно, я остался бы до конца моих дней в цирке... Один

опасный прыжок отвратил меня от "мира опилок".

Театральная карьера Чаплина началась в возрасте 9 лет в 1898 г.,

когда его очередное хореографическое выступление на улице привлекло

внимание некоего Джексона, школьного учителя из Ланкашира. Джексон еще до

этого долгое время носился с идеей организации детского танцевального

ансамбля. Маленький Чарли был им использован для осуществления этого

замысла.

Чарли отправился с Джексоном на север, ансамбль кочевал из одного

помещения в другое. Это обеспечило Чарли работу в течение двух лет и

приносило его семье регулярный, хотя и скудный заработок.

Попасть на театральную сцену Лондона в конце Х1Х - начале ХХ в. было

трудно и в связи со всесторонней монополизацией театрального дела.

В такой обстановке подростку Чарли, уличному танцору, пришлось

прокладывать себе дорогу на театральную сцену. Впервые одиннадцатилетний

Чарли выступил 15 января 1900 г. в только что открытом лондонском театре

"Ипподром" (выходная роль в пьесе "Джидди Остенд"), где выступали урод-

великан Махов, труппа пигмеев, чемпион плавания Аннет Келлерман и другие

"звезды".

В течение периода с 1900 по 1913 год Чаплин сменил несколько трупп,

несколько стилей, приобрел опыт и мастерство настоящего театрального

актера.

28 ноября 1913 года состоялось последнее выступление Чаплина на

театральной сцене. Подписав контракт с фирмой "Кистоун", Чаплин навсегда

покинул театр и стал киноактером.

Переход Чаплина из театра в кино был для него не только "переменой

профессии": он по сути дела означал эмиграцию из Англии в США. Уход из

английского театра в американское кино был, следовательно, явлением

вторичным, не причиной, а следствием. Чаплин с горечью вспоминал: "Мне не

нравились барьеры, воздвигаемые между классами, чтобы подавить бедняков, к

которым принадлежал и я, и, эмигрируя в Америку сорок пять лет назад, я

предпочел бы стать там продавцом в мясной лавке, чем в Англии лордом

Пибоди".

Существует очень распространенное мнение, что и сам Чаплин, и его

герой творчества Чаплина следует искать лишь в американском кинематографе,

что, наконец, Чаплин и театр полярны друг другу во всех возможных смыслах.

Эта легенда возникла еще в начале 20-х годов, когда в формалистических

поисках абстрактной "специфики" теоретики "чистого кинематографа" пытались

вбит клин между кино и театром.

В свете изложенных выше фактов творческой биографии Чарльза Спенсера

Чаплина легенда о его "сугубо кинематографическом" происхождении

оказывается несостоятельной. В кинематограф Чаплин - профессиональный

театральный актер с тринадцатилетним стажем - принес не только виртуозное

мастерство эстрадного актера, но и реалистические традиции английской

клоунады, традиции демократических народных театров.

Во всеоружии этого искусства, предполагающего какое-то сатирическое

или скептическое отношение к "общепринятому", появился Чаплин в

американском кино.

Этому отношению к "общепринятому" Чаплин учился не только у Дена

Лейно, Литтл Титча и Фреда Карно. Его интересы не ограничивались искусством

современных ему эстрадных актеров. Он внимательно и пристально изучал жизнь

и нравы обитателей Кеннингтона, Ламбета и Ист-Энда. Мельчайшие детали

костюма, неуловимые оттенки походки, манера разговаривать и

жестикулировать, догонять переполненные пассажирами омнибусы или

переругиваться с соседями - все это интересовало Чаплина, во всем этом он

видел проявление определенных характеров, сложившихся в атмосфере нищенских

кварталов Лондона.

На всю жизнь он запомнил жалкого слепого нищего, неизменно стоящего

у сырой, покрытой плесенью стены моста Ватерлоо, его не менее жалкую

больную собаку, свернувшуюся калачиком у ног старика, ханжеский облик

проповедников из Армии спасения, смешную "утиную" походку старого

извозчика, присматривающего за лошадьми у пригородного кабака, унылые

фигуры уличных шарманщиков и акробатов, торговца фруктами с жадными,

голодными глазами и распухшим от водянки животом, оборванных детишек,

играющих на задворках камнями и щепками, и солидных "бобби" - полицейский

подобно восклицательным знакам расставленных на углах и перекрестках...

Запомнились Чаплину и "декорации" лондонских окраин, впоследствии

воспроизведенные им в студиях "Маджестик", "Лоун Стар" и "Ла-Бреа":

высокие, уныло однообразные серые дома с маленькими подслеповатыми окнами,

узкие, грязные, давно не метенные тротуары, груды мусора и железного лома

на пустырях, лотки с овощами и фруктами, вывески молитвенных домов Армии

спасения.

Социальные и классовые противоречия были знакомы Чаплину с самого

юного возраста. Та обстановка, та среда, та атмосфера, под влиянием которых

складывался характер молодого артиста, его общественные симпатии, его

политические взгляды, его эстетические вкусы, его отношение к жизни и людям

были одновременно обстановкой, средой и атмосферой, в которых зародился и

вырос появившийся годом позже на экранах США знаменитый Чарли.

Двадцатичетырехлетний Чарльз Спенсер в 1913 г. еще далеко не до конца

определился как художник и человек, но уже тогда в его характере и в его

творческом методе были отчетливо различимы черты будущего Чаплина -

гуманиста, реалиста и демократа.

Первый фильм с участием Чаплина был поставлен в 1914 году. Последний,

в котором он снимался как актер в 1957 году. История не знала еще столь

продолжительной, прижизненной актерской славы. И слава эта с последней его

ролью отнюдь не кончилась. Мир не перестал интересоваться Чаплином. Каждое

интервью с ним привлекало и привлекает до сих пор внимание миллионов

читателей.

Более полувека продолжалась в художественной кинематографии эпоха

Чаплина. Когда он начал сниматься в Голливуде, этот город был жалкой

провинциальной дырой. С тех пор он стал гигантской фабрикой иллюзий и снов,

центром промышленности, занявшей одно из ведущих мест не только на

Американском континенте, но и во всем мире.

Тысячи звезда за эти полвека взошли и погасли на небосводе Голливуда,

в том числе и звезд комедии - самой популярной области кино. А звезда

Чаплина продолжает гореть негасимым пламенем.

Чем же вызвана, чем обусловлена эта продолжительность эпохи Чаплина в

кинематографии? Его необыкновенным мастерством? Да, Чаплин - большой

художник, великолепный артист, мастерство которого связано с традициями

демократического массового искусства минувших веков - с клоунадой,

пантомимой, цирком.

Но сказать, что секрет продолжительности эпохи Чаплина в его

мастерстве - значит далеко не полностью ответить на поставленный вопрос.

Детальной и конкретной разработкой сценариев, каждый из которых

поражает богатством положений, эпизодов, линий, трюков? Да, Чаплин -

замечательный сценарист и режиссер. Некоторые из его сценариев ("Огни

большого города", "Новые времена", "Диктатор") являются настоящими

шедеврами кинодраматургии. Но и этот ответ оставит читателя

неудовлетворенным.

"Я могу точно сказать, - рассказывает Чаплин о первых годах работы в

Голливуде, - когда у меня впервые появилась мысль придать своим комедийным

фильмам еще одно измерение. В картине "Новый привратник" был эпизод, когда

хозяин выгоняет меня с работы. Умоляя его сжалиться, я начинал показывать

жестами, что у меня куча детей, мал мала меньше. Я разыгрывал эту сцену

шутовского отчаяния, а тут же стояла наша старая актриса Алиса Девенпорт и

смотрела на нас. Я случайно взглянул в ее сторону и, к своему удивлению,

увидел ее в слезах.

- Я знаю, что это должно вызывать смех, - сказала она, - но я гляжу

на вас и плачу.

Она подтвердила то, что я давно уже чувствовал: я обладал

способностью вызвать не только смех, но и слезы".

О том, что фильмы Чаплина представляют собой своеобразное сочетание

смешного и трогательного, упоминается во всех статьях, книгах, рецензиях,

посвященных его творчеству. Так, может быть, в этом заключается разгадка

секрета, о котором мы говорим? Да, то, что он обладает способностью

"вызывать не только смех, но и слезы", частично объясняет секрет Чаплина,

силу воздействия его искусства. Но это все же не истина, а только одна из

догадок на пути к истине.

Какие бы объяснения мы ни предлагали, ни одно из них не даст нам

исчерпывающего ответа на поставленный выше вопрос. И для того, чтобы решить

"загадку Чарли", необходимо прежде всего ответить на другой вопрос. В чем

смысл творчества Чаплина? В чем его пафос?

Как и всякий большой художник, он создал свой, особый мир, в котором

живет постоянный герой - Чарли, живут, радуются, любят, страдают другие

персонажи его фильмов. Каким законам подчинен этот мир? Как движется и

развивается его история?

Вспоминая ленты Чаплина, мы почти никогда не вспоминаем отдельных

положений и трюков. Разумеется, нельзя забыть его маску (котелок, огромные

равные башмаки, нелепую походку), но мы мгновенно и безошибочно узнаем

характер - великодушие, инфантильность, неустроенность, озорное лукавство,

легкомыслие. И мы помним не только характер, но и судьбу, постоянную и

безжалостную. Мы знаем, что герою Чаплина не везет, что какие бы блага и

богатства ни были в его распоряжении, он все равно потеряет их и уйдет,

удаляясь от зрителя по пустынной дороге. Иногда у нас появляется ощущение,

что мы хорошо, почти интимно с ним знакомы. Он разделил все горести, все

беды нескольких поколений людей. Он был бродягой и безработным. Он выступал

в роли миссионера и агента "Армии спасения", он ночевал под мостами и в

ночлежках, он призван был в армию и долгое время провел в окопах первой

мировой войны, он испробовал множество профессий: подметал улицы и стоял у

конвейера на огромном современном заводе, был боксером и ночным сторожем в

универмаге, работал в цирке и сидел в тюрьме, искал золото и воровал.

Вспоминая фильмы Чаплина, мы вспоминаем его жизнь. Она продолжается

из картины в картину, как будто это единая биография вымышленного Чаплином

человека.

Конечно, зритель, которому довелось увидеть только один фильм с

участием Чаплина, получит достаточно ясное представление о мастерстве и

главной теме этого актера. Но подлинный смысл его творчества раскрывается

только при сопоставлении всего им созданного.

Образ Чарли и те идеи, которые воплощены в этом образе, в отличие от

творчества других комедийных актеров кино, иногда не исчерпываются сюжетом

отдельного фильма. Чарли участвует в настоящем, в тех событиях, которые

проходят перед зрителем, но ему принадлежит и будущее. Вот почему фильмы

Чаплина, как правило, не имеют конца. Много раз повторявшийся финал этих

фильмов - уход от зрителя по дороге, куда-то в глубину кадра - всегда

означал одно и то же: жизнь этого человека не кончилась, он идет навстречу

новым приключениям, новым горестям и радостям. Мы всегда знаем о Чарли

больше, чем рассказывал фильм, и завершение фильма вовсе не означает

завершения судьбы.

Чаплин в совершенстве владеет великим искусством смешного. Это

утверждение сегодня звучит банально, вы встретите его в десятках статей и

книг, посвященных творчеству актера. Но присмотритесь внимательно к его

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.