реферат скачать
 

Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России

Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России

ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра мировой экономики и международных

валютно-кредитных отношений

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику

России

Студента группы К-2-6

Данилова Е. Е.

Научный руководитель

доц. Романов С. М.

Москва

1995 г.

Содержание

Введение 3

I. Инвестиционный механизм 4

1. Сущность, формы, цели и задачи инвестирования 4

2. Основные структурные характеристики инвестиционного процесса 5

II. Юридическая база, регулирующая инвестиционный процесс 8

1. Организационно-правовые условия инвестирования 8

2. Действия правительства по обновлению законодательства,

направленные на расширение источников иностранных инвестиций 11

III. Основные меры, принимаемые с целью привлечения иностранного

капитала в экономику Российской Федерации 13

1. Создание благоприятного инвестиционного климата 13

2. Снижение трансанкционных издержек инвесторов 15

Заключение 17

Приложения 19

Список использованной литературы 24

Введение

1995 год стал годом продолжения экономических реформ в России, когда

на общем кризисном фоне продолжающегося падения производства, роста цен,

низкой инвестиционной активности начали проявляться признаки постепенного

ослабления деструктивных процессов. Прежде всего это выразилось в

значительном сокращении по сравнению с предыдущим периодом годового уровня

инфляции и стабилизации во втором полугодии месячных объемов производства

(см. приложения 3 и 4). Стал более насыщен потребительский рынок, несколько

повысились реальные доходы населения, возросла склонность к сбережениям.

Существенной предпосылкой для повышения деловой активности в экономике

является дальнейшее развитие процесса приватизации государственной

собственности.

Эти и некоторые другие позитивные тенденции в хозяйственной динамике

свидетельствуют о движении экономике России к стабилизационной фазе

переходного периода. Однако, устойчивость данного движения, обеспечиваемого

преимущественно средствами денежно-кредитной политики, остается

недостаточно прочной при отсутствии необходимых структурных сдвигов в

реальном секторе экономики.

Таким образом, в связи с продолжающейся нестабильностью в

экономического положения Российской Федерации многие ведущие экономисты

связывают будущее нашей страны с привлечением в широких масштабах в

российскую экономику иностранных инвестиций, что преследует долговременные

цели создания в России цивилизованного общества, характеризующегося высоким

уровнем жизни населения.

Иностранный капитал может внести в страну достижения научно-

технического прогресса и передовой опыт управления. Кроме того, привлечение

иностранного капитала в материальное производство намного выгоднее

получения кредитов для закупок необходимых товаров, которые лишь умножают

общий государственный долг.

Приток зарубежных капиталовложений жизненно важен для достижения

среднесрочных целей, таких, как выход из современного кризисного состояния,

начальный подъем экономики. При этом, естественно, российские общественные

интересы не совпадают с интересами иностранных инвесторов, следовательно,

важно привлечь капиталы так, чтобы не лишить их владельцев собственных

мотиваций, одновременно направляя действия последних на благо общественных

целей.

Данная задача разрешима, что и подтверждается мировым опытом

(например, образование новых индустриальных стран), но для нахождения каких-

либо определенных действий по ее выполнению нужно в первую очередь изучить

конкретное состояние в области привлечения иностранных инвестиций в

настоящих российских условиях, рассмотреть экономическую и законодательную

базы, обеспечивающие инвестиционный климат в стране. При этом, в моей

работе большое внимание уделено последней из указанных, так как сегодня

именно неопределенность в данной сфере ограничивает инвестиционный процесс,

то есть наблюдается своеобразный парадокс: сильнейший инструмент по

привлечению зарубежного капитала одновременно является основной причиной,

удерживающей инвесторов от крупных вложений.

I. Инвестиционный механизм

1. Сущность, формы, цели и задачи инвестирования

Рассмотрим инвестирование (экспорт капитала) как многосторонний

процесс. По определению инвестициями являются долгосрочные вложения

капитала в различные отрасли хозяйства с целью получения прибыли. Однако,

необходимо учитывать, что осуществление инвестиций, в том числе

иностранных, должно быть взаимовыгодным процессом, то есть приносить

прибыль как объекту, на которого последнее направлено, так и субъекту

(инвестору).

В мировой практике выделяют три основные формы инвестирования:

1. Прямые, или реальные, инвестиции (помещение капитала в промышленность,

торговлю, сферу услуг — непосредственно в предприятия).

2. Портфельные, или финансовые, инвестиции (инвестиции в иностранные акции,

облигации и иные ценные бумаги).

3. Среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного

капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым

учреждениям.

Прямые инвестиции могут обеспечивать инвестирующим корпорациям либо

полное владение инвестируемой компанией, либо позволяют устанавливать над

ней фактический контроль. Иногда для этого необходимо иметь не более 10%

акционерного капитала.

Ведущими инвесторами являются развитые экономически страны, в первую

очередь США, но за последние 20 лет их доля в общей сумме зарубежных прямых

инвестиций сократилась с 55% до 44%, доля же стран Западной Европы и Японии

возросли (соответственно с 37% до 44% и с 1% до 10%).

Значительны также изменения и в направлениях прямых инвестиций: до

второй мировой войны основная часть капиталовложений приходилась на

отсталые страны, тогда как в последнее время вкладчиков притягивают страны

с уже развитой экономической системой. Объясняется данное поведение

сдвигами в отраслевой структуре инвестирования, которое теперь

преимущественно сосредотачивается в обрабатывающей промышленности, а внутри

нее — в наукоемких и высокотехнологичных отраслях. Импортером капитала

становится и США, причем последние годы здесь приток прямых инвестиций даже

превышает их отток.

Портфельные инвестиции — основной источник средств для финансирования

акций, выпускаемых предприятиями, крупными корпорациями и частными банками.

В послевоенный период объем таких инвестиций растет, что свидетельствует об

увеличении количества частных инвесторов. Посредниками же при зарубежных

портфельных инвестициях в основном выступают инвестиционные банки

(посреднические организации на рынке ценных бумаг, занимающиеся

финансированием долгосрочных вложений).

На движение данного вида инвестиций оказывает влияние разница в норме

процентных ставок, выплачиваемых по различным ценным бумагам. Так, высокая

норма процентных ставок в США привлекла множество иностранных инвесторов,

особенно японских.

В 70 — 80 гг. произошел взрыв роста международных кредитов, что

привело к образованию мировой кредитно-финансовой сферы. Международный

рынок ссудных капиталов растет особенно высокими темпами: его валовый объем

увеличился с 10 млрд. долларов в 1960 году до 2395 в конце 80 гг. Основная

доля этих сумм приходится на межбанковские операции.

В настоящее время международный рынок ссудных капиталов разделяется

на денежный рынок и рынок собственно капиталов.

1. Денежный рынок — рынок краткосрочных кредитов (до одного года). С их

помощью корпорации и банки пополняют временную нехватку оборотных

средств.

2. Рынок капиталов — рынок среднесрочных (от 2 до 5 лет) банковских

кредитов и долгосрочных (свыше 10 лет) займов, которые предоставляются в

основном при выпуске и приобретении ценных бумаг.

В последние годы на международном рынке используются нетрадиционные

формы долгосрочного финансирования, например проектное финансирование,

заключающееся в предоставлении крупных кредитов под конкретные промышленные

проекты предприятий. Таким образом, указанная форма долгосрочного

кредитования сближается с прямыми инвестициями.

Выделим теперь главные причины привлекательности Российской Федерации

и ее предприятий для иностранных кредиторов.

Во-первых, до конца 80 гг. СССР все еще являлась достаточно развитой

промышленной державой, а Россия — преемник союза. Отсюда вытекает, что она

обладает в отдельных отраслях весьма развитым производством (ВПК, тяжелая

промышленность, ТЭК). Также в Союзе за все годы его существования большое

внимание уделялось разработке новых технологий. Перспективные в плане

прибыли, они в большинстве своем, однако, не были реализованы в

промышленности.

Наконец, самым важным фактором интереса инвесторов являлись и

являются природные ресурсы России, основная часть которых была слабо

исследована из-за недостатка материальных средств и устаревшего

технологического оборудования.

И все-таки, несмотря на явную прибыльность проектов, иностранные

инвесторы на сегодняшний день пока воздерживаются от крупных инвестиционных

вложений. Для выяснения причины данных действий внимательно рассмотрим

динамику и структурные характеристики инвестиционного процесса в России.

2. Основные структурные характеристики инвестиционного процесса

Специального рассмотрения заслуживает развитие и современное

состояние инвестирования. Остановимся на некоторых его структурных

характеристиках.

1. Инвестиции сокращаются быстрее производства. Динамика этих

показателей отражена в следующей таблице (в % к предыдущему году)[1]:

| |1991 год |1992 год |1993 год |1994 год |

|Произведенный национальный |85,7 |78,0 |87,0 |89,3 |

|доход | | | | |

|Капитальные вложения |84,5 |60,3 |85,0 |86,7 |

В 1986-1990 гг. темпы прироста капиталовложений, по официальным

данным, были значительно выше соответствующих показателей национального

дохода. В последующие годы ситуация качественно изменилась: темпы

сокращения капиталовложений оказались выше показателей национального

дохода. Вместе с тем за исключением 1992 года динамика НД близка к динамике

инвестиций.

2. Внутренние и внешние источники инвестиционных ресурсов также не

имеют тенденцию к расширению, несмотря на предпринятые меры. Национальный

инвестиционный комплекс переживает сложные времена. Например, удельный вес

машиностроения и металлообработки в структуре промышленного производства

составлял 25% в 1991 году и 21,6 % в первом полугодии 1993 года.

Соответствующие показатели по промышленности строительных материалов — 3,7

и 2,6%. В январе-апреле 1994 года резко сократилась доля инвестиционных

отраслей. Доля строительства в валовом общественном продукте уменьшилась с

10,8% в 1990 году до 4,6% в 1995[2].

Анализ динамики важнейших видов промышленной продукции в натуральном

выражении показывает следующее. В инвестиционном комплексе во многих

случаях объем производства в прошедшем году составлял около 1/3 от уровня

1989 г.

Аналогичные данные, касающиеся сопоставления показателей за 1993 и

1990 годы: по инвестиционному комплексу примерно в 70% случаев объем

производства сократился более чем на треть, по всем остальным отраслям

промышленности — в 50% случаев.

Экономический спад особенно сказывается на высокотехнологичных

отраслях, аккумулирующих научный потенциал страны. Более того, их удельный

вес, в том числе в структуре инвестиционного комплекса, сокращается, что

получило название “примитивизация” экономики.

Несмотря на многочисленность проектов по привлечению иностранных

инвестиций, приток иностранных инвестиций не растет. Например, закупка

машин и оборудования с 36,3 млрд. долларов в 1990 г. (44,3% всего импорта)

снизилась до 13,7 млрд. долларов в 1992 году (39,2%). За 1993 импорт в

целом уменьшился на 27%, машин и оборудования — на 48%. В январе-апреле

1994 доля машин и оборудования в импорте составила 33,2%[3].

3. Падает удельный вес капиталовложений в АПК. Наряду с уменьшением

капиталовложений в инвестиционный комплекс, это, пожалуй, наиболее крупный

структурный сдвиг в производственной сфере. В 1991 г. доля сельского

хозяйства в инвестициях, направляемых в народнохозяйственный комплекс

России, составляла 17,8%, а в 1992 г. — 10,8%. По АПК картина весьма схожа:

31 и 20% соответственно. За 1992 год вложения в агропромышленный комплекс

сократились более, чем на 60% (в н/х комплекс — примерно на 40%). В 1993 г.

объем инвестиций за счет всех источников финансирования уменьшился в

отраслях АПК на 33% (в народнохозяйственный комплекс на — на 15%). В 1994:

29 и 14% соответственно.[4]

Итак, экономика страны в настоящее время находится в сложном

положении. Сокращаются условия роста и, следовательно, будущего

потребления, одновременно наблюдаются затруднения с получением

промежуточных результатов (неэффективность инвестирования в АПК). В итоге

сокращающийся инвестиционный ресурс концентрируется в основном в

промежуточном (сырьевом) секторе экономики и из него в наиболее прибыльных

отраслях ТЭК (прежде всего в нефтяной промышленности), что грозит

превращением страны в сырьевой придаток развитых капиталистических

государств.

Таким образом, сегодня Российской Федерации прежде всего необходима

комплексная программа инвестирования, направленная на привлечение

отечественных и иностранных инвестиционных ресурсов и гармоничное развитие

структуры отраслей народного хозяйства.

II. Юридическая база, регулирующая инвестиционный процесс

1. Организационно-правовые условия инвестирования

В реализации комплексной программы стимулирования отечественных и

иностранных инвестиций важное место занимает создание и совершенствование

законодательной базы инвестиционной деятельности в России (см. приложение

1). проведение необходимых организационных мероприятий. Основными из

которых являются:

. стабильность законодательства о финансовом, валютном, налоговом, тарифном

и нетарифном регулировании инвестиций;

. заблаговременное информирование предпринимателей о намечаемых изменениях

правовых норм;

. отработка процедур и механизмов, защищающих инвесторов от неправомерных

действий органов управления.

В 1996 году намечается выход проекта федерального закона “О внесении

изменений и дополнений в закон РСФСР “Об инвестиционной деятельности в

РСФСР”.

Из числа отсутствующих законов, тормозящих рост инвестиций, в первую

очередь приходится назвать земельный кодекс, поскольку без гарантированного

права пользования землей нельзя рассчитывать на приток иностранного

капитала. Ряд законопроектов находится на рассмотрении в Государственной

Думе и, можно надеяться, будет принят. До конца 1995 года следовало бы

рассмотреть законопроекты, направленные на защиту вкладов населения и на

пресечение незаконного вывоза капитала за границу. Защита вкладов

необходима как обязательная предпосылка к аккумулированию сбережений

населения, объем которых оценивается примерно в 20 млрд. долларов США.

Важность сокращения оттока отечественного капитала за границу является

очевидной.

Предлагаемые к принятию в 1995-1997 годах законодательные и

нормативные акты рассматриваются в качестве инструмента создания в России

благоприятного инвестиционного климата по таким направлениям, как целевое

использование амортизации, налоговые стимулы для капитализации прибыли,

развитие вторичного рынка ценных бумаг и перелив капитала, страховое дело и

гарантии, ипотека, предотвращение утечки и стимулирование возврата

отечественного капитала из-за рубежа, привлечение иностранных инвесторов.

Организационно-правовое обеспечение программы стимулирования отечественных

и иностранных инвестиций формируется в рамках действующей системы принятия

законодательных и нормативных актов.

Необходимы ограничения на вывоз капитала за рубеж и возможность

оставлять в заграничных банках на счетах российских юридических и

физических лиц ценовой разницы экспортируемых по заниженным ценам и

импортируемых по завышенным ценам товаров и услуг, проекты которых должен

подготовить Центральный банк Российской Федерации. Для действенности

принимаемых мер целесообразно ввести дополнительные статьи в Уголовный

кодекс Российской Федерации, предусматривающие, наряду со штрафными

санкциями. уголовную ответственность должностных и частных лиц за нарушение

закона.

В связи с предоставлением налоговых льгот инвесторам необходимо

внести дополнения в налоговое законодательство и нормативные документы,

регулирующие отношения налогоплательщика с налоговыми органами, установить

порядок рассмотрения апелляций для защиты налогоплательщика. Будет принят

налоговый кодекс, регламентирующий процессуальные отношения при налоговых

проверках, поскольку современная практика регулирования приводит к спорам

об обоснованности и предметах санкций со стороны налоговых органов.

В действующее законодательство для улучшения ситуации с регистрацией

акционеров вероятно введут понятие — номинальный держатель ценных бумаг. В

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.