реферат скачать
 

Правовые основы иностранного инвестирования в Украине

Правовые основы иностранного инвестирования в Украине

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В УКРАИНЕ

проф. БРЮХОВЕЦКИЙ И.Н.

ГАЛИНСКИЙ Д.М.

Для осуществления преобразований в экономике Украины

требуются значительные капитальные вложения. Ситуация осложняется тем, что

проблему инвестирования хозяйственных комплексов приходится решать в

условиях экономического кризиса, когда “замораживание” средств, при

реализации конкретных проектов очень негативно влияет на эффективность

функционирования всей экономической системы.

Потребность в инвестициях для реформирования и перестройки экономики

постоянно возрастает вследствие необходимости обновления действующих

производственных фондов. В такой ситуации при практически полном

отсутствии собственных средств, приобретают значение иностранные

инвестиции, как дополнительный не инфляционный источник финансирования.

Общий объем только первоочередных иностранных инвестиций в нашу экономику

составляет более 40 миллиардов долларов США. Однако , инвестиционный

процесс в Украине тормозится рядом субъективных и объективных факторов,

среди которых политическая и экономическая нестабильность, частые

изменения законодательства , медленные темпы приватизации, нерешенность

вопросов земельной собственности и т.п. . Все это требует от

Правительства Украины проведения выверенной , научно-обоснованной и, в

то же время , активной инвестиционной политики, основой которой должно быть

в первую очередь создание четкой и стабильной нормативно-правовой базы

хозяйственной деятельности как отечественных, так и иностранных инвесторов.

Насколько соответствует данное определение украинским условиям, и

попытается ответить автор в данной статье.

Государственное управление иностранным инвестированием в Украине. В Украине

порядок государственного управления инвестиционной деятельностью и

иностранным инвестированием, как ее составной частью, изложены в

Концепции регулирования инвестиционной деятельности в условии рыночной

трансформации экономики, утвержден ной Постановлением Кабинета Министров

Украины от 1 июня 1995 года N 384 , где иностранные инвестиции

упоминаются наравне с другими источниками инвестирования, и в Программе

деятельности правительства Украины, утвержденной Верховной Радой Украины 15

октября 1996 года .

Согласно Концепции государственная инвестиционная поддержка будет

предоставляться преимущественно на развитие приоритетных направлений в

экономике . При этом направлениями приоритетного инвестирования являются

развитие топливно-энергетического комплекса и внедрение энерго- и

ресурсосберегающих технологий , социальная сфера , расширение и наращивание

объемов производства товаров широкого потребления и услуг населению , а

также конкурентно-способной продукции, которая предназначается на экспорт

, развитие агропромышленного комплекса , ускорение развития медицинской и

микробиологической промышленности ; преодоление последствий Чернобыльской

катастрофы .

Органами государственного управления общей компетенции , в функции которых

входит управление иностранным инвестированием , в Украине являются Кабинет

Министров Украины и местные государственные администрации .

Президент также принимает активное участие в осуществлении государственного

управления иностранным инвестированием в Украине. Так, согласно Указа

Президента Украины от 08.08.1995г. N 719/95 создана Украинская

государственная кредитно- инвестиционная компания.С целью подготовки

предложений по обеспечению благоприятных условий для развития экономики

Украины, ускорения и интеграции в мировую экономику и привлечения

иностранных инвестиций при Кабинете Министров Украины создан

Консультативный совет по вопросам иностранных инвестиций в Украине (

Указ Президента Украины от 27.01.1996г. N 90/96 ) . Указом

Президента Украины от 02.07.1996г. N 493/96 было создано Национальное

агентство Украины реконструкции и развития , в функции которого входит

формирование и реализация государственной политики по привлечению и

использованию кредитов , грантов , международной технической и гуманитарной

помощи , иностранных инвестиций . Указы Президента также регламентируют

отдельные вопросы в сфере налогообложения , таможенного контроля ,

валютного регулирования, внешнеэкономической деятельности, которые

безусловно распространяются и на деятельность иностранных инвесторов.

В аппарате Кабинета Министров Украины функции по управлению

иностранным инвестированием непосредственно выполняет отдел иностранных

инвестиций и свободных экономических зон , который организационно

входит в состав Главного управления по вопросам внешнеэкономических

связей.

В полномочия местных государственных администраций входят: разработка

программ социально-экономического развития соответствующих территорий,

внесение предложений по созданию свободных экономических зон, содействие

созданию предприятий с иностранными инвестициями , осуществление

управления инвестиционной деятельностью , в том числе и при участии

иностранных инвесторов, вынесение на рассмотрение соответствующих органов

предложений по привлечению иностранных инвестиций к экономическому

развитию соответствующих административно-территориальных единиц ,

обязательная регистрация иностранных инвестиций, ведение их учета ,

проведение на местном уровне переговоров с потенциальными стратегическими

инвесторами , учет части иностранных инвестиций при составлении местных

бюджетов и т.д.

Органами функциональной ( межотраслевой ) компетенции , в функции

которых той или иной мерой входит управление процессом привлечения и

использования иностранных инвестиций , являются : Валютно - кредитный совет

при Кабинете Министров Украины , Министерство внешних экономических связей

и торговли Украины, Министерство экономики Украины , Министерство

финансов Украины , Министерство иностранных дел Украины , Украинская

государственная кре -

дитно-инвестиционная компания, Национальное агенство Украины реконструкции

и развития , Фонд государственного имущества Украины, Государственный

таможенный комитет Украины и Главная налоговая администрация Украины. Они

имеют полномочия надведомственного (межотраслевого) характера. Их

деятельность заключается не просто в выполнении специальных функций, а и в

функциях координирующего содержания.

Следует отметить ,что, хотя за последние годы система

государственного управления иностранным инвестированием в Украине не раз

подвергалась изменениям , но , как правило , эти шаги являются

недостаточно дальновидными и соответственно, малоэффективными . Так ,

например , анализ заданий новоиспеченного Националь-ного агенства

Украины реконструкции и развития , которое имеет статус министерства и

является правопреемником ликвидированного Агенства координации

международной технической помощи показывает , что по сути создан

аналогичный орган государ-ственной исполнительной власти . Это

свидетельствует о том, что в государственном регулировании всех видов

внешних поступлений в экономику Украины (иностранных инвестиций,

иностранных кредитов и технической помощи) вновь пришли к тому, что было

наработано ранее, в частности - к объединению функций государственного

управления в упомянутых направлениях в рамках одного министерства.

В разделе II Закона Украины "О режиме иностранного инвестирования"

устанавливаются государственные гарантии защиты иностранных инвестиций .

Анализируя содержание упомянутого раздела , можно сделать важный

практический вывод о том , что субъектом , который получает

государственные гарантии по защите иностранных инвестиций , является

иностранный инвестор , а не предприятие с ино-странными инвестициями .

Эта особенность является очень важной при разрешении вопроса о гарантиях

от смены законодательства. Эти гарантии обеспечивают обеспе-чивают в

случае изменения условий защиты иностранных инвестиций применение к ним

на протяжении 10 лет специального законодательства об иностранных

инвестициях , которое действовало в момент регистрации иностранной

инвестиции , то есть речь идет о гарантиях уважения права собственности

иностранных инвесторов . Однако в отношении налоговых льгот эти гарантии

не действуют .

Законодательством Украины предусмотрены следующие государственные гарантии

защиты иностранных инвестиций :

1. Гарантии от принудительного изъятия иностранных инвестиций (за

исключением случаев выполнения спасательных работ в случае стихийного

бедствия , аварий , эпидемий и чрезвычайных ситуаций) , а также

незаконных действий государственных органов и их должностных лиц .

2. Гарантии компенсации и возмещения ущерба иностранным инвесторам (включая

упущенную выгоду и моральный ущерб , причиненный им вследствие

действий, бездействия или ненадлежащего выполнения государственными

органами Украины своих обязанностей).

3. Гарантии в случае прекращения инвестиционной деятельности (т.е. право

на возврат не позднее , чем через 6 месяцев со дня прекращения деятельности

, инвестиций в натуральной форме или в валюте инвестирования без уплаты

таможенной пошлины , а также доходов с этих инвестиций в денежной или

товарной форме в соответствии с их реальной стоимостью на момент

прекращения инвестиционной деятельности ).

4. Гарантии беспрепятственного и немедленного перевода за рубеж прибыли ,

доходов и других средств, полученных вследствие осуществления иностранного

инвестирования.

Основные вопросы деятельности иностранных инвесторов в Украине.

В Украине собственное законодательство об инвестиционной

деятельности и об иностранных инвестициях появилось после принятия 24

августа 1991 года Акта провозглашения независимости Украины .

Закон Украины " Об инвестиционной деятельности " от 18 сентября 1991 года

стал первым нормативным актом, в котором изложены в обобщенном виде

правовые , экономические и социальные условия инвестиционной

деятельности на территории Украины.

Закон Украины " Об иностранных инвестициях " от 13 марта 1992 года -

первый нормативный акт, который регламентировал процесс именно иностранного

инвестирования в Украине. Декретом Кабинета Министров Украины от 20 мая

1993 года N55-93 его действие было приостановлено .Это обусловлено тем ,

что вышеупомянутый Закон имел ряд существенных недостатков . В частности

в нем не были предусмотрены минимальный размер и вид иностранных

инвестиций , для которых устанавливались налоговые льготы . За период

действия этого Закона, по некоторым подсчетам , до 42% всех иностранных

инвесторов вложили в экономику Украины меньше , чем 1000 долларов США , а

случались и такие совместные предприятия , в которых иностранные

инвестиции равнялись 7 долларам США .Таким образом , Закон дал возможность

иностранным инвесторам пользоваться налоговыми льготами на территории

Украины и в то же время обходить налоговое законодательство в своих странах

в случае существования соглашения об устранении двойного налогообложения

между Украиной и соответствующей страной . Существовал завуалированный

импорт товаров под видом вкладов в уставные фонды совместных предприятий

с последующей реализацией их третьим лицам . Также возникла потребность в

диффернциации налогового режима для инвестиций в конвертируемой валюте , в

форме имущества, имущественных прав, новых технологий и т.п.

В вышеупомянутом Декрете было изменено понятие “предприятия с иностранной

инвестицией" , к которым относились предприятия с квалифицированными

инвестициями, то есть инвестициями определенного минимального размера и

вида .

19 марта 1996 года Верховная Рада Украины приняла новый Закон Украины

"О режиме иностранного инвестирования" , который отменял действие

вышеуказанного декрета . В целом этот Закон содержит множество положений,

которые были заимствованы из декрета . Однако, наряду с этим , в нем

присутст вует множество качественно новых элементов . Наиболее важной

существенной чертой нового Закона , которая отличает его от предыдущего

законодательства об иностранных инвестициях является то,что для иностранных

инвесторов на территории Украины устанавливается национальный режим

инвестиционной и другой хозяйственной деятельности, за исключением случаев,

предусмотренных законодательством . В Законе предусмотренно, что для

отдельных инвестиционных проектов с привлечением иностранных инвестиций ,

которые реализуются в соответствии с государственной программой развития

приоритетных отраслей экономики , социальной сферы и территорий ,

может устанавливаться льготный режим инвестиционной и другой хозяйственной

деятельности. Четко установлен момент присвоения предприятию статуса

предприятия с иностранными инвестициями . Таким моментом считается день

зачисления иностранной инвестиции на его баланс. Положительным моментом

является то , что государственная регистрация иностранных инвестиций будет

осуществляться только после их фактического внесения , тогда как в

соответствии с Декретом Кабинета Министров Украины " О режиме иностранного

инвестирования " их можно было регистрировать и до момента их фактического

внесения (то есть могли регистрироваться одни намерения осуществить

иностранную инвестицию ). Также более четко установлен порядок и условия

освобождения от обложения пошлиной собственности, которая ввозится в

Украину как пай иностранного инвестора в уставной фонд предприятия с

иностранной инвестицией .

Государственная регистрация иностранных инвестиций осуществляется в общем

порядке, предусмотренном законодательством Украины .В ряде случаев при

создании предприятий с иностранными инвестициями необходимо учитывать

Положение о порядке привлечения экспертов к оценке иммущества , которое

находится в общегосударственной собственности . Незарегистрированные

иностранные инвес-тиции не дают права на получение льгот и гарантий,

предусмотренных законодательством Украины для иностранных инвестиций .

Отказ в регистрации иностранных инвестиций возможен лишь в случае

нарушения установленного порядка регистрации . Он должен быть оформлен

письменно с указанием мотивов отказа и может быть обжалован в судебном

порядке. Отказ исходя из мотивов ее нецелесообразности не допускается .

Виды деятельности предприятий с иностранными инвестициями. Предприятие с

иностранными инвестициями может заниматься любыми видами деятельности ,

которые соответствуют цели , указанной в уставе предприятия, с учетом

ограничений , предусмотренных законодательными актами Украины . В

соответствии со ст. 8 Закона Украины " О предприятиях в Украине "

отдельными видами деятельности предприятие может заниматься только при

наличии специального разрешения (лицензии ) . Законом Украины " О научно-

технической информации " предусматривается право иностранных юридических и

физических лиц , а также лиц без гражданства инвестировать развитие

сферы научно-технической информации Украины в соответствии с действующим

законодательством ( ст.22 ) . В Законе Украины " О страховании "

указывается , что часть иностранных юридических лиц и граждан в

уставном фонде страховика (юридического лица, которое в установленном

порядке получило лицензию на осуществление страховой деятельности) не может

превышать 49% ( ст.2 ) , кроме случая, когда при реорганизации страховика

предусматривается привлечь к числу участнистников страховика иностранных

страховиков при условии проведения ими всех расчетов по обязательствам и

долгам , срок уплаты которых уже наступил . Кроме вышеуказанного ,

иностранным инвесторам следует помнить , что страховая деятельность в

Украине осуществляется исключительно страховиками - резидентами Украины .

В соответствии с Законом Украины " О выборах народных депутатов "

предприятия с иностранными инвестициями не имеют права делать взносы в

избира -тельный фонд кандидата в народные депутаты Украины . В

Воздушном Кодексе Украины указывается , что аэропорт , если он в том числе

является совместным предприятием или предприятием, которое полностью

принадлежит иностранному инвестору , должен пройти сертификацию и

регистрацию в соответствии с действующими в Украине правилами .

Условия реализации продукции ( работ , услуг) предприятий с

иностранными инвестициями .Предприятие с иностранными инвестициями

самостоятельно определяет условия реализации продукции (работ,услуг),

включая цену на них, если иное не предусмотрено законодательством Украины

.Льготой для предприятий с иностранными инвестициями является то , что их

продукция не подлежит лицензированию и квотированию при условии ее

сертификации как продукции собственного производства. Вывоз товаров , на

которые распространяется специальный режим экспорта , осуществляется в

соответствии с законодательством Украины .

Бухгалтерский учет и отчетность .Для бухгалтерского учета внешне-

экономических операций субъекты внешнеэкономической деятельности

пользуются планом счетов и инструкцией по его применению , которые

действуют на территории Украины, а также соответствующими изменениями и

дополнениями, которые отображают специфику внешнеэкономической деятельности

. Они отображают свою деятельность и ее результаты в финансовой

отчетности отдельно указанными показателями :

- в бухгалтерском баллансе отдельно выделяют средства ( активы ) , которые

находятся во внешнеэкономическом обороте, а также их источники (пассивы) ;

- в отчете о прибылях и убытках отдельно отображаются выру-

чка от внешнеэкономических операций и соответствующие расходы .

Государственной налоговой администрации кроме годового финансового

отчета предоставляется также информация о суммах уплаченных налогов на

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.