реферат скачать
 

Особенности работы иностранного предприятия в России

Особенности работы иностранного предприятия в России

ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

Реферат

На тему:

«Особенности работы

иностранного предприятия в России»

Выполнил:

Слушатель

факультета МКФ в/о

Гаврилов Л.Г.

Москва, 1999 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение.

2. История развития иностранного предпринимательства в России.

3. Начало работы и регистрация иностранного предприятия:

4. Факторы - условия особенностей работы предприятия:

4.1 Организационно-правовые условия.

4.1.1 Правовое положение и статус иностранных предпринимателей в России.

4.2 Действия государства в отношении иностранного предпринимательства.

4.2.1. Гарантии государства.

4.2.2. Налоги и налогообложение иностранных предпринимателей в России

4.3. Субъективный фактор или разница менталитета-психологии работы.

4.3.1. Из практики: «Правила работы в иностранной компании».

5. Немного статистики.

6. Заключение.

7. Список использованной литературы.

1.Введение.

Переход к рыночной экономике в России неразрывно связан с развитием

предпринимательства как профессионально осуществляемой хозяйственной

деятельности, направленной на получение прибыли. В условиях интенсивно

развивающейся предпринимательской деятельности, в частности, иностранного

предпринимательства, хотелось бы рассмотреть весь спектр российских

особенностей данной деятельности, этому, и посвящена данная работа.

2. История развития регулирования иностранного предпринимательства в

России.

Становление иностранного предпринимательства потребовало существенного

изменения правового регулирования хозяйственной деятельности. За

последние годы были изданы многие законы и нормативные акты,

создающие юридические условия для развития предпринимательства.

Современное законодательство в области иностранного предпринимательства

прошло несколько этапов в своем развитии. На первом этапе

законодательство допускало инвестирование капитала только из стран -

членов СЭВ и только лишь путем создания так называемых совместных

хозяйственных организаций (СХО).

На втором этапе развития законодательства об иностранных инвестициях стало

возможным привлечение иностранного капитала не только из социалистических

стран, но также и из капиталистических и развивающихся стран. Единственно

возможной формой инвестирования капитала из-за рубежа являлось учреждение

совместного предприятия (СП). При этом сохранялся различный правовой режим

для СП с участием организаций из социалистических государств и для СП с

участием капитала фирм из капиталистических и развивающихся государств. В

соответствии с Постановлением Совета Министров СССР N 48 под совместными

предприятиями понимались исключительно право субъектные организации,

учреждаемые на основании договора, заключаемого между участниками СП, и

действующие в соответствии с уставом. Такое понимание категории "совместное

предприятие" не вполне соответствует западному пониманию категории

"joint venture". В частности, в американской практике под совместным

предприятием понимается не создание новой компании - самостоятельного

юридического лица, а совместная деятельность в виде осуществления

координационных мероприятий на рынке. Столь своеобразное понимание

категории "совместное предприятие", отличное от принятого за рубежом,

являлось прямым следствием необходимости интегрирования предприятия с

участием иностранного капитала в командно - административную систему.

Третий этап характеризуется дальнейшим развитием законодательства СССР. На

этом этапе регулирование пошло уже не по пути регламентации деятельности

СП, а по пути расширения сферы применения законодательства. Отметим,

что расширение сферы регулирования было скорее декларативным и носило

в значительной степени нормальный характер. Речь идет об Указе Президента

СССР от 26 октября 1990 г., согласно которому иностранные предприниматели

могли осуществлять инвестиции путем долевого участия в предприятиях,

организуемых совместно с советскими юридическими лицами и гражданами.

Разрешалось также приобретение имущества, акций и других ценных бумаг, прав

пользования землей и других имущественных прав. Формальность расширения

сферы регулирования в рассматриваемой области проявилась, в частности, в

том, что единственным нововведением Указа, имевшим некоторое практическое

значение было декларирование возможности учреждения не только "предприятий

с иностранными инвестициями", но и "предприятий, в которых иностранные

инвестиции составляют 100% имущества". После принятия Указа Президента СССР

последовали разработка и принятие Основ законодательства об иностранных

инвестициях в СССР.

Основы являлись последним актом, принятым в рамках СССР, регулировавшим

вопросы, касающиеся иностранных предпринимателей. В число задач,

принимаемого правового акта входило:

1. Разграничение компетенции Союза ССР и республик в регулируемой области;

2. Обеспечение элемента единообразия в регулировании вопросов иностранных

инвестиций.

Ни первая, ни вторая задача не были выполнены, вследствие неопределенности

многих положений.

Российский Закон об иностранных инвестициях в РФ, принятый 4 июля 1991 г.,

т.е. днем раньше союзных Основ, разрабатывался и принимался с большой

поспешностью и содержит большое число заимствований из союзных Основ.

По оценкам экспертов Мирового банка реконструкции и развития, многие

средства привлечения иностранных предпринимателей, предусмотренные в

законах об иностранных инвестициях стран - членов СНГ, повторяют обычный

набор средств привлечения иностранного капитала, характерный для

развивающихся стран, с той лишь разницей, что в качестве привлечения

иностранного капитала законодатель из стран СНГ пытается использовать

политические и экономические изменения, связанные с переходом от жестко

планируемой системы регулирования экономикой к рыночной системе.

Однако на сегодняшний день, претерпев изменения и дополнения 19 июня 1995

г., Закон "Об иностранных инвестициях в РФ" является основой

законодательства об иностранном предпринимательстве в России. Рассматривая

современное состояние правового регулирования данного вопроса можно

отметить Указ Президента РФ "Об основных принципах осуществления

внешнеторговой деятельности в Российской Федерации", Закон "О

предприятиях и предпринимательской деятельности в РФ", а также Закон

"О валютном регулировании и валютном контроле", который установил

право собственности на валютные ценности как резидентов, так и

нерезидентов с местонахождением вне России.

2.Начало работы и регистрация иностранного предприятия.

Предприятие с иностранными инвестициями может быть создано различными

способами. Во-первых, путем его учреждения, во-вторых, в результате

приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акции) в ранее

учрежденном предприятии без иностранных инвестиций, в-третьих, путем

приобретения такого предприятия полностью.

В принципе в России для иностранных инвестиций не установлен разрешительный

порядок. Поэтому для предприятий с иностранными инвестициями предусмотрена

нормативно - явочная система для создания предприятий такого типа. Так, в

Законе "Об иностранных инвестициях в РФ" сказано, что предприятие с

иностранными инвестициями нуждается в порядке, который предусмотрен

действующим законодательством о предприятиях и предпринимательской

деятельности, хозяйственных обществах и товариществах с учетом дополнений,

установленных Законом об инвестициях.

Что значит практически для иностранного предпринимателя выполнить

требования законов? Необходимо получить разрешение Правительства по всем

крупным инвестиционным проектам, а для этого нужно согласовать вопрос с 5-6

ведомствами, получить согласие местных органов власти. Если учитывать опыт

других стран, то разумнее установить такой порядок, когда решение принимает

один орган, который самостоятельно осуществляет все необходимые

согласования. И тогда бы на вопрос зарубежного предпринимателя, желающего

развернуть свой бизнес в России, куда ему обращаться, можно было дать

однозначный ответ: одобрение на инвестиции нужно получить в высшем

государственном органе, который занимается иностранными инвестициями.

В России общий процесс децентрализации затронул и государственную

регистрацию предприятий с иностранными инвестициями. Первоначально эта

функция возлагалась на Министерство финансов. Затем была введена

регистрация предприятий, объем иностранных инвестиций, в которых не

превышает 100 млн. рублей, правительствами республик в составе Российской

Федерации, администрациями краев и областей, автономных областей,

автономных округов, мэриями городов Москвы и Санкт-Петербурга. Предприятия

с объемом иностранных инвестиций от 100 млн. руб. до 1 млрд. руб.

регистрировались в Министерстве финансов или в уполномоченном им органе,

Комитете по иностранным инвестициям при Министерстве финансов Российской

Федерации. На основании постановления Правительства то 28 мая 1992 г. N 357

этот Комитет был обязан вести часть Государственного реестра предприятий в

отношении предприятий с иностранными инвестициями, которые создавались на

территории России. Был также установлен особый порядок регистрации

предприятий с иностранными инвестициями нефтегазодобывающей,

нефтегазоперерабатывающей и угледобывающей отраслей независимо от величины

их уставного капитала.

В 1993 году два вида предприятий - с особо крупным объемом иностранных

инвестиций и предприятия в области добычи и переработки нефти и газа, а

также добычи угля - регистрировались в Российском агентстве международного

сотрудничества и развития, поскольку Комитет по иностранным инвестициям

вошел в состав этого агентства. Все остальные предприятия с иностранными

инвестициями регистрировались в правительствах республик, в администрациях

областей и т.д. .

Затем регистрация предприятий с иностранными инвестициями, которую раньше

осуществляло Российское агентство международного сотрудничества и развития,

в соответствии с п.3 постановления Правительства РФ от 6 июня 1994 г. N 655

было возложено на Государственную регистрационную палату при Министерстве

экономики Российской Федерации. Эта палата обязана также вести

государственный реестр предприятий с иностранными инвестициями, сводный

государственный реестр аккредитованных на территории Российской Федерации

представительств иностранных компаний и регистрацию российских инвестиций

за рубежом. Сама же регистрация предприятий в России независимо от его вида

осуществляется в соответствии с Положением "О порядке государственной

регистрации субъектов предпринимательской деятельности", которое утверждено

Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482 с соблюдением особенностей,

оговоренных в Законе об иностранных инвестициях.

Необходимо подчеркнуть, что размер уставного капитала (фонда) предприятия с

долевым участием иностранных инвестиций, независимо от организационно-

правовой формы, не может быть менее 1000 - кратного размера минимальной

оплаты труда в месяц, который установлен законодательством РФ на дату

представления учредительных документов для регистрации.

Есть и децентрализованная система регистрации. В Санкт - Петербурге

регистрация предприятий с иностранными инвестициями проводится в

соответствии с правилами, утвержденными мэром города.

Следует остановиться и на некоторых других правилах, которые установлены

законодательством в отношении государственной регистрации иностранных

предпринимателей. Во-первых, обычно лицам,

ходатайствующим о регистрации, предоставляются определенные гарантии.

Отказать в государственной регистрации предприятия с иностранными

инвестициями можно только в случае, если нарушен установленный

действующим законодательством порядок образования такого предприятия

либо если необходимые для регистрации документы не соответствуют этому

законодательству. Отказ от регистрации обжалуется в судебном порядке.

Следовательно, для этой категории споров установлен особый порядок,

поскольку жалобы на отказ в государственной регистрации всех других

организаций и граждан рассматриваются как хозяйственные споры в

арбитражных судах.

Во-вторых, государственной регистрации подлежат также все дополнения и

изменения в учредительных документах уже зарегистрированных предприятий с

иностранными инвестициями и филиалов, сведения об их ликвидации.

В-третьих, возможен отзыв свидетельств о государственной регистрации.

Согласно ст.19 Закона "Об иностранных инвестициях в РФ", если по истечении

года после регистрации предприятие, объем иностранных инвестиций в которое

не превышает 100 млн. рублей, документально не подтвердит факт внесения

каждым из участников не менее 50%, а предприятие, объем иностранных

инвестиций в которое превышает 1 млрд. рублей, - 25% указанных в

учредительных документах вкладов в уставной фонд, орган, который

зарегистрировал данное предприятие, отзывает свидетельство о

государственной регистрации и обращается в суд с заявлением о его

ликвидации.

4.1 Организационно-правовые вопросы

4.1.1. Правовое положение и статус иностранных предпринимателей в России

Определение круга лиц, которые признаются иностранными инвесторами, имеет

существенное практическое значение. Во-первых, от признания лица

иностранным инвестором зависит предоставление соответствующих льгот,

которые устанавливаются внутренним законодательством и международными

договорами.

Во-вторых, статус иностранного предпринимателя имеет значение при

регистрации, допуске к осуществлению хозяйственной деятельности.

В-третьих, если лицо признано инвестором в определенном государстве, на

него могут распространяться гарантии и другие условия, предусмотренные

международным договором с соответствующей страной, а также дипломатическая

защита со стороны государства - страны инвестора.

К числу иностранных инвесторов в России относят следующие категории

субъектов:

1. Иностранные юридические лица;

2. Иностранные физические лица:

2.1. Иностранные граждане;

2.2. Лица без гражданства;

3.Отечественные граждане, проживающие за рубежом;

Остановимся подробнее лишь на второй группе. Итак:

Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, могут работать в качестве

рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях

или заниматься иной трудовой деятельностью на основаниях и в

порядке, установленных для граждан России.

А временно пребывающие могут заниматься трудовой деятельностью в РФ,

если это совместимо с целями их пребывания в России.

Иностранные граждане не могут назначаться на отдельные должности

или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии

с российским законодательством назначение на эти должности или

занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к гражданству РФ.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут

обязанности в трудовых отношениях наравне с гражданами РФ, а так же,

имеют право на отдых на общих основаниях с гражданами РФ.

Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся в РФ, имеют право

на охрану здоровья.

Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, пользуются медицинской

помощью наравне с гражданами России.

А временно пребывающим в РФ иностранным гражданам медицинская помощь

оказывается в порядке, устанавливаемом Министерством

здравоохранения РФ.

В социальном обеспечении иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ,

имеют право на получение пособий, пенсий и на другие формы

социального обеспечения на общих основаниях с гражданами РФ; а временно

пребывающие имеют право на получение пособий, пенсий и на другие формы

социального обеспечения на основаниях и в порядке, установленных

законодательством РФ.

В тех случаях, когда для назначения пенсий требуется

определенный стаж работы, иностранным гражданам на основаниях и в

порядке, установленных законодательством РФ, может засчитываться

в этот стаж их работы за границей.

В жилищной сфере иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно

проживающие в РФ, имеют право на основаниях и в порядке, установленных

для граждан РФ, получить в пользование жилое помещение в домах

государственного и общественного жилищного фонда, жилищно-строительных

кооперативов. Они должны бережно относиться к

предоставленному им жилищу, соблюдать правила пользования жилыми

помещениями.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут в соответствии с

российским законодательством иметь в РФ жилой дом и иное имущество в

личной собственности, наследовать и завещать имущество, иметь права

автора произведения науки, литературы и искусства, открытия,

изобретения, рационализаторского предложения, промышленного образца, а

также иные имущественные и личные неимущественные права.

Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение

образования наравне с гражданами РФ в соответствии с порядком,

установленным законодательством РФ. И если они приняты в российские

учебные заведения, то они имеют права и несут обязанности учащихся и

студентов в соответствии с российским законодательством.

Право на пользование достижениями культуры иностранные граждане и

лица без гражданства имеют наравне с гражданами РФ. Они обязаны бережно

относиться к памятникам истории и культуры, другим культурным

ценностям.

Наравне с гражданами России им гарантируется свобода совести, а

возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными

верованиями запрещается.

В брачно-семейной сфере иностранные граждане и лица без гражданства могут

заключать и расторгать браки с гражданами РФ и другими лицами в

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.