реферат скачать
 

Лизинг: сущность, перспективы развития

Лизинг: сущность, перспективы развития

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пермский государственный университет

Кафедра финансов, кредита

и биржевого дела

Лизинг: сущность, перспективы развития

Курсовая работа студентки

II курса дневного отделения

экономического факультета

специальности «ФК-2»

М. В. Килиной __________

Научный руководитель:

кандидат экономических наук

доцент М. Ю. Молчанова_________

Пермь 2002

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

1. Сущность лизинга……………………………………………… ……………...5

1. История и причины развития лизинга……………………………………..5

2. Понятие и значение лизинга………………………………………………..8

3. Формы и виды лизинга…………………………………………………….11

4. Объекты и субъекты лизинга……………………………………………...14

5. Правовые нормы лизинговых отношений………………………………..17

2. Рынок лизинга в России……………………………………………………….23

1. Состояние и проблемы на современном этапе……………….……….….23

2. Меры государственной поддержки……………………………………….27

3. Перспективы развития……………………………………………………..29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………...34

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

Глубокие преобразования, происходящие в мировой экономике, требования,

предъявляемые научно-техническим прогрессом к замене основных фондов, а

так же необходимость более эффективного использования финансовых ресурсов

потребовали новых методов обновления материально-технической базы. Одним

из таких нетрадиционных и достаточно эффективных в последние десятилетия

инвестиционных инструментов стал лизинг.

В течение последних трех десятилетий популярность лизинга резко

возросла; вместо того, чтобы занимать деньги для покупки аэроплана,

компьютера, реактора или спутника компания может взять его в лизинг. Авиа-

и железнодорожные компании берут в лизинг огромное количество

оборудования, многие компании и мотели берут в лизинг свое имущество, а

различные магазины - здания и склады. Даже предприятия коммунальных услуг

обратились к лизингу, т. к. для них все труднее становится брать деньги

в кредит.

Актуальность развития лизинга в России, включая формирование лизингового

рынка в СНГ, обусловлена, прежде всего, неблагоприятным состоянием парка

оборудования (значительный удельный вес морально устаревшего

оборудования, низкая эффективность его использования, необеспеченность

запасными частями и т. д.). Одним из вариантов решения этих проблем может

быть лизинг, который объединяет элементы внешнеторговых, кредитных и

инвестиционных операций.

Выбор данной темы определили ряд причин. Во-первых, рынок лизинговых

услуг в России весьма молод и не освоен. Во-вторых, лизинг, по мнению

автора, является весьма перспективным направлением для работы.

Долголетний опыт использования лизингового механизма в

предпринимательской деятельности многих стран мира позволяет сделать

вывод о его эффективности. Исходя из этого и существующего положения в

России в переходный период к рыночным отношениям, со всеми его проблемами

и трудностями, необходимо отметить позитивность лизингового механизма.

И, наконец, в-третьих, автор уверен, что с помощью лизинга реально могут

быть привлечены инвестиции, необходимые для наиболее уязвимых звеньев

российской экономики.

Понимание термина "лизинг" предлагается в работах известных авторов.

Считается, что термин "лизинг" следует трактовать шире, чем понятия

"финансирование аренды", "кредит - аренда" или "операции по

финансированию аренды". Такой подход обусловлен точным переводом

английского слова leasе как аренда. Получается, что под термином "лизинг"

может пониматься не только финансовая аренда, но и другие арендные

отношения.

Использование лизинга предпочтительно по ряду причин. Он даёт

возможность использовать в производстве наиболее передовую технику, не

оплачивая её полной цены; повышать уровень квалификации работников,

работающих на этой технике. В условиях перехода к рыночной экономике в

нашей стране резко возрастает необходимость использования лизинга, об

этом свидетельствует интенсивное развитие арендных коллективов.

Целью данной работы является рассмотрение сущности лизинга и выявление

его преимуществ по сравнению с традиционными формами финансирования, а

также описание разновидностей лизинговых операций. Очень важно при этом

проследить историю возникновения лизинга, его становление и развитие в

нашей стране, знать практику применения лизинговых операций в других

странах. Также в данной курсовой работе предпринята попытка

проанализировать российский опыт по привлечению инвестиций через лизинг,

позитивные, негативные моменты и направления по улучшению формирующегося

рынка лизинговых услуг.

Для того чтобы изложение данной работы было наиболее связанным и

последовательным движение в ней осуществляется как бы от общего к

частному, что позволяет привести работу в систему, трансформируя данный

процесс на более простые. Работа состоит из двух основных разделов:

рассмотрение сущности лизинга, а также рынка лизинга в Российской

Федерации. Для лучшего восприятия каждая глава разбивается на отдельные

части, которые включают в себя такие вопросы как понятие и виды лизинга,

история его развития, правовые нормы, состояние лизинга в России на

современном этапе и перспективы его развития.

В ходе работы изучалась литература отечественных и зарубежных авторов,

статьи экономических журналов, а также законы и нормативные акты,

регламентирующие деятельность лизинга.

1. сущность лизинга

1.1.ИСТОРИЯ И ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА

Идея лизинга не нова. По мнению историков и экономистов, лизинговые

сделки заключались, как отмечают П. Балтус и Б. Майджер в книге “Школа

европейского лизинга”, еще в древнем государстве Шумер и датируются

примерно 2000 годом до н. э. Однако древние документы не ограничивают

сферу арендной практики государством Шумер, и не исключено, что аренда

существовала и в более древние времена, хотя пока до нас не дошло никаких

сведений об этом.

Историки утверждают, что Аристотель коснулся идеи лизинга в трактате

«Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности», написанном

около 350 г. до н.э. Английский автор Т. Кларк утверждает, что лизинг был

известен задолго до того, как жил Аристотель: он находит несколько

положений о лизинге в законах Хаммурапи, принятых около 1760 г. до н.э.

Римская империя также не осталась в стороне от проблем лизинга — они

нашли своё отражение в институциях Юстиниана.

Введение в экономический лексикон термина «лизинг» (от англ. to lease –

брать и сдавать имущество во временное пользование) связывают с

операциями телефонной компании «Белл», руководство которой в 1877 г.

приняло решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать в

аренду. Однако первое общество, для которого лизинговые операции стали

основой его деятельности, было создано только в 1952 г. в Сан-Франциско

американской компанией “United States Leasing Corporation”, и таким

образом, США стали родиной нового бизнеса, и в частности банковского.

В начале 60-х годов американские предприниматели “перевезли” лизинг

через океан в Европу, где первая лизинговая компания – “Deutsche lising

GMbH” появилась в 1962 году в Дюссельдорфе.

В настоящий период в странах с рыночной экономикой лизинговые операции

для хозяйствующего субъекта становятся преимущественными при техническом

перевооружении производства.

В 80- е гг. в США приобрел распространение лизинг авиационной техники.

Позднее лизинговые компании получили название «финансово-лизинговых

обществ»; они стали обеспечивать производителям пути сбыта их продукции

путем сдачи в аренду, а также финансирование сделок и связанных с ними

рисков.

В Западной Европе первые финансово-лизинговые общества появились в конце

50 - начале 60-х годов. В Англии первопроходцем современного лизингового

бизнеса стала компания “Mercantile Leasing Corporation”, утрежденная в

1960 г. Однако развитие лизинговых операций сдерживалось

неопределенностью их статуса с позиций гражданского, торгового и

налогового законодательства.

С начала 60-х годов лизинговый бизнес получил свое развитие на Азиатском

континенте.

В настоящее время основная часть мирового рынка лизинговых услуг

сосредоточена в треугольнике «США - Западная Европа - Япония». В Западной

Европе лизингодателями выступают преимущественно специализированные

лизинговые компании, которые в 75-80% случаев контролируются банками или

считаются их дочерними обществами.

Для Японии характерным является расширение лизинговой операции от

финансирования услуг до предоставления «пакета услуг», включающего

комбинации купли-продажи, лизинга и займов. Эти услуги получили название

комплексного лизинга.

По мнению специалистов Е.Чекмаревой, В.Перова и К.Сусанян, в России

лизинг применялся до начала 90-х гг. в сравнительно небольших масштабах и

лишь в международной торговле. Лизинг рассматривался советскими

внешнеторговыми организациями, прежде всего , как одна из форм

приобретения или реализации такого оборудования, как крупногабаритные

универсальные и другие дорогостоящие станки, поточные линии, дорожно-

строительное, кузнечно-прессовое, энергетические оборудование, а также

ремонтные мастерские, самолета, морские суда, автомашины, ЭВМ и т.д., с

использованием специальной (формы) кредита. Разновидностью лизинговой

операции, активно применявшейся Минморфлотом СССР, являлся наем морского

судна без экипажа.

Начало активного развития лизинговых операций на отечественном

внутреннем рынке можно определить 1990 г., в связи с переводом

предприятий на арендные формы хозяйствования. Заметным явлением в

становлении начальных правил применения лизинга стали Основы

законодательства СССР и союзных республик об аренде от 23 ноября 1989 г.

и письмо Госбанка СССР от 16 февраля 1990 г. № 270 "0 плане счетов

бухгалтерского учета ", в котором был представлен порядок отражения

лизинга в бухгалтерском учете. Развитие сети коммерческих банков

способствовало внедрению лизинговых операций в банковскую практику.

В 1994 г. была создана Российская ассоциация лизинговых компаний -

"Рослизинг", ставшая членом Европейской федерации ассоциаций лизинговых

компаний “LEASEUROPE”. Одними из первых лизинговых компаний в России были

зарегистрированы "Росагроснаб" – лизинг отечественной

сельскохозяйственной техники и "Аэролизинг " – лизинг самолетов. Много

лизинговых компаний создано банками: “Балтлиз" (Промстройбанк),

"Лизингбизнес” (Мосбизнеcбанк).

Изменения, которые ускорили развитие лизинга в России, прежде всего,

связаны с улучшением макроэкономической и политической ситуации.

Инфляция, по официальным оценкам, составила 11-12% за 1997 год, что

вполне приемлемо для развития таких инвестиционных механизмов, как

финансовый лизинг.

С 1994 г. по январь 2001г. число лизинговых компаний выросло с 20 до

1400; и даже до 1500 – к осени 2001г. А объёмы лизинговых услуг – с 9,18

млн руб. в 1994г. до 10557,37 млн руб. в 1999г., 13320,6 млн в 2000г. и

(ожидалось) 17,5 млрд в 2001г.[1] Всё это свидетельствует о том, что в

Российской Федерации отмечается огромная потребность в развитии лизинга,

имеется широкая сеть лизинговых компаний (в том числе около 90

иностранных), однако до сих пор лизинг у нас занимает весьма скромное

место в инвестициях.

В качестве вывода, можно сказать, что лизинг (в простых формах) в мире

зародился ещё в далёком прошлом и просуществовал до наших дней. И раз он

появился значит был необходим, в настоящее же время эта необходимость

особенно прослеживается из-за усложнившихся экономических систем: денежно-

кредитных, налогово-бюджетных и др. Понять необходимость лизинга можно

рассмотрев его понятие и значение.

1.2.ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ЛИЗИНГА

Единого международного признанного понятия "лизинг" не существует. Это

вызвано как сложным, неоднозначным содержанием, отражаемым данным

термином, так и различиями в законодательстве, системе отчетности и

налогообложения в разных странах.

В тех странах, где под лизингом понимают только долгосрочную аренду,

принято четко ограничивать от него понятие аренды и проката. В других

странах и эти последние понятия относятся к разновидности лизинга.

Лизинг представляет собой аренду машин, оборудования, транспортных

средств, строительной, сельскохозяйственной техники, средств теле- и

радиосвязи, вычислительной техники, различных сооружений

производственного назначения, а также прав интеллектуальной собственности

– лицензий, компьютерных программ, ноу-хау и т.д.

Любое определение лизинга является ограниченным и не может учесть всех

форм проявления этого нового кредитного инструмента, но все-таки можно

привести еще одно – определение Европейской федерации национальных

ассоциаций по лизингу оборудования (Leaseurope): “Лизинг - это договор

аренды завода, промышленных товаров, оборудования, недвижимости для

использования их в производственных целях арендатором, в то время как

товары покупаются арендодателем, и он сохраняет за собой право

собственности”.

Лизинг представляет собой соглашение между собственником имущества

(арендодателем) и арендатором о передаче имущества в пользование на

оговоренный период по установленной ренте, выплачиваемой ежегодно,

ежеквартально или ежемесячно.

Лизинг – это приобретение оборудования с предоставлением его в аренду

организациям (лизингополучателю) в обмен на лизинговые платежи. Лизинг

предусматривает возможность выкупа оборудования по истечении срока

действия лизингового договора или досрочно по остаточной стоимости.

В соответствии с Федеральным законом “О финансовой аренде (лизинге)”,

принятым 29 января 2002 года, лизингом является совокупность

экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией

договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга;

договор лизинга - договор, в соответствии с которым арендодатель

(далее - лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное

арендатором (далее - лизингополучатель) имущество у определенного им

продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во

временное владение и пользование. Договором лизинга может быть

предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества

осуществляется лизингодателем;

лизинговая деятельность - вид инвестиционной деятельности по

приобретению имущества и передаче его в лизинг.

Ни один из видов деятельности не найдет широкого применения, если он не

будет приносить выгод всем участникам договорных отношений и в первую

очередь потенциальному пользователю. Какие же преимущества дает лизинг

лизингополучателю?

Во- первых, снижение потребности в собственном стартовом капитале.

Лизинг предполагает, как правило, 100-процентное финансирование

лизингодателем и не требует немедленного начала платежей, что позволяет

без резкого финансового напряжения обновлять производственные фонды,

приобретать дорогостоящее имущество, увеличивать оборотный капитал для

расширения производства.

Во-вторых, очень часто предприятию проще получить имущество по лизингу,

чем ссуду на его приобретение, так как лизинговое имущество выступает в

качестве залога. За рубежом некоторые лизинговые компании не требуют от

лизингополучателя никаких дополнительных гарантий.

В - третьих, считается, что лизинговое соглашение более гибко, чем

ссуда, оно предоставляет возможность обеим сторонам выработать удобную

схему выплат. По взаимной договоренности сторон лизинговые платежи могут

производиться после получения выручки от реализации товаров,

изготовленных на взятом в лизинг оборудовании. Ставки платежей могут быть

фиксированными и плавающими.

В - четвертых, лизинговая сделка может быть заключена на более

длительный срок, чем кредитный договор. В связи с этим величина

периодических лизинговых платежей будет меньше, снижаются расходы

пользователя по уплате этих платежей и возрастает надежность исполнения

лизингового договора.

В - пятых, для лизингополучателя уменьшается риск морального и

физического износа и устаревания имущества, поскольку имущество не

приобретается в собственность, а берется во временное пользование..

В- шестых, лизинговое имущество может не числиться у лизингополучателя

на его балансе, что не увеличивает его активы и освобождает от уплаты

налога на это имущество.

В - седьмых, лизинговые платежи полностью относятся на издержки

производства и обращения (себестоимость) и, соответственно снижают

налогооблагаемую прибыль.

Таким образом, как мы видим в лизинге заинтересованы все участники

сделки:: производитель получает новые каналы сбыта, пользователь имеет

возможность приобрести оборудование без первоначальных финансовых затрат,

лизинговая компания становится финансовым звеном между производителем и

потребителем, получая за это прибыль. В выигрыше остается и государство –

возрождается производство, увеличиваются налоговые поступления в бюджет,

уменьшается социальное напряжение за счет создания новых рабочих мест.

Лизинг как своеобразная форма арендных отношений (финансовая аренда) –

перспективный финансовый инструмент в деятельности предпринимательских

структур. Для многих российских предпринимателей проблема перехода на

выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции может быть решена

именно через лизинг.

1.3.ФОРМЫ И ВИДЫ ЛИЗИНГА

В западных странах и в России рынок лизинговых услуг характеризуется

многообразием форм лизинга, моделей лизинговых контрактов и юридических

норм, регулирующих лизинговые операции.

При выделении видов лизинга исходят, прежде всего, из признаков их

классификации, которые характеризуют:

1. Количество участников сделки;

2. Тип имущества;

3. Сектор рынка;

4. Форма лизинговых платежей;

5. По объему обслуживания передаваемого имущества лизинг

6. Срок использования имущества и связанные с ним условия амортизации.

1. В зависимости от состава участников (субъектов) сделки различаются

следующие виды лизинга:

Лизинг с участием трех сторон.

Такого рода сделка схожа с классической лизинговой операцией, т.к. в ней

участвуют поставщик, лизингодатель и лизингополучатель;

Лизинг с участием множества сторон или раздельный лизинг.

Этот вид лизинга распространен как форма финансирования сложных,

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.