реферат скачать
 

Иностранные инвестиции в России

Иностранные инвестиции в России

1. ВВЕДЕНИЕ.

2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ

РОССИИ.

1. Состояние иностранной инвестиционной деятельности в России.

1. Основные виды инвестиций.

2. Основные страны-инвесторы.

3. Потенциальные группы инвесторов.

4. Региональное размещение иностранных инвестиций.

2. Инвестиционный климат России.

1. Оценка степени риска и методы страхования иностранных

инвестиций в экономику России.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

3. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. ВВЕДЕНИЕ.

В последние десятилетия в системе мирохозяйственных связей все

большее значение приобретает движение капитала в различных формах.

Если раньше отдельные страны, как правило, являлись либо экспортерами,

либо импортерами капитала, то в настоящее время большинство из них

одновременно ввозит и вывозит капитал.

С начала 90-х г. привлечение иностранных инвесторов становится

важнейшей тенденцией международной политики. Импорт

предпринимательских инвестиций характеризуется ежегодным колебанием

капиталопотоков. Например, в 1990 г. объем мирового импорта прямых

инвестиций составлял 194 млрд. долл., в 1995 г. – 180 млрд. долл.[1]

Большая часть инвестиций связана с концентрацией капитала, слиянием,

приобретением зарубежных компаний, особенно в сфере финансовых услуг,

энергетики, средств связи и телекоммуникации, фармацевтики. По данным

экспертов Конференции по торговли и развитию ООН (ЮНКТАД), в прошлом

году произошло резкое сокращение прямых иностранных инвестиций (ПИИ).

Общий объем ПИИ в 1996 году вырос всего на 10 % (против 40 % в 1995

г.) и составил 349 млрд. долларов.[2] Регионами, где, по сравнению с

1995 годом произошли сокращения ПИИ, оказались Восточная Европа и

страны бывшего СССР (с 14 млрд. долларов до 12 млрд. долларов)[3].

Причем большую часть инвестиций привлекла Польша, а на третьем месте

оказалась Россия.

Россия по импорту капитала занимает весьма скромное место в мире

(график 1)[4].

График 1.

[pic]

( 1 – Россия, 2 – Канада, 3 – Мексика, 4 – Индонезия, 5 –

Сингапур, 6 – Бразилия, 7 – Бельгия, 8 – Франция, 9 – Британия, 10 –

Япония, 11 – США)[5]

Накопленный же объем иностранных инвестиций в экономику России к

середине 1996 г., составлял 10,7 млрд. долл. (примерно 15-е место в

мире). На ее долю приходилось около 10 % общего объема мировых прямых

зарубежных инвестиций.

Анализ сложившейся ситуации в первом полугодии 1997 г. показал

рост иностранных инвестиции в экономику России.[6] Однако это еще не

свидетельствует о том, что иностранный капитал уверенно пошел в

Россию. Проблема привлечения иностранного капитала остается в

настоящее время остается актуальной.

Возможность привлечения иностранных инвестиций – вопрос, по

которому высказывается множество противоречивых мнений: одни считают,

что иностранные инвесторы боятся России, другие – «если позволить»,

все российские предприятия будут на корню скуплены иностранцами.

Истина находится посередине.

Восстановление экономического роста в России требует большого

объема гигантских инвестиционных ресурсов. Как свидетельствует

исторический опыт, что развитые и развивающие страны активно

привлекали иностранные инвестиции, особенно последние сорок лет [7].

В настоящее время страх перед высоким риском капиталовложений в

России сдерживает значительную часть потенциальных инвесторов, что не

мешает другим вкладывать свои капиталы. При этом характерно, что

число последних увеличивается.

Расширяется и сфера приложения иностранного капитала. Прошло

время, когда иностранных инвесторов интересовали только сырьевые

отрасли с высоким экспортным потенциалом или гиганты российской

промышленности, инвестиции в которые могут быть застрахованы

правительственными гарантиями.

Сейчас реальный интерес для инвесторов представляют и «рядовые

российские предприятия»: крупные и средние, выпускающие самый широкий

круг товаров

для российского рынка или имеющие хорошие перспективы освоения

этого рынка в ближайшем будущем.

Вместе с тем, рост привлекательности необъятного российского

рынка и расширение возможности привлечения инвестиций еще не означают,

что иностранный капитал стал легкодоступным. Привлечение его – дело

непростое даже для предприятий, действующих в странах с более

благоприятным инвестиционным климатом и с меньшими рисками. При этом

существует множество различных проблем, которые попытаемся рассмотреть

применительно к России.

2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ

РОССИИ.

1. СОСТОЯНИЕ ИНОСТРАННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ.

1. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ИНВЕСТИЦИЙ.

По состоянию на 1 июля 1997 г., по оценке, накопленный

иностранный капитал в экономике России (без учета органов денежно-

кредитного регулирования и банковского сектора) составил около 18

млрд. долларов США (в том числе за 1991 – 1993 гг. поступило 3 млрд.

долларов США, за 1994 г. – 1 млрд. долларов США, в 1995 г. – 3 млрд.

долларов США)

Наша страна привлекает капитал, в основном, форме прямых[8] и

портфельных[9] инвестиций, в виде ссудных капиталовложений[10] и путем

размещения облигационных займов[11] на международном рынке капиталов.

Несмотря на снижение удельного веса прямых инвестиций в общем размере

иностранных капиталовложений в нашу экономику до 27,7 % в первой

половине 1996 г., по сравнению с 1991 г., эта форма привлечения

капитала остается доминирующей.

Прямые инвестиции (как в свободно конвертируемой, так и в

национальной валюте), обеспечивающие иностранным инвесторам право на

управление предприятием, представляют собой преимущественно взносы в

уставные фонды совместных предприятий и кредиты, полученные от

зарубежных совладельцев предприятий.

Анализируя динамику поступления прямых инвестиций за последние

четыре года (график 2)[12] можно сказать, что, несмотря на ряд

проблем, их приток постоянно увеличивается.

График 2.

[pic]

Данные платежного баланса за 1-е полугодие 1997 г.

свидетельствуют о том, что прямые инвестиции в экономику страны в 1

полугодии 1997 года увеличились по сравнению с этим же периодом 1996

г. в четыре раза и составили 2, 8 млрд. долларов (график 2)[13].

Вместе с тем, по данным Центра экономической конъюнктуры,

проблемой является отраслевая и региональная неравномерность их

поступления. Так, объем прямых инвестиций в непроизводственные сферы

вырос в 1-м полугодии 1997 г. в 12 раз, а в топливную промышленность,

наоборот, сократился с 41 % в 1995 г. до 17 % в 1997 г.[14]

Рассмотрим структуру ввозимого капитала в Россию (таблица 1)[15]

Таблица 1. Структура иностранных инвестиций в Российскую

Федерацию в 1 полугодии 1996 г. и 1 полугодии 1997 г.

|Период |1 полугодие 1996 г. |1 полугодие 1997 г.[16]|

|Вид инвестиций |млрд. долл.|доля % |млрд. долл.|доля % |

|Прямые |0,7 |6 |2,8 |12 |

|Портфельные |2,0 |18 |13,0 |55 |

|Прочие |8,9 |76 |7,8 |33 |

|Всего |11,6 |100 |23,6 |100 |

Исходя из данных таблицы, можно сказать, что структура

ввозимого капитала по сравнению с 1996 годом изменилась, о чем

свидетельствует увеличение доли портфельных и прямых инвестиций. При

этом отмечается снижение значение прочих инвестиций, представленных в

основном иностранными кредитами.

Портфельные инвестиции остаются одной из наиболее прибыльных и

перспективных форм капиталовложений в отдельные отрасли нашей

экономики, прежде всего в связь, телекоммуникации, пищевую,

деревообрабатывающую, цементную.

По данным статистики, в первой половине 1997 г. объем зарубежных

портфельных инвестиций составил 2,0 млрд. долларов Большая часть

валютных инвестиций приходилась на вложения в краткосрочные долговые

ценные бумаги, а рублевые инвестиции направлялись преимущественно

на покупку акций российских компаний.[17]

На динамику портфельных инвестиций повлиял выход Правительства

России и местных органов власти на рынок еврооблигаций. В первом

полугодии 1997 г. Министерство финансов осуществило два займа в этой

форме, вышли на международный рынок и региона. Так, Москва, в мае

текущего года разместила трехлетние еврооблигации на сумму 500 млн.

долларов[18].

Можно предположить, что второе полугодие текущего года может быть

менее радостным.

Кризис на мировых фондовых рынках (ноябрь 1997 г.) сорвал планы

ряда российских эмитентов по привлечению инвестиций. Помимо МГТС

пострадали «Норильский никель», «Татнефть» и «Газпром».

«Норильский никель» еще пару месяцев назад анонсировал свои

планы по привлечению инвестиций в 1 млрд. долларов за счет

размещения дополнительной эмиссии акций (в размере 100 % от

уставного капитала). На внеочередном собрании акционеров 1 ноября

полномочия по проведению эмиссии были делегированы совету

директоров. Последний, несмотря на продолжающийся кризис, все-таки

решил провести эмиссию, хотя и в половинном объеме. На сокращении

настоял финансовый консультант эмитента, компания «Ренессанс-

Капитал». Упущенная из-за кризиса выгода «Норильского никеля», видимо,

будет исчисляться сотнями миллионов долларов[19].

Компания «Татнефть» отложила запланированное на ноябрь размещение

ADR[20] третьего уровня (которые могут торговаться на американских

фондовых биржах). Фактически речь идет о замораживании процедуры

листинга на NYSE и свертывании ряда презентаций эмитента перед

институциональными инвесторами и андеррайтерами. Поскольку конвертации

в ADR-3 подлежало

до 10 % акций «Татнефти», компания недополучила инвестиций как

минимум на 300 млн. долларов[21].

«Газпром» намеревался разместить в ноябре конвертируемые

облигации на 1 – 2 млрд. долларов. Теперь же объявлено о переносе

размещения до наступления «благоприятной ситуации на фондовом рынке»

(не ранее 1 квартала 1998 года). Кроме того, в планы РАО входило и

размещение очередного транша ADS. Можно с уверенностью сказать, что и

это размещение будет надолго отложено. Не исключено, что планы займов

РАО спровоцировали

небывалый рост котировок его акций на МФБ и ADS на Лондонской

фондовой бирже непосредственно перед кризисом[22].

Тем не менее появление такой формы привлечения иностранного

капитала – выпуск и размещение еврооблигаций (евробондов) –

положительный момент в инвестиционной политике. Еврооблигации служат

тем же целям, что и Государственных казначейские облигации (ГКО) и

Облигации федерального займа (ОФЗ), с их помощью финансируется дефицит

государственного бюджета. Привлечение финансовых ресурсов путем

эмиссии еврооблигаций значительно выгоднее для России, чем выпуск ГКО

и других видов долговых обязательств для внутренних инвесторов. С

другой стороны, выпуск еврооблигаций является одним из способов

снижения страхового риска для иностранных инвесторов.

Суммарная величина прямых и портфельных инвестиций в экономику

России за первую половину 1997 г. составила около 7,7 % к ВВП страны.

Если сравнить с соответствующим периодом 1996 г., то отмечается

значительный рост (в 1996 г. – около 1,3 % к ВВП)[23]. Данный факт

говорит о положительном влиянии иностранных инвестиций на

макроэкономику страны. При этом считается, что для развитой страны

доля иностранных инвестиции должна составлять не менее 10 % от

ВВП.[24]

В последние годы в мировой экономике прослеживается тенденция к

росту привлечения капитала в ссудной форме. Экспорт ссудного капитала

осуществляется как по государственной, так и по частной линии, на

льготных и коммерческих условиях. Это государственная помощь, кредиты

на осуществление конкретных инвестиционных проектов, техническая

помощь, экспортные кредиты, облигационные займы и др. Большая часть

ссудных инвестиций приходится на международные финансовые организации,

крупные банки, национальные фонды экономического сотрудничества с

зарубежными странами и др. Более жесткие условия займов и кредитов

предлагают частные банки и государственные организации при

кредитовании экспортных поставок. С точки зрения коммерческих условий

(срок кредита, льготный период, уровень

процентной ставки), наиболее предпочтительны кредиты

международных финансовых организаций и двусторонняя помощь развитию. С

учетом этого строится привлечение ссудных инвестиций нашим

государством.

В июне 1992 г. Россия вступила в Международный банк реконструкции

и развития (МБРР). Кредитное сотрудничество МБРР со странами-

заемщиками строится на основе утверждаемой для каждой страны стратегии

(Country Assistant Strategy - CAS).

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) – единственная

международная финансовая организация, членом и одним из учредителей

которой был СССР. Официально банк приступил к операциям в апреле 1991

г. Деятельность его направлена на содействие структурной перестройке

экономики в государствах Восточной Европы, России и других странах

СНГ. К приоритетным направлениям деятельности банка относится

содействие приватизации, объединению энергетических, транспортных и

телекоммуникационных сетей Европы, реформе банковских систем, защите

окружающей среды. Мандат ЕБРР предусматривает преимущественное (не

менее 60 %) направление его финансовых ресурсов на поддержку

деятельности негосударственных коммерческих структур, причем проекты

такого рода должны осуществляться без государственных гарантий. Размер

акционерного капитала ЕБРР составляет 10 млрд. экю (свыше 13 млрд.

долл.). Квота России определена в 40 тыс. акций, или 4 % оплаченного

капитала (около 150 млн. долл.), что позволяет иметь своего

представителя в совете директоров банка. Стратегией деятельности банка

в отношении России определены: содействие развитию промышленных

предприятий; поддержка финансового сектора; разработка

энергетических ресурсов; поддержка инфраструктурных объектов. К началу

1995 г, правлением банка одобрен 41 инвестиционный проект с общей

суммой капиталовложений в размере 1,2 млрд. долл. С учетом выделения

средств другими международными финансовыми организациями, на

финансирование этих проектов потребуется в совокупности до 3 млрд.

долл.

В Международный валютный фонд (МВФ) Россия вступила в 1992 г., а

в 1993 г. получила первый кредит на поддержку экономических реформ в

размере 1,5 млрд. долл. Средства были использованы для финансирования

дефицита государственного бюджета и создания золотовалютных резервов.

В 1995 г, Россия получила от МВФ резервный стабилизационный кредит в

размере 6,3 млрд. долл., средства которого также были использованы для

финансирования дефицита государственного бюджета и пополнения валютных

резервов. В 1996 г. была согласована сумма кредита - 10,2 млрд., долл.

В настоящее время ситуация с привлечением кредитов международных

финансовых организаций, в том числе МБРР и ЕБРР следующая:

Активизирована работа с крупнейшими международными финансовыми

организациями. На 1 июля 1997 г. общая сумма средств, заимствованных у

МБРР для 29 российских проектов, составляет 7 млрд. долл. США. Из них

средства трех займов: Первый и Второй реабилитационные займы (1,2

млрд. долл. США) и заем на структурную перестройку угольного сектора

(500 млн. долл. США) израсходованы полностью, а остальные 26 проектов

на общую сумму 5308,8 млн. долл. США находятся в стадии интенсивной

реализации.

За последние полгода вступили в силу Соглашения, подписанные

Российской Федерацией и Мировым Банком по следующим проектам:

медицинское оборудование, передача ведомственного жилья, местная

социальная инфраструктура, развитие фондовых рынков.

Одобрен Советом директоров МБРР займ на структурную перестройку

системы социальной защиты объемом 800 млн. долл. США.

Общая сумма средств, израсходованных по осуществляемым проектам,

составила 1312,69 млн. долл. США, или 25 % от общего объема

зарезервированных средств.

В ходе обзора портфеля проектов Мирового банка, проведенного МБРР и

Минэкономики совместно с заинтересованными министерствами и

ведомствами в марте, отмечено улучшение реализации инвестиционных

проектов (73 % проектов портфеля имеют рейтинг «удовлетворительно»)

против 39 % по результатам проведения обзора в феврале 1996 года.

На рассмотрении в МБРР находятся 19 новых займов общей стоимостью 4550

млн. долл. США, из них 10 займов планируются к реализации во втором

полугодии 1997 года.

Разработана и утверждена Рабочей группой Межведомственной комиссии

Российской Федерации по сотрудничеству с международными финансово-

экономическими организациями и «Группой семи» программа заимствований

России у МБРР на 1997-2000 годы.

Портфель проектов по Российской Федерации, подписанных ЕБРР,

составил 6,053 млн. ЭКЮ, в том числе в частном секторе - 5,398 млн.

ЭКЮ и государственном секторе - 0,655 млн. ЭКЮ.

За первое полугодие 1997 г. подписано 4 новых соглашения о займах, из

которых 3 являются частными и 1 - под гарантии Правительства

Российской Федерации: «Атина-Волга», Волгоград (переработка

сельскохозяйственной продукции, производство продуктов питания и

комбикормов); «АвтоГАЗ», Нижний Новгород (закупки оборудования и

организация производства нового автомобиля); «Черногорнефть»,

Нижневартовск (добыча нефти, замена частей нефтепроводов,

рекультивация загрязненных территорий); Постприватизационный кредит

Российской Федерации (финансирование постприватизационных процессов,

реструктуризация приватизированных предприятий и компаний, создание

благоприятного инвестиционного климата).

Совет директоров Банка одобрил еще 8 проектов в Российской Федерации,

из которых 3 в финансово-банковском секторе, 2 - в металлообработке, 2

- по производству и разливу напитков и один по муниципальной поддержке

г. Санкт-Петербурга.

Решением Правительства от 26 мая 1997 г. ранее утвержденный

Правительством (от 3 апреля 1996 г.) «Порядок работы с проектами,

финансируемыми за счет займов МБРР» распространен и на кредиты ЕБРР.

2. ОСНОВНЫЕ страны-ИНВЕСТОРЫ.

К концу 1996 г. зарегистрированы иностранные инвестиции из 65

стран мира. В Государственный реестр было внесено около 3 тыс.

совместных российско-американских компаний, или 17 % общего количества

зарегистрированных предприятий с участием иностранного капитала. В

1995 г. американские фирмы вложили в нашу экономику в форме прямых и

портфельных инвестиций 813 млн. долл., в первой половине 1996 г. – 510

млн. долл. Накопленный объем американских инвестиций в российскую

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.