реферат скачать
 

Сравнительный анализ верхней прямой подачи волейболистов различной квалификации

Сравнительный анализ верхней прямой подачи волейболистов различной квалификации

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. Литературный обзор

1. Анализ подач, их разновидности и применение

2. Психологический настрой перед подачей

3. Методика обучения подачам

4. Тактика выполнения подач

Глава II. Задачи, методы и организация исследования

Глава III. Результаты исследования и их обсуждение, выводы

Практические рекомендации

Библиография

Введение

Актуальность : по нашему мнению , эта тема недостаточно изучена и

привлекает к себе интересы различных людей .Вообще , волейбол называют “

игрой миллионов “.(12) Эта командная спортивная игра прочно завоевала

симпатию людей различного возраста . Немалую роль в этой игре можно отвести

подаче , к тому же , в настоящее время подача – не просто средство введения

мяча в игру , а средство активного нападения.(2) Анализ научно –

методической литературы свидетельствует о недостаточном использовании

различных средств для повышения результативности верхней прямой подачи ,

подаваемой с места и в прыжке, в тренировочном процессе волейболистов

низкой квалификации . Наша работа связана с исследованиями в этом

направлении , что и определяет её актуальность .

Научная новизна работы заключается в применении новых блоков физических

упражнений при обучении и совершенствовании выполнения подачи.

Практическая значимость: на основе данных, полученных с помощью записи

игр, опроса тренеров городов России, в том числе и города Кирова, и анализа

игр применять средства и методические приёмы, позволяющие улучшить

выполнение техники и тактики подач. Объектом исследования являются команды

Высшей, 1-ой Лиги чемпионата России и команды с более низкой

квалификацией.

Предметом исследования является установление закономерности выполнения

подач в различных игровых вариантах на играх и тренировочных занятиях.

Рабочая гипотеза: предполагается, что использование метода записи

применяемой тактики подач в играх мужских команд города Кирова и России

позволит выявить наиболее рациональное выполнение подач в игре для

достижения победы над противником, провести сравнительный анализ

результативности верхней прямой подачи волейболистов различной

квалификации. На основании этой записи дать рекомендации в их применении

(тренировать и совершенствовать выполнение подач).

Цель данной работы: повышение и совершенствование техники и тактики

подач, а также методики их обучения.

Положение выносимое на защиту.

Глава I . Литературный обзор

1.Анализ подач, их разновидности и применение

Подача - технический приём, с помощью которого мяч вводят в игру,

стремясь в то же время затруднить взаимодействия противника. Первое время

значение подач сводилось к введению мяча в игру. По мнению многих авторов,

постепенно они превратились в немаловажный нападающий приём, используемый

командой, и значительно влияют на исход состязания.(14) Подачи являются

как бы первым звеном в цепи игровых действий. Чем эффективней подачи, тем

положительней это сказывается в ходе игры для команды, перехватившей право

подачи и тем самым инициативу. С подачи начинаются наступательные действия.

При встрече двух равноценных команд от подачи может зависеть победа или

поражение. Выполняя подачу, игрок должен стремиться, прежде всего: получить

прямой выигрыш очков и достигнуть тактического эффекта при

нецеленаправленном приёме мяча и вынужденной импровизации нападения.

Выполнение подач, умелое, четкое, может затруднить противнику их прием,

нарушить организацию его нападающих действий. Иногда подача приносит

команде сразу очко. Это достигается точностью, силой и разнообразием

подач.(1)

Подачи, как и нападающие удары, не должны быть стандартными, так как

противник быстро приспосабливается к их приему.(12) Игрок может угрожать

противнику и оказывать на него психологическое давление сменой способа

подачи: может нарушать стройную систему защиты разнообразными подачами на

точность, сильными, тихими, обманными.

Таким образом, подающий игрок должен владеть искусством разнообразной

обработки мяча, хотя бы двумя способами, из которых один силовой, другой на

точность. Команда, в целом выступая как единый игрок, может использовать

любые подачи – длинные и короткие, закрученные и планирующие с изменяющейся

траекторией мяча, создавая тем самым достаточно шансов для выигрыша

победных очков.(11)

Подачи на силу – это подачи в прыжке, верхняя прямая и верхняя боковая

подачи. Которую из них изберёт игрок, зависит от его индивидуальных

особенностей.

Подача производится в соответствии с требованиями, указанными в

правилах, а именно: подающий игрок становится за площадкой, позади лицевой

линии, подбрасывает мяч и ударом одной руки по мячу переправляет его на

сторону противника.(6)

Выполняя любую подачу игроку следует:

1) принять устойчивое положение;

2) плавно подбросить мяч;

3) следить, чтобы работа рук, ног и туловища была согласована;

4) внимательно наблюдать за мячом и стараться точно ударить мяч.

Ударять надо по той части мяча, которая расположена с противоположной

стороны желаемого направления полёта мяча.

При подаче любым способом удар совершают ладонью руки, кисть при этом

напряжена в лучезапястном суставе. Рука в момент удара по мячу выпрямлена.

После удара рука свободно продолжает движение вперёд в том же направлении,

как и желаемое направление мяча. Подбрасывание мяча вверх чаще производится

одной рукой.

При подбрасывании мяча одной рукой, ударяющая рука может заранее занять

положение замаха, тогда подача будет более точная, но не такая сильная.

Значительно выгоднее и потому чаще используется случай, когда ударяющая

рука не занимает заранее положение замаха, а перемещается вверх

одновременно с полетом мяча наращивать скорость движения.

Подбрасывание мяча производится вертикально вверх. Высота полета мяча

вверх и расстояние его от тела игрока зависят от способа подачи.

Разновидности подач и их применение.

Некоторые авторы считают, что по способам выполнения ударов и придания

вращения мяча подачи подразделяются следующим образом.(8)

По способу выполнения удара.

1. Подача ударом сверху (верхняя прямая).

2. Подача ударом снизу (нижняя прямая).

3. Подача теннисного типа.

4. Подача ударом над правым плечом.

По характеру движения тела в момент подачи и по его положению

относительно сетки различают следующие подачи:

1. Нижняя прямая подача.

2. Нижняя боковая подача.

3. Верхняя прямая подача.

4. Верхняя боковая подача.

По словам А.Г.Фурмонова (1983г.) разновидностью верхней прямой поддачи

является подача нацелённая, планирующая, в прыжке. Разновидностью верхней

боковой подачи являются планирующая и силовая подачи.

Команды старших разрядов, нижнюю прямую подачу почти не применяют, так

как при таком способе нельзя выполнить подачу ни “на силу”, ни “на

точность” в том, что игрок в момент подачи не видит площадку, и, кроме

того, сравнительно большая амплитуда движения затрудняет расчет.(13)

Подачи снизу, являясь наиболее легкими по технике выполнения, не

являются трудными для приема их ввиду малой скорости и большой траектории

полета мяча. Усложнённые варианты этих подач применяются иногда для

эффективного использования метеорологических условий.

Верхняя прямая подача.

Игрок стоит лицом к сетке на несколько согнутых ногах, расставленных на

ширину плеч. Однако одна нога немного выставлена вперёд. Мяч находится на

уровне груди на руке, согнутой в локте. Ударяющая рука, согнутая в локте,

поднята вверх, локоть отведён в сторону. Подача начинается с переноса

центра тяжести на сзади стоящую ногу, одновременного наклона туловища назад

и подбрасывания мяча в направлении вверх перед собой.

Когда мяч достигает наивысшей точки взлёта, ударяющая рука с движением

туловища вперёд производит удар по мячу в возможно более высокой точке.

Конечное положение после удара: туловище наклонено вперёд, рука свободно

продолжает движение вперёд, в сторону впереди стоящей ноги.

Как считают многие авторы, этот способ подачи даёт возможность выполнять

её с наибольшей точностью. Она имеет широкие возможности для использования

скорости полёта мяча.(9)

Подача в прыжке.

Эта подача выполняется после прыжка с разбега. Разбег выполняется по

прямой, перпендикулярно к сетке. Он складывается, в основном, не более чем

из двух шагов. Первый шаг приближает игрока к мячу, второй шаг-шаг для

удара, он быстрый, глубокий и очень широкий. Этот шаг подводит игрока к

прыжку. Ещё при выполнении первого шага обе вытянутые руки отводят рывком

как можно дальше назад вверх; при втором шаге они выносятся вперёд. При

выполнении прыжка бьющая рука продолжает движение вперёд вверх; причем

локоть заводят по возможности выше плечевого пояса. Не бьющая рука,

вытянута вперёд почти горизонтально, обеспечивает равновесие тела в

воздухе. Затем производится сам удар в наивысшей точке полёта мяча, как при

прямой верхней подаче. Эта подача используется чаще в командах мастеров.(2)

Верхняя боковая подача.

Игрок стоит в положении боком к сетке. Ноги на ширине плеч и чуть

согнуты. Ступни ног параллельны лицевой линии площадки. Рука с мячом

согнута в локте и держит его на уровне пояса или несколько ниже. Туловище

слегка наклонено вперёд. С подбрасыванием мяча вверх на высоту метра и

более туловище наклоняется в сторону ударяющей руки, а одноименная нога

сгибается. Рука свободно опускается в сторону вниз в положение замаха.

Обратным последовательным движением: разгибанием ноги, туловища и махом

ударяющей руки в вертикальной плоскости производится удар по мячу. С

конечным положением удара подающий поворачивается лицом в сторону полёта

мяча.

Высота подбрасывания мяча может быть уменьшена, что требует заранее

выполнения наклона туловища, сгибание ноги и отведения руки в положение

замаха. Подбрасывание мяча может производиться двумя руками, тогда все

движения, связанные с принятием исходного положения для удара, должны быть

выполнены значительно быстрее.

Верхние подачи являются сложными и требуют хорошей физической подготовки

и длительного совершенствования.(4) При этих подачах достигается почти

горизонтальный полет мяча и скорость полёта его может равняться средней

скорости нападающего удара.

Некоторые авторы выделяют и другие способы подач все они будут

производными от выше описанных.(7) Наибольший интерес представляют подачи с

вращением мяча. Вращающийся в полете мяч описывает дугу в направлении,

обратном вращению. Такая траектория полета затрудняет противнику прием

мяча.

Вращение выполняется по горизонтальной, вертикальной и наклонной осям.

Вращение по горизонтальной оси укорачивает траекторию полета мяча, как бы

прижимая мяч вниз после перехода его через сетку.

Вращение по вертикальной оси отклоняет мяч в полете вправо или влево в

зависимости от направления вращения.

Вращение по наклонной оси объединяет в себе возможности вращения по

горизонтальной и вертикальной оси.

Для того, чтобы придать вращение мячу в полёте, следует положение кисти

на мяче в момент удара несколько изменить с тем, чтобы она не приходилась

против центра тяжести мяча.

Изучая планирующую подачу, заслуженный мастер спорта В.Качарова (1983г.)

пришёл к выводу, что при этой подаче не следует придавать мячу вращательное

движение. Подающая рука при встрече с мячом, обладая максимальной

кинетической энергией, стремится передать её мячу, производя отрывистый

удар-толчок. При точном попадании мяч получает максимальный для данного

усилия отскок и летит на площадку соперника не вращаясь. А по закону

аэродинамики круглое тело (в том числе и мяч), летящее без вращения, при

достижении критической скорости теряет свою устойчивость и начинает

вибрировать. Такой мяч трудно принимать. Именно на этом и построен эффект

планирующей подачи.

Анализируя технику подачи, С.Л.Фетисова пришла к выводу, что

координационная сложность решения двигательной задачи заключается в

придании мячу определённой скорости и угла вылета. Для успешного выполнения

подачи игроку необходимо овладеть:

1) Определёнными пространственно-временными и динамическими

характеристиками предударного движения руки;

2) Определёнными пространственно-временными характеристиками

предударного движения мяча;

3) Согласованием этих движений в пространстве и во времени;

4) Определёнными динамическими характеристиками ударного контакта руки

с мячом.

Параллельно рекомендуется развивать ведущие двигательные качества,

связанные с совершенствованием зрительных и кинематических дифференцировок,

способствующих приобретению «чувства мяча» и «чувства руки», характерных

для высококлассного игрока.(18)

2. Психологический настрой перед подачей

Многие авторы считают, что выполнение подачи требует наивысшей

концентрации внимания.(9) Игрок должен спокойно направиться к месту подачи

и за время, пока перемещается, принять решение, как и куда послать мяч. На

месте подачи, прежде чем осуществить движение, он ещё раз окидывает

взглядом противоположную половину игровой площадки, ориентируется в

расстановке игроков противника, ищет игрока слабо владеющего приёмом подачи

или в разрез между зонами 1-6-5 и фиксирует свою цель.

Итак, звучит свисток судьи, открывающий встречу. В этот момент все

игроки, даже много лет отдавшие волейболу, чувствуют непроизвольное

волнение и напрягаются. Но напряжённее всех в этот момент чувствует себя

подающий игрок, который становится главным противником для команды

соперников.

По мнению С.Оинумы, в этих случаях можно применять метод аутотренинга

под названием «фиксация объекта взглядом», то есть, чтобы отвлечься,

выбрать для фиксации взгляда неподвижный объект.

После того, как преодолено ощущение скованности, следующей задачей

становится нанесение точного удара при подаче. Ошибка особенно недопустима

для первого подающего. Здесь надо проявить всё, что было освоено на

тренировках. После свистка судьи подающий игрок, конечно, напрягается, но

не менее напряженно чувствует себя игрок, который должен принять подачу.

Когда в такой ситуации происходит ошибка при подаче, у соперников

моментально срабатывает рефлекс «везения», пропадает скованность и они тут

же оказываются на волне эмоционального подъёма. Волейбол-это состязание, в

котором очень важно какая сторона первой «ухватит» ритм игры и сможет

выдержать его от самого начала до самого конца.

Таким образом, по словам различных авторов, подача является тем

элементом игры, который сочетает в себе решимость, необходимую для

выступления в «театре одного актёра», и тщательность, дающую возможность

всего-навсего одним мячом изменить ход игры.(7) На первый взгляд всё

кажется очень простым, но надо всегда помнить, что на самом деле подача-это

очень сложный элемент игры.

3. Методика обучения подачам

1. Рассказ, показ;

2. Исходное положение;

3. Подбрасывание мяча (у каждой подачи на определённую высоту);

4. Сочетание подбрасывания, замаха, удара и ловли мяча;

5. Подача в парах по ширине зала;

6. В парах. Подача мяча через сетку с расстояния 3,5,7,9 метров;

7. Правила подачи с места подачи;

8. Подача с места подачи;

9. Подача по зонам;

10. Подача на точность и силу;

11. В парах. На одной стороне игроки принимают мяч с подачи, на другой

подают мяч с места подачи. Смена мест после 20-30 подач;

12. Подача двух команд в виде соревнования.

Методические указания: подачи подавать после свистка, из-за лицевой

линии с места подачи, точно и правильно подобрать мяч, ударять по мячу

напряженной рукой, после удара занять своё место на площадке.

В обучении подаче расположение занимающихся и направление выполняемых

подач определяются в зависимости от стадии обучения, а не в зависимости от

способов подачи.

Вообще, при обучении подачам чаще соблюдается следующая

последовательность: сначала нижняя прямая, затем нижняя боковая, верхняя

прямая и верхняя боковая.(16)

Техника выполнения подач проста, для изучения её не требуется

расчленение на отдельные элементы, и поэтому она изучается в целом виде. Но

при этом первоначальное обучение подачи необходимо проводить в упрощённых

условиях, с постепенным приближением к игровым. На первом этапе методики

обучения необходимо дать подробную информацию о подачах, а так же

обязательно показать действие в сочетании с рассказом. Для формирования

первых двигательных ощущений необходимо дать учащимся выполнить подачу. По

словам некоторых авторов, большое значение играют общеразвивающие и

подготовительные упражнения, способствующие развитию определённых качеств и

способностей учащихся.(17) Основными задачами ОРУ является:

1) укрепление опорно-двигательного аппарата:

-развитие силы рук, ног, туловища;

-развитие скорости сокращения мышц;

2) развитие гибкости.

ОРУ выполняются без предметов, с набивными мячами, на гимнастической

скамейке и стенке, со скакалками и так далее.

На втором этапе разучивается правильность движения без мяча. Для этого

можно использовать следующие команды: «Принять исходное положение»,

«Принять положение замаха», «Произвести удар».

После изучения движений без мяча проводятся броски различными мячами.

Внимание занимающихся обращается на правильность исходного положения,

замаха, ударного движения и дополнительно на правильный выбор момента

броска и правильную траекторию полета мяча после него.

Следующим этапом изучения является выполнение подачи с ударом по

неподвижному мячу. При этом основное внимание обращается на правильность

соприкосновения руки с мячом и последующее сопровождение.

Прежде чем перейти к обучению подачи по движущему мячу, отдельно

изучается подбрасывание мяча.(9) Для этого мяч несколько раз подбрасывают

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.