реферат скачать
 

Сравнительный анализ физических качеств лыжников-гонщиков и детей, не занимающихся спортом 15-17 лет

Сравнительный анализ физических качеств лыжников-гонщиков и детей, не занимающихся спортом 15-17 лет

Камский государственный институт физической культуры

Кафедра зимних видов спорта

|Педагогический факультет |Специализация |

|группа 42 |лыжный спорт |

Моргачева Анна Евгеньевна

Сравнительный анализ физических качеств лыжников-гонщиков

и детей, не занимающихся спортом 15-17 лет

(курсовая работа)

Научный руководитель

доцент кафедры ЗВС:

Нестеров Е.Н.

Набережные Челны, 1998г.

Реферат

Моргачева А.Е. Сравнительный анализ физических качеств лыжников гонщиков

и детей, не занимающихся спортом 15-17 лет

КамГИФК Набережные Челны, 1998 г.

Страниц 35

Таблиц 8

Литература 23

Работа выполнена на кафедре зимних видов спорта

Научный руководитель - доцент кафедры ЗВС - Нестеров Е.Н.

Курсовая работа посвящена сравнительному анализу физических качеств

подростков 15-17 лет: лыжников-гонщиков, под влиянием физических нагрузок,

а также школьников не занимающихся спортом. Анализировались физические

способности такие как: скоростные, скоростно-силовые, силовые,

координационные, выносливость и гибкость. Анализ полученных данных показал,

что физические качества у лыжников-гонщиков развиты лучше, чем у

школьников, не занимающихся спортом.

Содержание

Введение 4

Глава 1. Обзор литературы 6

1.1. Анатомо-физиологические особенности детей 15-17 лет 6

1.2.Особенности физического развития при занятиях спортом 13

Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования 19

2.1. Задачи и методы исследования 19

2.2. Организация исследования 20

Глава 3. Обработка результатов исследования и их обсуждение 21

Выводы 25

Литература 26

Приложения 28

Введение

В настоящее время выдвинута важная задача – разработка проблем

формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы –

воспитание всесторонне и гармонически развитого человека – является

раскрытие закономерностей растущего, развивающегося организма ребенка.

Также, успешное решение этой задачи во многом зависит от правильной

постановки физического воспитания, начиная с самого раннего возраста.

Только при строгом научном подходе физическое воспитание становится

действенным средством сохранения и укрепления здоровья детей, улучшения их

физического развития.

Закономерности физического воспитания невозможно выявить без познания

физиологических основ двигательной деятельности организма.

Многолетний процесс физического воспитания и спортивной тренировки

может быть успешно осуществлен при условии тщательного учета возрастных

особенностей развития человека, уровня его подготовленности, специфики

избранного вида спорта, особенностей развития физических качеств и

формирования двигательных навыков.

Большие сложности возникают при спортивной работе с подростками. Дело

в том, что период от 13 до 17 лет характеризуется бурным развитием

физических способностей ребят и является чрезвычайно благоприятным для

целенаправленных занятий в большинстве видов спорта.

В тоже время интенсивные нейро-эндокрийные перестройки в организме

подростков дают возможность рассматривать спорт как дополнительный

раздражитель, который может, однако,

как улучшить, так и ухудшить естественное течение биологических процессов.

В данной работе рассматривается развитие физических качеств детей 15-

17 лет в условиях школьных уроков физической культуры и при

специализированных занятиях лыжным спортом. Целью данной работы является

сравнение физических качеств спортсменов лыжников-гонщиков и школьников, не

занимающихся спортом 15-17 лет между собой.

Глава 1. Обзор литературы

1.1. Анатомо-физиологические особенности детей 15-17 лет

Современный спорт отличается острейшей борьбой, высоким уровнем

спортивных достижений, невиданным ростом физических возможностей человека.

Высокий уровень спортивных достижений предъявляет особые требования к

качеству подготовки спортсменов. Одно из основных условий высокой

эффективности системы подготовки спортсменов заключается в строгом учете

возрастных и индивидуальных анатомо-физиологических особенностей,

характерных для отдельных этапов развития детей и подростков.

Одним из основных критериев биологического возраста считается

скелетная зрелость, или «костный» возраст. В старшем школьном возрасте

наблюдается значительное усиление роста позвоночника, продолжающееся до

периода полного развития. Быстрее всех отделов позвоночника развивается

поясничный, а медленнее – шейный. Окончательной высоты позвоночник

достигает к 25 годам. Рост позвоночника по сравнению с ростом тела отстает.

Это объясняется тем, что конечности растут быстрее позвоночника. В 15-16

лет начинается окостенение верхних и нижних поверхностей позвонков, грудины

и срастание ее с ребрами. Позвоночный столб становится более прочным, а

грудная клетка продолжает усиленно развиваться, они уже менее подвержены

деформации и способны выдерживать даже значительные нагрузки.

К 15-16 годам срастаются нижние сегменты тела грудины. В 15-17 лет

увеличивается преимущественно подвижность грудной клетки в отличие от

предыдущих периодов роста грудной клетки.

Окостенение костей предплюсны весьма длительный процесс, начинающейся

на 4-8 месяце эмбриогенеза, т.е. значительно раньше костей запястья, и

заканчивающийся только на 12-19 году. В развитии костей предплюсны

отражаются половые особенности. У девочек точки окостенения появляются

раньше, чем у мальчиков. Синостозы эпифизов с диафизами в костях плюсны

наступают в период 15-19 лет, а в фалангах пальцев от 9 до 18.

У старших школьников рост тела в длину замедляется (у некоторых

заканчивается). Если у подростков преобладает рост тела в длину, то у

старших школьников явно преобладает рост в ширину. Кости становятся более

толстыми и прочными, но процессы окостенения в них еще не завершены.

К 17-18 годам сформирована высоко дифференцированная структура

мышечного волокна, происходит увеличение массы мышечных тканей за счет

роста диаметра мышечного волокна. Установлено, что поперечник двуглавой

мышцы плеча к 6 годам увеличивается в 4-5 раз, а к 17 годам в 6-8 раз.

Увеличение массы мышц с возрастом происходит не равномерно: в течении

первых 15 лет вес мышцы увеличивается на 9%, а с 15 до 17-18 лет на 12%.

Более высокие темпы роста характерны для мышц нижних конечностей по

сравнению с мышцами верхних конечностей. Ярко выражены половые различия по

мышечному и жировому компонентам: масса мышц (по отношению к массе тела) у

девушек приблизительно на 13% меньше, чем у юношей, а масса жировой ткани

примерно на 10% больше. Различие в мышечной силе с возрастом увеличивается:

в 15 лет разница составляет 8-10 кг, в 18 лет – 15-20 кг. Увеличение веса

тела у девушек происходит более интенсивно, чем рост мышечной силы. В тоже

время у девушек, по сравнению с юношами, выше точность и координация

движений. (Аникина Т.А., Ермолаев Ю.А.).

Опорно-двигательный аппарат у старших школьников способен выдерживать

значительные статические напряжения и выполнять длительную работу, что

обусловлено нервной регуляцией, строением, химическим составом и

сократительными свойствами мышц.

Значительно меняются в процессе онтогенеза функциональные свойства

мышц. Увеличиваются возбудимость и лабильность мышечной ткани. Изменяется

мышечный тонус. У новорожденных плохо выражена способность мышц к

расслаблению, которая с возрастом увеличивается. С этим обычно связана

скованность движений у детей и подростков. Только после 15 лет движения

становятся более пластичными.

К 13-15 годам заканчивается формирование всех отделов двигательного

анализатора, которое особенно интенсивно происходит в возрасте 7-12 лет. В

процессе развития опорно-двигательного аппарата изменяются двигательные

качества мышц: быстрота, сила, ловкость и выносливость. Их развитие

происходит не равномерно. Прежде всего, развиваются быстрота и ловкость

движений. Быстрота определяется тремя показателями: скоростью одиночного

движения, временем двигательной реакции и частотой движений. Скорость

одиночного движения значительно возрастает у детей с 4-5 лет и к 13-14

годам достигает уровня взрослого. К 13-14 годам уровня взрослого достигает

и время простой двигательной реакции. Максимальная, произвольная частота

движений увеличивается с 7 до 13 лет, причем у мальчиков в 7-10 лет она

выше, чем у девочек, а с 13-14 лет частота движений у девочек превышает

этот показатель у мальчиков. Наконец максимальная частота движений в

заданном ритме также увеличивается в 7-9 лет.

До 13-14 лет завершается в основном развитие ловкости. Наибольший

прирост точности движений наблюдается с 4-5 до 7-8 лет. Причем способность

воспроизводить амплитуду движений до 40о-50о максимально увеличивается в 7-

10 лет и после 12 практически не изменяется, а точность воспроизведения

малых угловых смещений (до 10-15) увеличивается до 13-14 лет. Спортивная

тренировка оказывает существенное влияние на развитие ловкости и у 15-

16летних спортсменов. Точность движений в 2 раза выше, чем у

нетренированных подростков того же возраста.

В последнюю очередь совершенствуются способности быстро решать

двигательные задачи в различных ситуациях. Ловкость продолжает улучшаться

до 17 лет.

Наиболее значительные темпы увеличения показателей гибкости в

движениях, совершаемых с участием крупных звеньев тела (например, в

предельных наклонах туловища), наблюдаются, как правило, до 13-14летнего

возраста. Затем эти показатели стабилизируются и , если не выполнять

упражнений, направленно воздействующих на гибкость, начинают значительно

уменьшаться уже в юношеском возрасте.

Наибольший прирост силы наблюдается в среднем и старшем школьном

возрасте, особенно увеличивается сила с 10-12 до 13-15 лет. У девочек

прирост силы происходит несколько раньше, с 10-12 лет, а у мальчиков – с 13

-14. Тем не менее, мальчики по этому показателю во всех возрастных группах

превосходят девочек, но особенно четкое различие проявляется в 13-14 лет.

Позже других физических качеств развивается выносливость. Существуют

возрастные, половые и индивидуальные отличия выносливости. Выносливость

детей дошкольного возраста находится на низком уровне, особенно к

статической работе. Интенсивный прирост выносливости к динамической работе

наблюдается с 11-12 лет. Также интенсивно с 11-12 лет возрастает

выносливость к статическим нагрузкам. В целом к 17-18 годам выносливость

школьников составляет около 85% уровня взрослого. Своего максимального

уровня она достигает к 25-30 годам (Герасимова Л.Н.).

Каждый возрастной период имеет свои особенности в строении, функциях

отдельных систем и органов, которые изменяются в связи с занятиями

физической культурой и спортом.

У подростков и юношей после мышечной нагрузки наблюдаются

лимфоцитарный и нейтрофильный лейкоцитозы, и некоторые изменения в составе

красной крови. У 15-18летних школьников интенсивная мышечная работа

сопровождается увеличением количества эритроцитов на 12-17%, гемоглобина на

7%. Это происходит главным образом за счет выхода депонированной крови в

общий кровоток. Длительные физические напряжения в этом возрасте могут

привести к уменьшению гемоглобина и эритроцитов. Восстановительные процессы

в крови происходят у школьников медленнее, чем у взрослых.

Период полового созревания сопровождается резким усилением функций

половых и других желез внутренней секреции. Это приводит к ускорению темпов

роста и развития организма. Умеренные физические нагрузки не оказывают

существенного влияния на процесс

полового созревания и функции желез внутренней секреции. Чрезмерные

физические напряжения могут замедлить нормальные темпы развития

подростков.(Смирнов К.М., Гандельсман А.Б.).

Под воздействием физической нагрузки изменяется секреция гормонов

коры надпочечников. Наблюдения показали, что после тренировки с силовыми

нагрузками у юных спортсменов увеличивается экскреция (выделение с мочой)

гормонов коркового слоя надпочечников.

Минутный объем дыхания (МОД) в 15-17летнем возрасте составляет 110

мл/кг. Относительное падение МОД в подростковом и юношеском возрасте

совпадает с ростом абсолютных величин этого показателя у не занимающихся

спортом.

Величина максимальной легочной вентиляции (МВЛ) в подростковом и

юношеском возрасте практически не изменяется и составляет около 1,8 л в

минуту на кг веса. Систематические занятия спортом способствуют росту МВЛ.

Закономерные возрастные увеличения жизненной емкости легких (ЖЕЛ) у

спортсменов выше, чем у не занимающихся спортом. Соотношение ЖЕЛ и веса

(жизненный показатель) выше всего у подростков и юношей, занимающихся

циклическими видами спорта.

С возрастом повышается устойчивость к недостатку кислорода в крови

(гипоксемия). Наименьшей устойчивостью отличаются дети младшего школьного

возраста. К 13-14 годам отдельные ее показатели достигают уровня 15-

16летних подростков, а по скорости восстановления даже превышают их.

В 15-16летнем возрасте наблюдается увеличение продолжительности

восстановительного периода с 28,8 до 52,9 секунд. Подобные изменения

являются результатом нейрогуморальных перестроек, связанных с периодом

полового созревания подростков.

У подростков и юношей быстрее, чем у взрослых снижается содержание

сахара в крови. Это объясняется не только меньшей экономичностью в

расходовании энергетических ресурсов ,но и совершенствованием регуляции

углеводного обмена, выражающимся в недостаточной мобилизационной

способности печени к выделению сахара в кровь.

Абсолютных запасов углеводов у подростков и юношей также меньше, чем

у взрослых. Поэтому возможность длительной работы подростками и юношами

ограничена.

Одним из наиболее информативных показателей работоспособности

организма, интегральным показателем дееспособности основных энергетических

систем организма, в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной,

является величина максимального потребления кислорода (МПК). Многими

исследователями показано, что МПК увеличивается с возрастом. В период с 5

до 17 лет имеется тенденция к неуклонному росту МПК – с 1385 мл/мин у

8летних, до 3150 мл/мин у 17летних.

При анализе величин относительного МПК ,у школьников и школьниц,

наблюдаются существенные различия. Снижение с возрастом МПК/кг у школьниц

очевидно связано с увеличением жировой ткани, которая, как известно, не

является потребителем кислорода. Применение гидростатического взвешивания и

последующие работы подтвердили, что процентное содержание жира в организме

школьниц растет и к 16-17 годам достигает 28/29%, а у школьников наоборот,

постепенно снижается.

С возрастом, по мере роста и формирования организма, повышаются как

абсолютные, так и относительные размеры сердца. Важным показателем работы

сердца является частота сердечных сокращений (ЧСС). С возрастом ЧСС

понижается. В 14-15 лет она приближается к показателям взрослых и

составляет 70-78 уд/мин. ЧСС также зависит от пола: у девочек пульс

несколько чаще, чем у мальчиков того же возраста. При постепенном снижении

пульса увеличивается систолический объем (СО). В 13-16 лет СО составляет 50-

60 мл.

В настоящее время у подростков наблюдается акселерация – сложное

биосоциальное явление, которое выражается в ускоренном процессе

биологических и психических процессов, увеличении антропометрических

показателей, более раннем наступлении половой и интеллектуальной зрелости.

У подростков с низкими показателями физического развития

биологический возраст может отставать от паспортного на 1-2 года, а у

подростков с высоким физическим развитием опережать на 1-2 года.

1.2.Особенности физического развития при занятиях спортом

Особенности физического развития школьников в связи с возрастом и под

влиянием систематических занятий физическими упражнениями имеют

немаловажное значение для правильного решения многих вопросов

педагогической практики.

В результате исследований врачей, физиологов и педагогов накоплено

большое количество данных, характеризующих возрастные особенности организма

детей, подростков и юношей при занятиях физической культурой и спортом.

Полученные данные важны при решении педагогических проблем

физического воспитания школьников, поскольку на базе представлений о

закономерностях возрастного развития организма и влияния, оказываемого на

него физическими упражнениями, должны решаться принципиальные вопросы

организации и методики занятий.

Специальное воздействие физических упражнений на организм человека с

целью развития определенных качеств должно быть согласовано с естественным

ходом возрастного развития организма. Чаще всего воздействие с целью

активного влияния на развитие тех или иных качеств должно совпадать с

периодом, когда в организме развиваются те его стороны, от которых зависит

данное качество.

Формирование двигательной функции человека тесно связано со

становлением высшей нервной деятельности, формированием нервно-мышечного

аппарата и его функций, развитием внутренних органов и процессов обмена

веществ. Неравномерность морфологического и функционального развития

отдельных органов и систем лежит в основе особенности их взаимосвязи на

разных этапах онтогенеза (Головина Л.Л.).

Возрастные изменения носят неравномерный характер. Периоды

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.