реферат скачать
 

Современные системы закаливания. Плюсы и минусы

Современные системы закаливания. Плюсы и минусы

Южно-уральский Государственный университет

Кафедра валеологии, физической культуры и спорта

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

ТЕМА: Современные системы закаливания. Плюсы и минусы.

Выполнил: студент ВФКиС – 208

Попов С.В.

Проверил: Камскова Ю.Г.

Челябинск 2001.

СОДЕРЖАНИЕ:

СТРУКТУРА РАБОТЫ

............................................................................

........4

ВВЕДЕНИЕ

............................................................................

.............................5

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ :

1. Слагаемые здоровья

..........................................................................

..........7

2. Главное – образ жизни

..........................................................................

.......7

3. Целебные силы природы

..........................................................................

.10

4. Ни мороз не страшен, ни жара

..................................................................13

5. Температура тела и внешняя среда

.........................................................13

6. Приход и расход тепла

..........................................................................

......14

7. Реакции на охлаждение

..........................................................................

....18

8. Реакции на высокие температуры

...........................................................20

9. Основные заповеди закаливания

.............................................................22

10. От простого – к сложному

..........................................................................

22

11. Барометр самочувствия

..........................................................................

...25

12. Закаливание воздухом :

12.1.Вокруг воздушный океан

..........................................................................29

12.2.Как рыба в воде

............................................................................

..............29

12.3.С чего начать

............................................................................

..................30

13.Закаливание водой :

13.1.Секреты водных процедур

........................................................................31

13.2.Кто не боится насморка!

...........................................................................3

2

13.3.Заплывы в полынье

............................................................................

........33

14.Баня :

14.1.Баня парит, баня правит

............................................................................

35

14.2.С легким паром?

............................................................................

.............35

14.3.Помылся, как вновь народился

.................................................................37

14.4.Разумная осторожность

............................................................................

.38

15.Закаливание солнцем :

15.1.Этот целительный солнечный свет

..........................................................39

15.2.Волшебные лучи

............................................................................

............39

15.3.Солнце – не только друг

............................................................................

41

15.4.Максимум – в июне, минимум в декабре

................................................43

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ......................................45

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ :

1.Воздушные процедуры :

1.1.Ну – ка, ветер, гладь нам кожу!

..................................................................46

1.2.Хилый – в шубу, здоровый – в мороз

........................................................48

1.3.Узелки на память мамам и папам

..............................................................50

2.Водные процедуры :

2.1.От обтираний – к купаниям

........................................................................54

2.2.Старые истины

............................................................................

.................62

2.3.Восстановители сил

............................................................................

.........63

2.4.Ныряем ... в сугроб

............................................................................

..........64

2.5.Зима. Идем купаться!

............................................................................

......65

2.6.Родителям на заметку

............................................................................

......68

3.Банные премудрости :

3.1.Свойства щедрого жара

............................................................................

...73

3.2.Вредна баня или нет?

............................................................................

.......76

3.3.Источник бодрости

............................................................................

...........77

3.4.Вредно ли париться детям!

..........................................................................79

4.Солнечные ванны :

4.1.От весны до бабьего лета

............................................................................

.80

4.2.Сеансы в фотариях

............................................................................

...........82

4.3.Пусть всегда будет солнце!

.........................................................................84

РЕЗУЛЬТАТЫ

............................................................................

......................85

ВЫВОДЫ

............................................................................

...............................86

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

............................................................................

....................87

ЛИТЕРАТУРА

............................................................................

......................88

СТРУКТУРА РАБОТЫ

Работа состоит из введения, обзора литературы, описания методов

исследования, выводов, списка литературы.

Во введении обоснована актуальность работы, сформулированы цели и задачи,

обоснована научная новизна исследований, теоретическая и практическая

значимость полученных результатов.

Курсовая работа изложена на 88 страницах машинописно.

Библиография состоит из 8 отечественных источников.

ВВЕДЕНИЕ

Общая характеристика работ. Эта проблема рассматривалась в течение

нескольких столетий[1]. Давно известно, что здоровье человека на 10-20%

зависит от наследственности, 10-20% - от состояния окружающей среды, 8-12%

- от уровня здравоохранения и 50-70% - от образа жизни. Здоровый образ

жизни - это рациональное питание, занятие спортом, отказ от алкоголя и

курения и многое другое. Важную роль играет и закаливание. Рост числа часто

болеющих детей, особенно в возрасте до 3 лет, в нашей стране за последние

годы делает эту проблему чрезвычайно актуальной. Закаливание - это научно

обоснованное систематическое использование естественных факторов природы

для повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей

среды. Закаливание как фактор повышения сопротивляемости организма к

различным метеорологическим условиям использовалось с древних времен.

Дошедший до нас опыт закаливания насчитывает свыше тысячи лет. Абу Али ибн-

Сина (Авиценна) в VIII-IX веках создал "Канон врачебной науки". Он разделил

медицину на теоретическую и практическую, а последнюю - на науку сохранения

здоровья и науку лечения больного тела. В одной из глав свооего труда

Авиценна говорит о купании в холодной воде, в том числе и детей раннего

возраста, а также о методах подготовки к своеобразному закаливанию

путешественников в условиях жаркой пустыни и зимней непогоды. Древнейший

русский летописец Нестор в X веке описывал, как начинал парить в бане и

купать в холодной воде младенцев сразу после рождения. И так - в течение

нескольких недель, а затем при каждом нездоровье. Скифы, по свидетельству

Геродота и Тацита, купали своих новорожденных в холодной воде. Якуты

натирали новорожденных снегом и обливали холодной водой несколько раз в

день. Жители Северного Кавказа два раза в день обмывали детей ниже поясницы

очень холодной водой начиная с первого дня жизни [2]. Основоположник

отечественной медицины С.Г.Зыбелин (1735-1802 гг.) в "Слове о вреде,

проистекающем от содержания себя в теплоте излишней" (1773 г.) писал:

"Весьма полезно ... мыть младенцев холодной водою для приведения в крепость

и для предупреждения многих болезней". Медицинских отводов от закаливания

нет, только острые лихорадочные заболевания. Глубоко ошибочно мнение, что

закаливающие процедуры противопоказаны ослабленным детям. Задача

медицинского работника состоит в правильном подборе и дозировании этих

процедур индивидуально для каждого ребенка.

Актуальность данного исследования определяется тем, что оно посвещается

изучению вопросов влияния природных[2] факторов на организм человека.

В соответствии с этим, цель настоящего исследования состояла в том, каким

образом влияние природных факторов оказывает закаливающее влияние на

иммунитет людей.

В рамках этой общепоставленной цели , решались следующие задачи:

1. Влияние воздуха на человека;

2. Влияние воды на человека;

3. Влияине солнца на чеолвека;

4. Влияние температуры на человека.

Научная новизна определяется основными результатами. Показано, что при

точной дозировке описанные ниже природные факторы повышают иммунитет и

работоспособность человека, снижают влияние стрессовых ситуаций.

Теоретическое значение работы состоит в изучении физиологических механизмов

закалиавания.

Практическое значение работы определяется тем, что она обеспечивает

экспериментальное обоснование для разработки эффективных методов

пофилактики заболеваний. Результаты используются на практике [3].

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.СЛАГАЕМЫЕ ЗДОРОВЬЯ

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье.

Недаром в народе говорят: Здоровому все здорово! Об этой простой и мудрой

истине следует помнить всегда, а не только в те моменты, когда в организме

начинаются сбои и мы вынуждены обращаться к врачам, требуя от них подчас

невозможного.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от

всех болезней. Человек сам творец своего здоровья! Вместо того чтобы

грезить о живой воде и прочих чудотворных эликсирах, лучше с раннего

возраста вести активный и здоровый образ жизни, закаливаться, заниматься

физкультурой и спортом, соблюдать правила личной и общественной гигиены -

словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

2.ГЛАВНОЕ - ОБРАЗ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Что же такое здоровый образ жизни? Это комплекс оздоровительных

мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья,

повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия.

Основные элементы здорового образа жизни - плодотворная трудовая

деятельность, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, рациональное

питание, отказ от вредных привычек и, конечно же, закаливание.

На здоровье человека, как известно, оказывают влияние и биологические, и

социальные факторы, ведущую роль среди которых играет т р у д. Классики

марксизма-ленинизма подчеркивали, что труд - непременное и естественное

условие жизни, без которого ...не был бы возможен обмен веществ между

человеком и природой, т. е. не была бы возможна сама человеческая жизнь.

Говоря о привычке трудиться на общую пользу, В. И. Ленин определил труд как

потребность здорового организма.

Конституция нашей страны всем гражданам гарантирует право на труд, который

является необходимым условием развития, духовного совершенствования и

материального благополучия человека и его семьи. Труд дает человеку радость

творчества, самоутверждения, воспитывает в нем целеустремленность,

упорство, сознательное отношение к окружающему и др. Захватывающая работа

увлекает, доставляет истинное наслаждение, отодвигает усталость, является

прочной основой физического и психического здоровья.

Бесстрастная статистика утверждает: все долгожители - неутомимые труженики.

Максим Горький говорил, что его особенно восхищали те люди, которые

работали с великой страстью, задором, огоньком и ставили своей целью

освобождение всех сил человека для творчества. Движения, потребность в

которых обусловлена закономерностями роста организма, - непременное условие

нормального развития, укрепления здоровья, формирования правильной осанки и

овладения основными двигательными навыками. Еще древнегреческий философ

Плутарх назвал движения кладовой жизни. Без движения - жизнь только

летаргический сон, - подметил французский мыслитель и педагог Ж.Ж. Руссо.

Другой французский ученый Б. Паскаль утверждал: Всего невыносимей для

человека покой, не нарушаемый ни страстями, ни делами, ни развлечениями, ни

занятиями. Тогда он чувствует свою ничтожность, заброшенность,

несовершенство, зависимость, бессилие, пустоту.

Человек всегда должен стремиться к развитию таких физических качеств, как

сила, ловкость, быстрота, выносливость. У каждого из нас множество дел,

которые требуют физических усилий, надежной закалки.

При составлении распорядка дня особенно важно определить сроки и

продолжительность активного и пассивного отдыха. В частности, определенное

время отводите оздоровительным занятиям и тренировкам. В процессе

систематических занятий физическими упражнениями не только укрепляется

здоровье, но и улучшаются самочувствие и настроение, появляется чувство

бодрости, жизнерадостности.

Не секрет, что современное производство и условия жизни в значительной мере

снизили двигательную активность человека. По данным академика А. И. Берга,

в прошлом веке затрата мышечной энергии в производстве составляла 94%, а в

настоящее время всего лишь 1%.

Недостаток движений отрицательно сказывается на здоровье человека.

Регулярные занятия физическими упражнениями и спортом, утренняя зарядка,

физкультминутки, прогулки, туризм и призваны компенсировать двигательное

голодание, или, как говорят ученые, гиподинамию.

Испытанное средство укрепления и повышения работоспособности - оптимальный

двигательный режим в виде регулярных занятий физической культурой и

спортом. Тренировки и оздоровительные занятия способствуют укреплению

здоровья и развитию физических способностей детей и молодежи, сохранению

жизненно важных навыков в среднем и зрелом возрасте, профилактике

неблагоприятных возрастных изменений у пожилых людей.

В нашей стране постоянно растет число поклонников оздоровительного бега,

ритмической гимнастики, лыжного, велосипедного и гиревого спорта, туризма,

других форм массовой физкультуры, однако их могло бы быть значительно

больше.

Важный элемент здорового образа жизни - личная гигиена. Она включает в себя

рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви. Особое

значение имеет режим дня. При правильном и строгом его соблюдении

вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь

создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым

способствует укреплению здоровья и повышению производительности труда.

Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индивидуальные различия людей не

позволяют рекомендовать один вариант суточного режима для всех. Однако его

основные положения должны соблюдаться всеми: выполнение различных видов

деятельности в строго определенное время, правильное чередование работы и

отдыха, регулярное питание. Особое внимание уделите полноценному сну -

основному и ничем не заменимому виду отдыха. Постоянное недосыпание опасно

тем, что может вызвать истощение нервной системы, ослабление защитных сил

организма, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия.

Непременное слагаемое здоровья - рациональное питание. Оно обеспечивает

человека энергией и веществами, из которых строится организм и которые

регулируют обменные процессы. Подсчитано, что за 70 лет жизни человек

съедает примерно 8 т хлебобулочных изделий, 11-12 т картофеля, 6-7 т мяса и

рыбы, 10-12 тыс. яиц и выпивает 10-14 тыс. литров молока! Причем на процесс

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.