реферат скачать
 

Скоростно-силовая подготовка

Скоростно-силовая подготовка

Оглавление

Введение 1

Влияние физических нагрузок на работу сердца , сосудов, органов дыхания и

мышц. 3

Скоростно-силовая-подготовка:основы 5

Возрастные особенности изменения скоростно-силовых способностей 11

Методика развития скоростно-силовых качеств 15

Заключение 24

Ничто так не истощает и 24

Литература 28

Введение

Целью физического воспитания в вузах является содействие подготовке

гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов.

В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания

предусматривается решение следующих задач:

воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств,

готовности к высокопроизводительному труду;

сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному

формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой

работоспособности на протяжении всего периода обучения;

всесторонняя физическая подготовка студентов;

профессионально - прикладная физическая подготовка студентов с учётом

особенностей их будущей трудовой деятельности;

приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и

организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к

работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей;

совершенствования спортивного мастерства студентов - спортсменов;

воспитание у студентов убеждённости в необходимости регулярно заниматься

физической культурой и спортом.

Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья,

уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной

квалификации, а также с учётом условий и характера труда их предстоящей

профессиональной деятельности.

Теоретические занятия направлены на приобретения студентами знаний по

основам теории, методики и организации физического воспитания, на

формирование у студентов сознания и убеждённости в необходимости регулярно

заниматься физической культурой и спортом.

Учебные группы отделения спортивного совершенствования. В них

зачисляются студенты основной медицинской группы, выполнившие контрольные

упражнения и нормативы, необходимые для зачисления в соответствующую группу

отделения спортивного совершенствования.

На специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесённые по

данным медицинского обследования в специальную медицинскую группу.

Учебные группы этого отделения комплектуются с учётом пола, характера

заболевания и функциональных возможностей организма студентов.

Численность учебной группы составляет от 8 до 15 человек на одного

преподавателя.

Учебный процесс по физическому воспитанию в специальном учебном

отделении преимущественно направлен на:

укрепление здоровья,

закаливание организма,

повышение уровня физической работоспособности;

возможное устранение функциональных отклонений в физическом развитии;

ликвидацию остаточных явлений после перенесённых заболеваний;

приобретение необходимых и допустимых для студентов профессионально-

прикладных умений и навыков.

Занятия для студентов, зачисленных на это отделение, являются

обязательными и проводятся на всём периоде обучения в вузе в объёме 4 часов

в неделю.

Программа курса этого отделения включает теорию, практический

программный материал, обязательный для всех учебных отделений,

профессионально-прикладную физическую подготовку, а также специальные

средства для устранения отклонений в состоянии здоровья и физическом

развитии. На теоретических занятиях особое внимание уделяется вопросам

врачебного контроля, самоконтроля и методики физического воспитания с

учётом отклонений в состоянии здоровья студентов. Общая и профессионально-

прикладная физическая подготовка проводятся с учётом функциональных

возможностей студентов. Главное в этой подготовке - овладение техникой

прикладных упражнений, устранение функциональной недостаточности органов и

систем, повышение работоспособности организма. Большое значение в учебных

занятиях этого отделения имеет реализация принципов систематичности,

доступности и индивидуализации, строгая дозировка нагрузки и постепенное её

повышение.

Влияние физических нагрузок на работу сердца , сосудов, органов дыхания

и мышц.

Человек, умеренно и последовательно

Занимающийся физическими упражнениями,

Не нуждается в лекарствах.

АВИЦЕННА

Сердце и сосуды выполняют очень важную роль – они обеспечивают

перенос кислорода и питательных веществ к органам и тканям и вывод из них

продуктов жизнедеятельности (шлаков).

При выполнении физической нагрузки работа сердца существенно

меняется: возрастает частота сердечных сокращений и увеличивается объем

крови, выталкиваемой сердцем за одно сокращение.

Какие же изменения наступают в работе сердца спортсменов в результате

систематических тренировок? В покое сердце тренированного подростка по

сравнению с нетренированным работает более экономно, и частота его

сердечных сокращений реже. Но зато во время интенсивных занятий пульс и

количество крови, выбрасываемое сердцем за одно сокращение, достигают

больших величин. Следовательно, обеспечивается и лучшее кровоснабжение

работающих органов и тканей.

Регулярные занятия физическими упражнениями повышают силу межреберных

дыхательных мышц и диафрагмы, увеличивают подвижность грудной клетки и тем

самым повышают дыхательный объем легких. При регулярных физических

упражнениях возрастает способность выполнять работу и в условиях, когда в

организме возникает недостаток кислорода.

Надо помнить, что главный регулятор дыхания – содержащийся в крови

углекислый газ. При увеличении его концентрации в крови он повышает

активность дыхательного центра в головном мозгу. К недостатку кислорода

этот центр менее чувствителен. Вот почему нельзя и даже опасно делать

многократные вдохи и выдохи перед ныряние. Такое дыхание приводит к резкому

уменьшению углекислого газа в крови. А во время плавания под водой при

задержанном дыхании кислород быстро используется организмом и его

содержание так снижается, что можно потерять сознание.

Исследования говорят, что в результате регулярных тренировок

повышается прочность суставов, связок, а под влиянием специальных

упражнений – и их эластичность и гибкость.

Что же происходит под влиянием тренировок в мышцах? Известно, что в

них увеличивается число мышечных волокон, причем каждое волокно становится

толще. Это и обеспечивает прирост мышечной силы. Под влиянием физических

упражнений в мышцах повышается содержание миоглобина, способного легко

соединяться с кислородом крови и отдавать его тканям мышц во время работы.

В результате тренировок в мышцах возрастает количество капилляров и

улучшается их снабжение питательными веществами и кислородом.

Скоростно-силовая-подготовка:основы

Можно выделить четыре специфических вида проявления силы:

- абсолютная как максимальное мышечное усилие, которое можно развивать в

статическом и динамическом режиме;

- взрывная как способность мышц достигать максимума проявления силы по ходу

движения в возможно меньшее время;

- быстрая, которая во многом обусловливает скоростные возможности;

- силовая выносливость как способность совершать длительные мышечные

напряжения без снижения их рабочей эффективности.

Условно все упражнения, используемые для развития скоростно-силовых качеств

в бадминтоне можно разбить на три группы:

1. Упражнения с преодолением собственного веса тела: быстрый бег по

прямой, быстрые передвижения боком, спиной, перемещения с изменением

направления, различного рода прыжки на двух ногах, с ноги на ногу, на одной

ноге, в глубину, в высоту, на дальность, а также упражнения, связанные с

наклонами, поворотами туловища,

выполняемыми с максимальной скоростью, и т. д.

2. Упражнения, выполняемые с дополнительным отягощением

(пояс, жилет, манжетка, утяжеленный снаряд). К этим упражнениям можно

отнести различного рода бег, всевозможные прыжковые упражнения, метания и

специальные упражнения, близкие по форме к соревновательным движениям.

3. Упражнения, связанные с преодолением сопротивления внешней

среды (вода, снег, ветер, мягкий грунт, бег в гору и т. д.).

Система упражнений скоростно-силовой подготовки направлена на решение

основной задачи - развитие быстроты движений и силы определенной группы

мышц. Решение этой задачи осуществляется по трем направлениям: скоростному,

скоростно-силовому и силовому.

Скоростное направление предусматривает использование упражнений первой

группы, с преодолением собственного веса, упражнений, выполняемых в

облегченных условиях. К этому же направлению можно отнести методы,

направленные на развитие быстроты двигательной реакции (простой и сложной):

метод реагирования на внезапно появляющийся зрительный или слуховой сигнал;

расчлененный метод выполнения различных технических приемов по частям и в

облегченных условиях.

Скоростно-силовое направление ставит своей целью развитие скорости

движения одновременно с развитием силы определенной группы мышц и

предполагает использование упражнений второй и третьей группы, где

используются отягощения и сопротивление внешних условий среды.

Практический опыт работы и результаты ряда исследований показали, что

уровень развития абсолютной силы мышц для бегунов на средние дистанции не

играет существенной роли в достижении высоких спортивных результатов. Более

значимы взрывная и быстрая сила и особенно динамическая силовая

выносливость, обусловливающие уровень развития специальной выносливости

бегунов.

В процессе многолетней скоростно-силовой подготовки средневика можно

выделить несколько этапов.

1. Этап начальной тренировки.

Основная цель - содействие гармоничному формированию растущего организма,

укрепление здоровья занимающихся, всестороннее развитие физических качеств,

устранение недостатков физического развития.

Развитие скоростно-силовых качеств на этом этапе подготовки носит

комплексный характер:

кроме специальноподготовительных упражнений в тренировочном процессе

значительное место отводится подвижным и спортивным играм, всевозможным

эстафетам, которые вызывают эмоциональный подъем и большую

заинтересованность занимающихся.

В комплексах специальноподготовительных упражнений их количество должно

колебаться от 6 до 11, оптимальное повторение упражнений на "станции" - от

6 до 15 раз, время выполнения комплекса с учетом общего времени,

затраченного на упражнения и активный отдых, - 12-15 мин. Дети этого

возраста более расположены выполнять кратковременные скоростно-силовые

упражнения, поэтому в тренировке чаще используются прыжковые,

акробатические и динамические упражнния.

Основные методы: метод повторного выполнения скоростно-силового упражнения

без отягощения и с небольшим отягощением, метод упражнения, выполняемого

при смешанном (ауксотоническом), режиме работы мышц, применение игрового

метода с широким использованием упражнений из различных видов спорта и

подвижных игр.

2. Этап специализации.

Основная цель - повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок,

более специализированная работа над совершенствованием физических качеств.

Стремление многих тренеров увеличить объем беговых средств, выполнить

достаточно высокий разрядный норматив приводит к быстрому росту

результатов, что в дальнейшем неизбежно сказывается на становлении

спортивного мастерства. Разносторонняя подготовка на этом этапе при

небольшом объеме беговых средств более благоприятна для последующего

спортивного совершенствования, нежели специализированная.

Основные задачи: развитие мускулатуры бегуна в целом (в частности -

укрепление мышечного корсета), укрепление здоровья, создание двигательного

потенциала, предполагающее освоение разнообразных двигательных навыков, в

том числе и скоростно-силовых.

Скоростно-силовая подготовка на этом этапе, направленная на развитие

быстроты движений и силы мышц, включает следующие направления:

- скоростное, где решается задача повышения скорости бега: бег со старта,

ускорения, бег под гору, по ветру;

- скоростно-силовое - сочетание упражнений без отягощений или с небольшими

отягощениями в виде пояса, жилета, бег и прыжки против ветра, в гору, по

опилкам, песку и т.д.;

- силовое - парные и групповые упражнения с сопротивлением, акробатика,

гимнастические упражнения на снарядах (прыжки через коня, лазание по канату

и т.д.), силовые упражнения со штангой небольшого веса - 20-30 кг.

Основные методы: метод динамических усилий, метод повторного выполнения

статического и динамического силовых упражнений, широкое применение

игрового метода.

3. Этап спортивного совершенствования.

Основная цель - неуклонное повышение объема и интенсивности тренировочных

нагрузок, специализированная работа по совершенствованию основных

физических качеств.

Важной задачей является то, что развитие скоростно-силовых качеств

необходимо осуществлять главным образом путем применения скоростно-силовых

упражнений, где силовые способности бегуна достигают максимума

преимущественно за счет увеличения скорости сокращения мышц: бег на

короткие дистанции, всевозможные "короткие" прыжки, "длинные" прыжки на

отрезках 30-60 м, метание (ядер, камней, набивных мячей) относительно

небольшого веса - 2-4 кг). На этом этапе подготовки целесообразно

использовать физические упражнения, которые воздействуют на мышечные

группы, испытывающие основную нагрузку в беге.

Основные методы: метод повторного упражнения, круговой метод, комплексное

использование методов, рекомендованных на предыдущих этапах подготовки.

4. Этап реализации спортивного потенциала. Основная цель - значительное

повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок, в том числе и

скоростно-силовых.

Основная задача - максимальное использование тренировочных средств,

способных вызвать бурное протекание адаптационных процессов. Значительно

возрастает число занятий в недельных микроциклах.

Скоростно-силовая подготовка строго дифференцирована. Средства, методы,

режим работы мышц, величина сопротивлений, интенсивность выполнения

упражнений, количество повторений, длительность и характер отдыха дают

возможность решить в методическом плане важную проблему специальной

подготовки, которая во многом предопределяет рост спортивных результатов.

Основные методы: метод повторного выполнения силового упражнения с

отягощениями малого и среднего веса, метод повторного выполнения

статического и динамического силовых упражнений, комбинированный и круговой

методы.

Выполнение значительного объема скоростно-силовых упражнений на этом этапе

препятствует стабилизации уровня быстроты; возникновению так называемого

"скоростного барьера". Ведущая роль в процессе увеличения скорости бега

должна быть отведена методу повторного использования скоростно-силовых

упражнений.

5. Заключительный этап соревновательной карьеры.

Основная цель - сугубо индивидуальный подход к тренировочным и

соревновательным нагрузкам, поскольку большой тренировочный опыт спортсмена

помогает всесторонне изучить присущие только ему способности, найти резервы

в вариантах планирования тренировочной нагрузки, выявлении наиболее

эффективных средств и методов скоростно-силовой подготовки.

Возрастные особенности изменения скоростно-силовых способностей

В настоящее время все возрастающее внимание уделяется развитию

скоростно-силовых качеств у детей школьного возраста. Под скоростно-

силовыми качествами понимается способность человека к развитию максимальной

мощности усилий в кратчайший промежуток времени.

Особый интерес исследователей к изучению взаимосвязи между быстротой и

силой мышечного сокращения объясняется тем, что эти два физические качества

постоянно связаны с движением и определяют его (Н. Н. Гончаров, 1952).

Выявление закономерностей развития скоростно-силовых качеств в

возрастном аспекте имеет особо важное значение, так как уже в детском и

юношеском возрасте формируется двигательный анализатор, закладывается

фундамент будущих спортивных достижений. Отдельными исследованиями

установлено, что развитие скоростно-силовых качеств необходимо начинать в

детском и юношеском возрасте (Н. Н. Гончаров, 1952; Р. Е. Мотылянская,

1956; В. С. Фарфель, 1959; А. Хунольд, 1961; B.П. Филин, 1963; В. С.

Топчиян, 1964, и др.).

В ряде исследований выявлена возрастная динамика развития скоростно-

силовых качеств у школьников, определены периоды наиболее интенсивного и

замедленного роста скоростно-силовых показателей и проведен анализ

взаимосвязи уровня развития скоростно-силовых качеств и показателей,

оказывающих влияние на развитие этих качеств (Н. Н. Гончаров, 1949, 1952;

В. С. Фарфель, 1959; В. С. Топчиян, 1964; Е. А. Масловский, 1966, и др.).

Н. H. Гончаровым впервые приведены данные, характеризующие уровень

развития скоростно-силовых качеств детей разного возраста. Автор наблюдал

резкое возрастание этого уровня в 12—15 лет. Согласно исследованиям,

осуществленным В. С. Фарфелем, развитие скоростно-силовых качеств

начинается с 8 лет и продолжается до 14—15 лет. С. И. Филатовым (1966)

отмечены изменения уровня развития скоростно-силовых качеств у школьников в

возрасте от 7 до 17 лет.

В литературе имеются крайне немногочисленные сведения об особенностях

развития скоростно-силовых качеств у юных спортсменов. Лишь с 1960 г.

начали разрабатываться методы развития скоростно-силовых качеств у юных

спортсменов применительно к отдельным видам спорта (B. П. Филин, 1963,

1964, 1965; В. С. Топчиян, 1964, 1965; С. И. Филатов, 1966, и др.).

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.