реферат скачать
 

Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом

Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом

Министерство образования Российской Федерации

ГОУ ОГУ

Факультет Информационных Технологий

Кафедра ИСТ

Реферат

на тему: Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом

Выполнил:

Загоруй

А.С.

группа 02 – ИСТ

Проверила:

_________________

« » ___________2003г.

Оренбург.2003г.

Содержание

1. Диагностика и самодиагностика организма при занятиях физическими

упражнениями и спортом.

3 стр.

1.2 Самоконтроль.

4 стр.

2. Исследование и оценка физического развития. 7 стр.

2.1 Методы стандартов, антропометрических индексов для оценки

физического развития.

12 стр.

3. Исследование и оценка функционального состояния. 14 стр.

4. . Контроль за физической подготовленностью. 17 стр.

5. . Профилактика травматизма и отрицательных реакций организма при

занятиях физическими упражнениями и спортом. 19 стр.

Список используемой литературы.

23 стр.

1. Диагностика и самодиагностика организма занятиях физическими

упражнениями и спортом.

Под воздействием физических нагрузок происходят изменения в органах и

системах организма человека. Для того чтобы занятия физическими

упражнениями и спортом не оказывали негативного влияния на здоровье

человека, необходимо проводить регулярный контроль за состоянием организма.

Это задача не только врачей и преподавателей, но и самих занимающихся.

К основным видам диагностики относят: врачебный контроль,

педагогический контроль и самоконтроль.

Цель диагностики - способствовать укреплению здоровья человека, его

гармоничному развитию.

Врачебный контроль.

Врачебный контроль - научно-практический раздел медицины, изучающий

состояние здоровья, физического развития, функционального состояния

организма занимающихся физическими упражнениями и спортом.

Главная задача врачебного контроля - обеспечение правильности и

высокой эффективности учебно-тренировочных занятий и спортивных

мероприятий. Врачебный контроль призван исключить все условия, при которых

могут появляться отрицательные воздействия от занятий физическими

упражнениями и спортом на организм занимающихся. Врачебный контроль

является обязательным условием предупреждения травматизма в процессе

физического воспитания студентов и осуществляется в соответствии с

"Положением о врачебном контроле за физическим воспитанием в вузе".

Врачебный контроль в вузе проводится в следующих формах:

регулярные медицинские обследования и контроль занимающихся физическими

упражнениями и спортом;

врачебно-педагогические наблюдения за занимающимися во время занятий и

соревнований;

санитарно-гигиенический контроль за местами, условиями занятий и

соревнований;

-санитарно-просветительская работа, пропаганда физической культуры и

спорта, здорового образа жизни;

профилактика спортивного травматизма и заболеваний;

проведение комплексных и восстановительных мероприятий.

Для студентов медицинское обследование проводят перед началом учебного

года один раз в год. Для лиц, имеющих отклонение в здоровье - 2 раза в год,

а для лиц, активно занимающихся спортом -3-4 раза в год.

Ежегодные врачебные осмотры студентов позволяют изучить состояние

здоровья, физическое развитие и функциональные способности важнейших систем

организма, а также установить медицинскую группу занимающихся студентов.

Установленное многолетней практикой врачебного контроля распределение

занимающихся происходит на группы:

основную (без отклонений в состоянии здоровья);

подготовительную (без отклонений, но с недостаточным физическим развитием и

подготовленностью);

специальную (имеют отклонения в состоянии здоровья и требуют ограничения

физических нагрузок).

Это позволяет правильно дозировать физические нагрузки в процессе

занятий по физическому воспитанию в соответствии с состоянием здоровья

занимающихся.

Педагогический контроль.

Педагогический контроль - процесс получения информации о влиянии

занятий физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся с

целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.

Практическая реализация педагогического контроля осуществляется в

системе специально реализуемых проверок, включаемых в содержание занятий по

физическому воспитанию. Такие проверки позволяют вести систематический учет

по двум наиболее важным направлениям:

степень усвоения техники двигательных действий;

уровень развития физических качеств.

В системе контроля за усвоением техники двигательных действий

осуществляемого преподавателем физического воспитания, принято различать

три вида проверок:

предварительную (контрольные нормативы);

текущую (отмечается в журнале);

итоговую (прием государственных тестов).

К методам педагогического контроля относятся:

анкетирование занимающихся;

анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса;

педагогические наблюдения во время занятий;

регистрацию функциональных и других показателей;

тестирование различных сторон подготовки.

1.2 Самоконтроль.

Самоконтроль - это метод самонаблюдения за состоянием своего организма

в процессе занятий физическими упражнениями и спортом.

Самоконтроль необходим для того, чтобы занятия оказывали тренирующий

эффект и не вызывали нарушения в состоянии здоровья. Самоконтроль состоит

из простых общедоступных приемов наблюдения складывается из учета

субъективных показателей (самочувствия, сна, аппетита, желания

тренироваться, переносимости нагрузок и т.д.) и объективных показателей

(веса, пульса, спирометрии, частоты дыхания, артериального давления,

динамометрии). Самоконтроль необходимо вести во все периоды тренировки и

даже во время отдыха. Самоконтроль имеет не только воспитательное значение,

но и приучает более сознательно относиться к занятиям, соблюдать правила

личной и общественной гигиены, режима учебы, труда, быта и отдыха.

Результаты самоконтроля должны регулярно регистрироваться в специальном

дневнике самоконтроля.

Субъективные показатели самоконтроля

Настроение. Очень существенный показатель, отражающий психическое

состояние занимающихся физическими упражнениями. Занятия всегда должны

доставлять удовольствие. Настроение можно считать хорошим, когда человек

уверен в себе, спокоен, жизнерадостен; удовлетворительным - при

неустойчивом эмоциональном состоянии и неудовлетворительным, когда человек

расстроен, растерян, подавлен.

Самочувствие. Является одним из важных показателей оценки физического

состояния, влияния физических упражнений на организм. У занимающихся плохое

самочувствие, как правило, бывает при заболеваниях или при несоответствии

функциональных возможностей организма уровню выполняемой физической

нагрузки. Самочувствие может быть хорошее (ощущение силы и бодрости,

желание заниматься), удовлетворительным (вялость, упадок сил),

неудовлетворительное (заметная слабость, утомление, головные боли,

повышение ЧСС и артериального давления в покое и др.).

Утомление. Утомление - это физиологическое состояние организма,

проявляющееся в снижении работоспособности в результате проведенной работы.

Оно является средством тренировки и повышения работоспособности. В норме

утомление должно проходить через 2-3 часа после занятий. Если оно держится

дольше, это говорит о неадекватности подобранной физической нагрузки. С

утомлением следует бороться тогда, когда оно начинает переходить в

переутомление, т.е. когда утомление не исчезает на следующее утро после

тренировки. Примерная схема внешних признаков утомления приведена в таблице

1.

Сон. Наиболее эффективным средством восстановления работоспособности

организма после занятий физическими упражнениями является сон. Сон имеет

решающее значение для восстановления нервной системы. Сон глубокий,

крепкий, наступающий сразу - вызывает чувство бодрости, прилив сил. При

характеристике сна отмечается продолжительность и глубина сна, его

нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и

т.д.).

Таблица 1 - Внешние признаки утомления при занятиях физическими

упражнениями (по Н.Б. Танбиану)

|Признак |Степень утомляемости |

|усталости | |

| |небольшая |значительная |резкая (большая) |

|Окраска кожи |Небольшое |Значительное |Резкое покраснение или |

| |покраснение |покраснение |побледнение, синюшность |

| |Небольшая |Большая (плечевой |Очень большая (все |

|Потливость | |пояс) |туловище), появление |

| | | |соли на висках, на |

| | | |рубашке, майке |

|Движение |Быстрая походка |Неуверенный шаг, |Резкие покачивания, |

| | |покачивание |отставание при ходьбе, |

| | | |беге, в альпинистских |

| | | |походах |

|Внимание |Хорошее, |Неточность в |Замедленное выполнение |

| |безошибочное |выполнении команды, |команд, воспринимаются |

| |выполнение |ошибки при перемене |только громкие команды |

| |указаний |направлений | |

|Самочувствие |Никаких жалоб |Жалобы на усталость,|Жалобы на усталость, |

| | |боли в ногах, |боли в ногах, одышку, |

| | |одышку, сердцебиение|головную боль, "жжение" |

| | | |в груди, тошноту |

Аппетит. Чем больше человек двигается, занимается физическими

упражнениями, тем лучше он должен питаться, так как потребность организма в

энергетических веществах увеличивается. Аппетит, как известно, неустойчив,

он легко нарушается при недомоганиях и болезнях, при переутомлении. При

большой интенсивной нагрузке аппетит может резко снизиться.

Работоспособность. Оценивается как повышенная, нормальная и

пониженная. При правильной организации учебно-тренировочного процесса в

динамике работоспособность должна увеличиваться.

Переносимость нагрузок. Является важным показателем, оценивающим

адекватность физических нагрузок функциональным возможностям занимающегося.

Объективные показатели самоконтроля.

Пульс. В настоящее время ЧСС рассматривается одним из главных и самых

доступных показателей, характеризующих состояние сердечнососудистой системы

и ее реакции на физическую нагрузку. Частота пульса здорового

нетренированного человека в состоянии покоя обычно колеблется у женщин в

пределах 75-80 уд/мин, у мужчин - 65-70 уд/мин. У спортсменов частота

пульса уменьшается до 50-60 уд/мин, причем это уменьшение наблюдается с

ростом тренированности. ЧСС определяется пальпаторным методом на сонной или

лучевой артериях после 3 минут отдыха, за 10, 15 или 30 секунд, после чего

производят пересчет полученных величин в минуту. Измерение ЧСС проводится

сразу же в первые 10 с после работы. Для контроля важно, как реагирует

пульс на нагрузку и быстро ли снижается после нагрузки. Вот за этим

показателем занимающийся должен следить, сравнивая ЧСС в покое и после

нагрузки. При малых и средних нагрузках нормальным считается восстановление

ЧСС через 10-15 минут.

Если ЧСС в покое утром или перед каждым занятием у студента постоянна,

то можно говорить о хорошем восстановлении организма после предыдущего

занятия. Если показатели ЧСС выше, то организм не восстановился.

Частота дыхания (ЧД) и ЖЕЛ. Дыхание в покое должно быть ритмичным и

глубоким. В норме частота дыхания у взрослого человека 14-18 раз в минуту.

При нагрузке увеличивается в 2-2,5 раза. Важным показателем функции дыхания

является жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - объем воздуха, полученный при

максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. В норме у женщин

2, 5 - 4 л, у мужчин = 3, 5-5 л.

Вес. Для определения нормального веса используются различные весо -

ростовые индексы. В практике широко используют индекс Брока.

Нормальный вес тела для людей ростом:

от 155 до 165 см = длина тела-100

165- 175 см = длина тела-105

175 и выше см = длина тела -110

Артериальное давление (АД). Систолическое давление (макс) - это

давление в период систолы (сокращения) сердца, когда оно достигает

наибольшей величины на протяжении сердечного цикла. Диастолическое давление

(мин) - определяется к концу диастолы (расслабления) сердца, когда оно на

протяжении сердечного цикла достигает минимальной величины.

Нормальные величины артериального давления (систолического и

диастолического) определяются по следующим формулам:

мужчины: АДСИСТ= 109 + 0,5 х возраст + 0,1 х масса тела АДдиасг = 74 +

0,1 х возраст + 0,15 х масса тела

женщины: АДсИСТ= 102 + 0,7 х возраст + 0,15 х масса тела АДдиаст = 78

+ 0,17 х возраст + 0,1 х масса тела

Ведение дневника самоконтроля.

Результаты самоконтроля рекомендуется фиксировать в дневнике

самоконтроля, чтобы была возможность их периодически анализировать

самостоятельно или совместно с преподавателем, тренером или врачом.

Дневник самоконтроля помогает занимающимся лучше познать самого себя,

приучает их следить за собственным здоровьем, позволяет своевременно

заметить степень усталости от умственной работы или физической тренировки,

состояние переутомления и заболевания, определить, сколько времени

требуется для отдыха и восстановления умственных и физических сил, какими

средствами и методами при восстановлении достигается наибольшая

эффективность.

Самонаблюдения, отражаемые в дневнике самоконтроля, могут быть

подробными и состоять из 15-20 показателей и более, но могут быть и

краткими - из 5-8 показателей. Эти показатели должны быть наиболее

информативными с учетом вида спорта или формы занятий. Например, при

ведении дневника студентами-спортсменами, занимающимися силовыми видами

спорта (тяжелая атлетика, борьба, бокс), вместе с другими показателями

наибольшее внимание должно быть обращено на контроль за массой тела и

развитием силы. Представителям циклических видов спорта (бег, лыжные гонки,

плавание и др.) необходимо тщательно контролировать частоту сердечных

сокращений, артериальное давление, жизненную емкость легких, а также

показатели развития выносливости. Студентам, занимающимся физическими

упражнениями по учебной программе организованно или самостоятельно в

оздоровительных целях.

Кроме показателей, указанных в примерной форме дневника, необходимо

периодически дополнительно отмечать результаты наблюдения за ростом,

жизненной емкостью легких и физической подготовленностью не реже одного

раза в семестр. За весом, окружностью грудной клетки, за развитием силы и

состоянием дыхательной системы (пробы Штанге и Генчи) - один раз в месяц.

2. Исследование и оценка физического развития.

Физическое развитие - процесс изменения естественных

морфофункциональных свойств организма человека в течение индивидуальной

жизни.

Критерии физического развития - состояние основных форм и размеров

тела, функциональных способностей организма. К ним относятся: осанка,

состояние костного скелета и мускулатуры, степень жироотложения, форма

грудной клетки, спины, живота, ног, а также результаты функциональных проб.

Антропометрические показатели - это комплекс морфологических и

функциональных данных, характеризующих возрастные и половые особенности

физического развития. Их разделяют на три группы:

соматоскопические - состояние опорно-двигательного аппарата (форма

позвоночника, грудной клетки, ног, состояние осанки, развития

мускулатуры), степень жироотложения и полового созревания;

соматометрические - длина и масса тела, окружности грудной клетки, бедра,

голени, предплечия и т.п.;

физиометрические (функциональные) - жизненная емкость легких (ЖЕЛ),

мышечная сила рук, становая сила.

Соматоскопические показатели.

Начинают осмотр с оценки кожного покрова, затем формы грудной клетки,

живота, ног, степени развития мускулатуры, жироотложений, состояния опорно-

двигательного аппарата и других параметров (показателей).

Кожа описывается как гладкая, чистая, влажная, сухая, упругая, вялая,

угристая, бледная, гиперемированная и др.

Состояние опорно-двигательного аппарата оценивается по общему

впечатлению: массивности, ширине плеч, осанке и пр.

Позвоночник выполняет основную опорную функцию. Его осматривают в

сагиттальной и фронтальной плоскостях, определяют форму линии, образованной

остистыми отростками позвонков, обращают внимание на симметричность лопаток

и уровень плеч, состояние треугольника талии, образуемого линией талии и

опущенной рукой.

Нормальный позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной

плоскости, анфас представляет собой прямую линию. При патологических

состояниях позвоночника возможны искривления как в передне-заднем

направлении (кифоз, лордоз), так и в боковом (сколиоз).

Осанка - привычная поза непринужденно стоящего человека. Зависит она

от формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры торса.

Различают осанку правильную, сутуловатую, кифотическую, лордотическую и

выпрямленную. Для определения осанки проводят визуальные наблюдения над

положением лопаток, уровнем плеч, положением головы. Кроме того, включают

инструментальные исследования (определение глубины шейного и поясничного

изгибов и длины позвоночника).

Нормальная осанка характеризуется пятью признаками:

- расположением остистых отростков позвонков по линии отвеса, опущенного от

бугра затылочной кости и проходящего вдоль межягодичной складки;

- расположением надплечий на одном уровне;

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.