реферат скачать
 

Развитие силы у старшеклассников

Развитие силы у старшеклассников

Белгородский Государственный Университет

Кафедра теории и методики физического

воспитания.

Курсовая работа

«Развитие силы у старшеклассников»

Выполнил:

студент 541 гр.

Фомичев Евгений

Проверила:

Пахомова Л.Э.

Белгород, 2000

ВВЕДЕНИЕ

Каждый человек обладает некоторыми двигательными возможностями

(например, может поднять какой-то вес, пробежать сколько-то метров за то

или иное время и т.п.) и реализуются в определенных движениях, которые

отличаются рядом характеристик, как качественных, так и количественных.

Физическими качествами принято называть отдельные стороны двигательных

возможностей человека.

Понятие «физическое качество» объединяет, в частности, те стороны

моторики человека, которые:

1. проявляются в одинаковых параметрах движения и измеряются

тождественным способом – имеют один и тот же измеритель;

2. имеют аналогичные физиологические и биохимические механизмы

и требуют проявления сходных свойств психики.

Как следствие этого, методика воспитания физического качества

обладает общими чертами вне зависимости от конкретного вида движения.

Например, выносливость в плавании и беге совершенствуют во многом сходными

путями, хотя сами эти движения резко различны.

Представление о физических качествах первоначально использовалось

лишь в методической литературе по физическому воспитанию и спорту и лишь,

затем постепенно завоевало права гражданства и физиологии спорта и других

научных дисциплинах. Необходимость введения наряду с традиционным

представлением о двигательных навыках еще и специальной категории

«физические качества» вызвана запросами практики, в частности различиями в

методике преподавания. Так, при обучении движениям преподаватель может

бесчисленными способами помочь ученикам получить представление о правильном

выполнении. Но в отношении силы, скорости, продолжительности и других

подобных параметрах движения он может давать лишь такие указания, как

«сильнее-слабее», «быстрее-медленней» и т.д.

Используя математическую терминологию, допустимо было бы говорить о

много мерности двигательных навыков и одномерности физических качеств.

Хотя развитие физических качеств, как формирование двигательных

навыков, во многом зависит от образования условнорефлекторынх отношений в

центральной нервной системе, для физических качеств гораздо большее

значение имеют биохимические и морфологические перестройки в организме в

целом.

Для развития физических качеств характерна значительно меньшая по

сравнению с формированием навыков осознаваемости тех компонентов, из

которых складывается успех в достижении намеченной цели. Можно рассказывать

человеку, как надо выполнять то или иное движение, но такие объяснения не

помогут установить наилучшее координационное отношение в деятельности

сердечно-сосудистой системы, чтобы добиться большей выносливости.

Существование двух сторон двигательной функции – навыков и качеств

приводит к выделению в процессе физического воспитания двух

направленностей: обучение движениям и воспитание физических качеств.

Различие между терминами воспитания и развития физических качеств

весьма существенное Развитие физических качеств есть процесс их изменения

во входе жизни человека. Например, в развитии силы отмечаются постепенный

подъем ее к 25-30 годам, затем период стабилизации и последующее снижение.

Воспитанием же физических качеств называется педагогический процесс

управления, воздействие на развитие с целью его изменения в нужном нам

направлении. Так, говоря о воспитании силы, имеем в виду выбор

тренировочных упражнений, их дозировку и пр. Иными словами, термином

развития обозначаются изменения, происходящие в организме; термином

воспитания – действия, необходимые, чтобы эти изменения соответствовали

нашим желаниям.

Нам представляется правильно говорить о физических количествах

человека, а не о качествах двигательной деятельности, как это часть делают.

Оснований для этого два: во-первых, качества есть некоторая

характеристика именно человека, а не движения; мы говорим о силе А.

Жаботинского, выносливости Н. Болотникова; мы совершенствуем, наконец, в

спорте человека, его возможности выполнять те или иные движения, а не сами

движения.

Во-вторых, бесспорно, что двигательные качества человека проявляются

в тех или иных характеристиках движения, определяя максимальные величины

этих параметров. Однако различия между указательными величинами,

естественно, количественные, а не качественные.

ГЛАВА I

П. 1.1. СИЛА КАК ФИЗИЧЕСКОЕ КАЧЕСВО ЧЕЛОВЕКА.

В обыденно речи слову «сила» придают различные значения. Как

научное понятие, оно должно быть по возможности строго определено. Надо

различать:

1. силу как механическую характеристику движения;

2. силу как свойство, качество человека.

В первом значении сила наряду с другими характеристиками движения

является объектом изучения механики. Во втором - служит предметом

исследования в теории физического воспитания, физиологии, антропологии.

В спортивно-методической литературе и в физиологии спорта, говоря о

силе, обычно ссылаются на второй закон Ньютона, сила пропорциональна

ускорению (F=m•а). При этом, как правило, забывают сказать, что это

практически частный случай, соответствующий действию сил инерции. Когда

силы противодействия вызваны тяжестью тела, то они не зависят от ускорения

и определяются только весом. При растягивании эспандера или резины

проявляемая сила почти не зависит от ускорения и определяется главным

образом длиной, на которую растянут предмет. Наконец, когда

противодействие возникает из-за трения, величина силы зависит не от

ускорения или пути, а от скорости. В большинстве движений действуют

одновременно силы тяжести, инерции, напряжения, деформации и трения.

Поэтому зависимость силы от прочих характеристик движения обычно сложна.

Зависимости типа F=m•а можно наблюдать в «чистом виде» только в

специально созданных лабораторных условиях.

Лучший способ определить какое-либо понятие - указать путь

измерения. «Лишь измеренность движения и придает категории. Без этого она

не имеет никакой ценности» (Ф. Энгельс).

Степень силовых возможностей человека определяется с помощью

динамометров или каких-либо аналогичных устройств, примененных для

измерения в механике. Это факт является выражением того, что сила есть

его способность проявлять за счет мышечных усилий определенные величины

силы.

Как известно, мышцы могут проявлять силу:

1. без изменения своей длины;

2. при уменьшении длины;

3. при удлинении.

Сила движения во многом определяется природой сил сопротивления.

В настоящее время на человеке достаточно изучены лишь движения,

связанные с сообщением ускорения телам определенной массы. Исследования

такого рода проводятся с помощью приборов динамографов, позволяющих

устранять влияние силы тяжести. В этих динамографах используются

горизонтальная ось с маховиком на ней. На ось наматывается шнур, за

который тянет испытуемый, тем самым, раскручивая маховик. Регистрируется

сила тяги, а также сообщаемые маховику ускорения и скорость.

Если человек выполнит ряд движений с предельным мышечным ускорение,

перемещая тела различной массы, величины проявленной силы будут различны.

Сначала с увеличением массы перемещаемого тела сила будет расти, однако

дальнейшее возрастание массы не приведет к увеличению силы.

Математическая связь сила – перемещаемая масса в том диапазоне

переменных масс, где сила возрастает (см. рис. зона1), может быть

выражена уравнением;

F = a+k•lnm,

где F – сила, а и к – индивидуальные компоненты;

ln – обозначение натурального логарифма, m - масса.

Зона Б

ln m

Зона А

Зависимость силы от перемещенной массы при движениях с максимальными

усилиями (схема по Н.Н. Гончарову).

Зависимость сила-масса находит многочисленные проявления в

спортивной практике. Так, сила, которую спортсмен может приложить к ядру,

будет меньше той, которую он способен проявить при поднимании штанги и

т.п. Однако если масса ускоренного тела велика, то величина силы, которую

человек может приложить к тому телу, уже не зависит от перемещаемой массы и

определяется лишь силовыми возможностями человека (см. рис. зона Б).

Если толкать ядра различного веса, измеряя скорость вылета ядра и

проявленную силу, то сила и скорость будут находиться в обратно

пропорциональной зависимости: чем выше скорость, тем меньше проявляемая

сила и наоборот. В крайнем случае, если ядро будет настолько тяжелое, что

его нельзя сдвинуть с места, можно проявить наибольшую силу. Наоборот, при

движении свободной руки скорость оказывается наибольшей. Толкание обычного

яда занимает промежуточное положение, скорость и сила здесь имеют какие-то

средние величины.

| |

Зависимость между показателями силы и скорости в ряду движений с

различными отклонениями.

Виды силы как двигательного качества человека.

Величины силы, проявляемые в медленных движениях, не отличаются

существенно от показателей силы в изометрических условиях;

в плиометрическом режиме наблюдается наибольшие величины силы,

иногда в 2 раза превосходящие соответствующие показатели в геометрических

условиях;

в условиях быстрых движений величины силы уменьшаются с нарастающим

скорости;

между силой, проявляемой в условиях предельно быстрых движений, и

максимальной изометрической силой нет никакой связи.

Исходя из указанного, можно, по-видимому, в качестве самой

приблизительной, сугубо рабочей классификации предложить следующее деление

видов силовых способностей:

Вид силовой Условия

способности проявления

1. Собственно-силовые Статический режим

способности и медленные упражнения

2. Скоростно-силовые

способности

а) динамическая Быстрые движения

сила.

б) амортизационная Уступающие движения

сила.

Из них главной является статическая сила: величины силы, которые

человек может проявить в условиях быстрых движений или при уступающем

режиме, существенно зависит от его максимальных показателей силы в

изометрических условиях.

Указанные виды силовых способностей – основные, однако они не

исчерпывают всего многообразия проявления силы человека. Во многих

случаях очень важна так называемая «взрывная сила» - способность проявлять

большие величины силы в наименьшее время.

При одинаковом уровне тренированности люди большого веса могут

проявлять большую силу.

Зависимость между силой и собственным весом проявляется тем четче,

чем более высока и одинакова спортивная квалификация испытуемых.

Для сравнения силы людей различного веса обычно пользуются понятием

так называемой относительной силы, под которой понимают величину силы,

приходящейся на 1 кг. собственного веса. В противоположность этому силу,

которую проявляет спортсмен в каком-либо движении безотносительно к

собственному весу, иногда называют абсолютной силой.

абсолютная сила

Относительная сила =

собственный вес

У людей примерно одинаковой тренированности, но разного веса

абсолютная сила с увеличением веса возрастает, а относительная падает.

Падение относительной силы объясняет тем, что собственный вес

спортсмена пропорционален объему тела, т.е. кубу его линейных размеров;

сила же пропорциональна физиологическому поперечнику, т.е. квадрату

линейных размеров. Следовательно, с увеличением размеров тела вес будет

возрастать быстрее, чем растет мышечная сила.

Для метателей, штангистов тяжелого веса и некоторых других

спортсменов важнейшее значение имеет абсолютная сила. В видах, связанных с

перемещением своего тела, а также там, где увеличение веса ограничивается

весовыми категориями основное значение имеет относительная сила. Так, в

гимнастике упор кури в стороны на кольцах могут выполнять лишь те

спортсмены, относительная сила которых в этом движении близка к 1 кг. на

килограмм веса. В данном случае на весу удерживается не все тело гимнаста,

потому «крест» можно выполнить, когда относительная сила несколько меньше

1.

В видах спорта, где главным являются абсолютные показатели силы,

стараются тренироваться таким образом, чтобы параллельно с

совершенствованием нервнокоординационных отношений, определяющих проявление

мышечной силы, происходит рост мышечной массы. Увеличение же относительной

силы могут быть различно связаны с изменением собственного веса. В одном

случае рост силы сопровождается стабилизацией или даже падением

собственного веса.

Однако этот путь далеко не всегда возможен. Он весьма эффективен у

лиц, имеющих жировые отложения или избыточное содержание воды в тканях

тела. Для спортсменов же, соблюдающих весовой режим, знасительное

уменьшение собственного веса без ухудшения работоспособности и

самочувствия – задача почти не выполнимая. Но, разумеется, возможностью

уменьшить собственный вес следует пользоваться. Естественно, что все

приемы уменьшения веса допустимо применять лишь взрослым спортсменам;

следует решительно пресекать малейшие попытки ограничивать естественное

нарастание веса у детей и юношей.

Второй путь – рост силы с одновременным увеличением мышечной массы.

Этот путь вполне оправдан; спортсмену не следует бояться увеличения массы

мышц несущих основную нагрузку в его виде спорта. При функциональной

гипертрофии мышц сила всегда вырастает более значительно, чем собственный

вес.

Максимальная сила, которую может проявлять человек, зависит, с одной

стороны, от биомеханических характеристик движения; с другой – от величины

направления отдельных мышечных групп и их взаимного сочетания.

П 1.2. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ СИЛЫ.

Выбор величины сопротивления при воспитании силы. Это один из

главных вопросов методики.

Его решение возможно лишь при понимании физиологических

особенностей движений, выполняемых с разными мускульными напряжениями.

Ниже рассматривается некоторые из этих отношений.

Движения с разными мышечными напряжениями различны по характеру

концентрации усилий в пространстве и во времени.

При поднятии околопредельного или предельного веса скорость тела

достигает определенного значения и дальше движение идет с почти

постоянной скоростью. Ускорение незначительно колебания около нулевой

мышцы; при этом сила примерно равна весу поднимаемого снаряда.

Внешнее сопротивление представляет физиологический раздражитель

определенной силы. Поднимание предельного веса сопровождается мышечным

потоком центростремительных импульсов; при малых же внешних сопротивлениях

сила раздражителя относительно невелика. В соответствии с

общефизиологическим «законом силы» интенсивность ответной реакции до

известного предела пропорциональна силе раздражителя.

Указанные отличия приводят к тому, что попытки тренировать мышечную

силу, не прибегая к максимальным силовым напряжениям, оказываются не

эффективными. Показательны результаты следующего эксперимента, проведенного

на большой группе студентов (Хеллебрандт и Хоуту). Испытуемые упражнялись

с тяжестями, которые они могут поднимать в одном подходе примерно 25 раз.

Однако поднимали они их же «до отказа», а только 15-18 раз. Хотя общее

число подъемов в одном занятии было велико, даже длинная тренировка не

привела существенному увеличению силы.

Таким образом, если человек не проявляет систематически

значительных мышечных напряжений, то рост силы не происходит. При очень

малых величинах напряжений может произойти падение силы. Падение мышечной

силы и атрофия мышц происходит тем быстрее, чем меньше величина

напряжений. У спортсменов, привыкших к значительным мускульным

напряжениям, падение силы может начаться даже в случае применения

относительно больших отягощений, однако таких, которые меньше привычного

уровня.

Существует три способа создания максимальных силовых напряжений:

1. повторное поднимание непредельного веса до выраженного утомления («до

отказа»);

2. поднимание предельного веса;

3. поднимание непредельного веса с максимальной скоростью.

Соответственно предлагается различать три метода воспитания силы:

методы повторных, максимальных и динамических усилий.

Характеристика метода повторных усилий.

Движения с непредельными отягощениями отличаются по своим

физиологическим механизмам от работы с предельными и околопредельными

напряжениями. Однако по мере утомления картина меняется. Вес, который в

первых подъемах легко можно быть поднять, оказывается теперь близким к

предельному и является физиологическим раздражителем большой силы.

Изменяется концентрация усилий. В итоге наблюдаемая физиологическая

картина становится близкой к той, которая существует при выполнении

предельных усилий. Эти совпадающие во многом черты координации - основная

причина, из-за которой поднимание непредельного веса «до отказа» оказывает

тренирующее влияние на мышечную силу. Поскольку ведущим фактором является

сходство в последних подъемах, то, очевидно, что именно их выполнение имеет

основную ценность. При методе повторных усилий обязательно выполнение

упражнений до выраженного утомления, как говорят, «до отказа».

Отсюда 2 основных положения.

1. Работа «до отказа» невыгодна в энергетическом отношении.

Здесь приходится поднимать гораздо большее количество

груза, чем при методе максимальных усилий.

2. При данном методе последние, наиболее ценные, попытки

выполняются на фоне сниженной вследствие утомления

возбудимости центральной нервной системы.

Работами же школы Т.П. Павлова показано, что условнооефлекторная

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.