реферат скачать
 

Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физкультуры в регулировании работомпособности

Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физкультуры в регулировании работомпособности

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение. Основные понятия 2

2. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на

них организма студентов 2

3. Изменение состояния организма студента под влиянием различных

режимов и условий обучения 4

4. Работоспособность в умственном труде и влияние на нее внешних и

внутренних факторов 6

5. Средства физической культуры в регулировании умственной

работоспособности, психоэмоционального и функционального

состояния студентов 8

6. Заключение 13

7. Список литературы 14

1. Введение. Основные понятия

Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения

нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего

рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной

устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает

негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и

питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние

общего утомления, переходящее в переутомление.

Психофизиологическая характеристика труда- сопряженная характеристика

изменения состояния психофизических и физиологических систем и функций

организма под влиянием определенной трудовой деятельности.

Работоспособность- потенциальная возможность человека выполнить

целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне

эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий

деятельности и психофизиологических резервов человека. Различают

максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность.

Утомление- временное объективное снижение работоспособности под

влиянием длительного воздействия нагрузки на организм человека.

Сопровождается потерей интереса к работе, преобладанием мотивации на

прекращение деятельности, негативными эмоциональными реакциями. Появление

утомления зависит от вида нагрузки, локализации ее воздействия, времени,

необходимого для восстановления. Выделяют физическое и умственное, острое и

хроническое, нервно-эмоциональное и другие виды утомления.

Переутомление- накопление утомления по причинам нерационального режима

труда и отдыха при отсутствии своевременного восстановления. Влечет за

собой снижение работоспособности и продуктивности труда, появление

раздражительности, головной боли, расстройство сна и т.п. Переутомление

бывает начинающееся, легкое, выраженное, тяжелое.

Усталость- комплекс субъективных ощущений, сопровождающих развитие

состояния утомления. Характеризуется чувством слабости, вялости,

физиологического дискомфорта, нарушением протекания психических процессов

(памяти, внимания, восприятия, мышления и др.)

Рекреация- отдых, необходимый для восстановления сил организма после

физической и умственной нагрузки при трудовой деятельности, при занятиях

физическими упражнениями, спортом и в других случаях.

Релаксация- состояние покоя и расслабленности, возникающее вследствие

снятия напряжения после больших физических нагрузок, сильных переживаний и

т.п. Может быть непроизвольной, например, при отходе ко сну и произвольной,

вызванной расслаблением мышц, до этого вовлеченных в различные виды

активности, принятием спокойной позы, представлением состояния покоя

(аутотренинг) и т.д.

Самочувствие- субъективное ощущение внутреннего состояния

физиологического и психологического комфорта или дискомфорта.

2. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них

организма студентов

Важнейшим фактором обеспечения высокого качества профессиональной

подготовки выпускников вузов является активная учебно-трудовая и

познавательная деятельность студентов. Эта деятельность представляет собой

сложный процесс в условиях объективно существующих противоречий, к которым

относятся:

* противоречия между большим объемом учебной и научной ин

формации, и, дефицитом времени на ее освоение;

* между объективно текущим постепенным, многолетним процессом становления

социальной зрелости будущего специалиста и желанием

как можно быстрее самоутвердиться и проявить себя;

* между стремлением к самостоятельности в отборе знаний с учетом личных

Эти противоречия создают высокое нервно-эмоциональное напряжение,

которое отрицательно отражается на здоровье и, особенно, на психофизическом

состоянии студентов.

Учет и понимание студентами такого рода противоречий необходимы для

нормального протекания их учебной деятельности.

Студенческий возраст характеризуется интенсивной работой над

формированием своей личности, выработкой стиля поведения. Это время поисков

молодыми людьми ответов на разнообразные нравственно-этические,

эстетические, научные, общекультурные, политические и другие вопросы.

Студенческий возраст является также заключительным этапом

поступательного возрастного развития психофизиологических и двигательных

возможностей организма. Молодые люди в этот период обладают большими

возможностями для напряженного учебного труда, общественно-политической

деятельности. Трудности обучения в вузе связаны не только с необходимостью

творческого усвоения большого объема знаний, выработкой нужных для будущей

профессии умений и навыков, их практическим применением. Эти трудности

явные. Но существуют еще и скрытые трудности, которые сказываются порой

весьма существенно на учебе и психоэмоциональном состоянии студентов.

К ним относится целый ряд обстоятельств студенческой жизни, кажущихся

малозначительными, когда они взяты в отдельности, но в совокупности дающие

отрицательный эффект, который можно назвать неприспособленностью студентов

к обучению в вузе. В числе причин такого явления наиболее значительными

становятся следующие:

* резко отличающиеся от школьных методы и организация обучения, требующие

значительного повышения самостоятельности в овладении учебным материалом;

* отсутствие хорошо налаженных межличностных отношений, а

стало быть, и группового контакта, что характерно для всякого

формирующегося коллектива;

* ломка старого, сложившегося за годы учебы в школе или на производстве

жизненного стереотипа и формирование нового, "вузовского";

* сопутствующие поступлению в вуз новые заботы, которые чаще

возникают у студентов, проживающих в общежитии (самообслуживание,

самостоятельное ведение бюджета, планирование и организация своего

учебного и свободного времени и др.)

Особенно в затруднительном положении оказываются студенты младших курсов. С

одной стороны, они должны сразу включаться в напряженную работу, требующую

применения всех сил и способностей, с другой, - само по себе преодоление

новизны условий учебной работы требует значительной затраты сил организма.

Включение студентов в новую систему жизнедеятельности может сопровождаться

нервным напряжением, излишней раздражительностью, вялостью, снижением

волевой активности, беспокойством и т.д. Происходящие явления связаны с

трудностями процесса адаптации.

Для становления личности специалиста особое значение имеют

профессиональная, социально-психологическая и дидактическая адаптация.

Рассмотрим подробнее эти условно выделенные виды адаптации.

Профессиональная адаптация означает идентификацию (отождествление) себя с

избранной профессией, с социальной ролью, которую предстоит выполнять после

окончания вуза. Это идентификация личностных качеств с требованиями

профессии и активно положительным отношением к избранной специальности.

Первостепенное значение в этой адаптации имеет формирование

профессиональной направленности личности. По окончании процесса

профессиональной адаптации студент должен получить целостное представление

о той деятельности, к которой он готовится. У него должен сформироваться

профессиональный идеал как ориентировочная основа его деятельности.

Социально-психологическая адаптация означает интеграцию личности со

студенческой средой, принятие ее ценностей, норм, стандартов поведения и

т.п. Это накладывает на личность отпечаток, определяет изменение

направленности потребностей.

На процесс внутренней переориентации личности оказывают влияние факторы

межличностных отношений, в процессе которых складываются установки,

удовлетворяющие личностный статус студента, формирующие уровень его

притязаний. По мере укрепления межличностных отношений студент активно

включается в деятельность коллектива учебной группы.

Дидактическая адаптация предполагает повышение уровня психической и

интеллектуальной готовности студентов к вузовской специфике обучения.

Низкий уровень этой готовности при поступлении в вуз приводит к психической

усталости, ослаблению памяти, мышления и т.д.

Высшая школа требует нового типа учебного поведения, более сложных форм

умственной деятельности. Эту мысль подтверждают данные опроса студентов -

первокурсников, характеризующие основные причины, вызывающие трудности при

переходе на вузовские формы обучения. Среди причин отмечены: необходимость

организовывать самостоятельную работу - 31% опрошенных студентов; изменение

системы контроля за успеваемостью - 23,8%; изменение опросной системы -

16,4%; необходимость конспектировать лекции - 7,6%; сложность лабораторных

и практических занятий - 6,9% (Виленский М.Я.,1993 г.).

На психофизическом состоянии студентов отражаются также объективные и

субъективные факторы. К объективным факторам относятся возраст, пол,

состояние здоровья, величина учебной нагрузки, характер и продолжительность

отдыха и др. Субъективные факторы включают в себя мотивацию учения, уровень

знаний, способность адаптироваться к новым условиям обучения в вузе,

психофизические возможности, нервно-психическую устойчивость, личностные

качества (характер, темперамент, коммуникабельность и др.),

работоспособность, утомляемость и т.п.

Серьезным испытанием организма является информационная перегрузка

студентов, возникающая при изучении многочисленных учебных дисциплин,

научный уровень и информационный объем которых все время возрастает.

Критическим и сложным фактором перенапряжения студентов является

экзаменационный период - один из вариантов стрессовой ситуации, протекающей

в большинстве случаев в условиях дефицита времени и характеризующейся

повышенной ответственностью с элементами неопределенности. Отрицательное

воздействие на организм усиливается при суммарном влиянии нескольких

факторов риска, когда они воздействуют одновременно и принимают хронический

характер.

3. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и

условий обучения

В одном из докладов Комитета экспертов Всемирной организации

здравоохранения указывается, что увеличение числа заболеваний сердечно-

сосудистой системы и других функциональных нарушений среди студентов

является следствием все увеличивающейся интенсификации умственного труда и

нервно-эмоциональных перегрузок.

К факторам риска, способствующим появлению сердечнососудистых, нервных

и психических заболеваний, относятся также социальные перемены, жизненные

трудности, непонимание близкими людьми, нетерпение, постоянное ощущение

недостатка времени, торопливая еда, мотивационный конфликт и конфликт

интимно-личного характера, смена работы и профессии и т.п.

Особенно остро интенсивная умственная работа отражается на состоянии

ЦНС и на протекании психических процессов. Большая нагрузка на ЦНС и на ее

высший отдел - кору головного мозга проявляется преимущественно в таких

психических процессах, как внимание, восприятие, мышление, анализ, память,

эмоции. В мозге с наибольшей интенсивностью протекают процессы обмена

веществ, он составляет 2-2,5% от общей массы тела, потребляет 15-20%

кислорода, поступающего во внутреннюю среду организма, и для нормального

проявления своих функций мозг должен иметь высокий уровень стабильности

кровообращения.

Однако, многие факторы, сопутствующие умственной деятельности

студентов, снижают эффективность кровообращения в головном мозге, ухудшают

его кровоснабжение. К ним относятся: длительное пребывание в положении сидя

за столом, нервно-психическое напряжение, отрицательные эмоции, напряженная

работа в условиях дефицита времени, высокая ответственность за результаты

усвоения знаний и др.

Длительная напряженная умственная работа снижает также возможности

организма к ее качественному продолжению, наступает утомление, как

нормальная реакция организма. Утомление может вызвать состояние усталости,

которое появляется перед наступлением утомления и является субъективным

чувством человека. Усталость нарастает при непонимании значения выполняемой

работы, неудовлетворенности ее результатами. Наоборот, усиление интереса,

успешное завершение работы снижает чувство усталости. Утомление не всегда

обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон деятельности.

Снижение работоспособности в одном виде учебного труда может сопровождаться

сохранением его эффективности в другом виде. Так, например, устав

производить вычислитель ные операции, можно успешно заниматься чтением.

Такое утомление, частичного характера, свойственно определенным видам

умственного труда и является обратимым процессом. Утомление снимается

своевременным эффективным отдыхом, особенно связанным с ДА.

Степень развития утомления можно определить по некоторым внешним

признакам (табл.3.1). Но может быть и такое состояние общего утомления, при

котором, например, ни занятия математикой, ни чтение литературы, ни даже

простой разговор оказываются не по силам - только безудержно хочется спать.

В таких условиях повышение умственной работоспособности за счет

функционального перенапряжения весьма опасно для организма и, как правило,

вызывает длительное неблагоприятное последствие.

При систематическом перенапряжении нервной системы возникает

переутомление, для которого характерны чувство усталости до начала работы,

отсутствие интереса к ней, апатия, повышенная раздражительность, снижение

аппетита, головокружение и головная боль.

Таблица3. 1

Внешние признаки утомления в процессе умственного труда студентов (по

С.А.Косилову)

|Объект |Уто мление |

|наблюдения | |

| |Незначитель|Значительное |Резкое |

| |ное | | |

|Внимание |Редкие |Рассеянное, |Ослабленное|

| |отвлечения |частые |; реакции |

| | |отвлечения |на новые |

| | | |раздражител|

| | | |и |

| | | |(словесные |

| | | |указания) |

| | | |отсутствуют|

|Поза |Непостоянна|Частая смена |Стремление |

| |я, |поз, повороты|положить |

| |потягивания|головы в |голову на |

| |ног и |разные |стол, |

| |выпрямление|стороны, |вытянуться,|

| |туловища |облокачива-ни|откинуться |

| | |е, |на спинку |

| | |поддержание |стула |

| | |головы руками| |

|Движения |Точные |Неуверенные, |Суетливые |

| | |замедленные |движения |

| | | |рук и |

| | | |пальцев |

| | | |(ухудшение |

| | | |почерка) |

|Интерес |Живой |Слабый |Полное |

|к новому|интерес, |интерес, |отсутствие |

|материалу |задавание |отсутствие |интереса, |

| |вопросов |вопросов |апатия |

Объективными признаками переутомления являются: снижение веса тела,

диспепсические расстройства, повышение сухожильных рефлексов, лабильность

частоты сердцебиения и артериального давления, потли вость, выраженный

дермографизм, снижение сопротивляемости организма инфекциям,

заболеваниям и т.п.

Оценка степеней переутомления представлена в табл. 3.2.

Таблица 3.2

Краткая характеристика степеней переутомления (по К.К.Платонову)

|Симптом |Степень переутомления |

| |1-начинаю|II- |III- |IV- |

| |- |легкое | |тяжелое |

| |шееся | |выраженно| |

| | | |е | |

|Снижение |Малое |Заметное |Выраженно|Резкое |

|рабо- | | |е | |

|тоспособн| | | | |

|ости | | | | |

|Появление|При |При |При |Без |

|ранее |усиленной|обычной |облегчен-|видимой |

| | | | |на- |

|отсутство|нагрузке |нагрузке |ной |грузки |

|вавшей | | |нагрузке | |

|усталости| | | | |

|при | | | | |

|умственно| | | | |

|й на- | | | | |

|грузке | | | | |

|Компенсац|Не |Полностью|Не |Незначите|

|ия |требуется| |полностью|льно |

|понижения| | | | |

|рабо- | | | | |

|тоспособн| | | | |

|ости | | | | |

|волевым | | | | |

|путем | | | | |

|Эмоционал|Временное|Временами|Раздражит|Угнетение|

|ьные | | |ель- |, резкая |

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.