реферат скачать
 

Основы методики развития гибкости и координации движения у юных гимнасток

Основы методики развития гибкости и координации движения у юных гимнасток

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ТЕМА

Основы методики развития гибкости и координации движения у юных гимнасток

( художественная гимнастика)

Выполнила:

Студентка 6 курса ОЗО

Кузьмина Н.В.

Научный руководитель:

доктор педагогических

наук Загревский О.И.

Дипломная работа защищена

« ___ » __________ 2004г.

Оценка ________

Томск 2004г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И КООРДИНАЦИЙ ДВИЖЕНИЙ У

ЮНЫХ ГИМНАСТОК. 6

1.1. Цели и задачи, особенности художественной гимнастики как вида спорта.

6

1.2. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ,

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. 9

1.3. Характеристика средств ОФП и СФП на этапе предварительной подготовки

у юных гимнасток 25

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. 28

2.1. Задачи исследования. 28

2.2. Методы исследования. 28

2.3. Организация исследования 28

ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ

ДЕВОЧЕК 5 – 6 ЛЕТ В УЧЕБНО – ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ НА ЭТАПЕ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ. 33

3.1. Исследование двигательной подготовленности гимнасток 5 – 6 лет на

предварительном этапе в начале исследования. 33

3.2. Характеристика средств и методов развития гибкости и координации

движений по экспериментальной методике. 35

3.3. Результаты исследования. 43

ВЫВОДЫ: 45

ЛИТЕРАТУРА 47

ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………….. 51

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время характерными чертами современного спорта является

значительное его омоложение и неуклонный рост спортивного достижения.

Посвящая себя исследовательской работе, на первый взгляд кажется, что

современная наука не оставила нерешённых проблем. В тоже время для

практики, как бы совершенна она не была, всегда характерно стремление

добиться результата быстрее и с меньшей затратой сил и средств. То есть

повысить качество, производительность и эффективность общественного труда.

В связи с этим возникает проблемная ситуация, связанная с необходимостью

создания новых методов, технологии, приёмов производства, обучения.

До некоторого момента потребности практики по созданию новых способов

решения стоящих перед ней задач удовлетворяются за счёт имеющихся научных

знаний. Однако рано или поздно этих знаний оказывается недостаточно для

решения проблемы ситуации, возникает потребность расширения теоретического

потенциала, необходимость создания новой научной базы, выдвижения новых

идей, концепций, научных теорий.

Однако непрерывный рост результатов требует поиска новых форм,

средств, методов работы с юными спортсменами. Целенаправленная многолетняя

подготовка и воспитание спортсменов высокого класса – это сложнейший

процесс, успех которого определяется целым рядом факторов. Одним из таких

факторов является развитие гибкости и выявления более эффективных способов,

средств, методов, при помощи которых можно за минимальный промежуток

времени достичь наивысшего результата. В связи с резким снижением за

последние годы возраста начало занятий художественной гимнастикой юные

гимнастки уже в 8-9 лет должны выполнять соревновательную программу по

четырём – шести видам многоборья. В течении одного – двух лет становится

необходимым обучать девочек упражнениям с разными предметами, отличающимися

друг от друга многими характеристиками. Поэтому развитие гибкости

приобретает важное значение и является одной и значимых задач учебно –

тренировочного процесса. Иногда на фоне приоритетного развития гибкости

проявляются снижение двигательной подготовленности юных гимнасток.

На сегодняшний день является актуальным выявлением взаимосвязи

прироста отдельных качеств на фоне положительного переноса в развитии

одного качества на другие.

Данная тема выбрана и разработана не случайно поскольку значимость

способности которой характеризуется как гибкости и координации движений

является принципиально важным в художественной гимнастике, а именно без

развития гибкости и без совершенствования координации движений. На наш

взгляд невозможно не только достичь каких – либо результатов в спорте, но и

вообще исключено для занимающихся оставаться в этой сфере спортивной

деятельности или творчества.

Мы полагаем, что гибкость является основоположным качеством для вида

спорта о котором мы говорим в этой работе. Координации движения является

первоосновой, фундамента любой физической деятельности, связанной не только

с художественной гимнастикой, но и вообще для общей жизнедеятельности

человека. А обладая неким багажом начальных знаний, касающихся данных вида

способностей, мы должны учитывать индивидуальные особенности каждого

ребёнка, поскольку предрасположенность и потенциальная способность будет

абсолютно разной. В этом смысле мы должны предусмотреть строго

индивидуальный подход в выборе способов и методов воздействия для развития

необходимых нам качеств (гибкость и координации движения). Мы понимаем, что

качество, определяющееся как гибкость, является специфическим и содержит в

себе направления воздействующего определённого диапазона, поэтому даже если

мы будем применять традиционную методику – мы обязательно добьёмся

результатов, чего нельзя сказать о координационных движениях, поскольку это

качество, способность человека связано с общими закономерностями его

внутреннего развития, изначально заложенного в его общей жизнедеятельности

и подчиняющегося закономерностям, независящим от внешнего физического

воздействия. В этом смысле нашей задачей является поставить человеческий

организм в условия нетрадиционные и нетипичные его повседневный физической

деятельности, т.е. задача тренера изобрести универсальный комплекс

определённых упражнений специфической направленности, способные развить у

занимающихся и координацию движения и поставить это качество на

принципиально новый уровень.

Универсальный комплекс упражнений, который применяет тренер в своей

работе, должен обладать воздействием не только для улучшения гибкости и

координации движений, но и для поддержания и развития основных физических

качеств тренирующихся, а именно силы, быстроты, выносливости и т.д.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является: учебно-тренировочный процесс с юными

гимнастками.

ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является: изучение и применение специальных

средств и методов для развития гибкости и координации движения.

ЦЕЛЬ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ: оценить эффективность применяемых средств и

методов для развития гибкости и координации движений.

ГИПОТЕЗА: Мы предполагали, что на фоне развития гибкости и координации

движения повысится двигательная подготовленность юных гимнасток 5-6 лет на

этапе предварительной подготовки.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Изучение научной литературы по теме исследования.

2. Разработать методику обучения развития гибкости и координации движений у

юных гимнасток.

3. Экспериментально проверить её эффективность в тренировочном процессе.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И

КООРДИНАЦИЙ ДВИЖЕНИЙ У ЮНЫХ ГИМНАСТОК.

1.1. Цели и задачи, особенности художественной гимнастики как вида спорта.

Главная цель ранних занятий физической культурой и спортом – создать

прочную основу для воспитания здорового, сильного и гармонично развитого

молодого поколения.

Основные задачи начальной подготовки:

1. Укрепление здоровья и гармоническое развитие всех органов и

систем организм занимающихся.

2. Формирование правильной осанки и гимнастического стиля выполнения

упражнений.

3. Разносторонняя общая физическая подготовка и начальное развитие

двигательных качеств, имеющих важное значение в художественной

гимнастике (ловкости, гибкости, силы, быстроты, прыгучести и

равновесия)

4. обучения основам техники упражнений без предмета и с предметами.

5. Развитие специфических качеств: пластичности, танцевальности,

музыкальности, выразительности и творческой активности.

6. Привитие интереса к занятиям художественной гимнастикой,

воспитание дисциплинированности, аккуратности, старательности и

самостоятельности.

7. Участие в показательных выступлениях и детских соревнованиях

(Л.А.Карпенко, 1989г.).

Особенности художественной гимнастики как вида спорта

Обилие и специфика средств обуславливают методические особенности

художественной гимнастики, среди которых, по мнению авторов (Г.А. Боброва,

1978; Е.В. Бирюк, 1982; Т.С. Лисицкая, 1982), наиболее характерными

являются следующие:

Во-первых, свободное перемещение гимнастки по площадке, включающее в

себя элементы танца, балета, мимики, пластики, элементы без предмета и с

предметами, а также некоторые элементы упрощенной, стабилизованной

акробатики.

Во-вторых, художественная гимнастика связана с искусством владения

своим телом в естественных условиях. Как считает Е.В. Бирюк (1982):

"Художественная гимнастика - это искусство выразительного движения".

В-третьих, особенностью художественной гимнастики является музыкальное

сопровождение. Благодаря слиянию динамики движений с характером

музыкального сопровождения, движения получают различную эмоциональную

окраску и приобретают танцевальность. Эта связь осуществляется не только в

согласовании движения с размерами и темпом музыкального сопровождения, но и

в воспитании у занимающихся умения правильно понимать музыку и выполнять

движения в соответствии с ее содержанием и формой. Музыка создает более

яркое представление о характере движения.

В-четвертых, особенность заключается в возможности эффективно влиять

на эстетическое воспитание

В-пятых, особенность связана с двигательной памятью и вниманием.

Для выполнения сложных комбинаций, оригинальных упражнений гимнастке

необходимо иметь хорошую память и внимание. Сложность структур двигательных

действий гимнасток обуславливает необходимость запоминания большого объема

относительно независимых между собой движений. Это предъявляет требования к

двигательной памяти гимнасток, а также к таким качествам, как

исполнительность, ясность и точность воспроизведения движения,

По мнению Ж.А. Белокопытовой (1988), эффективность тренировочного

процесса во многом зависит от четкого восприятия движения.

Восприятие основывается на зрительных ощущениях: глаз оценивает не

только удаленность предмета и партнеров, но и прослеживает детали изучаемых

и совершенствуемых движений, действий, позволяет получить информацию о них.

Успешность обучения и совершенствования в художественной гимнастике во

многом определятся вниманием гимнастки к движениям, их деталям,

отчетливостью восприятия, или иначе - координацией движений.

Внимание гимнастки характеризуется следующими признаками:

сосредоточенностью, широким распределением на движущиеся объекты (партнеры,

предметы), быстрой переключаемостью с одного эпизода на другой, большим

объемом (видеть площадку) и интенсивностью, особенно в напряженных

ситуациях.

Следующей особенностью является композиция произвольного упражнения.

Тенденция к относительному выравниванию технических и физических

возможностей гимнасток, претендующих на завоевание призовых мест в

соревнованиях высокого ранга, существенно обостряет соревновательную

борьбу, победа в которой начинает определяться оригинальностью, новизной

композиции произвольных программ (как в индивидуальном, так и в групповом

первенстве).

Последняя особенность - целостность.

Целостность заключается в участии всех звеньев тела в выполняемом

движении. Это значит, что заданное гимнастке основное движение должно

обязательно сопровождаться дополнительными движениями. Например, основное

движение: из исходного положения руки влево перевести их дугой книзу

вправо. Дополнительными движениями будут: а) движение головы, опускающейся

и поднимающейся влево за движением рук; б) движение плечевого пояса,

сначала слегка опускающегося, затем чуть поднимающегося соответственно

движению рук; в) чуть заметные наклоны туловища в сторону движения рук.

В целом, упражнения выполняются слитно, мягко с небольшим сгибанием

рук в суставах. Движения кистей слегка отстают от движения рук. Наиболее

ярко целостность движений проявляется в таких упражнениях, как волна и

взмах.

Перечисленные выше методические особенности художественной гимнастики

характеризуют в основном деятельность спортсменок в условиях тренировочных

занятий. Условия, в которых протекают соревнования, значительно отличаются

от условий тренировок. Для эффективного преодоления трудностей, создаваемых

соревновательной деятельностью (эмоциональная напряженность, стартовая

лихорадка), гимнастка должна обладать такими качествами: смелостью,

уравновешенностью, самообладанием, настойчивостью, стремлением к успеху.

Художественная гимнастика - многоборье.

Гимнастки младших разрядов соревнуются в упражнениях с предметами

(скакалка, обруч, мяч, булавы, лента) и в упражнении без предмета.

Гимнастки старших разрядов упражнение без предмета не выполняют.

Помимо многоборья программой соревнований предусматриваются и

групповые (5 гимнасток) упражнения с одним или двумя предметами.

1.2. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И

КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ, ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.

Одним из важнейших физических качеств в художественной гимнастике

является гибкость - способность выполнять упражнения с большой амплитудой

движений. Без этого качества невозможно воспитывать выразительность

движения, пластичность и совершенствовать их технику, поскольку при

недостаточной подвижности в суставах движения ограничены и скованы (Т. С.

Лисицкая, 1982 г.).

Гибкость необходима для выполнения волнообразных движений,

акробатических упражнений, входящих в программу художественной гимнастики,

для принятия позы в полете при исполнении прыжков (Д. Мавромати, 1982).

По своей биомеханической сущности подавляющее большинство

гимнастических упражнений требуют хорошей подвижности в суставах, а

некоторые вообще полностью зависят от уровня развития этого качества.

При высоком уровне подвижности возникают предпосылки для экономичного

движения в суставе, так как если оказывается большей исходная длина мышц,

это позволяет проявить большую силу, сочленения становятся более

податливыми, значит, для осуществления движения в суставе требуется меньшая

сила (Ю.В. Менхин, 1989).

Недостаточная подвижность в суставах - следствие плохой эластичности

мышц и связок, окружающих эти суставы, а также плохого развития мышц-

антагонистов (Д. Мавромати, 1972). Недостаточно высоко поднять ногу, а

затем стремительно опустить ее вниз. Надо уметь держать ногу в высоко

поднятом положении. Недостаточно сделать резкий наклон назад на одной ноге

и, подняв другую в заднее равновесие, коснуться рукой пола, надо еще уметь

после этого поднять туловище, не опуская ногу. Таким образом, в тесной

связи с развитием гибкости необходимо развивать силу мышц-антагонистов.

Гибкость проявляется в величине амплитуды (размаха) сгибаний-

разгибаний и других движениях. Соответственно ее показатели измеряют по

предельной амплитуде движений, оцениваемой в угловых градусах или линейных

величинах (сантиметрах) (Л.П. Матвеев, 1991).

Под амплитудой понимается степень развития качеств гимнастики,

амплитуда движений и масштабность упражнений с предметами. Амплитуда

зависит в первую очередь от физических качеств спортсменки и степени ее

развития. Одним из ведущих качеств, когда речь идет об амплитуде, является

гибкость.

Благодаря ей облегчается выполнение всех видов гимнастических

упражнений - наклонов, равновесий, прыжков, волн. Гибкость придает

спортсменке пластичность, мягкость, изящество. Современная художественная

гимнастика уделяет специальное внимание этому качеству, поэтому оно имеет

решающее значение в упражнениях с предметами.

Особое значение придается развитию гибкости позвоночного столба не

только в поясничном отделе, но и в грудном, шейном отделах, что важно для

освоения волн, взмахов, движений кольцом.

Техника гимнастических упражнений требует большой амплитуды движений в

тазобедренном суставе, выворотности, высокой подвижности голеностопного

сустава. Не менее важное значение, в частности для освоения техники

владения предметами, имеет подвижность в плечевых, локтевых, лучезапястных

суставах во всех плоскостях.

Различают активную и пассивную гибкость. Под активной, гибкостью

подразумевают максимально возможную подвижность в суставе, которую

спортсмен может проявить самостоятельно, без посторонней помощи, используя

только силу своих мышц. Пассивная гибкость определяется наивысшей

амплитудой, которую можно достичь за счет внешних сил, создаваемых

партнером, снарядом, отягощением.

Величина активной гибкости всегда меньше пассивной. Так, при отведении

ноги амплитуда движения в тазобедренном суставе меньше, чем при том же

движении, выполненном с помощью или махом (Л.П. Орлов, 1973).

Под влиянием утомления активная гибкость уменьшается (за счет снижения

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.