реферат скачать
 

Мотоспорт - виды и особенности

Мотоспорт - виды и особенности

Институт экономики и финансов

[pic]

РЕФЕРАТ

тема: "Мотоспорт. Виды и особенности"

по курсу: "физическая культура"

© выполнил: студент очного отделения

211группы

Павлов П.С.

проверил:

Румянцева А.Ш.

Санкт-

Петербург

2002 г.

Содержание:

Введение....................................................................

...........................................3

1. Роль мотоспорта………………………………………………………………..4

2. Значение мотоспорта…………………………………………………………..4

3. Что такое

мотоспорт?..................................................................

.......................5

4. Историческое развитие мотоспорта………………………………………......6

5. Виды мотоспорта………………………………………………………………7

6. Наиболее популярные мотоклубы…………………………………………...21

7. Основные требования к мотоклубам………………………………………...21

8. Трассы…………………………………………………………………………23

9. Классификация………………………………………………………………..25

10. Виды мотоциклов……………………………………………………………26

11.Правила пилотирования……………………………………………………...27

Заключение……………………………………………......……………………...30

Словарь………………………………………………………………………..31

Список литературы и источников…………………………………………...32

Введение

Свой реферат я хочу посвятить актуальному во все времена мотоспорту.

Этот вид спорта подразумевает под собой дуэт человека и двухколесной

машины, сочетает в себе физические нагрузки, а также умственные – по

совершенствованию мотоцикла, необходимому для побед в

соревнованиях. Мотоспорт уникален тем, что, хотя мотоциклист и

перемещается за счет работы силового агрегата, но все равно он

должен затрачивать энергию. Энергозатраты проявляются в

маневрировании, изменении положения центра тяжести и других приемах

пилотирования. Затраты эти немалые, иначе мотоспорт не был бы

спортом. К тому же для достижения успехов в мотоспорте нужно

затрачивать, как я уже сказал, умственные усилия: не только

"прикинуть", как "воткнуть» движок большего "калибра", но даже в

ходе сорев-нований подмечать все реакции машины на свои действия. На

основе выводов намечается направление усовершенствования, далее -

методы его наиболее вы-годного воплощения, обкатка, тренировка,

состязание...

В моей работе рассмотрены наиболее известные виды мотоспорта.

Некоторые из них берут свое начало с момента развития первых

аппаратов, другие придуманы человеком сравнительно недавно. Как видно

из оглавления, видов мотоспорта не бесконечное множество. Но, с другой

стороны, новые его виды могут проявляться как производные уже

существующих, - с измененными условиями. Это зависит от фантазии

человека и от мотивированности данных внедрений с точки зрения

физиологии - главного критерия в спорте.

В реферате преобладает информация, заимствованная из электронных

источников и моего личного опыта. Это связано с тем, что хотя

мотоспорт сегодня и широко развит во всем мире, но литературы по нему,

мягко говоря, недостаточно. Да и та датируется даже не девяностыми

годами. А жаль. Пришлось "пропускать" через себя электронный материал

по этой теме. Что касается журналов "За рулем" 70-80- -х годов

(далее - "ЗР") и "Мото", то в них все статьи написаны людьми,

посвятившими себя мотоспорту, инженерами, испытателями, ведущими

конструкторами мотозаводов – людьми опытными. К тому же устройство

трассы, законы физики, история не устаревают.

1. Роль мотоспорта

Люди склонны создавать коллективы (группы, кружки, секции) исходя из

общих увлечений, интересов. Спорт имеет много направлений, известных и

не очень.

Среди известных – мотоспорт. Он объединяет людей, похожих по

темпераменту, запасу знаний, увлечениям, физическим и интеллектуальным

возможностям, неформально группирует их в команды, разрушая

психологические барьеры и значимость социального положения, заставляет

обмениваться практическими навыками и знаниями, и иногда – отстаивать

честь города (региона, страны) на спортивной арене.

Для занятий мотоспортом требуется хорошее здоровье, устойчивая

психика, дисциплинированность, самоотверженность. С технической

точки зрения мотоспорт способствует решению конструктивных задач,

накоплению информации и поиску новых идей для совершенствования

серийной продукции. Таким образом, мотоспорт и автомобилестроение

взаимно дополняют друг друга в широкой области человеческой

деятельности. С экономической точки зрения мотоспорт оказывает

существенное влияние на реализацию продукции и запасных частей. Ведь

одобрение у потребителей получают те марки машин и мотоциклов,

которые успешно выдержали различные испытания в соревнованиях.

Нельзя не учитывать и то, что мотоспорт является одним из массовых

спортивных зрелищ.

2. Значение мотоспорта

Сегодня нет необходимости доказывать огромное значение регулярных

занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья,

предупреждения заболеваний, повышения устойчивости и сопротивляемости

организма. При правильной тренировке и здоровом образе жизни люди

могут длительно сохранять здоровье и высокие функциональные

возможности организма. Мотоспорт является активным помощником в этом

направлении. Ведь в этом виде спорта спортсмен не только активизирует

резервные силы организма (задействованы практически все отделы

мускулатуры спортсмена), но и ведет активную умственную работу по

оттачиванию навыков и настройке мотоцикла. Заболевания у

мотоспортсменов - результат не занятий спортом как таковых, а

определенных "факторов риска". Их изучение, с учетом специфики каждого

вида мотоспорта, выявление, предупрежде-ние и устранение значительно

уменьшат возможность повреждения здоровья позволят сохранить его даже

в условиях самой напряженной тренировки, а тем самым будут

способствовать совершенствованию тренировочного процесса, повышению

спортивных результатов и надежности спортсменов, усилят социальную

значимость спорта.

Распространенное же среди определенной части ученых, тренеров,

спортсменов и журналистов мнение о несоответствии понятий "спорт"

(мотоспорт, все-таки, несет в себе некоторую опасность для здоровья) и

"здоровье" не только не имеет достаточных оснований, но и опасно, ибо

создает представление об определенной фатальности, мешает тем самым

поиску и устранению факторов риска, ставит под сомнение

целесообразность достижения рекордных результатов.

3. Что такое мотоспорт?

К мотоспорту относятся виды спорта, которыми занимаются на

моторизованных транспортных средствах по специальным трассам. Эти виды

спорта делятся на 4 группы:

. мотоциклетный спорт,

. автомобильный спорт,

. моторизованный спорт на воде,

. водные лыжи.

В этих основных группах образовались специальные дисциплины, которые в

свою очередь делятся на классические и национальные.

К группе классических дисциплин в мотоциклетном спорте относятся:

. шоссейно-кольцевые гонки,

. гонки на мотоциклах по местности,

. мотокроссы,

. триал,

. спидвей,

. гонки на льду,

. гонки на травяном и песчаном треке,

. мотобол,

. скийоринг.

Деятельность всеобщего Союза мотоспорта направлена на развитие

индивидуальных и коллективных занятий мотоспортом в свободное время

на машинах серийного производства. Прорводятся соревнования:

. заезды на ориентирование,

. охота за лисами,

. звездные заезды,

. соревнования на правила вождения,

. соревнования на экономию горючего,

. общий туризм: многодневные мотоциклетные соревнования

(многоборье), моторалли (туристические слеты-соревнования),

. мотобол.

Соревнования по мотоспорту – соревнования на скорость с учетом

оценок по очкам. Места распределяются в зависимости от времени, в

течение которого

проходятся заданные контрольные участки (КУ). При оценках по очкам

принимаются во внимание действия водителя на трассе. Оценка по очкам

сочетается с оценкой по времени; к этому прибегают при равном

количестве очков или когда при завышении времени это ставит гонщика

вне зачета. Зачет по очкам принимается во внимание, если намечается

победитель по многоборью. В соответствии с занятыми местами в

отдельных заездах оценка по очкам после окончания соревнований

складывается и затем выводится общая оценка за место.

4. Историческое развитие мотоспорта[1]

Первый мотоцикл, на который Г. Даймлером был заявлен патент,

появился в 1885 году. Начало мотоспорта было положено в 1900 году.

Первые соревнования по мотоспорту стимулировались автомобильной

промышленностью, которая таким образом накапливала технический опыт

и показывала покупателям качество своейпродукции. Первая в мире

гонка для моторизованных средств состоялась 22 июля 1894 года на

дистанции Париж-Руан (126 км) и была задумана в основном как чистые

испытания. Из более чем 100 автомобилей, заявивших об участии, был

допущен только 21. Победитель достиг средней ско-рости 17 км/час. К

такого рода соревнованиям, в которых принимали участие исключительно

самодельные машины, был проявлен большой интерес не только во

Франции. Так возникла новая спортивная дис-циплина, для развития

которой во многих странах выли образованы автоклубы. Первоначально

не было разделения между автомобилями и мотоциклами, которые должны

были стартовать в группе экипажей.

Первые "чистые" гонки на мотоциклах были проведены в 1898 году как

гонки на подъеме (экселоберг). В 1900 году американским газетным

издателем Беннетом были составлены первые технические правила для

гонок, которые он финансировал. Тогда вес машины ограничивался от

400 до 1000 кг. До 1904 года для мотоциклов не было классификации в

зависимости от рабочего объема двигателя, учитывался лишь вес

мотоцикла. Кроме того, различали гоночные и прогулочные машины.

В 1907 году было принято разделение на машины с одним и несколькими

цилиндрами, а также по расходу горючего.

В 1911 году была принята существующая и по сей день классификация в

зависимости от рабочего объема двигателя. Аналогично этому в

автоспорте в 1914 году были впервые введены ограничения для рабочего

объема двигателя. В двадцатые, тридцатые годы наряду с

пневматическими (атмосферными) двигателями были допущены и

компрессорные (наддувные) двигатели. Не было ограничений и в

правилах конструирования. С 1945 года применение наддувных

двигателей в мотоспорте было запрещено. После 1945 года развитие

мотоспорта шло в направлении создания машин с меньшим объемом

двигателя. К концу шестидесятых годов эта тенденция сократилась.

Классы с большим объемом двигателя от 500 см снова утвердились в

международном масштабе. Японская и Американская мотоциклетная

промышленность предприняла большие усилия для того, чтобы

распространить эту тенденцию и дальше. В мотоциклетном спорте на

заре его существования применялся двухтактный двигатель, сейчас же

применяются и четырехтактные.

Международная федерация мотоспорта (ФИМ) была впервые организована в

1904 году и в 1912 году снова возобновлена.

5.Виды мотоспорта

5.1. Мотокросс[2]

Мотокросс не нуждается в переводе. Это слово одинаково звучит и

понимается на большинстве языков мира. Нет необходимости объяснять и

сущность кросса, поскольку преодоление пересеченной местности

существует во многих видах спорта. Значительно труднее назвать дату

первых соревнований: попытки ездить на мотоцикле по бездорожью так

же стары, как и мотоцикл.

Принято считать, что первым спором мотоцикла с другим транспортным

средством в езде по бездорожью была «гонка за лисой», состоявшаяся

вблизи Лондона на военном учебном плацу в 1908 году. Тогда 13

мотоциклистов и 16

всадников на конях решили выяснить, кто быстрее вне шоссейных

магистралей. Полную победу одержали кавалеристы. Это не смутило

поклонников мотоцикла.

В разных европейских странах, прежде всего в Великобритании и

Франции, стали проводить импровизированные мотокроссы, не имевшие ни

четких правил, ни программы. Интереса у публики они не вызывали. В

1913 году в программу первых международных шестидневных

мотосоревнований ФИМ были введены испытания на плохих проезжих

дорогах. Но популярность у зрителей завоевали не они, а подъемы на

холм. Мотоциклисты по очереди штурмовали крутые вершины, которые,

как правило, были недосягаемы, и победитель определялся по

наибольшему количеству пройденных метров.

Конечно, ни «гонку за лисой», ни шестидневку, ни подъемы на холм

нельзя считать родителями кросса. Это были лишь попытки найти более

или менее

приемлемую форму соревнований мотоциклистов по пересеченной

местности.

Она появилась лишь после второй мировой войны.

Мотокросс развивается стремительно, и тот, кто хочет добиться в нем

высот, не может позволить себе жить старым багажом. Это относится не

только к машинам, но и к людям.

5.2. Триал[3]

В нашем представлении мотоспорт – это прежде всего скорость, рев

двигателей, шумные эмоции зрителей. Таковы мотокросс, спидвей,

«кольцо», мотогонки на льду. В триале все иначе. Зрители ведут себя

так, словно постоянно видят перед собой табличку: «соблюдайте

тишину». В самом деле, тут нет привычных для мотоспорта высоких

скоростей, зримых, полных напряжения поединков участников. Здесь

спортсмен один на один с препятствиями, которые он должен покорить.

Но какое же это непростое испытание - на ограниченном пространстве

преодолевать сложнейшие участки (их называют контролируемыми - КУ),

не выезжая за их пределы и не касаясь земли ногами.

Скорость в триале не только не имеет значения, но и противопоказана.

Главное - чистота выполнения. Перед стартом на очередном

контролируемом

участке спортсмен предельно собран и внимателен. Зрители понимают

его состояние - они тоже напряжены. Вот удачно выполнено начало

упражнения,

следующая его часть… Бить в ладоши, поддерживать? Нет, как бы не

помешать, не сглазить. И только когда пройдены последние метры КУ,

лучших награждают аплодисментами, а неудачников - гулом сожаления.

…Вот отмашка судейского флага - и очередной спортсмен «выходит на

препятствие». Качающийся мост и сразу же лестница - коварное

упражнение,

требующее умения самой что ни на есть совершенной балансировки на

мотоцикле. А вот еще два упражнения. Вкопанная в землю автопокрышка

- препятствие простое в обустройстве, но далеко не простое для

преодоления. Если мотоцикл всей тяжестью ударится о шину двигателем,

она самортизирует и подбросит заднее колесо. Тогда уже будет нелегко

удержаться в седле. Следующее КУ - из разряда курьезов. Ну, скажите,

какой мотоциклист не мечтает в душе хотя бы раз «потоптать»

автомобиль, который частенько ведет себя на дороге по отношению к

младшим братьям с позиции силы? Старый кузов от легкового автомобиля

(например, от ЗАЗ-965) оказывается тем препятствием, вокруг которого

собирается множество людей. Не всем участникам оно покоряется.

В триале существует шкала баллов, оценивающая выступление

участников, причем каждый стремится получить наименьшую сумму. Перед

контролируемым участком разрешается осмотреть его, как бы мысленно

проехать. Если спортсмен, сидя в седле, неудачно выполнил упражнение

и в пылу вылетел за пределы КУ, он получает 50 штрафных очков. Тогда

как его более находчивый соперник может пройти пешком весь

контролируемый участок, ведя машину рядом и перетаскивая ее через

препятствие, и получить за это в наказание…всего 5 очков.

5.3. Технические требования к мотоциклам для триала[4]

Мотоцикл для триала несложно сделать самому (в пределах секции,

с помощниками), если имеется необходимое оборудование и,

естественно, детали. Это сэкономит массу средств и существенно

поднимет культуру подготовки машин.

Технические требования лимитируют усовершенствования лишь в

пределах «Правил соревнований по мотоспорту».Практически ограничения

сводятсяк одному пункту: кубатура двигателя не должна превышать 500

см.

Триал, хотя и значится в семье мотоциклетных видов спорта,

имеет свои, присущие только ему особенности. Именно эти осбенности и

диктуют требования к мотоциклам. Участник соревнований должен

показать очень сложные приемы вождения на ограниченной, до предела

зажатой территории трассы, так называемых контрольных участках.

Балансировка и разворот на месте осуществляются здесь посредством

перестановки переднего колеса рывками. Постоянное манипулирование

газом, тормозами, сцеплением, передней вилкой помогают спортсмену

удерживать равновесие и не касаться ногами земли, преодолевать

препятствия, которые порой достигают полутораметровой высоты. Вот

почему мотоцикл для триала легкий (80-90 кг), с укороченной базой и

большим дорожным просветом, а у двигателя его максимум крутящего

момента смещен в сторону малых оборотов. Большое значение имеет угол

наклона вилки. Оптимальный вариант - около 27 градусов. При большем

затруднен поворот, при меньшем - возможно опрокидывание мотоцикла во

время съезда с препятствия.

Немного о двигателе. Как правило, используют одноцилиндровые

двухтактные, которые по размерам и характеристикам в большей степени

удовлетворяют особенностям триала. Здесь главное добиться

максимального крутящего момента, определяющего «тяговитость»

мотоцикла на небольших оборотах. Важно также подобрать передаточные

числа коробки передач для возможно полного использования наибольшего

значения крутящего момента. «Триальному» мотоциклу необходимо пять-

шесть передач, причем три-четыре рабочих (для прохождения КУ) и две

транспортных (при движении между КУ). Рабочие передачи по величине

передаточных чисел выполняют сближенными. Стоит обратить внимание на

положение выпускной трубы и глушителя. Они не должны создавать помех

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.