реферат скачать
 

Лекции по физкультуре (ОГУ)

Лекции по физкультуре (ОГУ)

Содержание

Введение 6

1 Физическая культура в общекультурной и профессиональной

подготовке студентов 7

1. Основные понятия 7

2. Физическая культура - часть общечеловеческой культуры 7

3. Система физического воспитания 9

4. Компоненты физической культуры 10

5. Организационно-правовые основы физической культуры и

спорта 11

6. Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении . ..15

2 Социально - биологические основы физической

культуры 20

1. Основные понятия -. 20

2. Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморе

гулируемая биологическая система 20

3. Характеристика функциональных систем организма и их

совершенствование под воздействием направленной физичес

кой тренировки 22

1. Опорно-двигательный аппарат 22

2. Сердечно-сосудистая система (система кровообращения) 27

3. Дыхание. Дыхательная система 31

2.3.4 Нервная система 33

2.4 Обмен веществ и энергии - основа жизнедеятельности

организма человека 34

3 Здоровый образ жизни. Физическая культура в обеспечении

здоровья 36

1. Основные понятия 36

2. Здоровье человека как ценность. Факторы, определяющие

здоровый образ жизни 36

1. Режим труда и отдыха 37

2. Режим сна 38

3. Активная мышечная деятельность (физическая нагрузка)....38

4. Закаливание организма 40

5. Гигиенические основы здорового образа жизни 40

6. Профилактика вредных привычек 41

7. Рациональное питание 42

4 Общая физическая и спортивная подготовка в системе

физического воспитания 48

Основные понятия 48

Методические принципы физического воспитания 48

Методы физического воспитания 50

Основы обучения движениям 52

Средства и методы развития физических качеств 52

Средства и методы развития силы 52

Средства и методы развития быстроты движений 53

Средства и методы развития выносливости 54

Средства и методы развития гибкости : 55

Средства и методы развития ловкости 55

4.6 Формы организации физического воспитания 55

1. Урочная форма 55

2. Неурочные формы занятий 56

4.7 Общая и моторная плотность занятия 56

8. Физическая подготовка 57

9. Зоны и интенсивность физических нагрузок 59

5 Основы методики самостоятельных занятий физическими

упражнениями 61

1. Формы и организация самостоятельных занятий 61

2. Мотивация выбора самостоятельных занятий 64

3. Граница интенсивности физической нагрузки 65

4. Особенности самостоятельных занятий для женщин 67

6 Спорт. Индивидуальный выбор спорта или система физических

упражнений 69

1. Основные понятия 69

2. Спорт. Многообразие видов спорта 69

3. Системы физических упражнений 70

4. Краткая характеристика некоторых видов спорта 72

1. Баскетбол 72

2. Волейбол 73

3. Настольный теннис 75

4. Бадминтон 76

5. Легкая атлетика 77

6. Плавание 78

6.5 Олимпийские игры 79

7 Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями

и спортом 81

1. Основные понятия 81

2. Врачебный контроль 81

3. Педагогический контроль 82

4. Самоконтроль 83

1. Субъективные показатели самоконтроля 83

2. Объективные показатели самоконтроля 85

7.5 Функциональные пробы и тесты 87

8 Психофизиологические основы учебного труда и интеллекту

альной деятельности. Средства физической культуры в регули

ровании работоспособности 90

1. Основные понятия 90

2. Умственный труд, умственная работоспособность и факторы

...90

8.3 Механизмы возникновения и признаки умственного утом-

92

ления ^

8.4 Средства физической культуры в регулировании работоспо

собности ""

.98

9 Физическая культура в профессиональной

бакалавра и специалист

1. Основные понятия 98

2. Производственная физическая культура 98

9.2.1 Профилактика профессиональных заболеваний и травма

тизма средствами физической культуры 101

108

9.3 Профессионально-прикладная физическая подготовка 102

Список использованных источников

Приложение А Дыхательная гимнастика по

А.Н. Стрельниковой '09

Приложение Б Комплекс корригирующей гимнастики для глаз

по методу Э. С. Аветисова 112

Введение

культура" в высшем профессиональном

ым базовым курсом в цикле общих гума

нитарных и социально-экономических дисциплин.

Гуманитарная значимость физической культуры заключается в создании

устойчивой мотивации к здоровому образу жизни, развитие у студентов

потребностей в физическом самосовершенствовании.

Вклад физической культуры в высшее образование должен состоять в

обеспечении студентов всеми аспектами знаний о научно-практических основах

физической культуры и здорового образа жизни, а также в овладении системой

практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление

здоровья, психическое благополучие и совершенствование его психофизических

способностей и качеств личности.

Учебное пособие написано в соответствии с требованиями теоретического

раздела программы по физической культуре для высших учебных заведений.

данного учебного пособия - дать студентам теоретические ос-физического

воспитания, а также научить их умению грамотно организовывать

самостоятельные занятия физическими упражнениями, т.е. содействовать

формированию физической культуры личности.

При подготовке учебного пособия использованы различные источники,

прежде всего учебники, изданные по данной дисциплине, а также труды ведущих

ученых в области физического воспитания Л.П. Матвеева, В.Н. Платонова, Н.Г.

Озолина, Л.Н. Нифонтовой, В.И. Ильинича, В.М. Выдрина и до.

1 Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке

студентов

1.1 Основные понятия

Физическая культура - часть общечеловеческой культуры, вся совокупность

достижений общества в создании и рациональном использовании специальных

средств, методов и условий направленного физического совершенствования

человека.

Физическое воспитание - педагогически организованный процесс развития

физических качеств, обучения двигательным действиям и формирования

специальных знаний.

Спорт - составная часть физической культуры, основанная на

использовании соревновательной деятельности и подготовки к ней в сочетании

со стремлением занимающихся к достижению максимального результата.

Физическое совершенство - это исторически обусловленное представление

об оптимальной мере гармонического физического развития и всесторонней

физической подготовленности человека.

развитие - процесс изменения естественных морфо-свойств организма человека

в течение индивидуальной жизни.

Физическая и функциональная подготовленность - результат физической

подготовки, достигнутый в овладении двигательными навыками и в развитии

физических качеств с одновременным повышением уровня деятельности его

функциональных систем: опорно-двигательной, сер-\, дыхательной, нервной и

других.

активность - естественная и специально организо-деятельность человека,

обеспечивающая жизнедеятельность человеческого организма.

Профессиональная направленность физического воспитания -это

использование средств физической культуры для подготовки к

высокопроизводительному труду, обеспечению высокой работоспособности че-

1.2

Физиче

ская

культу

ра -

часть

общече

ловече

ской

Физиче

ская

культура

составляет

важную

часть

культуры

общества

- всю

совокупнос

ть его

достижений

в

создании

и

рациональн

ом

использова

нии

специальны

х

средств,

методов и

условий

направленн

ого

физическог

о

совершенст

ва

человека.

В

самом

содержании

физическо

й

культуры

можно с

некоторой

условность

ю

выделить

две

основные

стороны:

во-

первых,

все то

ценное,

что

создает и

использует

общество

в

качестве

специальны

х

средств,

методов и

условий

их

применения

, позво-

ляющих оптимизировать физическое развитие и обеспечить определенный уровень

физической подготовленности людей (функционально обеспечивающая сторона

физической культуры);

во-вторых, позитивные результаты использования этих средств, методов

и условий (результативная сторона физической культуры).

Наряду со своей ролью в физическом совершенствовании человека,

физическая культура может оказывать существенное влияние и на его духовный

мир - мир эмоций, эстетических вкусов, этических и мировоззренческих

представлений. Однако то, какие именно взгляды, убеждения и принципы

поведения формируются при этом, зависит в первую очередь от идейной

направленности физкультурного движения, от того, какие социальные силы его

организуют и направляют.

Физическая культура - продукт развития определенных исторических

условий.

Состояние и уровень развития физической культуры на том или ином этапе

зависит от ряда условий:

географической среды;

условий труда, быта, условий жизни и уровня развития

производительных сил;

экономических и социальных факторов.

Показателями состояния физической культуры в обществе являются:

массовость;

степень использования средств физической культуры в сфере

образования и воспитания;

уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей

людей;

уровень спортивных достижений;

наличие и уровень квалификации профессиональных и общественных

физкультурных кадров;

пропаганда физической культуры и спорта;

степень и характер использования СМИ в сфере задач, стоящих перед

физической культурой;

состояние науки и наличие развитой системы физического воспитания.

В истории человеческого общества не существовало времен, народов,

которые не имели бы в самой элементарной форме физического воспитания.

Первыми и самыми древними средствами физической культуры были

естественные движения человека, связанные с его жизнедеятельностью.

Первоначально формой организации физического воспитания была игра, игровые

движения. Игра и физические упражнения способствовали развитию мышления,

сообразительности и смекалки.

В рабовладельческом обществе физическая культура приобрела

классовый характер и военную направленность. Она использовалась для

подавления недовольства эксплуатируемых масс внутри государства и веления

захватнических войн. Впервые были созданы системы физического мое-питания и

специальные учебные заведения. Появилась профессия преподавателя

физического воспитания. Занятия физическими упражнениями расценивались

наравне с занятиями поэзией, музыкой. Участниками древнегреческих

Олимпийских игр были: Гиппократ (медик), Сократ (философ), Софокл

(драматург) и другие выдающиеся люди древности.

В период капитализма физическая культура была поставлена пра-нищим

классом на службу укрепления основ своего политического господ-с|на.

Особенностью развития физической культуры в период капитализма яиляется то,

что господствующий класс вынужден заниматься вопросами физического

воспитания народных масс. Это, прежде всего, объяснялось интенсификацией

труда, а также постоянными войнами за колонии, рынки сбыта, которые

требовали создания массовых армий, физически хорошо подготовленных для

ведения войн. В период утверждения капитализма зарождается спортивно-

гимнастическое движение, возникают кружки и секции по отдельным видам

спорта.

На современном этапе главная социальная функция физического воспитания

состоит в формировании физически совершенных, социально активных, морально

стойких здоровых людей.

1.3 Система физического воспитания

Понятие "система физического воспитания" отражает в целом исторически

определенный тип социальной практики физического воспитания, 1с.

целесообразно упорядоченную совокупность ее исходных основ и форм

организации, зависящих от условий конкретной общественной формации.

В совокупности с определяющими ее положениями система физического

воспитания характеризуется:

идеологическими основами, выраженными в ее социальных целевых

установках, принципах и других отправных идеях, которые продиктованы

потребностями всего общества;

теоретико-методическими основами, которые в развитом виде

представляют собой целостную концепцию, объединяющую научно-практические

знания о закономерностях, правилах, средствах и методах физического

воспитания;

программно-нормативными основами, т.е. программным материалом,

отобранным и систематизированным согласно целевым установкам и принятой

концепции, и нормативами, установленными в качестве критериев физической

подготовленности, которая должна быть достигнута и результате физического

воспитания;

тем, как все эти исходные основы закреплены организационно и

реализуются в деятельности организаций и учреждений, непосредствен-

но осуществляющих и контролирующих физическое воспитание в обществе.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что систему физического

воспитания характеризуют не столько отдельные явления практики физического

воспитания, сколько ее общая упорядоченность, и то, на каких исходных

системообразующих основах обеспечивается ее упорядоченность,

организованность и целенаправленность в рамках конкретной общественной

формации.

Общими принципами, на которых основывается современная система

физического воспитания, являются:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.