реферат скачать
 

Физкультура и здоровый образ жизни

Физкультура и здоровый образ жизни

1. Общая физическая подготовка в системе воспитания

Методические принципы

Методика лишь тогда ведет кратчайшим путем к цели, когда основывается

на верных принципах. Наиболее общие отправные положения, определяющие всю

направленность и организацию деятельности по физическому воспитанию в нашем

обществе, - это принципы всестороннего гармонического развития личности,

связи воспитания с трудовой и оборонной практикой и оздоровительной

направленности. Есть вместе с тем ряд принципов, которые выражают главным

образом методические закономерности педагогического процесса и в силу этого

являются обязательными при осуществлении образовательных и воспитательных

задач. Это принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и

индивидуализации, систематичности, постепенного повышения требований.

Большинство названных принципов совпадает по наименованию с известными

общедидактическими принципами: поскольку физическое воспитание есть вид

педагогического процесса, то на него распространяются общие принципы

педагогики. Но последние получают в сфере физического воспитания

соответствующую конкретизацию и дополняются специальными положениями,

отражающими его особенности.

1. Принцип сознательности и активности

Результативность педагогического процесса во многом определяется тем,

насколько сознательно и активно относятся к делу сами воспитываемые.

Понимание существа заданий, как и активно заинтересованное выполнение их,

ускоряет ход обучения, способствует результативности совершаемых действий,

обуславливает творческое использование приобретаемых знаний, умений и

навыков в жизни. Эти давно подмеченные закономерности и лежат, прежде

всего, в основе принципа сознательности и активности.

Принцип сознательности и активности раскрывается в следующих

требованиях:

Формировать осмысленное отношение и устойчивый интерес к общей цели и

конкретным задачам занятий. Необходимой предпосылкой сознательного

отношения к деятельности является соответствующая ее мотивация. Мотивы,

побуждающие заниматься физическими упражнениями, разнообразны. Нередко эти

мотивы, с педагогической точки зрения, случайны или малосущественны.

Специалист физического воспитания призван раскрыть занимающимся подлинный

смысл физкультурной деятельности и, опираясь на первоначальные мотивы,

умело подвести воспитанников к пониманию общественной сущности физической

культуры, ее значения как средства гармонического развития, укрепления

здоровья, подготовки к творческому труду и военной обороне.

Вместе с осмыслением сущности физкультурной деятельности развивается и

устойчивый интерес к ней. Реализация принципа сознательности и активности

состоит в том, чтобы обеспечить глубокое понимание цели проводимых занятий,

раскрыть перспективную линию совершенствования, сделав ее внутренним

устремлением каждого занимающегося.

Принцип сознательности и активности предусматривает далее

необходимость довести до сознания занимающихся конкретный смысл выполняемых

заданий. Раскрыть суть задания - значит показать его необходимость как

одного из очередных шагов на пути к достижению поставленной цели и добиться

осмысления закономерностей и условий, определяющих его выполнение. Задания

в процессе физического воспитания реализуются в виде определенных

физических упражнений.

Вполне очевидно, что осмысления цели и заданий зависит от возрастных

возможностей и уровня подготовленности занимающихся. На первых этапах

физического воспитания формируются элементарные понятия; в дальнейшем

занимающиеся все более глубоко познают существо дела и определяют очередные

задачи и пути своего физического совершенствования.

Стимулировать сознательный анализ, самоконтроль и рациональное

использование сил при выполнении физических упражнений. Хотя физические

упражнения представляют собой подконтрольные сознанию произвольные

движения, при их выполнении сама собой необходимая степень осмысления

действий не достигается.

В процессе формирования двигательных навыков происходит автоматизация

движений, что в принципе не умаляет роли сознания, а наоборот, составляет

одно из условий повышения качества сознательного управления двигательной

деятельностью. Но это справедливо, если автоматизация достигается не

механическим повторением, а рационально организованным упражнением, в ходе

которого специально ставятся и решаются задачи по анализу, оценке и

детальному контролированию выполняемых действий.

Ведущая роль в оценке и корректировании действий занимающихся

принадлежит преподавателю. Вместе с тем успех дела непосредственно зависит

и от самооценки, в том числе от способности своевременно и точно оценивать

пространственные, временные и силовые параметры движений по ходу выполнения

упражнения.

Отсюда понятна необходимость использования таких методов, которые в

наибольшей мере способствовали бы развитию у занимающихся способности

самооценки и самоконтроля движений. Субъективные оценки важно при этом

объективизировать на основе точной информации.

Большое значение имеют также идеомоторные методы, включающие мысленное

воспроизведение движений с установкой исправить или усовершенствовать те

или иные моменты действий, прежде чем они будут реально выполнены.

Воспитывать инициативность, самостоятельность и творческое отношение к

заданиям. Основным предметом изучения и в то же время основным средством

развития способностей в процессе физического воспитания является активная

двигательная деятельность. Даже при освоении широко известных видов

двигательной деятельности каждый как бы заново создает их в соответствии со

своими индивидуальными возможностями. Следует уче6сть так же, что

физическое воспитание, особенно людей зрелого возраста, строится в

значительной мере на самостоятельных началах. Все это требует умелого

сочетания руководящей роли преподавателя с высокой активностью и

самостоятельностью занимающихся.

Активность обусловлена заинтересованностью. Проблема пробуждения и

развития интереса решается в определенной мере путем подбора увлекательного

материала для занятий и соответствующей организацией их. Физические

упражнения по природе своей связаны с чувством радости, бодрости и другими

положительными эмоциями. При умелой организации занятий действие этого

фактора усиливается и может стать одним из важнейших моментов в пробуждении

и развитии интереса.

Было бы неверно делать ставку только на этот фактор и придавать

занятиям развлекательный характер. Путь к физическому совершенству — прежде

всего большой напряженный труд. Здесь неизбежны и однотипные утомительные

упражнения, и «скучные» задания, интерес к которым появляется лишь на

основе глубокого понимания их важности, необходимости. Следовательно,

решающим условием активно заинтересованного отношения к делу является

понимание сущности его и осознание цели занятий как объективной

необходимости. Именно на этой основе формируется устойчивое стремление

преодолевать трудности.

Существенную роль в развитии активности занимающихся играют

систематическая оценка и поощрение достигнутых ими успехов. Речь идет не

только о текущей оценке, которую дает преподаватель по ходу занятий, но и о

специальной системе оценочных нормативов и поощрительных мер, выражающих

официальное одобрение каждого достижения на пути физического

совершенствования.

2. Принцип наглядности

Наглядность обучения и воспитания предполагает как широкое

использование зрительных ощущений, восприятии, образов, так и постоянную

опору на свидетельства всех других органов чувств, благодаря которым

достигается непосредственный контакт с действительностью.

В процессе физического воспитания наглядность играет особенно важную

роль, поскольку деятельность занимающихся носит в основном практический

характер и имеет одной из своих специальных задач всестороннее развитие

органов чувств.

Наглядность—необходимая предпосылка освоения движений. Практическое

познание, начинается с чувственной ступени — «живого созерцания». Живой

образ изучаемых движений формируется с участием как внешних, так и

внутренних рецепторов—воспринимающих органов зрения, слуха, вестибулярного

аппарата, рецепторов мышц и т. д. Существенно при этом, что показания

различных органов чувств, дополняя друг друга, уточняют картину движений.

Чем богаче чувственный образ, тем быстрее и легче формируются на его основе

двигательные умения и навыки, тем результативнее проявления физических и

волевых качеств.

Создавая чувственные предпосылки освоения движений, приходится

преодолевать известную методическую трудность. А именно: чтобы по-

настоящему «прочувствовать» движение, его необходимо выполнить, но

правильно выполнить движение невозможно, если не располагать предварительно

существующими двигательными представлениями. Это противоречие решается в

основном двумя путями. Во-первых, путем соблюдения рациональной

последовательности обучения, благодаря чему двигательный опыт,

приобретенный на предыдущих ступенях, естественно подводит к новым

двигательным умениям. Во-вторых, путем комплексного использования

разнообразных форм наглядности, в частности демонстрации изучаемых действий

и различного рода наглядных пособий, воссоздающих отдельные стороны этих

действий в сочетании с образным словом, идеомоторным упражнением, а также

имитационными и другими подводящими упражнениями.

Наглядность — неотъемлемое условие совершенствования двигательной

деятельности. Ни совершенствование двигательных навыков, ни развитие

физических способностей вообще немыслимы вне постоянной опоры на четкие

ощущения, восприятия, наглядные представления.

По мере освоения двигательных актов различные органы чувств

функционируют во все более тесном взаимодействии, образуя единый

«комплексный анализатор». Это способствует наиболее тонким и в то же время

обобщенным восприятиям, необходимым для совершенного управления движениями.

Взаимодействие различных анализаторов, особенно в условиях сложной

двигательной деятельности, не всегда бывает положительным. Функции одних

анализаторов могут в определенных ситуациях ослаблять другие рецепторные

функции. Ускорить процесс их совершенствования помогают избирательно

направленные воздействия на определенные афферентные системы, в частности

на двигательный анализатор, которому в управлении движениями принадлежит

особо ответственная роль. В этой связи заслуживает внимания идея временного

искусственного выключения некоторых анализаторов, например зрительного, для

того чтобы повысить требования к двигательному анализатору и тем ускорить

совершенствование его функций.

Такого рода метод нельзя считать пригодным для всех случаев. Он не

применяется обычно на первом этапе обучения новым движениям (этапе

ознакомления). Следует, кроме того, учитывать специфику изучаемых действий,

а также индивидуальные особенности занимающихся.

Существует и ряд других методов избирательного воздействия на функции

анализаторов. Это, в частности, использование светолидеров и звуколидеров,

позволяющих направленно упражнять различные воспринимающие системы.

В ходе освоения движения роль и характер взаимодействия различных

органов чувств не остаются неизменными. Соответственно должен меняться и

удельный вес различных форм наглядности. Так, вначале наиболее важную роль

играют обычно зрительные восприятия. Поэтому преимущественное место среди

способов наглядного обучения занимают на первых порах, как правило, те,

которые обеспечивают формирование зрительных образов. В дальнейшем же резко

возрастает роль двигательного анализатора и соответствующих способов

обеспечения наглядности. Но на любом этапе обучения незыблемым остается

правило: не ограничиваться какой-либо одной формой наглядности, а

комплексно использовать многообразные пути наглядной информации и

совершенствования органов чувств.

Взаимосвязь непосредственной и опосредствованной наглядности.

Первостепенную роль в осуществлении принципа наглядности играют

непосредственные контакты с действительностью. Вместе с тем нельзя

недооценивать опосредствованную наглядность.

Различные формы наглядности не только взаимосвязаны, но и по своему

действию переходят одна в другую. Это объясняется единством чувственной и

логической ступеней познания, а с физиологической точки зрения — единством

первой и второй сигнальных систем действительности.

Особое значение имеет связь чувственного образа и образного слова.

Слово есть сигнал всех других сигналов в том смысле, что за время жизни и

обучения слово связывается (по механизму условно-рефлекторных связей) со

всеми внешними и внутренними раздражителями, как бы «заменяет»,

представляет их и может вызвать все те действия, которые обусловливаются

чувственными раздражителями.

Слово, таким образом, можно рассматривать как одно из важных средств

обеспечения наглядности. Следует иметь в виду, что в процессе физического

воспитания слово лишь тогда приобретает значение такого средства, когда

находит конкретную опору в двигательном опыте занимающихся. Если же слово

не связывается, хотя бы отчасти, с представлениями, в частности

двигательными, оно «не звучит», не вызывает живого образа движений, в какую

бы внешнюю образную форму ни облекали словесное пояснение. Роль слова как

фактора опосредствованной наглядности возрастает в процессе физического

воспитания вместе с расширением двигательного опыта занимающихся. Чем он

богаче, тем больше возможностей для создания нужных двигательных

представлений с помощью образного слова. В этом одна из причин

неодинакового удельного веса методов использования слова в процессе

физического воспитания людей различных возрастных групп.

Наглядность важна не только сама по себе, но и как общее условие

реализации принципов обучения и воспитания. Широкое использование различных

форм наглядности повышает интерес к занятиям, облегчает понимание и

выполнение заданий, способствует приобретению прочных знаний, умений и

навыков.

3. Принцип доступности и индивидуализации

Принцип доступности и индивидуализации называют также принципом учета

особенностей воспитуемых и посильности предлагаемых им заданий. Обе эти

формулировки выражают, по существу, одно и то же— необходимость строить

обучение и воспитание в соответствии с возможностями воспитуемых, учитывая

особенности возраста, пола, уровень предварительной подготовленности, а

также и индивидуальные различия физических и духовных способностей.

Особое значение этого принципа в области физического воспитания

обусловлено тем, что здесь подвергаются интенсивным воздействиям жизненно

важные функции организма. Умелое соблюдение принципа доступности и

индивидуализации является залогом оздоровительного эффекта физического

воспитания. Вместе с тем это и одна из необходимых предпосылок активности

занимающихся и ускоренного достижения ими намеченных целей.

Суть данного принципа в области физического воспитания раскрывают

следующие основные положения.

Определение меры доступного. Доступность физических упражнений

непосредственно зависит, с одной стороны, от возможностей занимающихся, а с

другой—от объективных трудностей, возникающих при выполнении того или иного

упражнения в силу характерных для него особенностей. Полное соответствие

между возможностями и трудностями означает оптимальную меру доступности.

Конкретное определение и соблюдение этой меры — одна из самых важных и

сложных проблем физического воспитания. Для ее решения необходимо: ясно

представлять себе функциональные возможности организма на различных этапах

возрастного развития, а также границы колебаний этих возможностей,

обусловленные половыми, индивидуальными особенностями и разнообразными

внешними обстоятельствами; располагать точными данными о характере

требований, которые предъявляются организму многообразными средствами и

методами физического воспитания, и уметь практически верно соотнести их с

возможностями данного занимающегося.

Сведения о возможностях занимающихся получают путем испытаний по

нормативам физической подготовленности, а также посредством врачебных

обследований и педагогических наблюдений. Ориентируясь на исходные данные,

преподаватель конкретизирует программный материал, намечает границы

доступного на том или ином этапе, а также перспективные рубежи и пути

достижения их.

Доступность означает не отсутствие трудностей, а посильную меру их, т.

е. такие трудности, которые могут быть успешно преодолены при надлежащей

мобилизации физических и духовных сил занимающихся. Правильно оценить

доступность физических нагрузок можно лишь с учетом их оздоровительного

эффекта. Доступными можно считать те нагрузки, которые ведут к укреплению и

сохранению здоровья.

Границы доступного в процессе физического воспитания изменяются. Они

раздвигаются по мере развития физических и духовных сил занимающихся: то,

что недоступно на одном этапе, становится в дальнейшем легко выполнимым. В

соответствии с этим должны изменяться и требования, предъявляемые к

возможностям занимающихся, так, чтобы постоянно стимулировать дальнейшее их

развитие.

Методические условия доступности. На каждом этапе физического

воспитания доступность определяется, помимо указанных условий, степенью

целесообразности избранных методов и общего построения занятий. Проблема

доступности так или иначе связана со всеми другими проблемами рациональной

методики обучения и воспитания, особенно с теми, которые касаются

оптимальной преемственности занятий и постепенности нарастания трудностей.

Известно, что новые двигательные умения и навыки возникают на базе

ранее приобретенных, включая в себя те или иные их элементы. Поэтому одно

из решающих методических условий доступности в процессе физического

воспитания—это преемственность физических упражнений. Она обеспечивается

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.