реферат скачать
 

Физическая культура в системе социальной работы с населением

Физическая культура в системе социальной работы с населением

Голицынский военный институт ФПС РФ

кафедра психологии и педагогики

Факультет заочного обучения

отделение психологии

Реферат студентки 2 курса Котовой Елены Михайловны.

Тема : “ Физическая культура в системе социальной работы с населением

”.

Научный руководитель Савина

Голицыно – 2000 год

План.

Введение. 2

I. Проблемы формирования здорового образа жизни. 4

II. Физическая культура в социальной защите людей. 11

Заключение. 22

Список литературы. 24

Введение.

В своем реферате на тему “Физическая культура в системе социальной

работы с населением” я хочу рассмотреть проблемы сохранения и укрепления

здоровья людей и более подробно остановиться на понятии физическая

культура, для того что бы увидеть какую роль играет физическое воспитание

в формировании здорового образа жизни.

Данная работа состоит из введения, основной части, включающей 2

вопроса и заключения. Во введение обосновывается актуальность темы. В

первом вопросе основной части раскрывается понятие “здоровый образ жизни”,

рассматриваются условия и факторы, способствующие гармоничному развитию и

укреплению здоровья людей. Во втором вопросе более подробно раскрывается

огромное значение физической культуры в формировании здорового образа

жизни.

Я считаю, что в наше время, время научно-технической революции

значительно изменились условия труда: механизируются способы передвижения,

сокращаются физические нагрузки, одной из главных становится умственная

деятельность. Все эти ограничения провели к упадку сил. И, именно,

массовая физическая культура стала основным средством преодоления

несоответствия между потребностью в мышечной активности и условиями жизни.

Я выбрала эту тему именно для того, что бы понять, какое значение

играет физическая культура для здоровья человека. Для того, что бы это

было легче сделать, необходимо раскрыть такие понятия, как “здоровый образ

жизни” и “физическая культура”, углубиться в историю развития физической

культуры, рассмотреть существующие типы и функции физической культуры.

Мной были использованы такие источники – Яркина Т.Ф. “Теория и

практика социальной работы”, Змановский Ю.Ф. “Воспитаем детей здоровыми” и

другие.

I. Проблемы формирования здорового образа жизни.

Социальная работа позволяет решать широкий круг задач социальной

защиты населения. Их число и разнообразие настолько велико, что порой

заслоняет основную, конечную цель социальной работы. Поэтому у социальных

работников нередко складывается впечатление, что такой целью является

благополучие подопечных лиц, т.е. обеспечение минимального или большего

бытового комфорта, удовлетворительного питания и предоставление

достаточного набора услуг. Однако конечной целью всех усилий является

охрана здоровья и жизни обслуживаемых лиц. Без понимания этой цели

социальные работники не всегда правильно могут организовать свою работу.

Они должны четко понимать, что в основе любой социальной программы должны

быть запросы здоровья, т.е. рекомендации гигиены — медицинской науки о

здоровье, способах его сохранения и улучшения, о здоровом образе жизни.

Отклонения программ от принципа гигиенической обоснованности приводят к их

ущербности и снижают их эффективность.

Любой аспект социальной работы касается сбережения здоровья и

содействует ему. Будь то забота о своевременном пенсионном обеспечении,

протезировании, доставке продуктов, об отоплении, устранении вредных

привычек, улучшении экологии, качества быта, установке телефона,

восстановлении разорванных связей подопечного с семьей или обществом и т.п.

— все это прямо или косвенно замыкается на физическом или психическом

здоровье человека, на его настроении и воле к жизни.

Социальные работники должны иметь четкие представления о феномене

здоровья и о здоровом образе жизни. Без таких представлений социальная

работа неполноценна.

Понятие “образ жизни” трактуется как тип жизнедеятельности людей,

обусловленный особенностями общественно-экономической формации. Основными

параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения),

быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также

различные поведенческие привычки и проявления. Если их организация и

содержание способствуют укреплению здоровья, то есть основания говорить о

реализации здорового образа жизни, который можно рассматривать как

сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие

индивида с окружающей средой. По философскому определению Маркса, “болезнь

есть жизнь, стесненная в своей свободе, тогда как здоровый образ жизни,

направленный на предупреждение возникновения какого-либо заболевания,

обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей индивида,

способствует формированию активной жизненной позиции (в медико-генетическом

аспекте) и является необходимым условием воспитания гармонически развитой

личности”.1

Понятие здорового образа жизни включает в себя рационально

организованный, физиологически оптимальный труд, нравственно-гигиеническое

воспитание, выполнение правил и требований психогигиены, рационального

питания и личной гигиены, активный двигательный режим и систематические

занятия физической культурой, эффективное закаливание, продуманную

организацию досуга, отказ от вредных привычек.

Здоровый образ жизни — это единственный стиль жизни, способный

обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения.

Поэтому формирование этого стиля жизни у населения — важнейшая социальная

технология государственного значения и масштаба.

Всю свою деятельность по формированию здорового образа жизни

социальный педагог должен проводить с учетом возрастных и индивидуальных

морфофизиологических и психологических особенностей детей и взрослых. При

этом особое внимание следует уделять таким возрастным этапам, как

дошкольный, подростковый и юношеский, когда имеет место особенно

интенсивный рост и перестройка функционального состояния всех систем

жизнедеятельности развивающегося организма.

В программы, направленные на формирование здорового образа жизни,

входят следующие направления работы: рациональный режим труда (учебы) и

отдыха, основанный на индивидуальных биоритмологических особенностях;

оптимальная и систематическая физическая активность; эффективное, научно

обоснованное закаливание; нормальное питание в соответствии с концепцией

адекватного питания; комплекс психогигиенических и психопрофилактических

воздействий; учет и коррекция влияния на здоровье окружающей среды; вред и

польза самолечения; аргументированная и действенная пропаганда вредных для

здоровья факторов — алкоголизма, курения, наркомании и токсикомании;

формирование правильных представлений у детей и подростков о половом

созревании, знаний и мер профилактики СПИДа; обучение мерам по

предупреждению уличного и бытового травматизма и правилам личной гигиены.

Если спросить о том, что самое важное в сохранении и укреплении

здоровья человека, то многие ответят однозначно — выполнение рационального

режима дня. Однако не все могут ответить на вопрос: “Почему так важно

соблюдать режим?” Научное обоснование роли режима как ведущего фактора в

укреплении здоровья получено лишь в последние годы и связано в основном с

успехами развития двух наук — биоритмологии и нейрофизиологии.

Именно цикличность процессов жизнедеятельности и обусловливает

необходимость выполнения режима, представляющего собой рациональный

распорядок дня, оптимальное взаимодействие и определенную

последовательность периодов подъема и снижения активности, бодрствования и

сна.

Научные работы по биоритмологии появились лишь в начале XIX в. В 1801

г. немецкий врач Аутенрит, в течение нескольких дней наблюдавший за

частотой сокращений сердца, выявил ее закономерные изменения в динамике

суток. Через некоторое время сходные явления были отмечены в динамике

газообмена при дыхании, температуры тела и др.

В последние годы биоритмология получила бурное развитие, в результате

чего установлено следующее кардинальное положение: практически все

известные к настоящему времени процессы, протекающие в организме человека,

имеют определенную ритмичность, которая выступает как универсальная

жизненная закономерность с широчайшим диапазоном проявлений — от

деятельности отдельных клеток до сложнейших форм интеллектуальной

активности человека.

Научные исследования показали, что такие физиологические функции, как

температура тела, артериальное давление, частота пульса и другие параметры,

существенно различаются по своей суточной динамике у лиц разных

биоритмологических типов. “Жаворонки” уже с раннего утра характеризуются

высоким уровнем основных функций, они уже “настроены” на работу, в то же

время v “сов” наблюдается низкий уровень этих показателей, что проявляется

в заторможенности, неважном настроении, сниженной трудоспособности.

В связи с этим на первый план должна выступать рациональная

организация режима дня с учетом этих особенностей. В качестве примера

рассмотрим вопрос о взаимозависимости режима питания и суточных биоритмов.

Известно, что потребность в пище имеет ритмический характер и зависит от

многих факторов. При этом в режиме питания следует учитывать циклические

изменения потребностей в питательных веществах. Важно не только то, что и

как человек ест, но и когда принимается пища. Какой должна быть

рациональная организация питания с учетом индивидуальных особенностей

биоритмов? Если для “жаворонков” подходит известный афоризм: “Завтрак съешь

сам, обед раздели с товарищем, а ужин отдай врагу”, то для аритмиков и

особенно для “сов” он не годится. Последние нуждаются не в плотном

завтраке, а в хорошем ужине, так как именно в это время у них больше

расходуется энергии.

Особую значимость для рациональной организации режима дня имеют

суточные колебания работоспособности. Понятно, что условия трудовой и

учебной деятельности для “жаворонков” лучше сделать более напряженными в

первой половине дня, тогда как для “сов” — во второй. Это положение в

равной мере относится и к организации режима учебных нагрузок для детей,

включая старших дошкольников.

Что же касается роли движений для физического и психического развития

ребенка, то об этом говорится почти во всех книгах о воспитании детей.

Действительно, невозможно представить здорового ребенка неподвижным, хотя,

к сожалению, малоподвижных детей можно все чаще и чаще встретить среди

воспитанников детских садов, не говоря о школьниках. Не случайно в

последние годы одной из главных тем большинства популярных книг и статей

медико-биологического характера стало обсуждение отрицательного влияния на

состояние здоровья резко снизившейся в двадцатом столетии физической

нагрузки. По этому поводу в медицинской литературе используется обобщенный

термин “гипокинезия” (от греч. hypo — сниженный и kinesis — движение),

который включает весь комплекс симптомов, развивающихся в организме в

условиях дефицита двигательной активности. В таких случаях происходят

неблагоприятные изменения в сердечно-сосудистой системе, снижается

газообмен, значительно ухудшается самочувствие, нарушается сон и др.

О том, что движения оказывают эффективное влияние на все без

исключения психические функции известно давно. В исследованиях видных

советских и зарубежных психологов Л. С. Выготского (1956), А. В. Запорожца

(1967), Ж. Пиаже (1956), Дж. Брунера (1981) показано наличие прямой

корреляционной связи между характером двигательной активности и

проявлениями восприятия, памяти, мышления и эмоции у детей разного

возраста. Общий механизм этих взаимоотношений можно представить следующим

образом. Каждый двигательный акт осуществляется в пространстве и времени,

поэтому активно передвигающийся ребенок-дошкольник получает возможность

приобрести в единицу времени больший объем информации, что и способствует

ускоренному формированию его психики. Например, установлена

взаимозависимость двигательной активности и развития речи. Движения детей,

в частности упражнения для пальцев рук, являются мощным стимулирующим

фактором не только для своевременного (на 2-м году жизни) возникновения

речи, но и дальнейшего ее совершенствования в дошкольном возрасте.

Двигательная активность увеличивает словарное разнообразие детской речи,

способствует более осмысленному пониманию слов, формированию понятий, что

улучшает психическое развитие ребенка.

Таким образом, в здоровом образе жизни объясняется все, что

способствует выполнению индивидом тех или иных общественных и бытовых

функций в наиболее оптимальных для систем развивающегося организма

условиях. В настоящее время установлено, что соблюдение принципов здорового

образа жизни позволяет увеличить ее продолжительность на 10 лет и более.

Здоровый образ жизни — единственное средство защиты от всех болезней

сразу. Он направлен на предотвращение не каждой болезни в отдельности, а

всех в совокупности. Поэтому он особенно рационален, экономичен и

желателен.

Рациональный режим, включающий разумное распределение времени,

отведенного для приема пищи и сна, и правильное чередование физических,

умственных и эмоциональных проявлений в жизнедеятельности детей

обеспечивают условия для оптимальной ритмичности процессов в растущем

организме, способствуют всестороннему и гармоничному развитию здорового

ребенка.

II. Физическая культура в социальной защите людей.

Физическое воспитание играет важнейшую роль в формировании здорового

образа жизни.

Под понятием “физическая культура” принято понимать комплекс мер по

укреплению здоровья, развитию физических и психических свойств человека

посредством двигательных упражнений в сочетании с рациональным

использованием естественных факторов природы и проведением гигиенических

мероприятий. Действенное оздоровительное значение физическая культура

приобретает тогда, когда она включает в себя совокупность различных

двигательных нагрузок, систематически выполняемых детьми и подростками в

свободное от учебы время, а вовсе не только в процессе занятий физкультурой

в организованных коллективах (группах детских садов, классах школ).

Физическая культура — это совокупность достижений общества в деле

создания и рационального использования специальных средств, методов и

условий для целенаправленного физического совершенствования человека.

Физическая культура — это часть общей культуры, поэтому уровень её

развития зависит от уровня социального и экономического развития общества.

Физическая культура имеет множество функций. Следует знать о таких

функциях, как:

— нормативная, заключающаяся в закреплении рациональных норм

деятельности;

— информационная, отражающая свойство накапливать культурную

информацию, быть средством ее распространения и передачи от поколения к

поколению;

— коммуникативная, характеризующая свойство содействовать общению,

установлению межличностных контактов;

— эстетическая, связанная с удовлетворением эстетических потребностей

личности;

— биологическая, связанная с удовлетворением естественных потребностей

человека в движении, улучшением его физического состояния и обеспечения

необходимого уровня дееспособности для повседневной жизни, выполнения

обязанностей члена общества.

Эти функции лежат в основе классификации видов физической культуры,

которая может быть представлена как базовая физическая культура, спорт,

прикладная и оздоровительная физическая культура.

Памятники древней культуры, найденные при раскопках, наскальные

изображения и рисунки, предметы быта и культовые принадлежности, устные

предания, сказания и легенды позволяют нам судить о культуре древнего

человека, и о физической культуре в том числе. Интересную информацию дали

наблюдения за жизнью племен, сохранивших до нашего времени

первобытнообщинные отношения.

Применительно к вопросам физического воспитания эти наблюдения и

исследования позволили ученым утверждать, что явление упражняемости было

замечено людьми еще в глубокой древности. Физические упражнения возникли на

основе трудовой и военной деятельности, а физическое воспитание — в связи с

необходимостью подготовки охотника, воина.

Выделение воспитания, в том числе физического, в самостоятельную сферу

деятельности стало возможным только благодаря общественному труду. Для того

чтобы физическое воспитание сложилось в систему, необходим достаточно

высокий уровень материальной и духовной культуры общества.

В первобытнообщинном строе закладывались лишь зачатки системы

физического воспитания. Роль физической подготовленности каждого человека в

тот период была весьма велика, потребность в физической подготовке

диктовалась суровыми условиями жизни, но создать систему в нашем

современном понимании не позволял низкий материальный уровень.

Рабовладельческая формация породила интересные системы физического

воспитания. И сегодня человечество вправе гордиться системой древних

эллинов, направленной на гармоническое физическое развитие человека. Но это

была система, которая служила исключительно своему классу - рабовладельцам.

Только им предназначались прекрасные гимназии и стадионы, для них

проводились всевозможные игры. Им предписывалось быть сильными с тем, чтобы

держать в повиновении огромное количество рабов.

Феодальный строй создал свою систему физического воспитания. Наиболее

четко, с выраженной военной направленностью, проявилась система физического

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.