реферат скачать
 

Физическая культура общекультурной и профессиональной подготовке студентов

Физическая культура общекультурной и профессиональной подготовке студентов

Содержание:

1. Физическая культура как вид общей культуры

1.1. Возникновение термина «физическая культура»

1.2. Общие понятия теории физической культуры

2.1. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в

обеспечении здоровья

2.2. Цель, задачи и формы организации физического воспитания

3. Влияние занятий физкультурой на системы организма.

3.1. Сердечно-сосудистая система

3.3. Опорно-двигательный аппарат

1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ВИД ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ

1.1Возникновение термина «физическая культура»

Физическая культура как социальное явление функционирует на протяжении всей

истории человеческого общества. На состояние и развитие физической культуры

в обществе оказывают влияние производственные отношения людей,

экономическая, политическая и идеологическая формы борьбы, достижения

науки, философии, искусства. В то же время физическая культура оказывает

имеет столь же давнюю историю, как и общество, этот термин появился лишь в

конце XIX в.

Термин «физическая культура», как и более общий термин «культура», не

однозначен. Первоначально латинское влияние на многие стороны жизни

общества — медицину, педагогику, науку, военное дело.

Хотя физическая культура слово CULTURA означало возделывание, воспитание,

образование, развитие, почитание. В специальной литературе «культурой»

называют как определенные виды, представляющие ценность для личности и

общества. Однако отсюда не следует, что данный термин лишен какой-либо

определенности. Его неоднозначность отражает реальную деятельности человека

(общества), так и ее средства и методы, созданные в обществе, а также ее

результаты многогранность обозначаемого явления, т. е. различные смысловые

оттенки этого термина.

Исходя из характерного для XIX в. понимания культуры в целом как процесса,

связанного с возделыванием чего-либо или воспитанием кого-либо, в США и

Англии появилось выражение «физическая культура».

В России возникновение термина и становление понятия «физическая культура»

имеет свою историю. В 1899 г. английское «Physical culture» переводится на

русский язык как физическое развитие, в 1908 г. немецкое «KorperKultur»—

как культура тела, красота и сила. И только начиная с 1911 г. появляются

работы, в которых встречается на русском языке термин «физическая

культура».

На первом этапе физическая культура в России понималась как определенная

система физических упражнений или как «воспитанная и развитая красота

тела».

Позже понятие «физическая культура» рассматривалось в более широком

аспекте. Оно включало охрану здоровья, режимы питания, сна и отдыха, личную

и общественную гигиену, использование естественных факторов природы

(солнце, воздух и вода), физические упражнения и физический труд.

Единого общепризнанного понятия физической культуры нет и в настоящее

время. В отечественной и зарубежной литературе в него вкладывается

различный смысл: от совокупности материальных и духовных ценностей или

достижений, используемых для физического совершенствования людей, до вида

деятельности, от вида материальной культуры до нематериальной или

спортивной услуги.

1.2. Общие понятия теории физической культуры

Физическая культура представляет собой сложное общественное явление,

которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и

другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Она

не имеет социальных, профессиональных, биологических, возрастных,

географических границ.

Теория физической культуры исходит из основных положений теории культуры и

опирается на ее понятия. В то же время она имеет специфические термины и

понятия, которые отражают ее сущность, цели, задачи, содержание, а также

средства, методы и руководящие принципы. Главным и наиболее общим является

понятие «физическая культура». Как вид культуры она в общесоциальном плане

представляет собой обширнейшую область творческой деятельности по созданию

физической готовности людей к жизни (укрепление здоровья, развитие

физических способностей и двигательных навыков). В личностном плане

физическая культура — мера и способ всестороннего физического развития

человека.

Таким образом, физическая культура — это вид культуры, который представляет

собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство

и способ физического совершенствования человека для выполнения социальных

обязанностей.

В структуру физической культуры входят такие компоненты, как физическое

образование, спорт, физическая рекреация (отдых) и двигательная

реабилитация (восстановление). Они полностью удовлетворяют все потребности

общества и личности в физической подготовке.

Физическое образование — педагогический процесс, направленный на

формирование специальных знаний, умений, а также на развитие разносторонних

физических способностей человека. Как и образование в целом, оно является

общей и вечной категорией социальной жизни личности и общества. Его

конкретное содержание и направленность определяются потребностями общества

в физически подготовленных людях и воплощаются в образовательной

деятельности.

Спорт — игровая соревновательная деятельность и подготовка к ней; основан

на использовании физических упражнений и направлен на достижение наивысших

результатов, раскрытие резервных возможностей и выявление предельных

уровней организма человека в двигательной активности. Состязательность,

специализация, направленность на наивысшие достижения, зрелищность являются

специфическими особенностями спорта, как части физической культуры.

Физическая рекреация (отдых) — использование физических упражнений, а также

видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей, получения

удовольствия от этого процесса, развлечения, переключение с обычных видов

деятельности на другие. Она составляет основное содержание массовых форм

физической культуры и представляет собой рекреативную деятельность.

Двигательная реабилитация (восстановление) — целенаправленный процесс

восстановления или компенсации частично или временно утраченных

двигательных способностей, лечения травм и их последствий. Процесс

осуществляется комплексно под воздействием специально подобранных

физических упражнений, массажа, водных и физиотерапевтических процедур и

некоторых других средств. Это восстановительная деятельность.

Физическая подготовка — вид физического воспитания: развитие и

совершенствование двигательных навыков и физических качеств, необходимых в

конкретной профессиональной или спортивной деятельности. Она может

определяться и как вид общей подготовки специалиста (профессионала) или

спортсмена (например, физическая подготовка гимнаста).

Физическое развитие — процесс изменения форм и функций организма под

воздействием естественных условий (пищи, труда, быта) либо

целенаправленного использования специальных физических упражнений.

Физическое развитие — это также и результат воздействия указанных средств и

процессов, который можно измерить в любой момент времени (размеры тела и

его частей, показатели различных качеств, функциональные возможности

органов и систем организма).

Физические упражнения – движения или действия, используемые для развития

физических качеств, внутренних органов и систем двигательных навыков. Это

средство физического совершенствования, преобразования человека, его

биологической, психической, интеллектуальной, эмоциональной и социальной

сущности. Это также и метод физического развития человека. Физические

упражнения являются основным средством всех видов физической культуры.

Физическое совершенство - исторически обусловленный уровень здоровья и

всестороннего развития физических способностей, функционального состояния и

психических качеств людей, соответствующий требованиям человеческой

деятельности в определенных условиях производства, военного дела и в других

сферах жизни общества, обеспечивающий на долгие годы высокую степень

работоспособности человека. Конкретные признаки и показатели физического

совершенства определяются реальными запросами и условиями жизни общества на

каждом историческом этапе и поэтому меняются по мере развитием общества.

Физическая и функциональная подготовленность – результат физической

подготовки, достигнутый в овладении двигательными навыками и в развитии

физических качеств с одновременным увеличением физиологических резервов

организма, обусловленных повышением уровня деятельности его функциональных

систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, эндокринной,

пищеварительной, выделительной и др.

Психофизическая подготовленность - осуществляется в учебно-тренировочном

процессе путем разностороннего влияния на психические функции, обеспечивая

их активность, коррекцию и устойчивость. Например, совершенствуются такие

психические качества, как смелость, решительность, настойчивость в

достижении цели, способность адаптироваться к резко меняющимся условиям

окружающей природы и социальной среды. В прямой зависимости от уровня

физической и функциональной подготовленности проявляются также устойчивость

внимания, восприятия, памяти, способности к логическому мышлению и анализу.

Двигательная активность – является одним из обязательных компонентов

здорового образа жизни. Заключается в систематическом, соответствующим

возрасту, полу, состоянию здоровья и интересам, использовании разнообразных

двигательных действий, в том числе занятий физической культурой и спортом

для обеспечения жизнедеятельности человеческого организма.

Профессиональная направленность физического воспитания – это использование

средств физической культуры и спорта для подготовки к

высокопроизводительному качественному труду с помощью определенного

профилирования физического воспитания с учетом особенностей выбранной

профессии, способствующей обеспечению высокой работоспособности

специалиста.

2.1. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В

ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он

не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что

человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией,

перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и

лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от

всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо

бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни,

закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной

гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая

способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности.

Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к

самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное

слагаемое человеческого фактора.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах

нравственности, рационально организованный, активный, трудовой,

закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий

окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное,

психическое и физическое здоровье.

По определению Всемирной организации здравоохранения (B03)

"здоровье - это состояние физического, духовного и социального

благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".

Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом,

психическом и нравственном (социальном):

Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное

нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо

работают все органы и системы, то и весь организм человека (система

саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно

характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти,

степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые

являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном

человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья

человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение

сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих

нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может

быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому

социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.

Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и

делают их настоящими гражданами.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует,

получает удовлетворение от своей работы, стремится к

самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней

красоты.

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи

и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония

психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия

для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и

здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную

деятельность, не позволяя "душе лениться". Академик Н. М. Амосов предлагает

ввести новый медицинский термин "количество здоровья" для обозначения меры

резервов организма.

Скажем, у человека в спокойном состоянии через легкие проходит 5-9 литров

воздуха в минуту. Некоторые высокотренированные спортсмены могут

произвольно в течение 10-11 минут ежеминутно пропускать через свои легкие

150 литров воздуха, т.е. с превышением нормы в 30 раз. Это и есть резерв

организма.

Возьмем сердце. И его мощность подсчитать. Есть минутные объемы сердца:

количество крови в литрах, выбрасываемое в одну минуту. Предположим, что в

покое оно дает 4 литра в минуту, при самой энергичной физической работе -

20 литров. Значит, резерв равен 5 (20:4).

Точно также есть скрытые резервы почек, печени. Выявляются они с помощью

различных нагрузочных проб. Здоровье - это количество резервов в организме,

это максимальная производительность органов при сохранении качественных

пределов их функции.

Систему функциональных резервов организма можно разбить на подсистемы:

1. Биохимические резервы (реакции обмена).

2. Физиологические резервы (на уровне клеток, органов, систем органов).

3. Психические резервы.

Возьмем, к примеру, физиологические резервы на клеточном уровне бегуна-

спринтера. Прекрасный результат в беге на 100 м-10 секунд. Его могут

показать лишь единицы. А можно ли этот результат существенно улучшить?

Расчеты показывают, что можно, но не более чем на несколько десятых

секунды. Предел возможностей здесь упирается в определенную скорость

распространения возбуждения по нервам и в минимальное время, необходимое

для сокращения и расслабления мышц.

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:

плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных

привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание,

рациональное питание и т.п.

Плодотворный труд - важный элемент здорового образа жизни. На здоровье

человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из

которых является труд.

Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа

жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и

необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные

условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья,

улучшению работоспособности и повышению производительности труда.

Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных

привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются

причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни,

снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего

поколения и на здоровье будущих детей.

Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения, которое

считается одной из самых опасных привычек современного человека. Недаром

медики считают, что с курением непосредственно связаны самые серьезные

болезни сердца, сосудов, легких. Курение не только подтачивает здоровье, но

и забирает силы в самом прямом смысле. Как установили советские

специалисты, через 5-9 минут после выкуривания одной только сигареты

мускульная сила снижается на 15%, спортсмены знают это по опыту и потому,

как правило, не курят. Отнюдь не стимулирует курение и умственную

деятельность. Наоборот, эксперимент показал, что только из-за курения

снижается точность выполнения теста, восприятие учебного материала.

Курильщик вдыхает не все вредные вещества, находящиеся в табачном дыме, -

около половины достается тем, кто находится рядом с ними. Не случайно, что

в семьях курильщиков дети болеют респираторными заболеваниями гораздо чаще,

чем в семьях, где никто не курит. Курение является частой причиной

возникновения опухолей полости рта, гортани, бронхов и легких. Постоянное и

длительное курение приводит к преждевременному старению. Нарушение питания

тканей кислородом, спазм мелких сосудов делают характерной внешность

курильщика (желтоватый оттенок белков глаз, кожи, преждевременное

увядание), а изменение слизистых оболочек дыхательных путей влияет на его

голос (утрата звонкости, сниженный тембр, хриплость).

Действие никотина особенно опасно в определенные периоды жизни - юность,

старческий возраст, когда даже слабое возбуждающее действие нарушает

нервную регуляцию. Особенно вреден никотин беременным, так как приводит к

рождению слабых, с низким весом детей, и кормящим женщинам, так как

повышает заболеваемость и смертность детей в первые годы жизни.

Следующая непростая задача - преодоление пьянства и алкоголизма.

Установлено, что алкоголизм действует разрушающе на все системы и органы

человека. В результате систематического потребления алкоголя развивается

симтомокомплекс болезненного пристрастия к нему:

- потеря чувства меры и контроля над количеством потребляемого алкоголя;

- нарушение деятельности центральной и периферической нервной системы

(психозы, невриты и т.п.) и функций внутренних органов.

Изменение психики, возникающее даже при эпизодическом приеме алкоголя

(возбуждение, утрата сдерживающих влияний, подавленность и т.п.),

обуславливает частоту самоубийств, совершаемых в состоянии опьянения.

Особенно вредное влияние алкоголизм оказывает на печень: при длительном

систематическом злоупотреблении алкоголем происходит развитие алкогольного

цирроза печени. Алкоголизм - одна из частых причин заболевания

поджелудочной железы (панкреатита, сахарного диабета). Наряду с

изменениями, затрагивающими здоровье пьющего, злоупотребление спиртными

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.