реферат скачать
 

Фигурное катание

Фигурное катание

3. Начальные этапы развития фк в России.

Создание клуба в СПб в 1865 году. Юсуповцы сыграли большую роль в развитии

фк в России. Лебедев победил на соревно-ваниях уже в 1838 г. Лондон 1908

год Панин – ОЧ. 1914 год первый искусств. каток в помещении кинотеатра

«Аква-риум» (3 мес.). В СССР – парк им. Дзержинского. В довоенное время фк

не пользовалось попу-лярностью. Увлекались лишь в немногих городах, кроме

Москвы и Петербурга. В 1919 г ледовые площадки в Петроп.крепости и Детском

Селе. 1920 первое в СССР соревнование по фк на катке бывшего ипподрома Семе-

новского плаца. 1923 первый чемпионат Москвы. 1935 год Панин открыл

отделение фк. Он создал первый в мире уч-к, где изложил основы техники,

поста-новочные, воспитательные аспе-кты тренировки и соревнований

фигуристов. Переломными в раз-витии фк стали 50-е годы. В 1947 г СССР

вступил в ИСУ. В 1956 наши спортсмены впервые вышли на европейский лед в

Париже. Первыми дорогу к пьедесталу проложили ленинг-радцы Инна и Станислав

Жук, которые в 1958-60 были серебр. призерами. Роднина-Уланов 69-72 г

завоевали «все золото мира», 72 ОЧ в Саппоро, Роднина Зайцев 76, 80 ОЧ.

Содержание психологической подготовки фигуриста.

В психологическую подготовку входят морально-волевая и совершенствование

психических возможностей фигуриста.

Двигательное представление – это психический вопрос, в результате которого

в сознании спортсмена возникает образ какого-либо конкретного двига-

тельного действия: прыжка, вращения, дорожки шагов. Дви-гательные

представления выпол-няют следующие ф-ции: 1. Прог-раммирующая – после

показа уп-ражнения возникает образ того, что и как ему надо делать. 2.

Регулирующая – образ двиг. де-йствия становится эталоном. 3. Тренирующая –

идеомоторная тренировка (мысленное выполне-ние упр-я сказывается на повы-

шении точности движений).

Чувство конька, ритм элемента, определение пространства.

Базовые эл-ты фк. Петля.

Петля – это поворот, выполня-емый без смены направления, фронта скольжения

и ребра конька. Вперед наружу, вперед внутрь, назад наружу, назад внутрь.

Механизм выполнения закл-ся в резком увеличении угловой ско-рости вращения

в первой ее половине и уменьшения во вто-рой половине. Увеличение угло-вой

скорости достигается приб-лижением свободной ноги и рук к продольной оси

тела при по-вороте плечевого пояса и таза относительно опорной ноги. Для

завершения петли необходимо увеличить линейную скорость движения конька.

Это осущ-ся разгибанием опорной ноги с одновременным махом свободной,

направленной вперед-вверх. |5. Катание на коньках как средство

передвижения. Игры и забавы. Формир-е основных групп движений.

Психологическая подготовка к соревнованиям.

Цель – формирование у спортс-мена такого психического сос-тояния, при

котором он может в полной мере использовать свою функциональную и

специальную готовность для реализации в соревновании максимально воз-

можного результата.

Психологич. подготовка к старту: 1. Самоконтроль. Пере-ключение внимания и

отвлечение от мыслей об исходе соревно-вания. Самоободрение при неу-

веренности в своих силах. Самоубеждение – спортсмен до-казывает себе, что

он показать запланированный результат. Самоприказы типа «спокойно!»,

«возьми себя в руки!» в моме-нты высокой степени эмоц-го возбуждения или

подавленности перед стартом. 2. Произвольное расслабление мышц. Управление

дыханием. Управление поведе-нием – сдерживание р-ций на воздействия извне,

умение упр-авлять быстротой, аплитудой и плавностью движений, ритмом.

Использование разминки для регуляции эмоционального сос-тояния. 3.

Самовнушение.

Шаги. Классификация, техника.

Шаги – комбинации толчков, дуг, троек, перетяжек, скобок, крюков, выкрюков

и петель, с помощью которых фигурист пере-мещ-ся по площадке. Различают

шаги, выполняемые на одной ноге с переходом на другую и на двух ногах.

Дорожка м.б. по прямой, по кругу, по серпанти-ну. Различают шаги тройкой,

скобкой, крюком, выкрюком, петлей, на зубцах и др.

Перебежка – простейшая разно-видность шагов. После овладе-ния перебежками

вперед и назад можно приступать к разучиванию шагов с поворотами.

Простейшими считаются шаги, в которых основной поворот – тройка. Эти шаги

удобны для увеличения скорости скольже-ния. Наряду с шагами на ребрах

существую шаги на зубцах. Обычно включаются в комбина-ции, чтобы

подчеркнуть хара-ктерные моменты музыки. В ком-бинациях следует чередовать

шаги, позволяющие увеличивать скорость движения, с шагами, в которых эта

возможность выра-жена слабее. |7. Панин и его вклад в развитие отечеств

фк.

1902-1903 – чемпион России. 1908 – ОЧ. Основатель современной теории по фк.

Ему была присвоена степень кандидата педагогических наук. Создал первый в

мире фундаментальный учебник, в котором изложил практически все основные

технические, постановочные, воспитательные аспекты тренировки и

соревнований фигуристов. Сконструировал свою модель конька, которая будучи

модернизированной, остается и по сей день на вооружении у фигуристов. 1935

– открыл отделение фк в Ленинградском институте им. Лесгафта. 1940 – звание

заслуженного мастера спорта. Вел активную работу по организации массового

фк.

Круговая тренировка, ее использ-е в подготовке фиг-та.

Вращения. Классиф-ция. Техника и методика обучения «волчку».

Вращение – длительное враща-тельное движение вокруг верти-кальной оси без

заметного пе-ремещения в точке опоры. Классификация: по направлению

вращения; по позе вращения (стоя, в волчке, в ласточке, заклон); по степени

сложности (простые, сложные); на одной и двух ногах.

Вращение состоит из: 1. Подход – осущ-ся с целью набора ско-рости,

выполнения приготовле-ния к вращению. 2. Въезд. Цель – придание телу

устойчивого вращения. Конек оставляет на льду линию с плавно меняющейся

кривизной. Движение выполня-ется на согнутой ноге. Исполь-зуется круговое

маховое дви-жение и толчок ноги при пере-ходе с дуги подхода на въезд-ную

дугу. 3. Вра-щение. Важны-ми явл-ся точность позы, ста-бильное положение

оси и центра вращения, сохранение осанки. Вращение в волчке происходит на

передней трети конька. В начале вращения допустимо лег-кое касание льда

зубцами. Наи-более частая ошибка – падение назад. Чтобы избежать этого –

свободную ногу и руки вытянуть вперед. 4. Выезд осущ-ся за счет

разгруппировки, что поз-воляет уменьшить скорость вра-щения. Разгруппировка

сопро-вождается небольшим сгибанием опорной ноги. |8. Устройство и

оборудование ледовой площадки. Подготовка и уход за льдом.

Катки бывают естественные (на прудах, озерах), наливные (в парке) и

искусственные. Разме-ры катка – 30х60 искусств., 40х70 естественный. Каток

д.б. хорошо освещен. Освещение лам-повое и прожекторное. Сила освещ-я 50-

100 люкс. Заливают, когда почва замерзнет на 2 см и t -2. Шланг держат под

углом 45 градусов (способ дождева-ния). Шлифуют горячей водой. Искусств.

лед заливают специа-льные комбайны, изготовленные на базе автомобиля.

Комбайн срезает специальным ножом тонкий слой льда и наливает слой горячей

воды. Можно испо-льзовать бочки с водой с отве-рстиями для разбрызгивания и

полосой толстой ткани для сглаживания неровностей.

Физ. кач-ва фигуриста. Сила. Определение. Методика разв-я.

Сила способность человека про-тивостоять сопротивлению и преодолевать его

за счет мы-шечных напряжений. Силовые способности зависят от физиол.

поперечника мышц (соотношения разнлич. мыш. волокон разных видов). Виды

силовых способ-й: 1. Максимальная сила – наивыс-шие возможности при

максималь-ном произвольном мышечном сок-ращении. 2. Взрывная сила –

способность преодолевать соп-ротивление с высокой скоростью мышечного

сокращения. 3. Сило-вая выносливость – способность длительное время

поддерживать оптимальные хар-ки движений. Выделяют собственно силовые (в

статич. режиме и медленных движениях) и скоростно-силовые способности

(динамическая сила в быстрых движениях).

Для юных фиг-ов основную роль играет прочность мышц стопы. Разбег и

отталкивание в прыж-ках м.б. выполнены при доста-точном развитии скор-

силовых качеств мышц ног. Важную роль для вращения имеет активная работа

мышц, скручивающих ту-ловище. В полет –мышцы спины и брюшного пресса. В фк

воспиты-вают силу методом максимальных усилий. Для сп-ов более низкой

квалификации – метод повторных усилий (работа с непредельным отягощением).

Вращения. Классиф-я. Техника и метод. обучения «либеле».

Вращение – длительное враща-тельное движение вокруг верти-кальной оси без

заметного пе-ремещения в точке опоры. Классификация: по направлению

вращения; по позе вращения (стоя, в волчке, в ласточке, заклон); по степени

сложности (простые, сложные); на одной и двух ногах.

Вращение состоит из: 1. Подход – осущ-ся с целью набора ско-рости,

выполнения приготовле-ния к вращению. 2. Въезд. Цель – придание телу

устойчивого вращения. Конек оставляет на льду линию с плавно меняющейся

кривизной. Движение выполня-ется на согнутой ноге. Исполь-зуется толчок

ноги при пере-ходе с дуги подхода на въезд-ную дугу. Маховое движение при

вращении в ласточке не всегда эффективно, тк.к может привес-ти к выведению

свободной ноги вперед. 3. Вращение. Важными явл-ся точность позы, стабиль-

ное положение оси и центра вращения, сохранение осанки. В ласточке

необходимо вращаться на плоскости конька, не каса-ясь льда зубцами.

Начинающие фигур-ты часто теряют равно-весие уже в начале вращения, т.у.

чрезмерно перемещают центр тяжести тела вперед. Чтобы этого избежать, надо

оттягивать свободную ногу назад. 4. Выезд осущ-ся за счет разгруппировки,

что поз-воляет уменьшить скорость вра-щения. Разгруппировка сопро-вождается

небольшим сгибанием опорной ноги. | |

|9. Гигиенические |14. Основные |15. Крепление |16. Виды спорт. |

|требования и |эл-ты фк. Хар-ка.|коньков к |соревнований. |

|обеспечение |Терминология. |ботинкам. Способы| |

|безопасности при |Дуга – скольжение|заточки. |Методика обучения|

|занятиях фк. |по кривой окр-ти,|Лезвие |фк детей |

|Катки бывают |без изм. фронта и|приваривается к |дошкольного |

|естественные (на |направления дв-я.|двум пластинам с |возраста. |

|прудах, озерах), |Перетяжка – смена|отверстиями, |Упр. на мышечную |

|наливные (в |направления |через которые |силу для детей |

|парке) и |скольжения. |конек крепится к |4-6 лет лучше |

|искусственные. |Тройка – положит.|ботинку. Коньки |выполнять сидя |

|Разме-ы катка – |поворот со сменой|для танцев – |или лежа на полу,|

|30х60 искусств., |фронтов |укороченная |исполь-зовать |

|40х70 |скольжения. |пятка, более |многоскоки, упр-я|

|естественный. |Скобка – |тон-кое лезвие, |со скакалкой. |

|Каток д.б. хорошо|отрицат-й поворот|меньше зубец. |Имитация упр: |

|освещен. |со сменой фронтов|Кри-визна полоза |пры-жки на месте |

|Освещение |скольжения. Петля|в передней части |с имитацией |

|ламповое и |– поворот, |наибольшая, в |выез-да, |

|прожекторное. |выполняемый без |задней – |комбинации |

|Сила освещ-я |смены направл-я, |наиме-ньшая, |прыжков |

|50-100 люкс. |фронта скольжения|средняя часть |(пере-кидной-пере|

|Заливают, когда |и ребра конька. |самая плоская. |к.-луоп), |

|почва замерзнет |Крюк – отриц. |Для точки |ласточка, |

|на 2 см и t -2. |поворот со |используют станки|пистолетик. |

|Катки на водоемах|сме-ной фронта и |2-х типов – |Задача 1 года |

|– толщина льда |направл-я |поперечной и |обучения – |

|при t не выше -10|сколь-жения. |продольной точки.|нау-чить владеть |

|градусов для |Выкрюк – положит.|На станке |коньком |

|выхода одного |пово-рот со |поперечной точки |(скользи-ть, |

|человека не < 7 |сменой фронта и |удобно |посадка, жим). |

|см, группы – 18 |напр. скольжения.|испра-влять и |Средства: упр. на|

|см, машины – 35 | |уточнять кривую |2 ногах |

|см. Надо иметь |Опорная нога – на|полоза конька, |(фонарики, |

|инвентарь для |которой ско-льзит|после нее |змейки, |

|спасения |ф-т. Свободная |необходима |приседания), |

|утопающих (доски,|нога – не |значительная |подскоки, |

|веревку, |касается льда. |шлифовка. Станки |перепрыгивание |

|лестницу). На |Смена |продольной точки |через |

|открытых |направле-ния – |позволяют |препятст-вие, |

|площа-ках t |переход от |вытачивать |старты и |

|воздуха без ветра|скольжения вправо|канавки |торможения, |

|до -18-20, с |к скольжению |практически любой|ду-ги, веревочки,|

|ветром до -8-10. |влево или |глубины и |перебежки, |

| |наоборот. Смена |конфигурации. |про-стые спирали,|

|Меры |фронта – пере-ход|Диаметр канавки |циркуль, простые |

|безопасности: |от скольж. вперед|30-35 мм, для |вращения. |

|требование к |к ско-льж. назад |танцев 25-30 мм. |Последоват-ть |

|одежде, |или наоборот. |Правила |обу-чения: |

|метеорологические|Скру-чивание |соревнований. |приобрести |

|условия, |туловища – |Состав судейской |устойчивое |

|требования ко |поворот ве-рхней |коллегии. |положение на льду|

|льду, |части по |Рефери; Ассистент|без доп. опоры, |

|освещенности, |отношению к |Рефери; Ассистент|освоение основной|

|оборудованию |ни-жней по |Рефери у льда; |стой-ки |

|вспомогательных |продольной оси. |Нече-тное |фигуриста, |

|помещений, нормы |Поло-жит. |количество Судей,|приобретение |

|загрузки катка, |направл. – |не ме-ньше пяти |умения скользить |

|психо-ого-педагог|скручивание |(5) и не больше |на двух но-гах, |

|ические причины |туловища по напр.|девяти (9); |обучение толчку, |

|травматизма и их |в сторону |Запасной Судья. |приоб-ретение |

|устранение. |закручивания |Запасной Судья |умения скользить |

|Физ. качества |дуги, отрицат-ое |оценивает |на одной ноге |

|фиг-та. |–в сторону, |соревнование |реберно. |

|Выносли-вость. |противоп. |независимо, |Прыжок Флип. |

|Определ, методика|закруч-ю |испо-льзуя |Техника и МетОб. |

|разв. |Правила |закрытое | |

|Выносливость – |соревнований. |судейство, и |Флип – носковый |

|способность |Опреде-ление |должен быть готов|прыжок без |

|противостоять |победителей. |в любое вре-мя |перемены нги с |

|утомлению в |На чемпионатах |заменить любого |положительным |

|какой-либо |ISU исп-ся |Судью, ко-торый |направление |

|деят-ти. |эле-ктронная |не может по любым|вращения. Обычно |

|Утомление м.б. |система ввода и |при-чинам |выполн-ся после |

|умственное, |демо-нстрации |продолжать судить|тройки |

|сенсорное, |оценок. Судейские|далее. |вперед-наружу - |

|эмоциональное, |оценки не могут |Зап. судья должен|назад-внутрь с |

|физическое. |быть изменены без|находиться рядом |поста-новкой |

|Критерием |положительного |с другими |конька толчковой |

|вынос-ти явл-ся |решения Ре-фери. |Судьями, но не |ноги сзади на |

|вре-мя, в течение|По завершении |должен |зубцы. Перед |

|которого человек |выступле-ний |разговаривать с |толчком свободная|

|способен |каждой из Команд,|ними, вводить |нога и |

|поддерживать |на табло должны |свои оценки |одноименная рука |

|заданную |демонстрироваться|отдельно. В |отведены назад, |

|интенсивность |Суде-йские |случае |что обле-гчает |

|деят-ти. |оценки. |невозможности |последующее |

|Вынос-ливость по |Объявление |выпол-нения своих|вращательное |

|отношению к |оце-нок вслух – |обязанностей |движ-е верхней |

|какой-либо |необязательно. Во|одним из |части тела. К |

|деят-ти наз-ся |время Произв-го |официальных |начальному |

|специаль-ной. |катания, долж-ны |Судей, он |вращению, |

|Бывает локальная |демонстр-ся места|заме-щает этого |получен-ному |

|и общая. Для |каждой команды в |Судью и занимает |поворотом верхней|

|воспитания общей |Короткой |его место в |части тела, |

|выносл-ти – метод|программе, |бригаде Судей. |добавляется |

|равномерного |Произвольном |Оценки |вращение, |

|упр-я. Работа с |катании и |замененного Судьи|возникающее |

|ЧСС < 130 уд/мин |Оконча-тельный |на момент замены |вследствие |

|не приводит к |результат. |записаны |стопо-рящего |

|увеличению |Подсчет |(зане-сены в |движения зубцами |

|аэробных |результатов может|компьютер) и |конька толчковой |

|возможностей |произв-ся с |использ-ся для |ноги. Добиваться |

|орг-ма. При |использованием |подсчета |энергичного |

|вос-питании |Калькуляционных |результатов, а |разгибания не |

|анаэробных |Форм или |оценки Запасного |только толчковой |

|возможнос-тей, |электр-го |Судьи начи-нают |ноги, но и |

|используют |компьютера. При |использ-ся с |опорной, иначе |

|интервальный |использовании |момента за-мены и|при приземлении |

|метод. Длит-ть 30|Калькуляци-онных |до конца |тело наклонится |

|сек – 2 мин, 3-4 |Форм, |Соревнований. |вперед. Может |

|серии. Пауза |обязанностью Орг.|Ассистент Рефери |начинаться |

|между сериями |Комитета является|у льда должен |переступанием с |

|снижается от 5 |обеспечение |находиться на |хода |

|мин до 2. |соревнований |уровне льда и |вперед-внутрь на |

|Вращения. |двумя опытными |недалеко от |ход назад-внутрь.|

|Классиф-я. |секретарями, |выхода на лед с | |

|Техника и метод. |которые |целью наблюдения | |

|обучения |ответст-венны за |за состоянием | |

|«заклону». |ручной подсчет |ледовой площадки.| |

|Вращение – |резу-льтатов. По | | |

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.