реферат скачать
 

Факторы, влияющие на рост и развитие детей младшего школьного возраста

Факторы, влияющие на рост и развитие детей младшего школьного возраста

Курсовая работа

Влияние факторов внешней среды на рост и развитие детей младшего

школьного возраста

Великая Александра

2004 год

Оглавление

| |стр. |

| | |

|Введение |3 |

|Глава 1. Факторы, положительно влияющие на рост и развитие детей |4 |

|1.1. Физическая культура |4 |

|1.2. Питание школьника |9 |

|1.3. Личная гигиена |13 |

|1.4. Сон |15 |

|1.5. Проведение свободного времени |19 |

|Глава 2. Факторы, отрицательно влияющие на рост и развитие детей |24 |

|2.1. Вредные привычки |24 |

|Заключение |33 |

|Список использованной литературы |34 |

|Приложения |35 |

Введение

Человечество вступило в такой период развития, когда эффективность

работы определяется, прежде всего, умением управлять сложными машинами и

технологическими процессами, творчески мыслить и действовать, рационально

использовать бурно растущий поток информации. Уровни здоровья и образования

определяют работоспособность и социальную активность человека.

В связи с этим задачей первостепенной важности является научная

разработка, и внедрение таких правил и форм организации труда, которые

обеспечат наибольшую эффективность умственной работы при полном сохранении

здоровья. Рациональная организация умственного труда должна способствовать

еще большему раскрытию духовных сил, волевых качеств и умственных

способностей советского человека и крайне необходимо, чтобы знания и навыки

правильной организации умственной деятельности были заложены в школьные

годы.

К умственной нагрузке учащихся, помимо уроков и выполнения домашних

заданий, относятся просмотр телевизионных передач, работа с компьютером,

занятия в кружках, занятия музыкой, чтение художественной и научно-

популярной литературы.

Естественно, при такой большой умственной нагрузке учащимся должны быть

привиты прочные навыки рациональной организации режима труда и отдыха.

Современные условия жизни, стремительные темпы развития науки и

техники, совершенствование учебных и трудовых процессов, быстрый рост

объема необходимой информации и др. предъявляют к организму ребенка высокие

требования. Пластичность функциональных систем растущего организма

способствует сравнительно быстрой его адаптации к широкому кругу самых

разнообразных воздействий окружающей среды. Однако еще не вполне

сформировавшийся организм не всегда способен адекватно реагировать на

учебные нагрузки, недостаточную двигательную активность, что нередко

приводит вначале к функциональным расстройствам, а затем и к заболеваниям.

Значительная учебная нагрузка, нередко отсутствие четкого чередования

умственного напряжения с отдыхом, физическим трудом, прогулками, занятиями

физкультурой и спортом, недостаточный сон могут привести к переутомлению

школьника. Поэтому в школе и дома должны быть созданы условия, исключающие

неблагоприятные влияния указанных факторов на здоровье.

Итак, факторами внешней среды называется совокупность явлений,

окружающих школьника и оказывающих всяческое воздействие на организм, его

рост и развитие.

Глава 1. Факторы, положительно влияющие на рост им развитие детей

1.1. Физическое воспитание

Необходимым условием гармоничного развития личность школьника является

достаточная двигательная активность. В последние годы в силу высокой

учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников

отмечается дефицит движений в режиме дня, недостаточная двигательная

активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать

ряд серьезных изменений в организме школьника.

Исследования гигиенистов свидетельствуют о том, что до 82—85% дневного

времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже

у младших школьников произвольные движения (ходьба, бег, игры) занимают

только 16—19% времени суток, из них на организованные формы физического

воспитания приходится лишь 1—3%. Общая двигательная активность детей с

поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к

старшим. Установлено, что двигательная активность в 6—7-м классе меньше,

чем в 2—3-м, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики;

двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Отмечено

изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Так,

она особенно мала зимой (в третью учебную четверть); весной и осенью

возрастает.

Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную

двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для

них статическую позу, сидя за партой или учебным столом. Малая подвижность

отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно

на сердечно-сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание

становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой

крови в нижних конечностях, что ведет к снижению работоспособности всего

организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память,

нарушается координация движений.

Вследствие недостаточной двигательной активности снижается

сопротивляемость молодого организма «простудным» и инфекционным

заболеваниям, создаются предпосылки к формированию слабого,

нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития

сердечнососудистой недостаточности. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания

с избытком углеводов и жиров в дневном рационе приводит к ожирению.

У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не состоянии поддерживать

тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется

сутулость.

По данным некоторых исследователей, 6—7-летние школьники отстают в

росте и массе тела от сверстников, посещающих школы. К концу года разница

оказывается значительной: у мальчиков различия в росте составляют 3,2 см, в

массе тела — 700 г, а у девочек — соответственно 0,9 см и 1 кг 300 г.

Единственная возможность нейтрализовать отрицательные явления,

развивающиеся у школьников при продолжительном и напряженном умственном

(учебном) труде, — это активная и определенным образом организованная

физическая деятельность.

Двигательный режим школьника складывается в основном из утренней

физзарядки, подвижных игр на школьных переменах, уроков физической

культуры, активного отдыха на воздухе после обеда, занятий в кружках и

спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдыха в выходные дни и

каникулы.

При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит

непрерывное совершенствование механизмов, регулирующих работу всех органов

и систем человека. В этом, главным образом, и заключается положительное

влияние физической культуры как одного из мощных факторов укрепления

здоровья.

Мышцы составляют от 40 до 56% массы тела человека и вряд ли можно

ожидать хорошего здоровья и высокой работоспособности, если добрая половина

составляющих его клеток не получает достаточного питания и не обладает

хорошей работоспособностью.

Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех

отделов центральной нервной системы и ее основного звена — головного мозга.

При этом важно, чтобы физические нагрузки были систематическими,

разнообразными, достаточно интенсивными и не вызывали переутомления. В

высший отдел центральной нервной системы (кору головного мозга) поступают

сигналы от органов чувств и от работающих скелетных мышц. Кора головного

мозга одновременно перерабатывает огромный поток информации и осуществляет

тонкую и точную регуляцию слаженной деятельности организма.

Физические упражнения благотворно влияют на становление и развитие

таких функций центральной нервной системы как сила, подвижность и

уравновешенность нервных процессов. Даже напряженная умственная

деятельность невозможна без движения. Вот ученик сел и задумался над

сложной задачей и вдруг почувствовал непреодолимую потребность пройтись по

комнате — так ему легче работать, думать. Если взглянуть на сосредоточенно

думающего школьника, видно, как собрана, напряжена вся мускулатура его

лица, рук, тела. Умственный труд требует мобилизации мышечных усилий, так

как многочисленные сигналы от работающих мышц активизируют деятельность

головного мозга, заставляют его более интенсивно и четко работать.

«Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое, я почти

не могу думать; необходимо, чтобы мое тело находилось в движении, и тогда

ум тоже начинает двигаться», — признание великого французского мыслителя и

писателя Ж. Ж. Руссо как нельзя лучше иллюстрирует взаимосвязь работы мозга

с движением.

Приведенных примеров достаточно, чтобы понять, что движение совершенно

необходимо для полноценной работы головного мозга. Вот почему школьники,

регулярно занимающиеся физической культурой и спортом, лучше успевают по

общеобразовательным дисциплинам. Иногда можно слышать рассуждения о том,

что часто встречаются слабые, болезненные ребята, которые совсем не

занимаются физкультурой и спортом, а, тем не менее, прекрасно учатся. Что

же, такие отличники лишь ослабляют свой организм.

Достаточная двигательная активность является необходимым условием

гармоничного развития личности.

Физические упражнения способствуют также хорошей работе органов

пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют

деятельность печени и почек, улучшают функционирование желез внутренней

секреции: щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в

росте и развитии человека. Приведен комплекс упражнений, способствующий

росту и развитию детей (см. Приложение 1).

Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в

кислороде. В результате систематически предъявляемых повышенных требований

к органам дыхания наблюдается рост так называемой жизненной емкости легких

(измеряемой спирометром), улучшает подвижность грудной клетки

(увеличивается разница между окружностью груди в состоянии вдоха и полного

выдоха). Кроме того, интенсивное полное расправление легких ликвидирует

застойные явления в них, скопления слизи и мокроты, т. е. служит

профилактикой возможных заболеваний.

Легкие при систематических занятиях физически: упражнениями

увеличиваются в объеме, дыхание становится более редким и глубоким, что

имеет большое значение для вентиляции легких.

Занятия физическими упражнениями вызывают положительные эмоции,

бодрость, создают хорошее настроение. Становится понятным, почему человек,

познав «вкус» физических упражнений и спорта, стремится к регулярным

занятиям ими.

Некоторые родители боятся приобщать детей к физкультуре, если у них

плохое зрение. Это ошибка. Заниматься спортом таким детям можно, но под

наблюдением врача. Научные данные доказывают, что активная физическая

нагрузка может улучшить зрение. Школьник в очках стесняется своей

«неполноценности», приобщаясь же к спорту, он становится здоровым,

восстанавливает психическую гармонию.

Умение четко, грамотно и экономно выполнять движения позволяет

организму хорошо приспосабливаться любым условиям внешней среды, к любому

виду трудовой деятельности. Постоянные физические упражнения способствуют

увеличению скелетной мускулатуры, укреплению суставов, связок, росту и

развитию костей.

Большая ценность физических упражнений состоит еще и в том, что,

занимаясь ими, школьник не только укрепляет свое здоровье и получает

разностороннее физическое развитие, но и приобретает ряд двигательных

моральных качеств. К первым относятся ловкость, быстрота, сила,

выносливость, гибкость, ко вторым — такие ценные качества как коллективизм

и товарищество, настойчивость, смелость, честность, дисциплинированность.

Задают ли в школе уроки по физической культуре на дом? Да, могут быть и

такие уроки. Например, учитель физической культуры, заметив, что кто-нибудь

из ребят отстает от товарищей в ловкости, быстроте, дает такому ученику

задание выполнять дома определенное число раз те" или иные гимнастические

упражнения.

Выполнение домашних заданий — органическая часть учебного процесса.

Цель заданий на дом по физкультуре состоит не только в том, чтобы повысить

культуру движений школьника, но и в том, чтобы содействовать этим морально-

волевому и физическому совершенствованию, воспитывать у детей и подростков

потребность к регулярным занятиям физическими упражнениями, соблюдению

необходимых гигиенических правил и навыков.

Обычно в домашние задания по физической культуре включаются комплексы

упражнений утренней гимнастики, физкультминуток и физкультпауз, упражнения

на выработку правильной осанки, «для развития двигательных навыков,

выносливости.

Рекомендуемые для выполнения дома комплексы утренней физзарядки,

активного отдыха и развития двигательных навыков состоят из так называемых

общеподготовительных упражнений. Они способствуют гармоническому развитию

мускулатуры, формированию правильной осанки, улучшению работы внутренних

органов, совершенствованию координации движений. Выполняя эти упражнения,

можно целенаправленно влиять на определенные группы мышц, отдельные суставы

и связки, выполнять движения разного характера (плавно, мягко, резко),

изменять усилия (напряженно, расслабленно).

При составлении таких комплексов необходимо учитывать один из важнейших

принципов физиологии мышечной деятельности: наилучшим условием для работы

мышц является предварительное их растягивание. При чередовании и

растягивания и сокращения мышц одновременно включается в работу большее их

количество, что чрезвычайно важно для гармонического развития.

Школьникам младшего возраста полезно систематически выполнять

разнообразные упражнения с мячами, гимнастическими палками, ленточками и

пр., так как физические упражнения с предметами развивают ловкость и

точность движений рук, что очень пригодится в трудовой деятельности.

Особое место в домашних заданиях по физкультуре занимает бег. Это

прекрасное оздоровительное средство должно быть строго индивидуальным.

Прежде всего, темп бега и длина дистанции должны в определенной мере

соответствовать личности ребенка. Вначале чередуют ходьбу с медленным

бегом, затем постепенно уменьшают расстояние, пройденное шагом, а

пробегаемое — увеличивают. Запомните: удлинение дистанции полезнее для

здоровья, чем повышение скорости. Критерием правильного режима занятий

является хорошее самочувствие. Если школьник бегает в группе с ровесниками

или с взрослыми, не надо соревноваться в скорости или выносливости.

Основная цель — укрепление здоровья, восстановление работоспособности, а

этого не добиваются изнуряющими гонками. При этом необходимо помнить о

важнейшем принципе тренировки — постепенности увеличения нагрузки.

Начинать занятия бегом следует с минимального времени (5 мин — для

девочек, 7 мин — для мальчиков). Дистанцию надо постепенно увеличивать с 50

до 100— 150 м. Важно удерживать равномерный темп бега на протяжении всей

дистанции. В непогоду можно заниматься в помещении (бег на месте — 3, 5, 10

мин).

После окончания учебных занятий в школе очень полезен полуторачасовой

активный отдых на свежем воздухе с подвижными играми. Они вызывают яркие

эмоции и доставляют школьникам удовольствие.

Во время подвижных игр приобретаются и совершенствуются двигательные

навыки, развиваются физические качества. Игры оказывают и большое

оздоровительное влияние.

Родителям надо подсказать и показать (это очень важно) школьникам, в

какие игры и как надо играть, помочь им (тактично, ненавязчиво) найти

товарищей по играм.

Ребята могут сообща разметить и оборудовать места для игр. Родители

должны помогать им советом, а если понадобится, то и практическими делами.

Регулярные занятия школьников в различных спортивных кружках и секциях,

участие в спортивных праздниках — путь к физическому совершенствованию

молодого организма.

Неправильно поступают те родители, которые после выздоровления

школьника чрезмерно долго удерживают его от подвижных игр, физических

упражнений, а иногда стремятся получить разрешение школьного врача на

длительное освобождение ребенка от уроков физической культуры.

Физическое воспитание школьников тесно связано с трудовым. Занятия

спортом, игры всесторонне развивают, подготавливают ребенка к выполнению

посильных трудовых движений. Школьники, систематически занимающиеся

разнообразными физическими упражнениями в школе и дома, легче овладевают

трудовыми навыками, у них вырабатываются правильная осанка, координация

движений. В свою очередь труд воспитывает и физически развивает ребят,

поэтому так важно приучить их с раннего возраста выполнять несложные

обязанности по самообслуживанию, помогать старшим в семье.

Дети, не привыкшие к труду с малых лет, часто не знают, чем заняться на

досуге. У них все не клеится. Незаметно появляется вредная привычка

бесцельно проводить время, им больше нравится смотреть на игры и работу

других, чем самим выполнять какое-либо дело. Отсюда склонность к праздности

и леность.

В семье всегда найдутся самые разнообразные работы, требующие

физического труда, посильного для школьников. Трудовые обязанности их по

самообслуживанию, уходу за домом, огородом и другие должны обязательно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.