реферат скачать
 

Эстетическое и физическое воспитание спортсменов юниоров по спортивным бальным танцам

Эстетическое и физическое воспитание спортсменов юниоров по спортивным бальным танцам

Министерство образования

Российской Федерации

Магнитогорский Государственный

Педагогический Колледж

Тема: Эстетическое и физическое воспитание

спортсменов юниоров по

спортивным бальным танцам.

Дипломная работа

Студент: Головкин А.А.

IV курса, гр. 341

Специальность: 0307

«Физическая культура»

Руководитель: Шенкорюк Е.Ф.

Магнитогорск

2001

Содержание:

Введение ______________________________________________________3

Глава I . Характеристика спортивных танцев как нового вида спорта____4

1.1. Перспективы развития спортивных танцев как эффективного средства

физического воспитания и вида спорта ___________________4

1.2.Специфика и природа образности в искусстве танца _______________9

Заключение ___________________________________________________24

Глава II. Проект рабочей программы подготовки юниоров по спортивным танцам

________________________________________________________25

2.1.Планирование _______________________________________________25

2.2.Виды подготовки ____________________________________________31

2.2.1. Физическая подготовка _____________________________________31

- общая

- специальная

- хореографическая

2.2.2. Техническая подготовка ____________________________________34

2.2.3. Психологическая подготовка ________________________________35

- воспитание морально-волевых и интеллектуальных качеств

- эстетическое воспитание

- психологическая подготовка в процессе тренировок и к

соревнованиям

2.2.4. Музыкальная подготовка ___________________________________42

2.3. Структура занятий и дозирование нагрузок _____________________43

Заключение ___________________________________________________44

Список используемой литературы ________________________________46

Приложения ___________________________________________________47

Глава I . Характеристика спортивных танцев как нового вида спорта.

1.1.Перспективы развития спортивных танцев как эффективного

средства физического воспитания и вида спорта.

В чем секрет спортивных танцев? Что формируется в процессе занятия

спортивными танцами:

. развивает силу и гибкость;

. улучшает телосложение, делает человека стройным и подтянутым;

. создает ощущение физического и психического расслабления

. улучшает координацию движений

. развивает чувство ритма

. способствует развитию грациозности, элегантности, свободы движений

. повышает физическую работоспособность

. позволяет более успешно совершенствоваться в других видах спорта

. обогащает знания о спорте и спортивном отдыхе

. прививает знания собранности

Истоки

Нет никаких оснований считать, что спортивные танцы возникли в 80-ые

годы нашего столетия и пионером их был английский балетмейстер Карл

Бровер, хотя его заслуга в популяризации и развитии аэробики во всем

мире ,несомненно.

Еще в античном мире, танца физические упражнения под музыку

применялись для развития хорошей осанки, походки, пластичности

движений, наконец, силы и выносливости. Но пройдут еще столетия, прежде

чем люди вновь обратятся к физической культуре.

Большое внимание на развитие спортивных танцев дала система Гельманда

Коля, который пытался установить определенную взаимосвязь между

эмоциональными переживаниями человека и его жестами, мимикой. Работы

Гельманда и его последователей легли в основу теории выразительности

движений и оказали влияние на развитие балета и пантомимы.

Полицентрика – двигательный принцип сочетания независимых

изолированных движений отдельных звеньев тела и их взаимная

специфическая координация.

Мультипликация – разложение одного простого движения внутри одной

ритмической единицы.

Оппозиция – положение или противодвижение той части тела, которая

требует движения другой части. Например, грудная клетка движется к

тазу, а голова к грудной клетке.

Синкопирование – главные тоны музыки или начало движения приходится

на промежутки музыкальными долями.

Бальные танцы - впервые этот термин был введен Гельмандом Колем,

известным английским балетмейстером. Свою Оздоровительную систему

физических упражнений для всех возрастов, которая, кстати сначала

создавалась в довоенных, а потом была перенесена на широкие массы, он

назвал «бальные танцы».

Ниной Рубштейн была написана книга «Психология танцевального спорта

или что нужно знать, чтобы стать первым». В этой книге были рассмотрены

вопросы:

Препрасьон

О спортивной психологии

. Кто такой психолог и чем он занимается

. Причины проблем

. Что нужно знать, чтобы стать первым

. Как работать с книгой

. Из чего складывается индивидуальность танцора

. Информация для тренеров и родителей танцоров

. О слухах, сплетнях, интригах и раздорах

. О недостатках тренерской работы

. Что значит танец для тех, кто на него смотрит, и для тех, кто его

танцует

Закон успешной тренировки

. Что тренировать

. Закон мышечной памяти

. Закон восприятия ритма

. О зрительной памяти

. Секреты уверенности. Психологические блоки

. Что еще необходимо уметь и иметь, кроме большого желания

. Правила успешной тренировки

. Планирование тренировок

. Правила безопасности

. Психологический настрой на тренировку

. Упражнения

. Как преодолеть сопротивление

. Что означают травмы

. Как научиться видеть прогресс в своем танце

. Что мешает воспринимать новую информацию

. Что делать, когда не хочешь тренироваться

. Принципы самостоятельной работы над выбранным аспектом танца

Современный спортивный танец – огромнейшее явление, соприкасающееся с

широким аспектом понятий, касающихся спорта, искусства и целого ряда

наук, таких как педагогика, психология, эстетика, этика, социология,

философия. Важнейшей является психология танцевального спорта, ее

взаимосвязи в творческом процессе взаимоотношений тренера с учеником и

его родителями, атмосферы танцевального коллектива, процессе создания

образа танцевальной пары, влияния всех этих моментов на достижения

конкретной пары на спортивных соревнованиях, на развитие сценического

мастерства, и формирование личности танцоров, и отношения танцора к

тому делу, которому он посвятил

Все вышеперечисленные моменты являются немаловажными, поскольку

влияние каждого из них оставляет глубокий отпечаток как на личности

танцора, его судьбе, так и на его танцевальном образе, вследствие чего

складываются особенности его восприятия спортивного танца, что в свою

очередь определяет характер его взаимоотношений со спортивным

танцеванием и, в конечном счете, решает: будет ли данный танцор

настоящим профессиональным спортсменом или танец явится для него не

более чем средством самовыражения без претензий на высокие спортивные

результаты и проб в педагогической, тренерской деятельности

Ни один из этих вариантов, конечно же, нельзя назвать ущербным,

проигрышным с точки зрения формирования судьбы и личности конкретного

человека, но в каждом из них, несомненно, есть свои плюсы и минусы с

точки зрения того наследия, которое может оставить для общества танцор,

избравший для себя ту или иную стратегию: танцевальную карьеру или путь

индивидуального самосовершенствования через танец.

Что нужно знать, чтобы стать первым

Принято считать, что для того, что бы стать первым, в танцевальном

спорте достаточно только трех факторов: таланта, хорошей партнерши и

денег.

Увы, Даже те, У кого присутствуют все три фактора, порой

наталкиваются на такие препятствия, из-за которых они так никогда и не

добиваются успеха.

Исключая возможность танцевать в связи с травмой или серьезной

болезнью, все препятствия, останавливающие самых старательных и

упрямых, имеют психологическую природу и прячутся среди убеждений

самого танцора. Среди них и умение сосредоточиться, заставить себя

работать, и неумение решать конфликты в паре и внутри самого себя, и

установки на определенное поведение, мешающие идти намеченным путем.

Но и не мало важную роль играет сам тренер танцора. И все зависит от

уровня квалификации педагога. Как правильно и более перспективнее он

может строить свои профессиональные тренировки.

Многие педагоги выдвигают свои теории по поводу правильной

тренировки, но у вех их уклон шел, на повышение физической подготовки

.

Это как раз и тормозило развитие хорошего уровня по спортивным

бальным танцам. Но в 1989 году московский педагог Чеботарев И.О.

. понять смысл танца

. учение о расслаблении

. движение стопы относительно тела

. правильное дыхание при выполнении физических упражнений

. выведение комплекса общих и специальных упражнений

Бальные танцы, несомненно, являются самым элегантным видом

спорта, но и также они положительно влияют на организм ребят,

занимающиеся ими. Они развивают не только силу, ловкость и быстроту, но

и чувство товарищества, доброжелательности, ответственности,

порядочности и вежливости.

Глава II. Проект рабочей программы подготовки юниоров по

спортивным танцам.

2.1. Планирование

Тренировки необходимо планировать, составлять план как на сезон, так и

на каждый месяц, неделю, день, на каждую тренировку.

Разумеется, имеется разница между планированием самостоятельной

тренировки и работы с педагогом.

Если вы занимаетесь на общем (групповом) занятии необходимо

вникнуть в тему тренировки и попытаться осуществить ее в своем танце.

На индивидуальном занятии, если вы берете информацию, задача

состоит в том, чтобы запомнить как можно больше, чтобы потом

самостоятельно отработать эту информацию. Если же в вас ее врабатывает

тренер, втренировывает, то необходимо выполнять все требования тренера,

не оценивая и не стараясь интерпретировать информацию на себя.

Как определить, нужна ли вам информация, подходит ли тренер?

. Если вы понимаете и выполняете то, что вам говорят, из этого

следует, что тренер вам подходит

. Если вы не воспринимаете передаваемую информацию, то данный тренер

вам не подходит или вы еще не подготовлены к такой подачи

информации

. Если ваш уровень E-C класс, то тренер выполняет такой род

деятельности, как работа над мышцами, ощущение ритма и физическая

подготовка к дальнейшему соревнованию.

. Однако в европейских танцах, очень важно управление в паре,

начиная с D- класса

. Если Вам рассказывают о легкости, мягкости, плотности движения и

прочих подобных вещах, а вы не воспринимаете, каким образом сделать

ваши движение вязким, или плотным, или тяжелым, или мягким, значит,

вы еще не доросли до понимания этой информации и вам нужна

конкретика: какая мышца, куда и на какой счет, то следует искать

тренера по своему уровню. Не пытайтесь учиться складывать и

вычитать у академиков, у них есть работа посложнее и поинтереснее.

. Есть тренера, которые занимаются вашим уровнем за меньшие деньги. В

хорошем клубе преподавание так строится: на каждый уровень есть

свой педагог, который лучше, чем другие занимается этим уровнем. Не

важно, какой у педагога класс, важно как быстро в его руках растут

спортсмены. Вовсе не обязательно классный танцор является хорошим

тренером, ведь хорошо преподавать, вовсе не то же самое, что хорошо

танцевать.

Самостоятельные тренировки планируют в зависимости от наличия новой

информации.

Если новой информации нет, стройте свою тренировку следующим образом:

1. Отрабатывайте точность всех движений и танцевальных элементов вашей

схемы, исключите все лишние движения.

2. Попытайтесь добиться большей скорости на всех поворотах, вращениях.

3. Увеличивайте амплитуду растяжки на всех позировках, медленных

движениях.

4. Протанцуйте, учитывая все вышеперечисленные моменты, фрагменты вашей

схемы на самых сильных, самых тонусных мышцах, и затем точно также всю

схему.

5. Протанцуйте всю схему на физическом пределе, добавив к нему чувство

танца, артистическую окраску, элементы игры во время взаимоотношений и

работу со зрителем.

6. Точно также протанцуйте все танцы программы.

Иногда очень важно бывает вначале тренировки пройти марафон и выявить

все места в вариациях, которые вызывают у вас дискомфорт, неуверенность и

попытаться их разобрать, – в чем причина, может быть не все по технике,

может быть не очень красиво, может быть для этой фигуры вам не хватает

скорости, или еще каких-либо физических показателей.

На каждую часть тренировки засеките время, сколько вы можете

танцевать этот пункт особенно эффективно. На каждой последующей тренировке

пытайтесь это время увеличивать до тех пор, пока не почувствуете себя

уверенно именно в этом аспекте.

Если же вы недавно получили свою новую информацию по технике танца или

пластики, или «физики», стройте свою тренировку следующим образом:

1. Отработка новой информации на базовых шагах (например, ход вперед, ход

назад, основное движение).

2. То же самое на основных фигурах и устойчивых соединениях (например, хип-

твист, веер, алемана).

3. С новой информацией пройдите поворотные фигуры.

4. Затем фрагменты ваших схем, и после этого все схемы целиком.

Каждую часть такой тренировки необходимо отрабатывать сначала без

музыки, затем в одну четвертую темпа, затем в половину, затем в темп – так

чтобы чувствовать, что вы делаете новую информацию, контролируете ее под

музыку.

Не имеет смысла, отработав только основной шаг, сразу «гонять» связку

под музыку. Не успев запомнить информацию, привыкнуть к ней, ваши мышцы

сразу же забудут ее, схватив быстрый темп, и начнут цепляться за старое,

привычное, покажут вам старый уровень. Однако все время ходить пешком по

площадке, даже не пытаясь танцевать под музыку, тоже нельзя, потеряете

физическую форму.

Засекайте время на каждую часть тренировки и на каждую последующую

тренировку, меняйте это время в зависимости от усвоения информации.

Например, если основные шаги уже не вызывают дискомфорта и вы чувствуете,

что на них вы в темп делаете уже абсолютно все, что знаете, то имеет смысл

сократить время на них, оставив их в качестве разминки, разогрева, и

добавить это время на прохождение более сложных фигур в медленном темпе.

В конце каждой тренировки попытайтесь отключиться от контроля за новой

информацией и станцевать все, что есть в вашей программе, акцентируя

внимание только на взаимодействие в паре и чувстве танца. И таким образом,

отследите, какая часть информации уже «влилась» в ваши мышцы и работает уже

сама по себе, а на какую следует обратить внимание на следующей тренировке.

В зависимости от вашего уровня станцованности, от того, как давно вы

поставили новые связки, от частоты получения новой информации, вы можете

планировать программу тренировок на определенный срок, например, от турнира

до турнира или от урока до урока, которые вы берете индивидуально или на

сборах.

Вот один из примеров такой программы.

Если речь идет о подготовки к турниру, то в первую очередь, следует

выяснить самый большой пробел на предыдущем турнире и начать новую работу

над ним.

Сразу после семинаров, конечно же, в первую очередь, врабатывается

семинарская информация.

Затем работа строится по следующему плану:

. Техника

. Ритм, скорость, сила, растяжка

. Ведение, станцованность, взаимодействие в паре

. Чувство танца, артистизм, энергетика

Такое построение – не догма, его можно менять в зависимости от

того, по какой школе вы занимаетесь, потому что есть школы, по которым

техника неразрывно связана со взаимодействием, ведением, а есть школы, в

которых техника неразрывно связана со скоростью и силой. Самое главное не

последовательность аспектов. Важно, несмотря на то, что вы, поработав над

одним аспектом, переходите к другому, не переключаться полностью с одного

на другое, а, как бы, накладывать один аспект на другой, следующий на

предыдущий.

Если вы только что встали в пару, и впереди ваш самый первый

турнир, в первую очередь, сделайте схемы и отработайте на них

взаимопонимание, станцованность, синхронность. Тема взаимодействия здесь

будет самой важной, поскольку от этого зависит ваше чувство уверенности на

вашем первом турнире – уверенности в том, что вы друг друга не подведете, а

от этого зависит степень убедительности вашего танца. Но, если вы беретесь

за ведение, взаимодействие, учитываете, что эта тема – самая сложная в

спортивном танце и на нее могут уйти месяцы, поэтому будет эффективнее,

если вы будете чередовать тренировки, отведенные на взаимодействие с

тренировками, посвященными наработке техники и физических показателей

(скорости, выносливости), натанцовке ваших связок.

Очень важно в начале или в конце тренировки делать марафон, для

того, чтобы привыкнуть к схема, чтобы вы почувствовали, что эти связки для

вас родные, удобные.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.