реферат скачать
 

Экзаменационные билеты и ответы по физкультуре 11 класс

Экзаменационные билеты и ответы по физкультуре 11 класс

Билет № 1

1. Предупреждение травматизма во время занягий

физической культурой.

2. Средства и методы достижения духовно-нравствен

ного, физического и психического благополучия.

3. Самоконтроль с применением ортостатической

пробы (рассказать, продемонстрировать и оце

нить).

1. Для предупреждения травматизма во время за

нятий физической культурой следует для начала

определить причины, условия и обстоятельства по

лучения травм обучающимися во время выполне

ния различных упражнений, а затем выработать

травмоисключающие поведенческие рекоменда

ции.

Чаще всего встречаются легкие спортивные травмы, которые не доставляют

пострадавшим больших неприятностей. Как правило, это обычные травмы,

такие же как и в повседневной жизни. Но есть травмы, которые характерны

только для спортсменов. Они могут быть различной тяжести, в том числе и

тяжелыми, требующими оперативного вмешательство медицинских специалистов.

Следует выделить три основных фактора, влияющих на травматизм:

индивидуальные особенности занимающихся физической культурой; условия

проведения занятий, наличие и качество инвентаря (снаряжения);

особенности конкретного вида спортивной деятельности и тип физической

активности.

Среди индивидуальных особенностей людей, занимающихся физической

культурой и спортом, наибольшее значение имеют возраст, состояние нервной

системы, темперамент, психологическую зрелость и практический опыт.

В образовательных учреждениях наибольшее количество травм наблюдается в

начале и в конце учебного года, когда учащиеся еще функционально не готовы

к нагрузкам или уже находятся в перенапряженном состоянии. Резко возрастает

риск получения травм при инфекционных заболеваниях, часто сопровождающихся

различными осложнениями.

Важное значение для предупреждения травматизма имеют условия проведения

занятий, спортивный инвентарь и снаряжение. Так, неблагоприятная погода и

недостаточное освещение значительно увеличивают риск получения травмы.

К травмам могут привести также недоброкачественный или не подходящий по

размеру или для данного вида спорта инвентарь, недооценка специального

защитного снаряжения.

В равной степени надо учитывать особенности конкретного вида спортивной

деятельности и тип физической активности. Некоторые виды спорта предъявляют

свои особые требования к занимающимся. Их особенности могут привести к

специфическим для этих видов спорта травмам. Неодинаковые требования к

занимающимся предъявляют и различные виды физической активности. Для

предотвращения травм на занятиях физической культурой и спортом каждому

занимающемуся рекомендуется выполнять следующие правила:

иметь для занятий соответствующие одежду,

обувь, инвентарь и снаряжение;

не стремиться сразу же к рекордным резуль

татам, а улучшать свои спортивные показатели

постепенно, без ущерба для здоровья;

перед каждым занятием непременно выпол

нять разминочные упражнения, чтобы уменьшить

вероятность растяжения и разрыва мышц, связок

и сухожилий;

обязательно пользоваться в необходимых

случаях защитным снаряжением (щитками, шле

мами, очками).

2. Духовно-нравственное и психическое благополучие человека обеспечивает

ему необходимые условия для полноценной, активной и творческой жизни.

Подобное состояние возможно только при определенных обстоятельствах:

когда человек здоров физически, нацелен на благородные поступки, а также

способен нейтрализовать собственные негативные побуждения по отношению к

окружающим и окружающих по отношению к себе.

Ведущим направлением действий по достижению такого состояния является

приобщение к здоровому образу жизни, который нацелен на физическое и

психическое благополучие. Наиболее важной составляющей здорового образа

жизни являются физическая культура и спорт, которые используют средства и

методы определенной направленности. Для физического воспитания характерна

комплексность в применении средств, к которым помимо физических

упражнений, следует отнести естественные силы природы и гигиенические

факторы.

Физическое упражнение — это двигательное действие, специально

разработанное для решения задач физического воспитания.

Отличие физического упражнения от трудового двигательного действия

состоит в том, что физическое упражнение направлено на себя, на свое

личное физическое совершенствование, а трудовое двигательное действие

направлено на предмет производственной деятельности.

Использование естественных сил природы как средства физического

воспитания осуществляется по двум направлениям:

• они как сопутствующие факторы создают наи

более благоприятные условия для занятий физиче

скими упражнениям и дополняют и усиливают эф

фективность воздействия движений на организм

человека;

• в качестве относительно самостоятельных

средств оздоровления и закаливания в виде специ-

альных процедур, солнечных, воздушных и водных ванн, они, включенные в

режим трудовой и учебной деятельности, становятся формой активного отдыха,

повышают эффект восстановления и создают положительные эмоции.

Одним из главных требований при использовании естественных сил природы

является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими

упражнениями. Их правильное использование позволяет реализовать механизм

переноса эффекта закаливания, т. е. проявить приобретенный эффект

закаливания в учебной, трудовой деятельности; создает возможности для

преодоления больших нагрузок, а следовательно, повышения работоспособности;

увеличивает сопротивляемость организма к действию радиации, перегрузок,

вибрации, укачивания и пр.; формирует высокие волевые качества.

Обширную группу разнообразных средств представляют собой гигиенические

факторы, условно разделяемые на две подгруппы. В первую подгруппу входят

средства, обеспечивающие жизнедеятельность человека вне процесса

физического воспитания: нормы личной и общественной гигиены, быта, учебы,

труда, питания, отдыха, т. е. условия для полноценных занятий физическими

упражнениями. Вторую группу составляют средства, включаемые в процесс

физического воспитания: оптимизация режима нагрузок и отдыха в соответствии

с гигиеническими нормами, обеспечение рационального питания, создание

внешних условий для занятий физическими упражнениями (чистота воздуха,

достаточная освещенность, искусственная аэронизация, исправность инвентаря,

удобство одежды и т. д.) и восстановления после них (баня, душ, массаж и т.

п.).

В процессе физического воспитания применяются разнообразные методы

обучения. Их можно подразделить на три группы: наглядные, словес-

ные и практические. Методы наглядного восприятия заключаются в

демонстрации, показе плакатов, кинограмм, рисунков, предметных пособий

(шарнирных моделей), кинофильмов и видеофильмов. Методы использования

слова — это беседа, задание, команда, объяснение, описание, оценка,

подсчет, разбор, рассказ и указание. Практические методы — строго

регламентированные упражнения (разучивание по частям или в целом) и

частично регламентированные упражнения (игры и соревнования). Они

являются основными при обучении двигательным действием.

о. Во время занятий физическими упражнениями наиболее информативным и

простым показателем самочувствия является частота сердечных сокращений

(ЧСС), которую можно измерить, приложив пальцы к запястью.

Для того чтобы оценить влияние физических упражнений на состояние

сердечно-сосудистой системы, можно рекомендовать выполнение о р-

тостатической пробы. Она заключается в подсчете ЧСС сначала в положении

лежа за одну минуту времени, затем после подъема без резкого усилия в

положении стоя. Если разница между двумя подсчетами более 20 уд./мин, то

это может свидетельствовать о недостаточном восстановлении функций

организма в результате перенесенного заболевания либо скрытом ухудшении

самочувствия, связанном с перетренировкой.

Существуют и другие способы самоконтроля: проба с приседаниями;

измерение жизненной емкости легких (ЖЕЛ); антропометрические измерения;

определение степени утомления (большая, значительная, легкая) по внешним

признакам — окраска кожи, самочувствие, внимание, потливость и дыхание и

т. д.

Билет № 2

1. Общие требования безопасности при проведении

занятий по гимнастике.

2. Какими должны быть тренировочные нагрузки

при выполнении физических упражнений?

0. Самоконтроль с применением функциональной про

бы (рассказать, продемонстрировать и оценить).

1. К занятиям гимнастикой допускаются школьни

ки, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж

по технике безопасности. Занятия проводятся в за

ле согласно расписанию, утвержденному директо

ром школы. Гимнастический зал открывается за

5 мин до начала занятий. Вход в зал разрешается

только в присутствии преподавателя. Учащиеся

должны быть в спортивной форме установленного

образца. Школьники, опоздавшие к началу, на за

нятия не допускаются. Установка и переноска сна

рядов в зале осуществляется только по указанию

преподавателя. Запрещается выполнение упражне

ний на неисправных или загрязненных спортив

ных снарядах, без страховки, без использования

гимнастических матов, а также имея влажные ла

дони. После занятий все снаряды должны быть пос

тавлены на места в соответствии со схемой их раз

мещения в зале. Выход учащихся из спортивного

зала во время занятий возможет только с разреше

ния преподавателя. Не разрешается заниматься на

спортивных снарядах без преподавателя (инструк

тора, тренера). В спортивном зале должна быть ме

дицинская аптечка с набором необходимых меди

каментов и перевязочных средств для оказания

первой медицинской помощи.

л. Физическая нагрузка — это величина воздействия физических упражнений на

организм занимающихся. При соблюдении определенных условий

нагрузка ведет к повышению функциональных возможностей организма. Повторное

применение нагрузки, постепенное ее увеличение и чередование с необходимым

отдыхом способствуют развитию необходимых физических (двигательных)

качеств. Отсюда следует, что результаты занятий физическими упражнениями

зависят главным образом от объема и интенсивности нагрузки. Под объемом

понимают количество физической нагрузки за одну тренировку (неделю, месяц),

выраженное в мерах времени, длины, веса, в количестве выполненных

упражнений и других конкретных показателях. Интенсивность — это объем

выполненной работы в единицу времени. Распределение нагрузки на занятиях

должно соответствовать возрасту занимающихся, степени их тренированности.

Слишком малая нагрузка не способствует увеличению результатов, а слишком

большая может привести к утомлению и перетренированности. Непосильная

физическая нагрузка приводит к тому, что лицо тренирующегося бледнеет или

краснее, с его лба струится обильный пот, у него появляется одышка,

нарушается координация движений, пропадает желание и интерес к любым

занятиям. Чтобы повысить эффективность занятий, необходимо тщательно

дозировать физическую нагрузку и не допускать перетренированности.

В соответствии применяемой нагрузки функциональному состоянию организма

можно судить по пульсу перед началом очередного занятия.

Это делается следующим образом. До начала занятия надо отдохнуть сидя в

течение 3 мин, а затем сосчитать количество сердечных сокращений за 1 мин.

Если перед каждым занятием их количество примерно одинаково, это говорит о

нормальном восстановлении и готовности организма к началу очередного

занятия. Величину пульса 48— 60 уд./мин оценивают как отличную, 60—74 удара

— как хорошую, 74—89 ударов — как удовлет-

ворительную и более 90 уд./мин — как неудовлетворительную.

Во время занятий физическими упражнениями степень увеличения пульса

зависит от многих факторов, основными из которых являются интенсивность и

объем физической нагрузки. Если ЧСС во время занятия будет колебаться в

пределах 100— 130 уд./мин, это свидетельствует о небольшой нагрузке.

Частота пульса 130—150 уд./мин характеризует нагрузку средней

интенсивности. Пульс 150—170 уд./мин соответствует высокой нагрузке,

учащение пульса до 170—200 уд./мин сигнализирует о достижении предельной

нагрузки.

3. Обычные исследования в покое не могут вскрыть существенных отклонений от

нормы в деятельности сердца и сосудов. Поэтому для этой цели применяют

функциональные пробы сердечнососудистой системы, которые помогают выявить

приспособляемость организма к физическим нагрузкам. Чаще всего используют

различные функциональные пробы с разной дозированной нагрузкой (например,

60 подскоков, 20 приседаний, 3-минутный бег на месте и др.). Для

определения общего уровня тренированности функциональные пробы должны

отвечать определенным требованиям. Во-первых, нагрузка должна

соответствовать анатомо-физиологическим особенностям организма. Во-

вторых, пробы должна выявлять приспособляемость организма к физическим

напряжениям. В-третьих, проба должна быть проста и выполнима в любых

условиях.

Следует учитывать, что в процессе систематических тренировочных занятий

частота пульса в покое становится реже, а разница между величинами пульса

в положении лежа и стоя постепенно уменьшается. Кроме того, чем более

тренирован организм, тем на меньшую учащается пульс после физической

нагрузки, и через более короткий проме-

жуток времени происходит восстановление пульса до нормального.

Для самоконтроля чаще всего применяется шес-тимоментная функциональная

проба сердечно-сосудистой системы, которая производится в следующей

последовательности:

• после 5-минутного отдыха лежа подсчитать

пульс в течение 1 мин;

1. спокойно подняться и простоять 1 мин, после

чего подсчитать пульс в течение 1 мин;

2. высчитать разницу между величинами пуль

са в положении стоя и лежа и умножить эту цифру

на 10;

1. сделать 20 глубоких приседаний в течение

40 с. Во время приседаний энергично направлять

руки вперед, а при вставании опускать вниз. После

этого вновь подсчитать пульс в течение первой ми

нуты;

2. подсчитать пульс в течение второй минуты

после нагрузки;

3. подсчитать пульс в течение третьей минуты

после нагрузки.

Оценка уровня тренированности получается путем суммирования всех шести

полученных результатов. Чем меньше суммарный показатель, тем выше уровень

тренированности. У высокотренированных учащихся этот показатель может

колебаться в пределах от 300 до 350 (5 баллов); у хорошо тренированных — от

350 до 400 {4 балла); у среднетре-нированных — от 400 до 450 (3 балла); у

плохо тренированных — от 450 до 500 (2 балла); у нетренированных или

имеющих отклонения в состоянии здоровья — более 500 (1 балл). Эту

функциональную пробу нужно провести три раза: в сентябре, декабре и мае.

При прочих равных условиях уменьшение суммарного показателя будет

свидетельствовать об улучшении состояния здоровья и повышении уровня

тренированности, а его увеличение -об ухудшении самочувствия и снижении

спортивной формы.

Билет № 3

1. Общие требования безопасности при проведении

занятий по легкой атлетике.

2. В чем заключаются признаки утомления и пере

утомления? Меры по их предупреждению.

о. Самоконтроль с применением антропометрических измерений (рассказать,

продемонстрировать и оценить).

1. Легкая атлетика объединяет различные виды физических упражнений со

стереотипными (повторяющимися в неизменном виде), циклическими

{спортивная ходьба, бег), ациклическими (метания, прыжки) и смешанными

движениями (кросс, барьерный бег). Во всех видах легкой атлетики более

всего подвержены повреждениям голеностопный и коленный суставы. Особенно

часты растяжения и разрывы связочного аппарата, надрывы и разрывы

сухожилий (ахиллова сухожилия, головки двуглавой мышцы плеча), реже

встречаются травмы мышц (спины, задней поверхности бедра). Кроме того,

при общих стартах на кроссовых дистанциях возможно острое физическое

перенапряжение сердечно-сосудистой системы. Иногда наблюдается так

называемый гравитационный шок — кратковременная потеря сознания в

результате резкой остановки после интенсивного бега.

Чтобы избежать травмирования во время занятий легкой атлетикой,

необходимо выполнять следующие рекомендации по технике безопасности:

1. Места проведения занятий следует постоянно содержать в порядке.

Своевременно проводить ремонт беговых дорожек и легкоатлетических

секторов. В зимнее время очищать их от снега, а в случае оледенения

посыпать поваренной солью (пес-

ком, золой). Б жаркое время резинобитумные и синтетические дорожки надо

смачивать водой.

Перед занятиями необходимо проверять ис

правность инвентаря и оборудования, состояние

площадок.

Бег на стадионе следует проводить только в

направлении против часовой стрелки.

Следить, чтобы в зонах безопасности во время

бега и прыжков не было посторонних предметов и

людей.

В качестве финишной ленточки использовать

только легкорвущиеся ткани и нитки. Использова

ние капроновых, нейлоновых тканей и ниток дол

жно быть исключено.

Бежать на короткие дистанции при группо

вом старте следует только по своей дорожке, а во

время бега исключить резко «стопорящую* оста

новку.

Необходимо тщательно рыхлить песок в

яме — месте приземления, а при прыжках подкла-

дывать в обувь под пятку резиновые прокладки.

Нельзя выполнять прыжки на неровном и

скользком грунте с приземление на руки.

Нельзя подавать снаряды броском. Перед ме

танием гранат и других предметов необходимо про

верить, нет ли людей в направлении метания. При

метании нельзя стоять справа от метающего (когда

метание выполняется левой рукой — слева) и хо

дить за снарядами без разрешения преподавателя.

Перед метанием следует вытирать снаряды насухо.

Нельзя пересекать места, на которых прово

дятся занятия по метанию, бегу и прыжкам.

Грабли и лопаты нельзя оставлять на местах

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.