реферат скачать
 

Современные методы статистики финансов

|работ, услуг | | | | | | | | | | |

|выручка от реализ.|4,3|8,1 |1,6 |1,3 |3,9 |4,5 |9,4 |1,0 |1,1 |3,6 |

|осн. ср. и иного | | | | | | | | | | |

|имущества | | | | | | | | | | |

|безвозмездно |1,0|0,8 |2,4 |0,8 |3,5 |0,2 |0,1 |0,4 |0,5 |0,8 |

|прочие поступления|32,|28,7|22,8|23,7|36,2|50,4|41,9|33,4|50,1|41,0|

| |7 | | | | | | | | | |

|Направленно ден. |100|100 |100 |100 |100 |100 |100 |100 |100 |100 |

|средств | | | | | | | | | | |

|в том числе: | | | | | | | | | | |

|расчеты с бюджетом|12,|15,2|7,5 |14,,|12,4|6,6 |9,0 |4,9 |9,4 |8,7 |

| |1 | | |1 | | | | | | |

|оплата преобр. |48,|46,2|50,0|56,1|41,1|31,5|33,5|38,0|37,9|30,0|

|товаров, работ, |1 | | | | | | | | | |

|услуг | | | | | | | | | | |

|оплата труда |9,5|11,1|22,8|16,3|14,7|10,8|13,6|22,1|17,0|17,3|

|выплата дивид., |0,8|1,0 |1,4 |0,4 |0,4 |0,2 |0,2 |0,3 |0,2 |0,1 |

|проц. | | | | | | | | | | |

|прочие выплаты |29,|26,5|18,3|13,1|31,4|50,9|43,7|34,7|35,5|43,9|

| |5 | | | | | | | | | |

Обесценение денег, проявляющееся в росте цен на товары и услуги

(инфляция), - следствие переполнения каналов денежного обращения деньгами

сверх потребностей производства и товарооборота. Инфляция, как правило,

измеряется при помощи двух индексов дефляторов: дефлятора ВВП и индекса

потребительских цен. Чаще всего для измерения инфляции (в потребительском

секторе экономики) применяется индекс потребительских цен. К числу важных

показателей статистики денежного обращения относится показатель изменения

покупательской силы рубля (IП.С.Р), который измеряется как обратная сторона

индекса потребительских цен (IП.Ц) В самом общем виде этот индекс имеет

следующее выражение:

[pic]

где Q1 - прием товаров и услуг, потребляемых населением и включаемых в их

денежные расходы;

P0 и P1 - цены на товары и услуги, потребляемые населением соответственно в

базисном и текущем периодах.

Категории, классификации и система статистических показателей кредита.

Кредит обслуживает движение капитала и постоянное движение различных

общественных фондов. Благодаря кредиту в хозяйстве производительно

используются средства, высвобождаемые в ходе работы предприятий, в процессе

выполнения государственного бюджета, а также сбережения отдельных граждан и

ресурсы банков. В состав ресурсов для кредитования (ссудного фонда) входят:

. денежные резервы предприятий, высвобождающиеся в процессе кругооборота

капитала;

. денежные резервы, выступающие в виде специальных фондов, а также фонд

амортизационных отчислений, используемые для капиталовложений;

. государственный денежный резерв, состоящий из сумм текущих денежных

ресурсов бюджета;

. фонд денежных средств, специально выделяемый для развития кредитных

отношений (например, для долгосрочного кредитования капиталовложений);

. денежные накопления населения, аккумулируемые банками;

. эмиссия денежных знаков, осуществляемая в соответствии с ростом оборота

наличных денег.

В современных условиях известны следующие формы кредита: банковский,

коммерческий, заимствования государством, потребительский, межбанковский,

межхозяйственный, международный.

Принципы кредитования и классификации кредитных операций определяют

структуру и содержание статистических показателей, измеряющих разные

стороны кредитных отношений.

Банковский кредит - предоставление банками денежных средств в качестве

ссуды юридическим (компаниям, предприятиям) и физическим лицам, а также

государству. Банковский кредит отличается от коммерческого не только по

объектам, но и по субъектам кредитования, а также по своей динамике.

Субъектом банковского кредита выступают не только промышленные и торговые

компании, но и сами кредитно-финансовые учреждения и рынок ценных бумаг.

Движение банковского кредита в отличие от коммерческого кредита не

находится в прямой зависимости от изменений объема производства и

товарооборота. Банковский кредит делится на ссуду денег и ссуду капитала.

К наиболее важным показателям отечественной статистики банковского

кредита относятся: общий размер кредитования банками отраслей экономики и

населения с выделением краткосрочного и долгосрочного кредитования, доля

краткосрочных и долгосрочных кредитов в общей сумме кредитных вложений,

просроченная задолженность предприятий и хозяйственных организаций по

ссудам банков, процент за кредит и ставка рефинансирования (Центрального

банка).

Общий размер кредитования банками отраслей экономики и населения

определяется за вычетом погашенной суммы кредита (возврата денежных

средств) банку, т.е. в виде остатка ссуд на определенный момент времени

(год, квартал, месяц) (табл. 3).

Для изучения динамики кредитных вложений не только используются

индексы, характеризующие изменение номинальных объемов кредитных вложений,

но и определяется динамика кредитных вложений с корректировкой на размер

инфляции. В аналитических целях для этого данные об объемах кредитных

ресурсов дефлятируются на индекс-дефлятор ВВП или индекс потребительских

цен.

Для анализа структуры кредитования можно выделить отрасли и отдельно

население, получающие ссуды банков. Важное аналитическое значение имеет

группировка кредитов на краткосрочные и долгосрочные.

Таблица 3

Кредитование банками отраслей экономики и населения в государствах

Содружества в 1991-1995 г. (остаток ссуд на конец года)

| |1991 |1992 |1993 |1994 |1995 |

|Азербайджан, млрд. манатов |14,4 |170,1 |100,2 |678,7 |1449,0 |

|Армения, млрд. драмов |9,4 |36,6 |327,1 |23,3 |23,1 |

|Беларусь, трлн. бел. рублей |24,3 |406,1 |2302,5 |3,3 |8,8 |

|Казахстан, млрд. тенге |74,1 |987,7 |14,6 |55,2 |73,5 |

|Кыргызстан, млрд. сомов |7,9 |58,3 |1,5 |1,7 |1,2 |

|Молдова, млрд. лей |10,4 |97,1 |546,4 |0,9 |1,5 |

|Россия, трлн руб. |0,4 |5,1 |30,0 |83,6 |134,5 |

|Таджикистан, млрд. тадж. |6,6 |96,0 |920,3 |2314,9 |*** |

|руб. | | | | | |

|Туркменистан, млрд манатов |8,8 |103,8 |2990,5 |7651,6 |*** |

|Узбекистан, млрд. сумов |29,0 |435,5 |3485,1 |18,0 |31,1 |

|Украина, трлн карбованцев |97,2 |2,4 |38,5 |119,7 |299,1 |

Коммерческий кредит предоставляется одним предприятием другому в виде

продажи товаров с отсрочкой платежа. Орудием коммерческого кредита является

коммерческий вексель, который оплачивается через коммерческий банк. Процент

по коммерческому кредиту ниже, чем по банковскому кредиту, и входит в цену

товара и в сумму векселя. Размеры коммерческого кредита ограничиваются

величиной резервного капитала, которым располагают промышленные и товарные

компании. При коммерческом кредите объектом выступает товарный капитал,

тогда как при банковском - ссудный капитал. Движение ссудного капитала в

сфере взаимоотношений населения, других хозяйствующих субъектов, с одной

стороны, и государства - с другой, осуществляется в виде заимствований

государством у институционных единиц других секторов экономики.

Такого рода заимствования (как одна из форм кредита) являются главным

способом привлечения государством свободных финансовых ресурсов. Субъектами

при государственном кредите выступают юридические и физические лица, а

также государство. Государство распространяет свои облигации и другие

ценные бумаги среди государственных и негосударственных предприятий,

организаций, учреждений, населения.

При осуществлении указанных кредитных операций внутри страны

государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и

организации - кредиторами. В сфере международных экономических отношений

государство выступает в роли как заемщика, так и кредитора. Различают

внутренние заимствования государством и заимствования государством у

институционных единиц сектора "остальной мир". Кроме того, государство

может выступать в роли гаранта по кредитам, предоставляемым заемщикам,

местным органам власти, государственным объединениям и т.п.

Такие формы государственного кредита, как "казначейские ссуды" и

"гарантированные займы", в нашей стране еще только начинают использоваться.

В первом случае речь идет об оказании финансовой помощи предприятиям и

организациям со стороны органов государственной власти за счет бюджетных

средств на условиях срочности, платности и возвратности. Во-вторых, имеются

в виду ситуации, когда правительство гарантирует безусловное погашение

займа, выпущенного нижестоящими органами власти или хозяйственными

органами, а также выплату процентов по нему.

Международный кредит принимает форму государственных внешних займов.

Предоставление внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или

специальных правительственных фондов. Государственные внешние займы

предоставляются в денежной или товарной форме. Погашение займов по

соглашению сторон осуществляется товарными поставками или валютой. Сумма

полученных внешних займов с начисленными процентами включается в

государственный долг страны.

Система показателей заимствований государством должна не только

характеризовать масштабы, структуру, динамику таких заимствований и

классификацию займов, но и служить информационно-методологической основой

для принятия решений по управлению государственным долгом. В Российской

Федерации доля расходов на обслуживание государственного долга в общей

сумме федерального бюджета за 1996 г. возросла с 8 до 17%. Увеличился такой

показатель, как отношение расходов на обслуживание гос. долга к величине

ВВП (1995 г. - 1,38%, 1996 г. - 2,5%). По расчетам, в результате крупных

заимствований как на внутреннем, так и на внешнем рынке (в результате

выпуска еврооблигаций) абсолютная величина гос долга к концу 1997 г.

увеличится до 630 трлн руб., при этом отношение расходов на обслуживание

гос долга к величине ВВП составит 2,9%.

Представление об эффективности государственных кредитных операций

(ЭГ.КРЕД) дает показатель, измеряющий отношение суммы превышения

поступлений над расходами по системе государственного кредита, %:

[pic]

где ПГ.КРЕД - поступления по системе государственного кредита;

РГ.КРЕД - расходы по системе государственного кредита.

По внешнему государственному долгу определяется коэффициент его

обслуживания (Кобсл.вн.госдолг). Он рассчитывается как отношение платежей

по задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и

услуг, %:

[pic][pic]

Принято считать, что Кобсл.вн.госдолг = 25% является безопасным уровнем

обслуживания государственного долга. В нашей стране он значительно выше.

Поэтому вопрос о повышении эффективности государственного кредита - один из

самых острых в плане финансового оздоровления страны. На достижение

эффективности государственного кредита направлены такие меры в области

управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, обмен

облигаций по регрессионному соглашению, отсрочка погашения и аннулирование

займов. Искусство управления в рассматриваемой сфере состоит в правильном

выборе способа регулирования и времени проведения государственных кредитных

операций, исходя из экономических условий и социально-экономического

положения в стране. Именно в таком контексте следует рассматривать

воздействие государственного кредита на состояние бюджета государства и

денежного обращения, на укрепление доверия населения к финансовой

деятельности правительства и благоприятное экономическое развитие страны в

целом.

Межбанковский и межхозяйственный кредиты - относительно новые формы

кредита. Межбанковский кредит - предоставление банками кредита друг другу,

когда у одних возникают свободные ресурсы, а у других их недостает. При

межхозяйственном кредите субъектами кредитных отношений выступают различные

предприятия и организации, дающие средства друг другу взаймы. Он имеет

сходство с коммерческим кредитом, однако в отличие от последнего

подразумевает предоставление взаймы денежных средств.

Большим разнообразием форм отличается международный кредит - движение

ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанных

с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности,

срочности и уплаты процента. В качестве кредитора или заемщика выступают

частные компании, банки и другие кредитно-финансовые институты,

правительства, государственные учреждения, международные и региональные

валютно-кредитные и финансовые организации. По источникам международный

кредит делится на внутренние и внешние; по назначению - на коммерческие,

финансовые, промежуточные; по видам - на товарные и валютные; по срокам -

на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет),

долгосрочные (свыше 5 лет). Международный кредит выступает в следующих

конкретных формах:

. фирменного международного кредита (предоставление ссуды экспортером

импортеру);

. банковского международного кредита (в виде экспортных, финансовых и

валютных кредиторов);

. брокерского международного кредита (содержит элементы коммерческого

кредита и банковского кредита, так как брокер заимствует средства у

банка).

Заключение.

Статистика финансов очень важная отрасль макроэкономической статистики.

Предметом изучения этой науки является образование и использование

финансовых ресурсов, кредит и денежное обращение. Его понимание, правильное

осознание вопросов, на которые она отвечает важны для оценки показателей и

макроэкономической ситуации в целом.

Приложение.

Таблица 4. Консолидированный бюджет Российской Федерации.

| |1995 |1996 |

| |Консол.|в том числе |Консол.|в том числе |

| |бюджет | |бюджет | |

| | |Фед. |бюд. | |Фед. |бюд. |

| | |бюд. |терр. | |бюд. |терр. |

| |трл|% к|трл|% к|трл|% к|трл|% к|трл|% к|трл|% к|

| |н |ввп|н |ввп|н |ввп|н |ввп|н |ввп|н |ввп|

| |руб| |руб| |руб| |руб| |руб| |руб| |

|ДОХОД |437|26,|232|14,|241|14,|558|26,|281|12,|322|14,|

| |,0 |8 |,1 |2 |,0 |7 |,5 |0 |,9 |5 |,9 |3 |

|в том числе: | | | | | | | | | | | | |

|налоговые доходы |364|22,|175|10,|189|11,|473|21,|218|9,7|254|11,|

| |,3 |3 |,3 |7 |,0 |6 |,0 |0 |,7 | |,3 |3 |

|из них: | | | | | | | | | | | | |

|налоги на прибыль|117|7,2|41,|2,5|76,|4,7|96,|4,3|32,|1,4|64,|2,8|

| |,6 | |5 | |1 | |7 | |5 | |2 | |

|подоходный налог |36,|2,2|3,3|0,2|33,|2,0|56,|2,5|5,1|0,2|51,|2,3|

|с физ. лиц |6 | | | |3 | |6 | | | |5 | |

|налог на доб. |95,|5,9|71,|4,4|23,|1,5|143|6,4|101|4,5|42,|1,9|

|стоим |7 | |8 | |9 | |,9 | |,8 | |1 | |

|акциз |24,|1,5|17,|1,1|6,5|0,4|53,|2,4|45,|2,0|8,1|0,4|

| |0 | |5 | | | |4 | |3 | | | |

|платежи за исп. |12,|0,8|3,0|0,2|9,3|0,6|21,|0,9|4,3|0,2|16,|0,7|

|природ. рисур. |3 | | | | | |2 | | | |9 | |

|неналоговые |53,|3,2|41,|2,5|11,|0,7|57,|2,5|42,|1,9|15,|0,7|

|доходы |4 | |5 | |9 | |2 | |2 | |0 | |

|из них: | | | | | | | | | | | | |

|от внш. эконом |23,|1,4|23,|1,4|0,1|0,0|16,|0,7|16,|0,7|0,0|0,0|

|деят. |4 | |3 | | | |9 | |9 | | | |

|от прод. |6,1|0,4|4,8|0,3|1,3|0,1|2,6|0,1|0,8|0,0|1,8|0,1|

|принадлеж гос. | | | | | | | | | | | | |

|имущ. | | | | | | | | | | | | |

|от реал. гос. |8,1|0,5|8,1|0,5|- |- |17,|0,8|17,|0,8|- |- |

|запасов | | | | | | |7 | |7 | | | |

|безвозмездное |2,7|0,2|1,3|0,1|37,|2,3|3,5|0,2|0,0|0,0|49,|2,2|

|перечис. | | | | |6 | | | | | |8 | |

|от целев. бюджет.|18,|1,1|15,|0,9|3,0|0,2|28,|1,2|22,|1,0|5,1|0,2|

|фондов |3 | |3 | | | |0 | |9 | | | |

|РАСХОДЫ |486|29,|275|16,|247|15,|652|28,|356|15,|342|15,|

| |,1 |8 |,2 |8 |,0 |1 |,7 |9 |,2 |8 |,8 |2 |

|в том числе на: | | | | | | | | | | | | |

|гос. управление |11,|0,7|4,4|0,3|7,5|0,4|17,|0,8|5,4|0,2|11,|0,5|

| |9 | | | | | |2 | | | |8 | |

|междун. деят. |27,|1,7|27,|1,7|- |- |26,|1,2|26,|1,2|- |- |

| |3 | |3 | | | |7 | |7 | | | |

|нац. оборону |49,|3,0|49,|3,0|- |- |63,|2,8|63,|2,8|- |- |

| |6 | |6 | | | |9 | |9 | | | |

|правоох. деят и |27,|1,6|20,|1,2|7,0|0,4|39,|1,7|28,|1,3|10,|0,5|

|обес безопас. |2 | |2 | | | |2 | |5 | |7 | |

|пром., энерг. и |35,|2,1|26,|1,6|8,5|0,5|38,|1,7|26,|1,2|12,|0,6|

|строит. |3 | |8 | | | |9 | |2 | |7 | |

|сел/хоз. и рыбол.|22,|1,3|7,0|0,4|15,|0,9|25,|1,1|8,5|0,4|16,|0,7|

| |3 | | | |3 | |2 | | | |7 | |

|соц.- культ. |129|7,9|19,|1,2|109|6,7|188|8,4|27,|1,2|160|7,1|

|мероп |,1 | |6 | |,5 | |,4 | |5 | |,9 | |

|прочие расходы |183|11,|120|7,4|99,|6,2|253|11,|169|7,5|130|5,8|

| |,4 |5 |,3 | |2 | |,2 |2 |,5 | |,0 | |

|ДЕФИЦИТ |49,|3,0|43,|2,6|6,0|0,4|94,|4,2|74,|3,3|19,|0,9|

| |1 | |1 | | | |2 | |3 | |9 | |

Список литературы.

1. Рябушкин Б.Т. «Основы статистики финансов» М.: Финстатинформ. 1997.

2. Антонов Н.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки. М.:

Финстатиниформ, 1995.

3. Теслюк И.Е. Статистика финансов: Учебное пособие. Минск: Высшейш. шк.,

1994.

4. Статистический сборник 1997г. Госкомстат России.

Содержание

Введение 1

1. Методы статистики государственных финансов и налогообложения. 1

Задачи статистики государственных финансов и налогообложения. 1

Определения и показатели статистики государственного бюджета 2

Бюджетная классификация и особенности статистики государственного бюджета

Российской Федерации. 6

Возможные направления развития статистики государственных финансов. 12

2. Статистика денежного обращения и кредита. 13

Задачи статистики денежного обращения и кредита. 13

Категории, классификации и система статистических показателей денежного

обращения. 13

Категории, классификации и система статистических показателей кредита. 18

Заключение. 22

Приложение. 23

Список литературы. 24

Содержание 25

-----------------------

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]??

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.