реферат скачать
 

Современные методы статистики финансов

к современным российским условиям и особенностям государственного

управления. В частности, изменения в классификации вызваны необходимостью

осуществления контроля за привлечением заемных средств, изменением

золотовалютных резервов, совокупных долговых обязательств государства,

появлением новых расходов, трансфертных отношений с административными

территориями. Укрупненная классификация статей доходов государственного

бюджета приводится ниже.

Налоговые доходы

1. Налоги на прибыль (доход), прирост капитала

2. Налоги на товары и услуги, лицензированные и регистрационные сборы

3. Налоги на совокупный доход

4. Налоги на имущество

5. Платежи за пользование природными ресурсами

6. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

7. Прочие налоги, пошлины и сборы

Неналоговые поступления

1. Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной

собственности, или от деятельности

2. Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и

муниципальной собственности

3. Доходы от реализации государственных запасов

4. Доходы от продажи земли и нематериальных активов

5. Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников

6. Административные платежи и сборы

7. Штрафные санкции, возмещение ущерба

8. Доходы от внешнеэкономической деятельности

9. Прочие неналоговые доходы

10. Безвозмездные перечисления:

a) нерезидентов и бюджетов других уровней;

b) государственных внебюджетных фондов;

c) государственных организаций;

d) наднациональных организаций.

График 3. Налоговые поступления

по годам

Группировка доходной части отечественного бюджета на налоговые и

неналоговые поступления - свидетельство сближения отечественной

классификации с международными стандартами.

Важно, что российская классификация допускает отклонения от

международных стандартов. Согласно последним, доходы должны делиться на

общие доходы и полученные официальные трансферты. В свою очередь общие

доходы группируются на текущие доходы и доходы от операций с капиталом.

Платежи за использование природных ресурсов отражены в группе "налоговые

доходы", что не соответствует международным стандартам.

В части расходов в новой классификации используются в соответствии с

международными рекомендациями функциональный, экономический и ведомственный

принципы группировки бюджетных расходов. Традиционные и приоритетные для

конкретного исторического этапа направления деятельности государства

вытекают из его основных функций. Функциональная классификация расходов

бюджетов Российской Федерации представляет собой группировку расходов

бюджетов всех уровней, отражающую направления финансов на выполнение

основных функций государства (государственное управление, обеспечение

внутренней и внешней безопасности, международная деятельность, содействие

научно-техническому прогрессу, социально-экономическое и культурное

развитие).

Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации

1. Государственное управление и местное самоуправление

2. Судебная власть

3. Международная деятельность

4. Национальная оборона

5. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

6. Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу

7. Промышленность, энергетика и строительная индустрия

8. Сельское хозяйство и рыболовство

9. Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология,

картография и геодезия, стандартизация и метрология

10. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика

11. Развитие рыночной инфраструктуры

12. Жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство

13. Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и

стихийных бедствий

14. Образование

15. Культура и искусство

16. Средства массовой информации

17. Здравоохранение и физическая культура

18. Социальная политика

19. Обслуживание и погашение государственного долга

20. Пополнение государственных запасов и резервов

21. Региональное развитие

22. Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных

договоров

23. Прочие расходы

График 4.Государ-ственные расходы

за 1996 г.

В функциональной классификации расходов бюджета выделены три группы

расходов:

. текущие (закупки товаров и оплата услуг, выплаты процентов, субсидии и

текущие трансферты);

. капитальные (капитальные вложения в основные фонды, создание

государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных

активов, капитальные трансферты);

. предоставление кредитов за вычетом погашения (платежи органов

государственного управления, в результате которых у них появляются

финансовые требования по отношению к другим экономическим единицам, либо

они приобретают долевое участие в акционерном капитале предприятий минус

поступления, уменьшающие объем или погашение подобных требований или

долевого участия в акционерном капитале).

Ведомственная классификация расходов бюджета в основе имеет

ведомственный признак группировки. Первым уровнем ведомственной

классификации является перечень прямых получателей средств из федерального

бюджета. Этот перечень содержит 168 адресов. Выделены все федеральные

министерства и наиболее важные ведомства. Кроме того, как принято в других

странах, в качестве самостоятельных организационных компонентов показаны

органы законодательной, судебной власти и исполнительный аппарат президента

и правительства.

Возможные направления развития статистики государственных финансов.

Направления развития статистики государственных финансов определены в

готовящейся новой версии международного стандарта по данной статистике. Эта

работа возглавляемая Международным валютным фондом (МВФ), в 1996 - 1997 гг.

находилась в стадии завершения. Статистика государственных финансов (СГФ)

будет развиваться в направлении дальнейшей интеграции с системой

национальных счетов (СНС), в то же время сохраняются некоторые традиционные

подходы и классификационные схемы, отражающие специфические функции системы

показателей, призванных характеризовать налогово-бюджетную политику.

Одно из самых серьезных изменений, предлагаемых к внедрению, - переход

в учете операций на метод начислений (как в СНС). То есть, экономические

потоки в статистике государственных финансов должны регистрироваться в

момент создания, преобразования, обмена, передачи или ликвидации

экономической стоимости. Следовательно, учету должны подлежать все

экономические (а не только кассовые) потоки.

В проекте новой редакции международного стандарта по СТФ операции в

натуральной форме включаются в главные аналитические агрегаты, что

обусловлено переходом на метод начислений. В международном стандарте СГФ

1986 г. такие операции выносились в справочные статьи и не фигурировали в

составе основных аналитических агрегатов. Изменяются принципы

балансирования статей доходов и расходов.

В качестве общего принципа в подготавливаемой новой версии

международного стандарта по статистике государственных финансов

используется принцип учета операций на основе фактических цен,

согласованных участвующими в экономических операциях единицами. Активы и

обязательства выражаются в текущих ценах, действовавших на момент, к

которому относится балансовый отчет. Внутренние операции оцениваются в

текущих ценах на момент регистрации операций.

Предполагается расширить содержание классификационной позиции

«социальные отчисления» и наряду с обязательными отчислениями в

соответствующие фонды включить в нее также добровольные отчисления

работодателей, наемных работников, самостоятельно занятых работников и лиц,

не относящихся к рабочей силе (согласованно с классификацией занятости по

социальному статусу). Это предложение аргументируется обеспечением

симметричности в учете доходов и расходов и согласованием с требованиями

СНС ООН 1993 г.

Вполне вероятны в будущем уточнение и развитие классификаций расходной

части бюджета, которые рекомендованы в международных стандартах по

статистике государственных финансов. Дается более четкая дефиниция

расходным статьям бюджета. Функциональная и экономическая бюджетные

классификации должны быть скоординированы между собой таким образом, чтобы

обеспечить возможность проводить перекрестную классификацию расходных

статей бюджета по функциям и экономическим типам. Таким образом, возможно

сопряжение систем СГФ и СНС.

2. Статистика денежного обращения и кредита.

Задачи статистики денежного обращения и кредита.

Денежное обращение - это движение денег во внутреннем обороте в

наличной и безналичной форме в процессе обращения товаров, оказания услуг и

совершения различных платежей. Денежное обращение обслуживает движение не

только товаров и услуг, но и ссудного и фиктивного капитала. Значительная

часть платежного оборота в странах рыночной экономики приходится на

финансовые операции, т.е. на сделки с различными видами ценных бумаг,

ссудные операции, налоговые платежи и прочие финансовые сделки. Большая

часть денежного оборота осуществляемся в безналичной форме, что связано с

резким увеличением платежно-расчетных операций.

Денежно-кредитное регулирование - составная и важнейшая часть

мероприятий правительства по регулированию рыночной экономики. Это система

мероприятий государства, направленных на стабилизацию денежного обращения,

валютной системы, улучшение функционирования кредитной системы. Путем

изменения денежной массы кредитных ресурсов государство воздействует на

экономику.

Задачи статистики денежного обращения сводятся к следующему:

. определение денежной массы и ее структуры;

. отображение денежного обращения и оценка факторов, влияющих на

обесценивание денег;

. характеристика кредитной политики;

. статистическое изучение форм кредита;

. изучение ссудного процента.

Категории, классификации и система статистических показателей денежного

обращения.

Система статистических показателей, характеризующих денежное обращение,

опирается на категории, связанные с функциями денег, определениями денежной

массы и ее структуры.

1. Деньги в качестве меры стоимости используются для измерения, сравнения

стоимостей различных товаров и услуг.

2. Деньги выполняют функцию средства обращения, если используются для

покупки товаров и оплаты услуг. Являясь всеобщим эквивалентом, деньги

позволяют производить куплю-продажу разнообразных товаров, они

принимаются каждым продавцом и обеспечивают всеобщую покупательную

способность.

3. Деньги являются средством накопления. Эта функция состоит в сохранении

стоимости, образующейся после реализации товаров и услуг, для совершения

операций в будущем.

4. Во внешнеэкономических отношениях деньги функционируют как мировые

деньги.

В соответствии с указанными функциями система показателей, отображающих

систему денежных отношений, включает следующие показатели:

. денежную массу, ее структуру;

. обеспеченность денежными знаками обращения общественного производства и

покупательная способность денежной единицы (национальной валюты);

. операции на счетах, с депозитами, золотым запасом государства;

. операции с валютой в международных экономических отношениях.

В процессе обращения товаров, оказания услуг и совершения различных

платежей осуществляется движение денег во внутреннем обороте в наличной и

безналичной форме. Всю денежную массу можно представить как совокупный

денежный агрегат (обозначим его М3), включающий в качестве составных частей

денежные агрегаты М0, М1, М2. При построении этих агрегатов каждая

последующая величина возрастает на предыдущую.

М3 - денежная масса в обороте, измеряемая совокупным объемом

покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и

принадлежащих частным лицам, предприятиям и государству.

Переход от денежного агрегата М0 к денежному агрегату М3 покажем на

примере стандартов МВФ (табл. 2).

Как видно из табл. 2, международными стандартами предусмотрено от 4 до

7 показателей денежной массы. В статистике ООН предпочтение отдается

показателю, объединяющему наличные и депозитные деньги. МВФ рассчитывает

общий для всех стран показатель М1 (как совокупность наличных денег и всех

видов чековых вкладов) и показатель "квазиденьги" (срочные и сберегательные

банковские счета и наиболее ликвидные финансовые инструменты, образующиеся

на рынке). В банковской статистике развитых стран выделяются от трех

показателей денежной массы (в Германии, Швейцарии) до десяти (во Франции).

В США и Италии выделяются четыре основных показателя, в Англии - пять

показателей.

Таблица 1

|Денежные агрегаты |Инструменты |

|М0 - денежная наличность |Национальная денежная наличность |

|М1 – деньги в узком смысле |М0 плюс депозиты до востребования |

|слова | |

|М2 - деньги в узком смысле |М1 плюс срочные и накопительные депозиты; |

|слова плюс близкие |депозиты в ин. валюте; депозитные |

|категории |сертификаты; перекупаемые ценные бумаги по|

| |соглашению. |

|М3 – деньги в широком |М2 плюс дорожные чеки, коммерческие бумаги|

|смысле слова | |

|от М4 к М6 или агрегат L |М3 плюс ликвидные государственные ценные |

|(ликвидность) |бумаги; свободно обращающиеся облигации; |

| |пассивы других финансовых посредников. |

В России исчисляются четыре показателя. В российской практике категория

"совокупная денежная масса" (денежный агрегат М3) близка международным

стандартам, хотя имеются некоторые различия в понимании и в трактовке ее

составляющих - денежных агрегатов М1, М2.

В России в качестве наиболее универсального показателя денежной массы

применяется денежный агрегат М2

За 1992—1996 гг. денежная масса увеличилась с 0,9 до 220,8 трлн. руб.,

в том числе денежный агрегат М0 на 1 января 1996 г. равнялся 80,8 трлн руб.

Таким образом, доля наличных денег в совокупной денежной массе – М2 (сумма

наличных денег в обращении, средств на расчетных, текущих и специальных

счетах предприятий, граждан и местных бюджетов, депозитов населения и

предприятий в коммерческих банках, депозитов населения в Сбербанке до

востребования, средств Госстраха и срочных депозитов в Сбербанке) составила

36,6% (для сравнения: в Казахстане - 41,2%).

Самостоятельным компонентом денежной массы является показатель

«денежная база». Денежная база включает денежный агрегат М0 плюс денежные

средства в кассах банков, обязательные резервы коммерческих банков в

Центральном банке. Для контроля за динамикой денежной массы, анализа

возможностей коммерческих банков расширять объемы кредитных вложений в

экономику используется показатель «денежный мультипликатор». Денежный

мультипликатор - это коэффициент, который служит мерой увеличения денежной

массы в обороте за счет роста банковских резервов. Он рассчитывается по

формуле:

[pic]

где М2 – денежная масса в обращении;

H – денежная база;

С – наличность;

D – депозиты;

R – резервы коммерческих банков;

Предельная величина денежного мультипликатора равна величине обратной

ставки обязательных резервов, устанавливаемых Центральным банком для

коммерческих банков.

Вопросы соответствия количества денежных знаков объему обращения и

факторов обесценения денег статистически изучаются посредством ряда

показателей, среди которых:

1. количество денежных единиц, необходимых в данный период для обращения;

2. масштабы опережения произведения количества денег на скорость обращения

над произведением уровня цен на товарную массу;

3. показатель инфляции.

График 5. Поступления

денежных средств за 1996 г.

В соответствии с экономическим законом денежного обращения в каждый

данный период количество единиц, необходимых для обращения (Д),

определяется следующей формулой:[pic]

[pic]

где Ц - сумма цен товаров, подлежащих реализации;

В - сумма цен товаров, платежи по которым выходят за рамки данного периода;

П - сумма цен товаров, проданных в прошлые периоды, сроки платежей по

которым наступили;

ВП — сумма взаимопогашаемых платежей;

С. о — скорость оборота денежной единицы (сколько раз в году оборачивается

рубль).

В упрощенном виде эта формула выглядит так:

[pic]

где М - масса реализуемых товаров;

СЦ - средняя цена товара.

Из вышеприведенной формулы получаем равенство (уравнение обмена):

[pic]

Следовательно, произведение количества денег на скорость обращения

(Д*С.о) равно произведению товарной массы на уровень цен (М*СЦ). Когда

равенство нарушается Д*С.о > М*СЦ, происходит обесценение денег.

Таблица 2.Структура формирования и использования денежных средств по

основным отраслям экономики. (в процентах).

| |1995 |1996 |

| |Все|в том числе |Всег|в том числе |

| |го | |о по| |

| |по | |отр.| |

| |отр| |экон| |

| |.эк| |. | |

| |он.| | | |

| | |пром|сел.|стро|тран| |пром|сел.|стро|тран|

| | |. |/ |ит. |сп | | |/ |ит. |сп |

| | | |хоз | | | | |хоз | | |

|Поступило ден. |100|100 |100 |100 |100 |100 |100 |100 |100 |100 |

|средств | | | | | | | | | | |

|в том числе: | | | | | | | | | | |

|выручка от реализ.|62,|62,4|73,2|74,2|56,4|44,9|48,6|65,2|48,3|54,6|

|тов., прод., |0 | | | | | | | | | |

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.