реферат скачать
 

Современные методы статистики финансов

Современные методы статистики финансов

Введение

Финансы - реально существующие в обществе производственные отношения,

имеющие денежную форму выражения. Распределение и перераспределение

стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных

средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Объект

статистического изучения финансов включает образование и использование

финансовых ресурсов, кредит и денежное обращение. Финансы - неотъемлемая

часть рыночных отношений и одновременно инструмент государственного

регулирования. В рамках курса национального счетоводства и

макроэкономической статистики особое внимание следует обратить на

статистику государственных финансов, денежного обращения и кредита, которые

являются взаимосвязанными процессами на макроуровне.

1. Методы статистики государственных финансов и налогообложения.

Задачи статистики государственных финансов и налогообложения.

Государственные финансы - важная сфера финансовой системы страны. Под

государственными финансами понимаются денежные отношения по поводу

распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта и

валового национального дохода, а также части национального богатства,

связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и

его предприятий и использованием государственных средств на нужды обороны и

управления, социально-культурные потребности членов общества,

производственно-экономические и научно-технические программы. Согласно

отечественным традициям государственные финансы включают бюджеты различных

уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный

кредит, финансы государственных предприятий.

Важную роль в составе государственных финансов играют бюджетные

взаимосвязи на федеральном, территориальном и местном уровне. С помощью

бюджетных отношений в распоряжение государственных структур мобилизуется

значительная часть национального дохода. Отдельное звено в составе

государственных финансов образуют внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды

различают по функциональному назначению (имеющие экономический, социальный

или природоохранный характер) и по уровням управления (общегосударственный,

территориальный и региональный). Тенденции развития статистики

государственных финансов таковы, что показатели собственно бюджета и

показатели внебюджетных фондов могут отражаться в едином блоке - статистике

государственного бюджета. Так как в условиях рыночной экономики

преобладающая часть доходной части бюджета - это налоговые поступления, то

имеет смысл рассмотреть статистику государственных финансов под углом

зрения бюджета.

Государственный бюджет - важный инструмент государственного

регулирования экономики. Он определяет формы и методы образования

государственных финансовых ресурсов и направления их использования в

интересах общества и особенно социально слабо защищенных категорий

населения. Основной задачей статистики государственного бюджета является

характеристика основных его параметров, определяющих содержание и

направленность фискальной политики. Более конкретно эта задача состоит в

том, чтобы определить:

. общую величину доходов и расходов государственного бюджета, размер

превышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами

(профицит);

. структуру доходов государственного бюджета;

. структуру расходов государственного бюджета;

. источники финансирования бюджетного дефицита;

. размеры государственного внутреннего долга;

. размеры и структуру налогообложения, эффективность проведения

государством фискальной политики;

. влияние фискальной политики на экономический рост и уровень жизни;

. эффективность проведения государством фискальной политики.

Практическая статистика государственных финансов обобщает данные и

подготавливает статистическую информацию, необходимую для анализа и

планирования деятельности органов государственного управления и выработки

экономической политики. Несмотря на важную роль международных стандартов в

реформировании отечественной статистики вообще и статистики

государственного бюджета в частности, организационно-ведомственная

структура экономики и особенности практической деятельности органов

государственного управления отражаются в отечественной статистике.

Определения и показатели статистики государственного бюджета

Одной из важнейших категорий, применяемых в статистике государственного

бюджета, является "сектор государственного управления". Важность этой

категории состоит в том, что определение сектора позволяет установить тот

круг институционных единиц - государственных организаций и учреждений,

доходы и расходы которых подлежат отражению в государственном бюджете. В

этот сектор входят единицы, деятельность которых связана с выполнением

государством функции управления. Эта функция заключается в проведении

государственной политики посредством предоставления услуг нерыночного

характера и в перераспределении доходов и богатства.

Характер системы статистических показателей государственного бюджета

определяют категории, которые отражают природу различных хозяйственных

операций, осуществляемых органами государственного управления с единицами,

относящимися к другим секторам экономики. Это такие категории, как:

. поступления или платежи;

. поступления (платежи) невозвратные или возвратные;

. поступления (платежи) возмездные или невозмездные;

. текущие или капитальные поступления (платежи);

. приобретение финансовых активов или принятие обязательств;

. приобретение финансовых активов в целях проведения государственной

политики или для управления ликвидностью.

Определение этих категорий важно для правильного отражения

экономических операций, имеющих различную экономическую природу, например

распределительных операций и операций, имеющих перераспределительный

характер, или для поступления ресурсов в доходную часть бюджета, с одной

стороны, и поступления ресурсов, не увеличивающего доходную часть бюджета,

а финансирующего бюджетный дефицит, - с другой.

В действующем международном стандарте по статистике государственных

финансов подчеркивается, что в статистике государственного бюджета учет

производится на кассовой основе (т.е. на основе регистрации фактических

денежных потоков), в то время как в СНС - на основе начисленных сумм или,

другими словами, на момент возникновения дебиторской и кредиторской

задолженности. Тем не менее необходимо обратить внимание на то, что в

процессе пересмотра стандартов сбора и обработки статистических показателей

по государственным финансам, начатого Международным валютным фондом в 1995

г., предполагается перейти от регистрации по преимущественно кассовому

методу к регистрации по методу начислений. Предполагаемые нововведения

обеспечат совместимость с СНС ООН 1993 г., по крайней мере по способу

регистрации операций. Кроме того, это обеспечит более полный охват

показателей запасов и потоков, имеющих отношение к правительству, в том

числе операций и обязательств не денежного характера, позволит ввести в

систему статистики государственных финансов важные показатели, измеряющие

не денежные потоки (потребление основного капитала, списанные безнадежные

долги и др.).

К основным показателям государственного бюджета относятся:

Доходы как поступления в бюджет включают в себя обязательные

безвозвратные платежи, поступающие в бюджет. Доходы делятся на текущие и

капитальные. Текущие доходы включают налоговые и неналоговые поступления.

Налоги - это обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи,

взыскиваемые государственными органами с целью удовлетворения

государственных потребностей. В налоги включается также прибыль,

переводимая фискальными экспортными и импортными государственными

монополиями, а также прибыль от государственных монопольных закупок и

продаж иностранной валюты (доходы акцизного типа).

Налоговые поступления включают возмездные поступления (доходы от

собственности, сборы, поступления от продажи товаров, услуг и случайных

продаж, кассовую прибыль ведомственных предприятий) и некоторые

безвозмездные поступления.

Официальные трансферты в государственном бюджете - это безвозмездные,

невозвратные, необязательные поступления, имеющие нерегулярный,

единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, которые

получены от других органов государственного управления (отечественных и

зарубежных) или международных организаций. Поступления же безвозмездных,

невозвратных, необязательных платежей из негосударственных источников

включаются в категорию доходов.

Расходы включают все невозвратные платежи независимо от того, являются

ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются -

текущих или капитальных. Трансфертные платежи другим органам

государственного управления включаются в расходы и не выделяются в

самостоятельную категорию.

Кредитование минус погашение (чистое кредитование) включает операции

органов государственного управления с финансовыми требованиями другим

секторам, осуществляемые в целях проведения государственной политики. В

данную категорию включается предоставление ссуд и приобретение акций за

вычетом сумм полученных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата

собственного капитала.

В статистике государственных финансов чистое кредитование объединяется

с расходами и рассматривается как фактор, определяющий бюджетный дефицит.

Если кредитование осуществляется между различными структурами или уровнями

государственного управления, то две стороны одной операций кредитования

будут отражаться асимметрично, а именно: орган-кредитор показывает

кредитование, объем которого определяет дефицит, а орган-заемщик -

заимствование с целью финансирования дефицита. Следует отметить

асимметричную трактовку в статистике государственного бюджета кредитования

и заимствования. Кредитование рассматривается как статья расходов,

оказывающая непосредственное влияние на расчеты дефицита в разные годы,

тогда как заимствование не включается в доходную часть бюджета, а

рассматривается как источник финансирования дефицита.

Дефицит государственного бюджета исчисляется как сумма доходов и

полученных трансфертов за вычетом суммы расходов и «кредитования минус

погашение».

Общий объем финансирования дефицита (профицита) равен величине дефицита

(профицита) с противоположным знаком. С точки зрения финансирования

дефицита последний может быть определен:

Дефицит = (Заимствование - Погашение долга) + Уменьшение остатков

ликвидных финансовых средств.

В результате накопления бюджетного дефицита образуется государственный

долг. Государственный долг - неоплаченная сумма официально признанных

прямых обязательств органов государственного управления перед другими

секторами экономики и остальными странами мира, которая образовалась в

результате их операций в прошлом и должна быть погашена посредством

операций этих органов в будущем или переоформлена в бессрочный долг. В

государственный долг не включаются: внутриструктурные и межструктурные

долги различных подсекторов государственного управления, для которых

составляется статистика, и обязательства органов денежно-кредитного

регулирования, связанные с эмиссией наличных денежных средств, а также

График 1. Дефицит консолидированного бюджета РФ (в процентах от ВВП).

прочие обязательства этих органов; необслуживаемые долги, выплата процентов

по которым прекращена на неопределенный срок по договоренности между

кредитором и должником или в одностороннем порядке, а также любая текущая

задолженность по неоплаченным обязательствам.

Для аналитических целей наряду с основными применяются и другие

показатели, в совокупности призванные характеризовать роль бюджета в

проведении экономической и социальной политики государства.

Итог финансовой деятельности государства выражается, как указывалось, в

превышении расходов над доходами (дефиците). Принято считать нормальным

финансовое положение страны, если уровень бюджетного дефицита (к ВВП) не

превышает 3%. Важно и то, каким образом покрывается дефицит

государственного бюджета (инфляционным или не инфляционным способом),

каково соотношение внутренних и внешних источников финансирования

бюджетного дефицита. В Российской Федерации с 1995 г. внутреннее

финансирование дефицита федерального бюджета стало обеспечиваться не

инфляционными способами - за счет операций с ценными бумагами, а также

кредитов Центробанка. Во второй половине 90-х годов финансирование

бюджетного дефицита за счет внутренних и внешних источников осуществлялось

примерно в равных долях.

Анализ выполнения бюджета (для России возможны следующие варианты:

консолидированный бюджет, федеральный и территориальные бюджета) может быть

осуществлен путем исчисления относительных величин выполнения плана по

доходам и расходам в целом, а также в разрезе их видов и целевого

использования. Статистика может измерить влияние факторов, обусловивших

отклонения от плана. Например, исходными для налоговых доходов могут быть

два фактора: изменение налоговой базы и изменение налоговой ставки.

Влияние первого фактора - размера налоговой базы на абсолютный прирост

величины налога - можно рассчитать по формуле

Прирост Нб = (Б/1 - Б/О)С/О.

Абсолютный прирост величины налога, обусловленный соответственно

изменением налоговой ставки, рассчитывается по формуле

Прирост Нс = (С/1 - С/О)Б/1,

где Прирост Нб и Прирост Нс - абсолютный прирост величины налога,

обусловленный соответственно изменением налоговой базы и налоговой ставки;

Б/1 и Б/0 - размер налоговой базы в отчетном и базисном (плановом)

периодах;

С/1 и С/О - уровень налоговой ставки в отчетном и базисном периодах.

Алгебраическая сумма прироста налогов за счет этих двух факторов должна

показать общий прирост суммы налоговых доходов по анализируемому виду

налогов.

Бюджетная классификация и особенности статистики государственного бюджета

Российской Федерации.

Бюджетная классификация является методологическим документом,

отражаюёщим порядок составления и использования бюджетов. Регламентация

источников дохода и направлений расходования бюджетных средств -

обязательное условие составления и исполнения бюджетов. Это достигается

посредством определенной группировки доходов и расходов бюджетов и правил

отнесения их к той или иной группе. Такая научно обоснованная группировка

доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам

классификации группировочных кодов представляет собой бюджетную

классификацию. Она обеспечивает единство финансовых показателей, унификацию

учета и отчетности органов государственного управления и сопоставимость

бюджетов всех уровней.

Общие принципы построения современной российской бюджетной

классификации закреплены в законе "О бюджетной классификации Российской

Федерации", принятом Государственной думой 7 июня 1996 г. Ее внедрение

началось с отчетного 1995 г. В дореформенный период государственная

статистика финансов отражала нерыночные отношения и сложившуюся структуру

управления с централизованно планировавшейся экономикой. Одним из важнейших

отличий действовавшей схемы государственного бюджета в республиках бывшего

СССР от международных стандартов являлась трактовка заимствования. В

международных стандартах заимствования не рассматриваются как часть доходов

государственного бюджета. Тем самым статистическое отображение соотношения

доходов и расходов, дефицита (или профицита) государственного бюджета

давалось по другой методологии, нежели это принято в международных

стандартах, а полученные таким образом данные были несопоставимы с

величинами аналогичных показателей, исчисленных в соответствии с

международными стандартами по статистике государственных финансов, в свою

очередь скоординированной с СНС. Новая российская бюджетная классификация

разработана на основе рекомендаций международных финансовых организаций, в

частности Международного валютного фонда, анализа существующих бюджетных

классификаций других стран, но с учетом российской специфики. В

соответствии с законом "О бюджетной классификации Российской Федерации"

бюджетная классификация включает:

. классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;

. функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации и

экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

. классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов

Российской Федерации;

. классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального

бюджета;

. классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов

федерации;

. классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов

Российской Федерации;

. ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Новая классификация претерпела ряд принципиальных изменений в понимании

как доходных, так и расходных статей государственного бюджета страны,

вступившей на путь реформирования экономики. Бюджетная классификация

расширена по числу показателей, используемых в процессе составления и

использования бюджета. В ней наряду с блоками "Доходы" и "Расходы"

появились новые блоки - "Финансирование бюджета" и "Государственный долг".

Всего в составе бюджетной классификации Российской Федерации 12 блоков, из

них 11 - классификации расходов бюджетов, 1 - классификация доходов.

График 2. Соотношение доходов

и расходов

Трактовка доходной и расходной частей бюджета сблизилась с требованиями

международных стандартов, что позволяет в явной форме трактовать категорию

бюджетного дефицита. Введены категории налоговых и неналоговых доходов.

Международная функциональная бюджетная классификация расходов адаптирована

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.