реферат скачать
 

Рынок ценных бумаг

Bank, Barclays Bank, Swiss Bank Corporation и др. Возможность работы на

финансовых рынках Азии, Европы и Америки стала доступной, благодаря их

объединению в одну глобальную коммуникационную сеть. 24-х часовой доступ на

валютный рынок позволяет открывать и закрывать позиции в наиболее

благоприятное время и по лучшей цене. Большие прибыли могут быть получены

при относительно небольшом депозите в течение короткого промежутка времени.

Для открытия позиции достаточно одного телефонного звонка или простого

нажатия на клавишу "мыши" (при проведении операций с помощью нашей

информационно-торговой системы).

В России рынок Форекс появился в 90-х годах ХХ века с началом развития

свободных рыночных отношений. Наиболее передовые банки быстро

сориентировались и поняли, что на этом рынке можно получать значительную

прибыль. Были открыты дилинговые отделы, занимающиеся спекулятивными

операциями на валютном рынке. Специалисты этого профиля быстро выросли в

цене и нашли себе применение не только в российских, но и в западных

банках. С каждым годом число трейдеров неуклонно растет.

Глава 3. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

3.1. Особенности развития рынка ценных бумаг в России.

РЦБ в РФ существовал в дореволюционный период, период НЭПа в 20е годы, в

последующий период, но в довольно суженном и урезанном виде. Все эти этапы

существенно различаются определенной спецификой, дифференцией и глубиной

рассматриваемой категории.

Развитие капитализма в России в кон. 19 в. подтолкнуло к созданию

качественно новых товарно-денежных отношений и расширению внутреннего рынка

на базе капиталистических отношений.

Покупка и продажа ценных бумаг осуществлялась в основном через

фондовые биржи и центральный государственный банк России. Оборот акций

происходил через 3 основных биржи: Москвы, С.- Петербурга и Гельсингфорса.

Продажа и покупка облигаций и акций производилась главным образом через

Государственный Банк при активном посредничестве коммерческих банков.

В марте 1883 г. были утверждены первые «правила для сделок по покупке

и продаже фондов и акций» на бирже. Однако имелись в виду исключительно

сделки за наличные.

6 июня 1893 г. маклер, помогает покупать ценные бумаги на бирже. В

конце 19 в. назрела необходимость выделения фондовой торговли и создания

фондового отдела благодаря чему ограничивается круг лиц, которые могут

заниматься биржевыми операциями. Членов фондового отдела делят на

действительных членов и членов посетителей. И те и другие должны были иметь

промысловые свойства 1 разряда и уплачивать сбор за право посещать биржевые

собрания, участвовать в биржевой торговле могли только действительные

члены, при чем сделки должны были заключаться на территории биржи. Сделки

заключались на биржевом собрании.

10.01.1901 г. – правила по купле – продаже в С.-П.

1911 г. – 1617 акционерных компаний существовало в России

1912 – прибавилось 295 предприятий

1917 г. – фондовый рынок прекратил существование

В период НЭПа начинается некоторое оживление рынка за счет выпуска

гос облигаций и незначительной части акций в системе разрешенного частного

сектора.

Ликвидация подлинного рынка ценных бумаг была обусловлена в основном

развитием командно-административной системе управления, заменившей рыночные

отношения.

Особенность развития рынка ценных бумаг в РФ в начале 90-х гг.

заключалась в том, что рынок наполнялся ценными бумагами довольно хаотично,

что было обусловлено замедленными масштабами приватизации, а также

отсутствием систематизированного выпуска государственных ценных бумаг по

линии Министерства финансов и Центрального банка. Последнее требует особого

краткого исторического рассмотрения. Следом за выигрышными 3%-ными

облигациями в 1990 г. стали выпускаться государственные 5%-ные облигации

для населения и юридических лиц. В последующем процент по этим бумагам был

повышен до 10 в целях лучшего размещения. Однако эти бумаги не нашли

должного спроса у покупателей (как юридических, так и физических лиц).

Поэтому вся эмиссия была в основном приобретена еще существовавшим тогда

Государственным банком СССР. Отсутствие спроса на эти бумаги объяснялось

рядом причин. Во-первых, тогда еще не был создан реальный рынок ценных

бумаг, т.е. не было сравнительно широкого акционирования или интенсивного

выпуска акций. Во-вторых, доверие к государственным процентным бумагам со

стороны населения и юридических лиц было утрачено в связи с началом спада

производства и отсутствием разработки конкретной экономической программы

правительства.

В этой связи следует отметить, что Центральному банку необходимо было

создать свой рынок государственных ценных бумаг, его структуру и

классификацию государственных ценных бумаг. Это необходимо, прежде всего,

для укрепления российской финансовой системы, так как с помощью различных

видов бумаг и различных сроков их реализации может быть обеспечено

частичное покрытие бюджетного дефицита. Следует учесть опыт ряда ведущих

западных стран.

В начале 90-х гг. рынок ценных бумаг не был единым цельным организмом:

размещение и покупка государственных и частных ценных бумаг производились

разрозненно, независимо друг от друга, механизм конкуренции по существу не

действовал. Это объяснялось ограниченностью выпуска как государственных,

так и частных ценных бумаг на рынке.

В 1991—1992 гг. рынок ценных бумаг РФ был еще довольно аморфным,

поскольку не сложилась структура самого рынка. Дело в том, что на первом

этапе не было четкого разграничения между первичным рынком и вторичным

(биржевым). Пока рынок в основном был представлен фондовыми и товарными

биржами, которые поглощали основной поток частных ценных бумаг. Развитие же

первичного рынка ценных бумаг в структуре всего рынка возможно лишь при

условии развития следующих основных элементов: более широкой и активной

приватизации предприятий, компаний и ассоциаций; создания системы

первичного рынка и его посредников в лице инвестиционных банков и

брокерских фирм, которые могли бы осуществлять посредническую функцию между

эмитентами и инвесторами так, как это принято в мировой практике, в

частности в США, Канаде, странах Западной Европы и в Японии; объектом

реализации на первичном рынке должны были стать не столько акции, сколько

облигации компаний и предприятий.

Фондовые биржи также нуждались в определенных структурных изменениях. Их

деятельность в значительной степени зависит от массы поступления ценных

бумаг. При этом не следует забывать, что биржа — вторичный рынок, на

котором покупаются и продаются, как принято в мировой практике, ценные

бумаги старых выпусков, т.е. уже прошедших через первичный рынок. Дело в

том, что в РФ новые выпуски ценных бумаг, в основном акции, поступали на

фондовые и товарные биржи, минуя и не образуя, таким образом, первичный

рынок. В то же время, как показывает мировая практика, фондовые биржи в

основном специализируются на «переработке» старых выпусков ценных бумаг, в

основном акций, хотя через них проходит определенное количество также

частных и государственных облигаций. В то же время на фондовых биржах (в

основном континентальной Европы) реализуются также и эмиссии акций. Однако

это обусловлено прежде всего огромным объемом выпускаемых ценных бумаг.

Важной стороной совершенствования рынка ценных бумаг являлось его

правильное регулирование с помощью эффективного и эластичного

законодательства, которое было бы способно создать объективные правила игры

на рынке. Дело в том, что основные документы и инструкции по рынку ценных

бума(14 Положений Правительства) были приняты в конце декабря 1991 г.

Однако не был принят всеобъемлющий закон о ценных бумагах и биржах, как это

было сделано в свое время в западных странах. Так, в США такой закон был

принят в 1933 г. и скорректирован в 1934 г., но действует по настоящее

время. В Японии такой закон был принят после войны и в последующие годы

неоднократно корректировался в соответствии с качественной и структурной

динамикой рынка ценных бумаг.

Цель коррекции законов на Западе — это защита интересов вкладчика-

инвестора от всякого рода махинаций и мошенничеств.

Крупные скандалы в России на рынке ценных бумаг летом и осенью 1994 г.

показали, что принятые положения о ценных бумагах и бирже 1991 г. оказались

неэффективными для регулирования рынка. Это привело к большим финансовым

потерям многих физических и юридических лиц, так как многие компании

осуществляли эмиссию и продажу своих ценных бумаг без лицензирования со

стороны Центрального банка, Министерства финансов. Именно это

обстоятельство привело к реорганизации Комиссии по ценным бумагам и

фондовым биржам при Президенте РФ в Федеральную комиссию по ценным бумагам

и фондовому рынку, которая с ноября 1994 г. взяла на себя функции по

регулированию рынка ценных бумаг России согласно Указу Президента

Российской Федерации

В задачу новой комиссии входит прежде всего лицензирование эмитентов

ценных бумаг, обеспечение контроля за деятельностью банков и других

кредитно-финансовых учреждений, а также профессиональных участников рынка

ценных бумаг, создание и организация исполнительной дирекции данной

комиссии при Правительстве с целью эффективного регулирования рынка ценных

бумаг.

Из всего сказанного выше необходимо сделать вывод об особенностях

развития рынка ценных бумаг в России.

Во-первых, обычно развитие эффективных рынков ценных бумаг сопровождает

рост всей национальной экономики. В России зарождение и становление

фондового рынка, его довольно динамичное развитие происходит на фоне

постоянного спада производства. Такая диспропорция в динамиках рынка ценных

бумаг и общеэкономических процессов вызывает кризисные явления на этом

рынке. С другой стороны, недоразвитость и несовершенство самого фондового

рынка препятствуют преодолению тенденции к сужению воспроизводства.

Во-вторых, "непрозрачность" рынка, рискованность операций на нем,

преобладание долговых обязательств государства для покрытия бюджетного

дефицита вызывают доминирование краткосрочных ценных бумаг. А это, в свою

очередь, отвлекает свободные средства от долгосрочного инвестирования,

которое всегда является важнейшим фактором экономического роста.

В-третьих, дестабилизирующее влияние на российский рынок ценных бумаг

оказывают инфляция и инфляционные ожидания. Это характерно для всех стран в

переходный период. Риск обесценения денег сдерживает инвесторов от

долгосрочных вложений стратегического характера.

Зарубежный опыт свидетельствует, что негативное воздействие инфляции в

определенной мере преодолевается путем выпуска индексируемых ценных бумаг.

Доход по таким бумагам индексируется с поправкой на темп инфляции. В России

рынок индексируемых фондовых инструментов пока не создан, что усугубляет

пагубное воздействие инфляции на рынок ценных бумаг.

В-четвертых, серьезным препятствием на пути создания эффективно

функционирующего фондового рынка в России является несовершенство

законодательства и норм регулирования по ценным бумагам.

3.2. Современное состояние рынка ценных бумаг в России.

В России выбрана смешанная модель фондового рынка, на котором

одновременно и с равными правами присутствуют и коммерческие банки, имеющие

все права на операции с ценными бумагами, и небанковские инвестиционные

институты.

Рынок ценных бумаг в России - это молодой, динамичный рынок с быстро

нарастающими объемами операций, со все более изощренными финансовыми

инструментами и диверсифицированной регулятивной и информационной

структурой.

Современный российский фондовый рынок можно охарактеризовать по

следующим параметрам:

Участники рынка:

2400 коммерческих банков,

Центральный банк РФ (около 90 территориальных управлений),

Сберегательный банк (42000 территориальных банков, отделений, филиалов),

60 фондовых бирж,

660 институциональных фондов

более 550 негосударственных пенсионных фондов

более 3000 страховых компаний

саморегулируемая организация - Союз фондовых бирж .[5]

Объемы рынка:

Одним из наиболее объемных является рынок государственных долговых

обязательств, включающий:

долгосрочные и среднесрочные облигационные займы, размещенные среди

населения (более 30 млрд. руб.);

государственные краткосрочные облигации различных годов выпуска;

долгосрочный 30-летний облигационный займ 1991г. (с учетом вложений Банка

России 55-60 млрд. руб.);

внутренний валютный облигационный займ для юридических лиц (около 35.5

трлн. руб.);

казначейские обязательства (до 5 трлн. руб.).[6]

Рынок частных ценных бумаг:

эмиссия акций преобразованных в открытые акционерные общества

государственных предприятий (около 800-900 млрд. руб.);

эмиссия акций и облигаций банков (более 2 трлн. руб.);

эмиссия акций чековых инвестиционных фондов (2-2.5 трлн. руб.);

эмиссия акций вновь создаваемых акционерных обществ (75-76 трлн. руб.);

облигации банков и предприятий (50-60 трлн. руб.).

Качественные характеристики.

Российский фондовый рынок характеризуется следующим:[7]

небольшими объемами и неликвидностью;

"неоформленностью" в макроэкономическом смысле (неизвестно соотношение сил

на фондовом рынке и т.п.);

неразвитостью материальной базы, технологий торговли, регулятивной и

информационной инфраструктуры;

раздробленной системой государственного регулирования;

отсутствием государственной долгосрочной политики формирования рынка ценных

бумаг;

высокой степенью всех рисков, связанных с ценными бумагами;

значительными масштабами грюндерства, т.е. агрессивной политикой учреждения

нежизнеспособных компаний;

крайней нестабильностью в движениях курсов акций и низкими инвестиционными

качествами ценных бумаг;

отсутствием открытого доступа к макро- и микроэкономической информации о

состоянии фондового рынка;

инвестиционным кризисом;

отсутствием обученного персонала и крупных, заслуживших общественное

доверие инвестиционных институтов;

агрессивностью и острой конкуренцией при отсутствии традиций деловой этики;

высокой долей спекулятивного оборота;

расширением рынка государственных долговых обязательств и спроса

государства на деньги, что сокращает производительные инвестиции в ценные

бумаги.

3.3. Проблемы развития рынка ценных бумаг в России.

Формирование фондового рынка в России повлекло за собой возникновение,

связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых

необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка

ценных бумаг. В первую очередь, это конечно проблемы государственного

регулирования Р.Ц.Б.

В данном разрезе, возможно, выделить следующие ключевые проблемы

развития российского фондового рынка, которые требуют первоочередного

решения.

1. Преодоление негативно влияющих внешних факторов, т.е. хозяйственного

кризиса, политической и социальной нестабильности. Политические кризисы в

стране в первую очередь приводят к падению индекс РТС и котировок ценных

бумаг. Решение этой проблемы не просто найти, потому что разнообразие

политических партий вступает в противоречия с желанием власти установить

четкую вертикаль правящей власти. Хозяйственный кризис тоже до сих пор

отражается на рынке ценных бумаг. К тому же, как отмечалось выше, большую

часть современного Р.Ц.Б. составляют долговые обязательства, что не может

не отразиться на общем состоянии рынка. Выплаты государства по долгам

уменьшают его влияние на рынке ценных бумаг.

2. Целевая переориентация рынка ценных бумаг с первоочередного обслуживания

финансовых запросов государства и перераспределения крупных пакетов акций

на выполнение своей главной функции - направление свободных денежных

ресурсов на цели восстановления и развития производства в России.

В России большая часть ценных бумаг идет на нужды правительства, не

выполняя своей основной функции. А именно вложения ценных бумаг в развитие

производства способны вывести российскую экономику на качественно новый

уровень.

3. Улучшение качественных характеристик рынка:

наращивание объемов и переход в категорию классифицируемых рынков ценных

бумаг (для того, чтобы российский рынок был отнесен к разряду

развивающихся, размер капитализации рынка акций в процентах к номинальной

стоимости ВВП должен достигнуть 30-40%, т.е. увеличиться в 10-15 раз), что

невозможно без укрупнения и рекапитализации фондового рынка;

пресечение обращения на рынке суррогатов ценных бумаг и профессиональной

незаконной деятельности (контроль за данным процессом должны взять на себя

как государственные, так и саморегулируемые организации). Россия по

пиратству и мошенничеству прочно занимает место в десятке стран мира. Объем

пиратской продукции, например, достигает 85%. Примерно такая же ситуация

складывается и на рынке ценных бумаг, с той разницей, что ценные бумаги

имеют большую степень защиты, чем, скажем, та же видео продукция. Но даже,

несмотря на это, общая доля поддельных бумаг на российском рынке никак не

меньше 40%. Контроль над этим должны взять фирмы, как государственные, так

и частные. Причем, для вовлечения новых фирм в это дело должны

использоваться средства поощрения, а все эти фирмы должны объединиться под

эгидой комиссии по стандартам.

4. Повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо:

1) создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в

области восстановления рынка ценных бумаг и его текущего регулирования

(окончательный выбор модели фондового рынка (в настоящее время преобладает

ориентация на фондовый рынок США), а также определение доли источников

финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг); у

правительства не существует четкой политики по отношению к рынку ценных

бумаг. А это большой промах, ведь рынок ценных бумаг - это фактически

обязательный атрибут полноценно функционирующего государства.

2) формирование согласованной системы государственного регулирования

фондового рынка для преодоления раздробленности и пересечения функций

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.